Манипуляция

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:11, реферат

Краткое описание

Я считаю, что тема, выбранная мной в данное время очень актуальна – на 4 декабря 2011 года назначены Выборы в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации VI созыва. Впервые Государственная дума будет избираться на пять лет. И в связи с этим событием каждая из партий-участников будет стараться обогнать конкурентов, создавая различные кампании, выдвигая новшества и предложения, дабы заполучить вожделенное кресло в Госдуме, а то и два (партия, которая наберет от 5 % до 6 % получит одно кресло в Госдуме, а набравшая от 6 % до 7 % — два кресла.)

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………стр. 2
2.Субъект и объект манипуляции………………………………………….. стр. 4
3.Основные приемы манипуляции………………………………………… стр. 8
4.Методы манипуляции…………………………………………………… стр. 11
5.“Чёрные технологии” манипулирования………………………………. стр. 14
6.Правила поведения для защиты от манипуляций……………………... стр. 17
7.Заключение………………………………………………………………. стр. 19
8.Список используемой литературы……

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.docx

— 50.44 Кб (Скачать)

   7. Метод фрагментации, который заключается в следующем: информационный поток разбивается на отдельные фрагменты, не связанные друг с другом, в результате чего сознанию аудитории не удается сформировать правильной и полноценной картины мира. К тому же, у потребителей информации возникает неспособность сосредоточиться на чём-то одном, неспособность выделить основную мысль всего происходящего.

     8. Многократные повторы или «метод Геббельса». Используя этот метод, необходимо повторять ложь как можно чаще, чтобы публика в неё поверила. Это внушение. На этом же основана вся реклама, а заодно и многие из броских новостей бульварных газет. Например, почти все средства массовой информации, когда убили «таджикскую девочку», визжали о том, что её убили скинхеды. И кричали об этом настолько часто и много, что публика очень даже поверила в эту ложь. Потом, правда, выяснилось, что отец этой девочки был наркоторговец, и что в качестве оружия сбыта наркотиков он использовал свою дочь, и скинхеды тут вообще ни при чём. Но большинство народа так и остаётся при мнении, что «таджикская девочка» — бедная и несчастная жертва жестоких скинхедов.

   9. Создание лжесобытий, мистификация. В этом случае создаётся событие, которого не было, и выдаётся за факт. Вся жёлтая пресса постоянно занимается этим. Байки о сатанистах, приносящих кровавые жертвы в жестоких ритуалах отцу своему сатане, давно набили оскомину и ничего кроме здорового смеха или вовсе отвращения не вызывают. В этом же ряду стоят сказки о скинхедах, убивающих тысячи «таджикских девочек» ежедневно, ну и всё прочее в таком же духе. Как же защитить своё сознание от манипулирования Решение простое — необходимо думать. Думающая аудитория — это т. н. рефлексирующая аудитория, которая требует доказательств вместо веры, видит логические ошибки средств массовой информации, не поддаётся красочным описаниям ужасных и беспощадных сущностей с навешенными на них ярлыками, самостоятельно ищет факты, сопоставляет их с фактами, приводимыми средствами массовой информации, и делает должные выводы. Думающая аудитория — это уже не озадаченное стадо, это собрание личностей. Поэтому только думающая аудитория не подвержена манипуляции своим сознанием. 

 

5.“Чёрные технологии” манипулирования

              «Все проходит и все продается. Человек — такой же товар, как и все остальное, и у каждого из нас свой срок годности»

              Фредерик  Бегбедер «99 франков» 

    Не  случайно сегодня в российский политический лексикон все активнее внедряются такие  термины, как «грязные технологии», «черный PR», «антитехнологии» и тому подобное.

    В тот период, когда в нашей стране только начинались альтернативные выборы в органы власти, само понятие «пиаровских  технологий» относилось к разряду  ругательств. Считалось чем-то грязным  и кощунственным, что политик  избирается не ввиду своих личных качеств, а под воздействием какого-то придуманного «имиджа» и различных  манипуляций сознанием; первоначально  для этой цели использовались зарубежные, преимущественно американские, методики, поэтому все подобные явления  можно было отнести к «тлетворному влиянию Запада». Постепенно избиратель привык к этому; появились и удачные  отечественные разработки; профессия  имиджмейкера стала одной из самых  высокооплачиваемых и престижных. В  то же время ряд «пиаровских» кампаний носил откровенно скандальный характер, с вытаскиванием на свет всевозможного  «грязного белья» и применением  «ударов ниже пояса».

    В целях сохранения благоприятного имиджа профессии PR-специалисты объявили о  своей непричастности ко всем подобным явлениям, а их источником стали  считаться некие мрачные личности без чести и совести, названные  «черными пиарщиками». На сегодняшний  день принят ряд декларативных заявлений, а также кодекс профессиональных этических принципов в области  связей с общественностью, признаваемый всеми известнейшими PR-специалистами.

