Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:11, реферат
Я считаю, что тема, выбранная мной в данное время очень актуальна – на 4 декабря 2011 года назначены Выборы в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации VI созыва. Впервые Государственная дума будет избираться на пять лет. И в связи с этим событием каждая из партий-участников будет стараться обогнать конкурентов, создавая различные кампании, выдвигая новшества и предложения, дабы заполучить вожделенное кресло в Госдуме, а то и два (партия, которая наберет от 5 % до 6 % получит одно кресло в Госдуме, а набравшая от 6 % до 7 % — два кресла.)
1.Введение……………………………………………………………………стр. 2
2.Субъект и объект манипуляции………………………………………….. стр. 4
3.Основные приемы манипуляции………………………………………… стр. 8
4.Методы манипуляции…………………………………………………… стр. 11
5.“Чёрные технологии” манипулирования………………………………. стр. 14
6.Правила поведения для защиты от манипуляций……………………... стр. 17
7.Заключение………………………………………………………………. стр. 19
8.Список используемой литературы……
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2.Субъект и объект манипуляции………………………………………….. стр. 4
3.Основные приемы манипуляции………………………………………… стр. 8
4.Методы манипуляции…………………………
5.“Чёрные технологии” манипулирования………………………………. стр. 14
6.Правила поведения
для защиты от манипуляций……………
7.Заключение………………………………………………
8.Список используемой
литературы……………………………………... стр.
20
Для манипулирования гражданами лучше всего подходят лозунги, которые настолько глупы, что ни один средний разум не в состоянии в них вникнуть.
1.Введение
Я считаю, что тема, выбранная мной в данное время очень актуальна – на 4 декабря 2011 года назначены Выборы в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации VI созыва. Впервые Государственная дума будет избираться на пять лет. И в связи с этим событием каждая из партий-участников будет стараться обогнать конкурентов, создавая различные кампании, выдвигая новшества и предложения, дабы заполучить вожделенное кресло в Госдуме, а то и два (партия, которая наберет от 5 % до 6 % получит одно кресло в Госдуме, а набравшая от 6 % до 7 % — два кресла.)
Также, участниками выборов, несомненно, будут проделаны сложные манипуляции общественным мнением. В настоящий период произошел резкий рост методов манипуляции сознанием человека, бурное развитие разнообразных технологий манипулирования. Это и навязчивая реклама, и изощренные формы борьбы за голоса избирателей, создание политического имиджа и жесточайшие формы подавления личности в псевдорелигиозных сектах, тайных обществах и экстремистских организациях.
Политическая
кампания - это хорошо спланированное
и организованное целенаправленное действие,
проводящееся в определенный период времени
и направленное на достижение организатором
кампании своей амбициозной цели. Привлекая
внимание общественности к проблеме, решение
которой имеет принципиальное значение
для социальной или политической ситуации,
политические кампании используют приемы,
способные повлиять на общественное мнение,
изменить поведение людей.
Термин
«манипуляция» лексически многозначен,
поскольку претерпел некоторые
изменения в своём значении. В
буквальном смысле слова он обозначает
сложные виды действий, выполняемых
руками, требующих мастерства и сноровки.
Латинский прародитель термина
– manipulus – имеет два значения:
1) пригоршня, горсть (manus – рука + ple –
наполнять); 2) маленькая группа, кучка,
горсточка. В этом значении данное слово
обозначало небольшой отряд воинов
(около 120 человек) в римском войске.
Затем слово приобретает
Манипуляция массовым сознанием или манипуляция общественным мнением — это один из способов подавления воли людей путем сознательного воздействия через программирование их поведения. Такое воздействие направлено на психику человека, осуществляется скрыто и ставит своей задачей изменить мнение, побуждения, цели людей в нужном для кого-то направлении.
В приведенных определениях просматривается ряд важных критериев в определении манипуляции:
- скрытно,
- неявно,
- обман,
- эксплуатация,
- господство,
- управление,
- контроль,
-принуждение,
-
использование других в
- мастерство и сноровка.
