Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:11, реферат
Я считаю, что тема, выбранная мной в данное время очень актуальна – на 4 декабря 2011 года назначены Выборы в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации VI созыва. Впервые Государственная дума будет избираться на пять лет. И в связи с этим событием каждая из партий-участников будет стараться обогнать конкурентов, создавая различные кампании, выдвигая новшества и предложения, дабы заполучить вожделенное кресло в Госдуме, а то и два (партия, которая наберет от 5 % до 6 % получит одно кресло в Госдуме, а набравшая от 6 % до 7 % — два кресла.)
1.Введение……………………………………………………………………стр. 2
2.Субъект и объект манипуляции………………………………………….. стр. 4
3.Основные приемы манипуляции………………………………………… стр. 8
4.Методы манипуляции…………………………………………………… стр. 11
5.“Чёрные технологии” манипулирования………………………………. стр. 14
6.Правила поведения для защиты от манипуляций……………………... стр. 17
7.Заключение………………………………………………………………. стр. 19
8.Список используемой литературы……
Первоначальное
значение слова «манипулятор» означает
цирковой артист, фокусник, который
хорошо действует с предметами при
помощи рук. Но теперь слово «манипулятор»
или «манипуляция» часто
Манипулятор
- логик. Доводами для такого типа
служит наше же поведение. «Ты так
делаешь, значит тебе так нравится,
и тебя ситуация устраивает». Да, это
очень сильный аргумент, не только
для него, но и для нас. Но нужно
помнить, что манипулятор использует других
в своих целях. Поэтому надо изменить его
привычную систему действий, и он запет
совсем другие песни. Его больше чем кого-то
устраивает ваше поведение. Есть еще манипуляторы,
которые используют нормы этики, морали
и даже нравственности. Они знают, что
люди не любят находиться в неудобном
положении, поэтому пойдут на все, что
из него выйти. Например, этим часто пользуются
продавцы. Они предлагают нам красивый
дорогой товар, и если мы сразу не смогли
отказаться из-за вежливости, то приходиться
покупать то. Что нам совсем не нужно. И
это все происходит из-за нашего стремления
выглядеть лучше. Манипуляторы во всех
случаях играют на наших слабостях или
на слабых чертах характера. Обычно их
объектами становятся слабовольные или
добрейшие люди, которые во время не могут
сказать «Нет!». Надо помнить, что каждый
из нас имеет право сказать: «Спасибо,
нет», «Извините, нет» Шиллер Г. «Манипуляторы
сознанием».
3.Основные приемы манипуляции
Рассмотрим основные приемы манипуляции, выделяемые С.Г. Кара-Мурзой в книге «Манипуляция сознанием»:.
Язык - самое главное средство подчинения.
«Мы - рабы слов», - сказал Маркс, а потом это буквально повторил Ницше. Внушаемость посредством слова - глубинное свойство психики, возникшее гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению.
Гитлер писал в "Mein Kamрf": «Силой, которая привела в движение большие исторические потоки в политической или религиозной области, было с незапамятных времен только волшебное могущество произнесенного слова. Большая масса людей всегда подчиняется могуществу слова».
Современный
философ С.Московичи
Язык образов. Очень часто слова, имеющие самый неопределенный смысл, оказывают самое большое влияние на толпу.
Знаковые системы. Если человек воспринял абсурдное количественное утверждение, его уже почти невозможно вытеснить не только логикой, но и количественными же аргументами. Манипулирующая сила числа многократно возрастает, когда числа связаны в математические формулы и уравнения - здравый смысл против них бессилен.
Музыка.
Тишина. Чтобы предотвратить возможность зарождения собственных групп интеллигенции в массе управляемых, ее нужно полностью лишить тишины. Создается такое звуковое и шумовое оформление окружающего пространства, что средний человек не имеет достаточных промежутков тишины, чтобы сосредоточиться и додумать до конца связную мысль.
Социальные стереотипы. Ни один человек не может прожить без «автоматизмов» в восприятии и мышлении - обдумывать заново каждую ситуацию у него не хватит ни психических сил, ни времени. Стереотипы могут быть использованы как мишени для манипуляции. Если удается подтолкнуть крупные массы людей видеть какое-то общественное явление через нужный манипулятору стереотип, то несогласным становится очень трудно воззвать людей к здравому смыслу, убедить их остановиться, подумать, не принимать скоропалительных опасных решений. Ницше заметил: «Так как недостает времени для мышления и спокойствия в мышлении, то теперь уже не обсуждают несогласных мнений, а удовлетворяются тем, что ненавидят их».
Чувства. Можно сказать, что в большой манипуляции сознанием игра на чувствах - обязательный этап. Основатель учения о манипуляции сознанием массы Г.Ле Бон писал: «Массы никогда не впечатляются логикой речи, но их впечатляют чувственные образы, которые рождают определенные слова и ассоциации слов». В толпе издавна известны явления, которых нет в индивидуальной психике - подражание, стихийное распространение массового чувства
Воображение. Ле Бон писал в книге «Душа толпы»: «Могущество победителей и сила государств именно-то и основываются на народном воображении. Не факты сами по себе поражают народное воображение, а то, каким образом они распределяются и представляются толпе. Кто владеет искусством производить впечатление на воображение толпы, тот и обладает искусством ею управлять».
Внимание. Задача манипулятора - убедить. Для этого надо прежде всего привлечь внимание к сообщению. Затем надо, чтобы человек запомнил это сообщение, ибо многократно проверенный закон гласит: убедительно то, что остается в памяти.