    В целом «грязные» избирательные  технологии, используемые властями всех уровней, кандидатами и нанятыми ими технологами, это главное, что  подрывает у населения России веру в демократию, справедливость и власть государственную.

      Завоевать сердце избирателя сложно, проще обмануть его. Этот принцип нравится многим политконсультантам. Как заметил один из них, «честно  много не заработаешь». Да и большая  часть нынешних и бывших депутатов  признается, что в ходе выборов, так  или иначе, использовались «черные» технологии. Манипулирование общественным мнением лежит в основе большинства  таких технологий.

Основной  целью применения «черного пиара» является создание образа врага в лице оппонентов с использованием разных технологий по следующим направлениям:

Недоверие: все, что исходит от оппонента, неприемлемо;

Негативное  ожидание: от врага нельзя ждать хорошего;

Возложение  вины и отождествление со злом: все беды и несчастья связываются с оппонентами;

Отказ в сочувствии: чем хуже врагам, тем лучше нам;

Дегуманизация: враг не может обладать человеческими чертами;

Перенос оценок по принципу: «посмотрит, кто его друзья!», а «друзья моих врагов - мои враги».

    Но  черный пиар» - это не только технология формирования «образа врага». Черные технологии, по мнению бывшего начальника ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области генерал-лейтенанта А.В. Пониделко, это вся деятельность кандидатов по устранению конкурентов по предвыборной борьбе, за исключением физического устранения, поскольку это относится к компетенции уголовного права и по терминологии, применяемой в демократическом обществе, именуется «беспределом».

    В рамках такой деятельности кандидат со своей командой использует формы  и методы, выходящие за пределы  действующих норм общественной морали, которые балансируют на грани  уголовного или гражданского судебного  преследования. Эти технологии уже  получили название - «черный пиар».

    Итак, получается, что «черный пиар» - это вся деятельность по устранению противников (кроме физического устранения), использующая формы и методы, выходящие за пределы норм морали и балансирующие на грани судебного преследования.

    Необходимо  обратить внимание, что прилагательные "черный", "грязный" в большинстве  случаев применяют только в отношении  политического пиара. Весь остальной пиар стоит как бы в стороне. Такая идентификация связана с тем, что «черный пиар», как и многие другие виды технологий, зародился именно в политической сфере. И общественность называет «черным», прежде всего политический пиар, потому что считает его грязным, аморальным, нечестным делом, которым занимаются безнравственные люди, способные за деньги назвать черное - белым, зло - добром. Другими словами эти падшие (в глазах общества) люди и мать родную продадут, лишь бы им заплатили.

    «Черный пиар власти» — отредактированная  реальность. Создание министерства правды — уже не метафора. Украина навсегда войдет в мировую историю как  страна «темников». Выглядят эти «темники»  как указания министерства правды: «Правда на сегодня следующая (такой-то факт освещать по такой-то теме)… Остальную  часть реальности просим игнорировать».

    Осуществляют  такой манипулятивный политический пиар, как правило, вчерашние преподаватели, журналисты, консультанты, эксперты. Нас  мало может интересовать их личная вина или невиновность в этом. Но мы должны помнить следующее:

    — они разрушают общественный договор  по большому счету, подрывая доверие к власти вообще;

    — они уничтожают общественный диалог, публичность и достоверность  как качества коммуникации между  властью и обществом через  посредство СМИ;

    — они уничтожают сами СМИ, делая их посмешищем, а журналистов — жалкими  и ничтожными рабами;

    — они подрывают доверие к другим специалистам по пиар, которые предпочитают не пачкать руки сомнительным служением  «редакторам реальности».

    Ничей «черный пиар» не останется незамеченным…

    
 
 

 

6.Правила поведения для защиты от манипуляций 

    Когда уважающий себя человек слышит о  манипуляции сознанием, он думает, что  его-то уж не провести. В обыденной, спокойной жизни практически  не обращается внимание на взаимовлияние  вещей. Манипуляция проникает в  каждый дом и от нее человек  не может укрыться, но он может изучить  ее инструменты и приемы.

1. Сокращение  контактов: меньше бывать в  зоне контакта с манипулятором  или потенциальным манипулятором.

2. Уход  от захвата: важный этап в  манипуляции - захват внимания  собеседника, его присоединение.  Пока захват не произошел ему  надо сопротивляться. Эффективен  прием прерывания контакта, уход  на время. Если есть возможность,  то полезно прервать словоизлияния  манипулятора, вопросами которые  нарушат его сценарий. Вопросы  могут быть типа: «Скажите прямо,  куда вы клоните?» - этот вопрос  заставит манипулятора перейти  к сути дела, или же ему придется  игнорировать вопрос, что может  вызвать недовольство и укрепит  психологическую защиту.

