Манипуляции в общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 23:04, реферат

Краткое описание

В первой главе «Теоретические основы общения» дается описание общения в системе межличностных отношений, процесс, структура, средства, цели общения, основные виды и содержание процесса общения. Вторая глава посвящена рассмотрению двух взаимосвязанных компонентов манипуляционное воздействие и распознавание и защита от манипуляционного воздействия. Манипуляция - это скрытое психологическое воздействие, побуждающее человека изменить отношение к чему-либо, принять решение или что-то сделать в нужном для автора манипуляции направлении. Таким образом, манипуляция - в целом явление нейтральное. По своей сути манипуляции - это инструмент, который может быть использован в различных целях

Оглавление

Введение


Глава 1. Теоретические основы общения


1.1 Теоретические основы общения


1.2 Лидерство


Глава 2. Манипулятивное воздействие


2.1 Манипулятивное воздействие


2.2 Защита от манипуляций


Заключение


Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Пермь 2008г.docx

— 34.82 Кб (Скачать)

Пермь 2008г. 

Содержание 
 

Введение  

Глава 1. Теоретические  основы общения  

1.1 Теоретические  основы общения 

1.2 Лидерство 

Глава 2. Манипулятивное воздействие 

2.1 Манипулятивное  воздействие 

2.2 Защита от манипуляций 

Заключение  

Список использованной литературы  

Введение 
 

Общение связано  и с общественными и с личными  отношениями человека. Оба ряда отношений  человека, и общественные, и личные реализуются именно в общении. Таким  образом, общение и есть реализация всей системы отношений человека. В нормальных обстоятельствах отношения  человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, т.е. включены в общение.  

Кроме того, общение  неразрывно связано с человеческой деятельностью. Само общение между  людьми происходит непосредственно  в процессе деятельности, по поводу этой деятельности. Общение, являясь  сложным психологическим явлением, имеет свою структуру. В межличностном  общении могут быть выделены три  стороны.  

1. Коммуникативная  сторона общения связана с  обменом информацией, обогащением  друг друга за счет накопления  каждым запаса знаний.  

2. Интерактивная  сторона общения служит практическому  взаимодействию людей между собой  в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их способность  сотрудничать, помогать друг другу,  координировать свои действия, согласовывать  их. Отсутствие навыков и умений  общения или недостаточная сформированность отрицательно сказываются на развитии личности.  

3. Перцептивная сторона  общения характеризует процесс  восприятия людьми других людей,  процесс познания их индивидуальных  свойств и качеств. Коммуникативная,  интерактивная и перцептивная  стороны общения в их единстве  определяют его содержание, формы  и роль в жизнедеятельности  людей.  

В первой главе «Теоретические основы общения» дается описание общения  в системе межличностных отношений, процесс, структура, средства, цели общения, основные виды и содержание процесса общения. Вторая глава посвящена  рассмотрению двух взаимосвязанных  компонентов манипуляционное воздействие  и распознавание и защита от манипуляционного воздействия. Манипуляция - это скрытое  психологическое воздействие, побуждающее  человека изменить отношение к чему-либо, принять решение или что-то сделать  в нужном для автора манипуляции  направлении. Таким образом, манипуляция - в целом явление нейтральное. По своей сути манипуляции - это инструмент, который может быть использован  в различных целях 

Глава 1. Теоретические  основы общения 
 

2.1 Теоретические  основы общения 
 

Общение - сложный  процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании  партнерами друг друга. Субъектами общения  являются люди. В принципе общение  характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс  общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными  актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.  

В общении можно  выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. 

Содержание общения - информация, которая в межличностных  контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном  и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. 

Цель общения - отвечает на вопрос «Ради чего существо общается?». У животных цели общения не выходят  обычно за рамки актуальных для них  биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и  весьма разнообразными я являть собой  средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. 

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки  и расшифровки информации, которая  передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование  информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и  хранения информации. 

Виды общения 

В зависимости от содержания, целей и средств общение  можно поделить на несколько видов.  

1. По содержанию  оно может быть: Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности); Когнитивное (обмен знаниями); Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями); Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями); Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). 

