Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 10:33, контрольная работа
Современный человек — это манипулятор, кем бы он ни был. В каждом из нас живет манипулятор, который бесконечно применяет разные трюки с тем, чтобы добиться для себя того или иного блага.
Конечно, не всякое манипулирование — это зло. Кое-какие манипулятивные шаги необходимы человеку в его борьбе за существование. Но большая часть наших манипуляций очень пагубно сказывается как на жизни самих манипуляторов, так и на жизни их близких.
“К каждому подбирать отмычку. В этом искусство управлять людьми. Для него нужна не отвага, а сноровка, уменье найти подход к человеку. У каждого своя страстишка - они разные, ибо различны природные склонности. Все люди - идолопоклонники: кумир одних, почести, других - корысть, а большинства - наслаждение. Штука в том, чтобы угадать, какой у кого идол, и затем применить надлежащее средство, ключ к страстям ближнего. Ищи перводвигатель: не всегда он возвышенный, чаще низменный, ибо людей порочных больше, чем порядочных. Надо застать натуру врасплох, нащупать уязвимое место и двинуть в атаку ту самую страстишку - победа над своевольной натурой тогда обеспечена”. ("Карманный оракул или наука благоразумия" Бальтасар Грасиан) |
Современный человек — это манипулятор, кем бы он ни был. В каждом из нас живет манипулятор, который бесконечно применяет разные трюки с тем, чтобы добиться для себя того или иного блага.
Конечно, не всякое манипулирование
— это зло. Кое-какие манипулятивные
шаги необходимы человеку в его борьбе
за существование. Но большая часть
наших манипуляций очень
Первоначальное значение слова "манипулятор"
означает "цирковой артист, фокусник,
который хорошо действует с предметами
при помощи рук". Но теперь слово
"манипулятор" или "манипуляция"
часто встречается и в
В современном мире, в котором деятельность людей становится все более активной и возникает потребность в постоянном взаимодействии, процесс общения приобретает деловой характер.
«Деловое общение – это процесс взаимосвязи, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающими достижения определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию поставленной цели».[3]
Эффективное использование механизмов делового общения позволяет значительно улучшить качество взаимодействия, добиться успехов в бизнесе. Но, как любой инструмент, общение можно использовать с разными целями. Использование приемов коммуникации, истинная цель которых не совпадает с декларируемой партнеру по общению и несет ему явный или скрытый урон, называется манипуляцией.
«Манипулятивное общение – это воздействие на партнера, с целью достижения контроля над ним, но в скрытой форме». [3]
Существует несколько основных признаков манипулятивного общения, таких как:
Также нужно знать через какие механизмы происходит манипуляция.
К самому основному можно отнести удержание контакта через такие его виды, как сенсорный, эмоциональный, знаковый (конвенциональный), операциональный, предметный (когнитивный), личностный и духовный (смысловой). Здесь потребность адресата в общении, которая используется в первую очередь, не единственна.
Другим таким источником желания поддерживать контакт может выступать предметный интерес. Со стороны манипулятора это интерес, заключенный в цели, которую он намерен достичь, а со стороны адресата – это может быть интерес к самому манипулятору, или к предмету их общения. Ведь если адресат не желает, он в подавляющем количестве случаев может этот контакт прервать, и при сильном сопротивлении манипулятору не помогут никакие способы. При этом адресату необходимо будет чем-то уплатить, например, внести напряжение в отношения с начальником, согласиться выглядеть невоспитанным перед собеседником и т.п. Манипулятор при этом может и сам пойти на хитрость, например, сослаться на нездоровье, необходимость позвонить или пойти в туалет. Таким образом, играя, с одной стороны, на различных интересах и потребностях адресата, а с другой, на его опасениях, несвободе или нерасторопности, манипулятор может довольно длительное время удерживать адресата в пределах своих возможностей влиять на него.
Другим таким механизмом можно считать психические автоматизмы. Психические автоматизмы - это типичные схемы поведения, естественные для большинства людей. Ни один человек не может прожить без «автоматизмов» в восприятии и мышлении – обдумывать заново каждую ситуацию у него не хватит ни психических сил, ни времени. Здесь впервые появляется понятие "стереотипа". Полезность стереотипов для человека заключается в том, чтобы воспринимать и оценивать сообщение быстро, не думая; манипулятор может применять их как "фильтры", через которые его жертвы видят действительность.