Манипуляторы сознанием поступают подобно фокусникам: они отвлекают внимание от главного объекта.
Память. С одной стороны, надо, чтобы человек запомнил или заучил до автоматизма какую-то мысль, метафору, формулу ("Да, да, нет, да!"). С другой стороны, бывает необходимо "отключить" его краткосрочную или историческую память - они создают психологический барьер против внушения. Человек, не помнящий ничего из истории своего коллектива (народа, страны, семьи), выпадает из этого коллектива и становится совершенно беззащитен против манипуляции. Это - важное условие для возможности подлогов и подмен предмета утверждений. Если люди быстро забывают реальность, то всякую проблему можно представить ложно, вне реального контекста.
Узнавание. В манипуляции сознанием узнавание играет ключевую роль, потому что порождает ложное чувство знакомства. Действуя через СМИ, манипуляторы главную ставку делают на непроизвольное запоминание. При изучении процессов памяти психологи обнаружили явление «дремлющего эффекта»: отложенная в латентных слоях памяти точка зрения, которая была отвергнута сознанием в момент непроизвольного запоминания, с течением времени, «отлежавшись», превращается сначала в смутное, неопределенное представление, а потом и в согласие с ней.
СМИ. А.Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества». «СМИ сегодня есть инструмент идеологии, а не информации.
Главное в их сообщениях - идеи, внедряемые в наше сознание контрабандой.»
С.Г. Кара-Мурза
«Манипуляция сознанием»//www.kara-murza.ru/
Отметим главные методические
1) Фабрикация фактов (прямая ложь). Пресса не использует прямой лжи - это и дорого, и опасно. В разных вариантах повторяется такой афоризм: «Какой смысл лгать, если того же результата можно добиться, тщательно дозируя правду?».
2) Отбор событий реальности
3) Серая и черная пропаганда.
4) Большие
психозы. Средний обыватель верит
самым нелепым утверждениям, хотя здравый
смысл по меньшей мере заставил бы его
усомниться.
4.Методы манипуляции
«Реклама заставляет нас мечтать о том, о чем мы раньше не подозревали»
Фредерик Бегбедер «99 франков»
Методов манипуляции сознанием, используемых в средствах массовой информации, довольно много, но чаще всего выделяются следующие:
Средство массовой информации и, в частности, журналист должен убедить аудиторию в собственной компетентности, войти к ней в доверие, став как бы её альтер-эго, вторым я. Надо ввести публику в т. н. суггестивное состояние — в этом случае слушатель/читатель/зритель принимает всё на веру, не требуя доказательств. Это реактивное поведение публики — озадаченного стада. На этом методе построены все религии: «Не надо думать, надо верить».
Например, был убит один студент, исповедовавший т. н. антифашистские взгляды (см. антифашизм). Кем убит — неизвестно, но журналисты надрываются во всю, обвиняя во всём, естественно, русских фашистов. Но даже если и так — что с того А то, что средства массовой информации, поддерживающие наиболее шокирующую версию события, стараются вогнать его в некую систему, коей является вымышленный всё теми же средствами массовой информации беспросветный русский фашизм в России. Хотя любому ясно, что единичный частный случай никак не показатель общей системы...
Метод, который тесно связан с предыдущим. Опять, всё тот же пример с убитым студентом. Никто точно не знает — кто убил, за что убил и т. д. Но бульварные средства массовой информации все в один голос подхватили, что это сделали злобные фашисты. Началась цепная реакция, которую уже не могут контролировать сами журналисты и редакторы. Так же было, к слову, и с «таджикской девочкой» Х. Султановой, и с «перуанским мальчиком» Э. Артуро, и со многими, многими другими. Средства массовой информации во всех этих случаях, домыслив немыслимое, сели в лужу, не пожелав, однако, об этом громко афишировать.
т. е. эмоциональное воздействие на аудиторию с помощью крови, секса, насилия, стрельбы, убийства и т. д. Попросту, эмоциональное зомбирование. Это, во-первых, привлекает читателя/слушателя/зрителя, во-вторых, у него в подсознание откладывается мысль вроде «Как же так можно! Это же ужасно!», или, если это ребёнок, вроде «Хочу быть таким же крутым!». Так, под видом безобидных фильмов или информационных заметок в подсознание публики прокрадывается затаившаяся в них идеология.
5. Метод «страшилок».
Когда
аудиторию ставят перед выбором
меньшего из двух зол. В результате
живописного рассказа всей ужасности
большего зла меньшее зло представляется
уже не как зло, а как очень
даже добро. Например, сейчас в ходу
такая постановка проблемы: «А вот
придут к власти националисты —
и начнутся грандиозные репрессии,
сопровождающиеся обмерами черепов».
И красочное описание этого процесса
с апеллированием к истории Третьего
Рейха (хотя, естественно, никакого отношения
Третий Рейх к нынешней ситуации в
России и в мире, а равно как
и к современным русским
6.Замалчивание одних фактов и выпячивание других.
Тут далеко за примером ходить не надо. Все уже наслышаны о том, какие бедные иммигранты и как они хотят дружить с Русскими, как они могут поднять экономику России и т. д. Однако про то, что свыше 50 % преступлений от общего их числа совершается именно иммигрантами, что 70 000 человек ежегодно погибают от наркотиков, которые привозят эти люди с Кавказа и из Средней Азии — про это всё средства массовой информации молчат, т. к. это — натуральный экстремизм.