Основываясь
на данных критериях, отечественный
ученый Е. Доценко дает следующие
несколько определений
1. Вид
психологического воздействия,
2. Психологическое
воздействие, нацеленное на
3. Психологическое
воздействие, направленное на
неявное побуждение другого к
совершению определенных
4. Искусное
побуждение другого к
5. Действия,
направленные на «прибирание
к рукам» другого человека, помыкание
им, производимые настолько
Итак, манипуляция - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
2.Субъект и объект манипуляции
«Ваши желания больше вам не принадлежат - я навязываю вам свои собственные. Я запрещаю вам желать. Это я решаю сегодня, чего вы захотите завтра. Эй, вы, меня тошнит от вас, жалких рабов, покорно выполняющих любой мой каприз!».
Фредерик
Бегбедер «99 франков»
Одна из характерных черт современной эпохи - стремительно возрастающий поток информации, который человеку необходимо воспринять, освоить и применить для решения нередко очень сложных задач, и человек, принимающий решения, становится как субъектом, так и объектом психологического воздействия. Существуют различные средства, методы и приемы такого воздействия, которые систематически и постоянно используются в нашей повседневной жизни, практически во всех сферах социального взаимодействия людей, и объектом воздействия которых в наше время выступает любой человек современного общества.
Таким образом, объект манипуляции - это то, на что направлены действия манипулятора. Нередко под объектом понимаются мишени манипуляторов сознанием. Такого мнения придерживаются в своих работах Кара-Мурза, Доценко. Понятие «мишень» используется для обозначения тех психических структур, на которые оказывается влияние со стороны инициатора воздействия независимо от того, имел ли он такое намерение или нет.
Мишенями
манипулятора могут быть: мышление,
чувства, воображение, память, внимание.
В своей работе «Манипуляция сознанием»
Кара-Мурза говорит, что логическое
мышление человека прозрачно и очень
хорошо изучено, поэтому в него легко
можно вторгнуться и лишить человека
возможности делать правильные умозаключения.
Манипулятор вносит хаос в логическую
цепочку размышлений человека, и
тем самым делает его беспомощным.
Помимо мышления важным объектом манипуляции
является воображение. «Воображение -
способность человека, необходимая
для мыслительного постижения реальности.
Воображение и «внешняя»
Важнейшими
мишенями также являются память и
внимание. Задача манипулятора - в чем-то
убедить людей. Для этого надо
прежде всего привлечь внимание людей
к его сообщению, в чем бы оно
не выражалось. Затем надо, чтобы
человек запомнил это сообщение.
Внимание, концентрация психических
процессов на каком-то объекте, направляет
и организует все эти процессы
- восприятие, мышление, чувства, воображение
и т.д. Сосредоточив внимание на важном
объекте, человек отсеивает, отстраняет
второстепенные раздражения и информацию.
Это и позволяет вести
В целях манипуляции сознанием идет воздействие на все виды памяти человека и разными способами. С одной стороны, надо, чтобы человек запомнил какую-то мысль, метафору, формулу. С другой стороны, бывает необходимо «отключить» его краткосрочную или историческую память - они создают психологический барьер против внушения. Когда человек получает какое-то сообщение, его взаимодействие с памятью делится на два этапа: сначала происходит пассивное запоминание. Затем информация перерабатывается рассудком, и если она признается убедительной, представляющей интерес, она «внедряется» в память и начинает воздействовать на сознание.
Таким образом, запоминаемость и убедительность находятся в диалектическом единстве. Чтобы не быть сходу отвергнутым пассивной памятью, сообщение должно чем-то «зацепить» сознание, не показаться сразу полной чушью. Но чтобы внедриться в сознание, информация должна быть упакована в такую форму, чтобы оно запечатлелось в памяти. Человеку всегда кажется убедительным то, что он запомнил, даже если запоминание произошло в ходе чисто механического повторения, как назойливой песенки. Внедренное в сознание сообщение действует уже независимо от его истинности или ложности. * Исследователи пришли к печальному для простого человека выводу: то, что в результате частого повторения прочно запоминается, действует на сознание независимо от того, вызывает ли это утверждение возражения или одобрение. * Этот вывод проверен на коммерческой рекламе. Мастера рекламы знают, что для ее эффективности неважно, вызывает ли она положительную или отрицательную реакцию, важно, чтобы она застряла в памяти.
Люди,
действия которых направлены на достижение
собственных целей, при этом использующих
различные способы