2. По целям общение  делиться на: Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма); Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития отношений, личностного роста индивида);  

3. По средствам  общение может быть: Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных  органов, данных живому существу - руки, голова, туловище, голосовые  связки и т.д.); Опосредованное (связанное  с использованием специальных  средств и орудий); Прямое (предполагает  личные контакты и непосредственное  восприятие друг другом общающихся  людей в самом акте общения); Косвенное (осуществляется через  посредников, которыми могут выступать  другие люди). 

Процесс общения (коммуникации) состоит: 

а Сам процесс общения, коммуникации, в котором участвуют сами общающиеся (их должно быть не менее двух). 

а Коммуниканты (общающиеся) должны совершать само действие, которое  мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять  «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи  с тем, что сообщается). 

а Определить канал  связи (слухо-словесный, вербальный и  др. ). 

К структуре общения  можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура  путем выделения в общении  трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.  

Таким образом, схематическая  структура выглядит так: 

1. Коммуникативная  сторона общения (или коммуникация  в узком смысле слова) состоит  в обмене информацией между  общающимися индивидами.  

2. Интерактивная  сторона заключается в организации  взаимодействия между общающимися  индивидами (обмен действиями).  

3. Перцептивная сторона  общения означает процесс восприятия  и познания друг друга партнерами  по общению и установления  на этой основе взаимопонимания.  

Рассмотрим стороны  общения: 

а) Коммуникативная  сторона общения  

Во время процесса общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя  индивидами - субъектами общения. Люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.  

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда  человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации  и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке». В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные  барьеры. Они носят социальный или  психологический характер.  

Сама по себе исходящая  от коммуникатора информация может  быть побудительной (приказ, совет, просьба - рассчитана на то, чтобы стимулировать  какое-либо действие) и констатирующей (сообщение - имеет место в различных  образовательных системах). 

б) Средства коммуникации  

Для передачи любая  информация должна быть соответствующим  образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования  знаковых систем. Самое простое деление  коммуникации - на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы.  

Вербальная использует человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации - «говорение» и «слушание». «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.  

Можно выделить три  позиции коммуникатора во время  коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником  излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки  зрения) и закрытая (умалчивает о  своей точке зрения, скрывает ее).  

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения: 

1) Экстра- и паралингвистические  

(различные околоречевые  добавки, придающие общению определенную  смысловую окраску - тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание  и т.д.) 

2) Оптико - кинетические  

(это то, что человек  «прочитывает» на расстоянии - жесты,  мимика, пантомимика) 

Жест - это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют  коммуникативные (заменяющие речь), описательные (их смысл понятен только при словах), жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека. Мимика - это  движение мышц лица. Пантомимика - совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.  

3) Проксемика 

(организация пространства  и времени коммуникативного процесса) 

В психологии выделяют четыре дистанции общения: интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики. Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями. Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения. Публичная (более 3,7 метров) характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз. 

4) Визуальный контакт.  

Визуалика, или контакт  глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. 

в) Интерактивная  сторона общения 

Это характеристика тех компонентов общения, которые  связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий - кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности. Конкуренция - одной из наиболее ярких ее форм является конфликт. 

г) Перцептивная сторона  общения 

Это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.  

Все три стороны  общения тесно переплетаются  между собой, органически дополняют  друг друга и составляют процесс  общения в целом. 

В общении выделяют три функции - информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Общение выполняет целый ряд  функций в жизни человека: 

1. Социальные функции  общения: организация совместной  деятельности, управление поведением  и деятельностью, контроль 

2. Психологические  функции общения: функция обеспечения  психологического комфорта личности, удовлетворение потребности в  общении, функция самоутверждения,  уровни общения.  

Уровни общения: 

Манипулятивный уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера. 

Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет  другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент). 

Высший уровень - это тот социальный уровень, когда  независимо от социальной роли, статуса  партнеры относятся друг к другу  как к равной личности.  

1.2 Лидерство  
 

Лидер это личность, за которой все остальные члены  группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие  их интересы и определяющие направление  и характер деятельности группы. Он может быть назначен официально, а  может и не занимать официального положения, но фактически руководить коллективом  в силу своих организаторских  способностей. 

Информация о работе Манипуляции в общении