Манипуляции в общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 23:04, реферат

Краткое описание

В первой главе «Теоретические основы общения» дается описание общения в системе межличностных отношений, процесс, структура, средства, цели общения, основные виды и содержание процесса общения. Вторая глава посвящена рассмотрению двух взаимосвязанных компонентов манипуляционное воздействие и распознавание и защита от манипуляционного воздействия. Манипуляция - это скрытое психологическое воздействие, побуждающее человека изменить отношение к чему-либо, принять решение или что-то сделать в нужном для автора манипуляции направлении. Таким образом, манипуляция - в целом явление нейтральное. По своей сути манипуляции - это инструмент, который может быть использован в различных целях

Оглавление

Введение


Глава 1. Теоретические основы общения


1.1 Теоретические основы общения


1.2 Лидерство


Глава 2. Манипулятивное воздействие


2.1 Манипулятивное воздействие


2.2 Защита от манипуляций


Заключение


Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Пермь 2008г.docx

— 34.82 Кб (Скачать)

Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается  “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а  последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.  

Лидеру присущи  следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. 

Однако анализ реальных групп показал, что лидером, становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек  может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная  теория лидерства, согласно которой  лидером становится тот человек, который при возникновении в  группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые  для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях  группа выдвигает разных людей в  качестве лидера. 

В исследованиях  выделены типы лидеров в зависимости  от характера деятельности (универсальный  лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер, либеральный лидер). Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. 

Обязательное условие  лидерства - обладание властью в  конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней  и масштаба - от государства и  даже группы государств до правительственных  учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп  и движений. 

Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную, психологическую, эмоциональную опору  в обществе или в коллективах  людей, которые за ним следуют.  

Лидер передает своему окружению знания, моральные ценности. Личные достоинства лидера - образец  для подражания, предмет уважения. Поэтому нравственный облик лидера привлекает внимание и играет немалую  роль в его успехе или неудачах. В информационном обществе все труднее  скрыть дефекты личности лидера и, наоборот, легче показать его достоинства. Выработка организаторских, управленческих качеств лидера - это уже проблема его собственного обучения и воспитания.  

Умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или  учреждением, властью) необходимые  задачи, сформулировать сплачивающую общество программу - таковы современные  требования к политику. Политика, ее задачи, цели различаются на разных уровнях политической деятельности, поэтому существуют и разные лидеры.  

Одновременно лидер  должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права  и гражданских норм и не ставя  свое окружение в зависимость  от своих благодеяний. На отношения  с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние  личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический). Иным оказывается лидерство на уровне большой политики, управления страной, политических движений. От лидера такого масштаба требуется сплочение интересов  широкой общественной базы власти. Здесь имеют значение не столько  личные качества лидера, сколько его  умение формулировать общие политические требования, обнаруживать высокие критические  и конструктивные, творческие качества, общаться с гораздо более широким кругом людей и убеждать их. Лидер в этой ситуации удален от тех, кого он ведет за собой. Его личные качества обнаруживаются для них слабее либо совсем утрачивают значение, но его лидерство получает моральную оценку. Он должен считаться с ней. Его успех или неудачи воспринимаются весьма эмоционально. Поэтому большое значение имеет способность лидера улавливать настроения, знать подлинные нужды людей и выражать их интересы. Тогда он становится символом движения, партии, общества.  

Таким образом, на всех уровнях политики лидерство реально  при определенных условиях. Лидер  не только должен хотеть вести людей  за собой, но и обладать для этого  необходимыми качествами. Ведомые должны быть готовы идти за ним и выполнять  намеченную им программу. Одно из условий  лидерства - получение максимальной информации в минимальное время. Современные технические средства связи и информации отвечают этому  требованию. 

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют: 

1) бытовой тип  лидерства (в школьных, студенческих  группах, досуговых объединениях, в семье); 

2) социальный тип  лидерства (на производстве, в  профсоюзном движении, в различных  обществах: спортивных, творческих  и т. д.); 

3) политический тип  лидерства (государственные, общественные  деятели). 

Существует несомненная  связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность  выдвинуться в лидеры другого  типа. Лидер с организаторскими способностями  в состоянии быстро и правильно  оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу.  

Доверие к лидеру это признание его высоких  достоинств, заслуг и полномочий, признание  необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с  его установками. Ведь заставить  идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.  

Лидерство это процесс  социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который наделен определенной властью. 

Структура механизмов воздействия лидеров на массу  зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, модель, требует  от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним. В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам группы. Лидерство - это не новый стиль руководства, а способ организации власти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев. Такое общество возникло сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не везде.  

Лидерство - одно из проявлений власти, отличительное свойство политической деятельности, право выдвигать  руководителя, который ее осуществляет. Это явление присуще и другим видам деятельности - производству вещей и идей, науке, спорту и т. д. 