Таким образом, стереотипы, как необходимый человеку инструмент восприятия и мышления, обладают устойчивостью, могут быть выявлены, изучены и использованы как мишени для манипуляции
Помимо этого неотъемлемой частью механизмов можно так же назвать мотивационное обеспечение. Мотивационное обеспечение достигается так же несколькими способами. Одним из его видов является прямая актуализация требуемого мотива, которая используется в основном в составе целостного комплекса мероприятий: для маскировки основного воздействия, отвлечения внимания на второстепенные элементы ситуации, приведения адресата в необходимое манипулятору фоновое состояние — дискомфорт или, наоборот, бездумную легкость. Другим таким видом мотивации можно считать обусловливание, то есть перенесение побудительной силы какого-нибудь мотива на действия, к которым раньше этот мотив не побуждал, его еще так же называют формированием или модификацией поведения, а так же мотивационное опосредствование.
Рассмотрим способы влияния манипулятора на адресата. Они соответствует одному из фундаментальных психологических принципов, лежащих в основе поведения людей. Принципы эти таковы:
Принципы взаимного обмена. Люди добровольно, без видимого внешнего принуждения могут совершать невыгодные лично для них поступки, всецело полагаясь на мудрость общепринятых норм. Вот эту-то способность и ставят себе на службу манипуляторы. Не особо хитрый смысл манипулятивного воздействия заключается в том, чтобы вынудить нас делать что-то, просто оказав небольшую любезность до того, как будут озвучены действительные притязания.
Принцип последовательности. Ключевой момент манипулятивного воздействия в подобном случае состоит в том, что жертва манипуляции, легко соглашаясь с первой незначительной просьбой, как бы берет на себя определенное обязательство. И если в дальнейшем в развитие этого обязательства предъявляются более существенные требования, человек невольно чувствует себя обязанным следовать принятой линии поведения. Он ведь с детства усвоил, что быть непоследовательным в поступках — это плохо!
Принцип авторитета. Главный смысл манипулятивных воздействий в этой области сводится к эксплуатации того факта, что чаще всего люди реагируют не на самих авторитетов, как таковых, а на представляющие их символы — звания, титулы, одежду, марку автомобиля и пр. Чем пышнее титул, «фирменней» одежда и «круче» автомобиль, тем с большим уважением большинство из нас будет относиться к их обладателям.
Принцип дефицита. Действие этого принципа означает, что люди в большей степени ценят то, что труднодоступно. В этом опять-таки есть свое рациональное зерно. Ясно, что вещи, которые малодоступны, обычно бывают более ценными, чем повсеместно распространенные. Мы и «по жизни» постоянно ощущаем, что достигнутые с превеликими трудностями блага (карьера, здоровье, красота), заставляют относиться к ним более бережно, чем если бы они достались нам «просто так», без особых усилия. Кроме того, из психологических теорий и повседневной практики известно, что самая желанная игрушка - та, которой у тебя нет. А уж если на наши желания чем-то обладать накладываются какие-то внешние ограничения, то данные желания лишь усиливаются, «Запретный плод сладок».
В современном мире манипуляция является важным элементом деловых отношений и может быть конструктивно использована в управленческой практике на уровне межличностных контактов:
во-первых, для создания
ореола руководителя
во-вторых, для смягчения
формы принуждения, обойтись
в-третьих, для
создания единой
Руководитель вместо
силового воздействия может
Таким образом, в деловом общении очень важно уметь распознать психологическую позицию партнера и занять такую, которая обеспечит конструктивное решение вопроса.
Манипуляция как способ оказать
скрытое психологическое
К основным техникам психологического воздействия можно отнести:
Рассмотрим основные приемы психологических манипуляций в деловом общении, в основе которых лежит использование свойств человеческой психики.
Наиболее часто встречающимся
приемом манипуляции выступает
Среди основных приемов манипуляции, целью которых является уже прямое вынуждение собеседника принять ошибочное, невыгодное для его позиции решение, выделяют: