Манипуляции в деловом общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 10:33, контрольная работа

Краткое описание

Современный человек — это манипулятор, кем бы он ни был. В каждом из нас живет манипулятор, который бесконечно применяет разные трюки с тем, чтобы добиться для себя того или иного блага.
Конечно, не всякое манипулирование — это зло. Кое-какие манипулятивные шаги необходимы человеку в его борьбе за существование. Но большая часть наших манипуляций очень пагубно сказывается как на жизни самих манипуляторов, так и на жизни их близких.

Файлы: 1 файл

Деловое общение.docx

— 36.05 Кб (Скачать)

Сочетание рассмотренных  выше техник и приемов манипуляции, умелый подбор манипулятором мишеней и механизмов манипулятивного воздействия составляют ядро манипулятивного технологического процесса делового общения.

Таким образом, в деловом общении адресат ориентирован на манипулятора как на социально значимого для него партнера, поскольку именно с ним он связывает возможность обсуждения и решения деловой проблемы. Поэтому в манипулятивном технологическом процессе делового общения уже с момента начала общения присутствует ориентированность психических процессов адресата манипуляции на взаимодействие с манипулятором. И в этом состоит одна из важных предпосылок, создающих возможность манипуляции в деловом общении.

 

  1. Является ли знание приемов и методов манипулятивного воздействия гарантией защищенности личности, ее информационно – психологической безопасности. Ответ обоснуйте.

 

Нам часто приходится сталкиваться в межличностном общении с  попытками других людей управлять нашим поведением. Но несмотря на многочисленные приемы и методы манипулирования, существуют некоторые способы нейтрализации приемов психологической манипуляции в деловом общении:

  1. «Мимо ушей». Метод заключается в уходе от дискуссии, уклонении от прямых вопросов или смене темы разговора. Можно что-то уронить, отвлечься на мнимый телефонный звонок или попавшую в глаз соринку. Цель метода – выиграть время и увернуться от манипуляции.
  2. «Расставить точки над i». Прямое заявление о том, что оппонент пытается вами манипулировать с обозначением его истинного мотива.  «Скажите прямо, чего вы хотите? Чтобы я разозлился и отказался от своих требований?».
  3. Контрманипуляция. Использование приемов манипуляции, позволяющих отбить атаку оппонента и вынудить его к принятию невыгодного для себя решения. Такая ситуация чревата резким обострением отношений и возникновению конфликтов. В ситуации открытого противоборства, безусловно, выиграет тот, кто вооружен не только знаниями, но и умением реализовывать их на практике. 

Так же возможен вариант  формализации общения, т.е. сведение общения  с манипулятором к формальным процедурам, таким как:

  1. Говорить только стандартные фразы («речевые модули»);
  2. Ссылаться на начальство и на порядки, которые заведены в Вашей организации;
  3. Подолгу заполнять бумаги, заставлять собеседника расписываться в каждой из них;
  4. Предложить связаться с Вами письменно;
  5. Дать визитку, листовку и показать, что разговор закончен, а так же передать решение другому сотруднику.

Манипуляторы во всех случаях  играют на наших слабостях или  на слабых чертах характера. Обычно их объектами становятся слабовольные или добрейшие люди, которые вовремя  не могут сказать "Нет!". Надо помнить, что каждый из нас всегда имеет  право сказать: "Спасибо, нет", "Извините, нет".

Такой человек, как манипулятор, рано или поздно престает быть полноценной  личностью. Образно выражаясь, у  него пропадает стержень личности. У манипулятора его нет, поэтому  он вынужден опираться на чужой стержень.

Иногда мы сами способствуем проявлению манипуляции. Но мы можем  контролировать ее проявление манипуляции. Главным показателем того, что  произошла манипуляция, являемся мы сами и наши ощущения. То есть, у нас  при манипуляции могут возникнуть или неловкость, или неудобство. Эти чувства являются знаком того, что с нами произошла манипуляция. В таких случаях лучше сказать: "Нет!", но не у всех это получается. Тогда можно сказать: "Мне кажется, что ты переоцениваешь мои возможности". И это будет проверкой для манипулятора, он будет продолжать уговаривать вас и уверять в обратном. Но вы уже вышли из зоны его влияния.

Подводя итог, необходимо отметить, что даже знание приемов и методов манипулятивного воздействия не дает нам гарантию полной защищенности.

 Во - первых, манипуляция чаще всего носит тайный характер и  далеко не всегда можно точно определить факт её существование в каком-либо конкретном событии, и очень сложно при этом быстро и точно сориентироваться в  направлении манипуляции, соответственно создать ей какой - либо барьер.

Во - вторых, количество воздействий на нас настолько велико, что нельзя и помыслить о том, в каком напряжении должен находиться адресат, чтобы проконтролировать и проанализировать все свои собственные состояния, сдвиги поведения партнёра и ситуации.

И наконец, часто адресат воспринимает манипуляцию лишь на подсознательном уровне, даже не догадываясь о факте её присутствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001г.
  2. Чалдини Р. Психология влияния - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2001г.
  3. Конспекты лекций
  4. http://www.elitarium.ru
  5. http://soulsick.ru
  6. http://www.b-seminar.ru/
  7. http://npi.samara.ru
  8. http://ru.wikipedia.org

 

 

 

 


Информация о работе Манипуляции в деловом общении