Обязательное условие  лидерства - обладание властью в  конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней  и масштаба - от государства и  даже группы государств до правительственных  учреждений, местного  

самоуправления или  народных и общественных групп и  движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом.  

Но во всех случаях  лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые  за ним следуют.  

Глава 2. Манипулятивное воздействие 
 

2.1 Манипулятивное  воздействие 
 

Манипуляция - это  вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет  к скрытому возбуждению у другого  человека намерений, не совпадающих  с его актуально существующими  желаниями. 

В английском словаре  «to manipulate»означает «оперирование, обращение  с чем-либо». 

Ключевое слово - «скрытое». При манипуляциях внешний  смысл слов, обращения или действия по отношению к другому человеку не совпадает со смыслом внутренним. Внешний смысл слов, как правило, является невинным, не содержащим какого-то ущемления потребностей другого  человека, зато внутренний смысл несет  содержание, подводящее этого человека к тому, что хочет от него автор  манипуляции. Получается, что человек, которым манипулируют, делает то, что  нужно его партнеру по общению, будто  бы сам это выбирая. В действительности его к этому выбору мягко подвели, и этот его выбор является несвободным  и неосознанным.  

Таким образом, отличие  манипуляции от других способов воздействия  состоит в том, что при манипуляции, кроме явного и открытого мотива (торговое предложение), есть скрытый  мотив, расчет, подтекст (ему неловко  будет выглядеть скуповатым).  

Пример манипуляции  в торговле. В магазине покупатель выбирает товар, нерешительно рассматривая то более дешевые, то более дорогие  вещи.  

Продавец:  

- Эта модель лучше,  но она, пожалуй, дороговата  для вас.  

Покупатель:  

- Вот ее-то я  и возьму. 

На внешнем уровне продавец констатировал некоторые  правдивые факты: высокое качество вещи и невысокие финансовые возможности  покупателя. Скрытый смысл этой манипуляции - расчет на желание покупателя хотя бы перед продавцом (и значит, в  какой-то мере перед собой) выглядеть  респектабельно.  

Существуют не только однократные разовые манипулятивные действия, но и целые продолжительные  манипулятивные игры. Пример манипулятивной игры из практики милиционеров и следователей. Здесь одним из эффективных способов добиться от задержанного показаний (или денег за свободу) является игра в «доброго и злого полицейского».  

Выгода при манипуляции  может быть не только материальная, но и психологическая: повышенное внимание значимых людей, повышение самооценки, приобретение более высокого авторитета и уважения и т.п.  

Оценки манипуляции: 

Первый. «Какой мотив  и желаемый результат у автора манипуляции?» 

В данном случае имеет  положительным аспект, если манипулятор  приносит выгоду не только себе, но и  человеку, которым манипулируют. (Например, родители.)  

Второе. Бывает, что  скрытый мотив манипуляции не особенно-то и скрывается. И тогда  у объекта приложения этой манипуляции  есть истинный, а не навязанный выбор. Американский писатель и психотерапевт  Э. Берн приводит такой пример игры во флирт:  

Список типичных манипуляций: 

1. Лесть: «Голубушка  как хороша» 

2. Давление на  жалость: «Сами мы не местные» 

3. Система ограничивающих  альтернатив 

4. Рассматривание  ситуации с точки зрения общественной  морали.  

5. Непроверенная,  но категорично поданная информация: «Из компетентных источников  известно» 

Первоначальное значение слова "манипулятор" означает цирковой артист, фокусник, который хорошо действует  с предметами при помощи рук.  

Манипулятор развивает  способность манипулировать другими  людьми с тем, чтобы избегать неприятностей  и добиваться желаемого.Благодаря ей существование человека становится более комфортным, но благодаря ей же он утрачивает способность переживать ценность и полноту своего существования. Манипулятивные системы могут быть: 

1. Активный манипулятор  пытается управлять другими с  помощью активных методов. Он  избегает демонстрировать свою  слабость в отношениях, принимая  роль полного сил. Обычно привлекает к этому свое общественное положение (родитель, старший брат, учитель, начальник). Он играет "попирающего" и достигает удовлетворения, обретая контроль над другими людьми, но зависим в своем удовлетворении от их бессилия. 2. Пассивный манипулятор являет собой противоположность активному. Он решает, что поскольку он не может контролировать. 

2.2 Защита от манипуляций 
 

В психологической  литературе понятие «психологическая защита» тесно связана с понятием целостности личности. Особое внимание уделяется самооценке, чувству уверенности, самоуважению, Я-концепции, представлению о себе, индивидуальности. 

Психологической защите может подвергаться как любая  целостность, будь то организация, группа людей, семья, отдельный человек, психика  в целом, так и поведенческие  проявления (привычки, стили жизни, умения), когнитивные структуры (мнения, знания, мировоззрения), мотивационные  образования (желания, вкусы, предпочтения). Происходит это оттого, что единое Я защищает самое себя целиком, свои проявления и качества. 

Информация о работе Манипуляции в общении