3. Изменение  темпа: в программе манипуляции  очень важен темп. Манипулятор  достигает успеха, когда он опережает  процесс мобилизации психологической  защиты у собеседника. Поэтому  большое значение им придается  срочности и сенсационности. С  этого ритма манипулятора необходимо  сбить, нельзя позволить навязать  его темп своему сознанию. Это  значит, что полезно прервать  контакт, т.е. дать полученным  новым мыслям, чувствам и впечатлениям  « переработаться». Надо навязать  ходу манипуляции рваный, вязкий  ритм, сходу отвергать нагнетаемую  обстановку срочности, чаще всего  ложной и искусственно созданной.  Нельзя сходу принимать оценки, которые нам навязывают.

4. Отсеивание  шума: манипуляция успешна в условиях  когда человека заваливают потоком  ненужных сообщений и он не  может сосредоточиться на той  проблеме, которую ему нужно решить. Поэтому необходимо, получив важное  сообщение нужно отфильтровать  шумы, которые служат помехами.

5. Непредсказуемость:  легче всего манипулировать человеком,  мышление которого отвечает строгому  и четкому алгоритм, если же  человек следует необычной логике, то подобрать к нему ключ  будет очень сложно. Значит эффективным  способом от захвата и воздействия  манипулятора является создание  искусственной непредсказуемости  твоей реакции. Таким образом,  действует принцип - когда ты  не предсказуем, ты не уязвим.

6. Отключение  эмоций: если вы видите, что манипулятор  давит на какое-то ваше чувство,  следует на некоторое время  сознательно притупить это чувство, воспринять сообщение бесстрастно, а потом на холодную голову обдумать его.

7. Создание  контекстов: один из главных приемов  манипуляции - втиснуть проблему  в искусственно построенный контекст. Защитным средством в этом  случае будет неприятие предложенной  постановки вопроса, замена навязываемого  контекста иными, выстроенными  вне зависимости от манипулятора.

8. создание  альтернатив: манипулятор, пресекая  диалог предоставляет выгодное  ему решение, как не имеющее  альтернатив. Такое условие надо  сразу отвергать. Стоит только  прикинуть в уме разные варианты  решения, и вся манипуляция  рушится.

9. Включение  здравого смысла: когда слышишь  страстные речи, то лучше пропустить  мимо ушей красивые фразы и  ухватить главный смысл. Потом  допустить, что он верен и  подумать, соответствует ли он  здравому смыслу.

10. Поиск  корня пробле6мы: манипуляция во  многом сводится к тому, что  людям предлагают такую трактовку  проблемы, которая уводит от сути. В этом случае надо сразу  отвергать предложенную трактовку  и начинать ставить вопросы  самому, шаг за шагом углубляясь  в суть дела.

11. Включение  памяти, проекция будущего: память  и предвидение - основа психологической  защиты от манипуляции. Манипуляторы  применяют целый ряд технологий, чтобы отнять у собеседника  чувство исторического времени,  они навязывают особое замкнутое  время. Поэтому каждый раз надо  делать усилие и восстанавливать  память о той проблеме, которую  ставит перед тобой манипулятор.

12. Смена языка: отказ от языка, на котором манипулятор излагает проблему. Не принимать его язык, его терминологию и понятия С. Кара-Мурза « Манипуляция сознанием». М, 2000, С 843.

 

7.Заключение

   Человек - существо социальное. Значит, наше поведение  всегда находится под воздействием других людей, и защитить себя от такого воздействия довольно трудно, с учетом бурного развития методов и технологий манипулирования.

   В своей работе я постаралась проследить историю развития манипуляции как  понятия и как социального  явления, выявить основные приемы психологического воздействия, а также раскрыть правила, способы борьбы и защиты от таких  воздействий. Изучая явление манипуляции, я пришла к выводу, что данный процесс становится частью социального  взаимодействия, предполагающего активное использование разнообразных способов и средств скрытого принуждения  людей.

   Методы  политических манипуляций постоянно  совершенствуются, её роль в современном  российском обществе стала огромной. Человек, идущий на выборы и искренне надеющийся в их ходе повлиять на жизнь  государства, к сожалению, уже жертва манипуляции, за кого бы он ни ставил свою галочку в бюллетене.

   Очевидно, что решения, принимаемые на государственном уровне должны быть максимально объективными и научно обоснованными, так как от них зависит судьба общества страны и каждого его члена, поэтому государственные деятели должны использовать в работе такие знания, изучать общественное мнение и все процессы, с ним связанные.

 

   8.Список  используемой литературы 

  1. С.Г. Кара-Мурза  «Манипуляция сознанием» //www.kara-murza.ru/manipul.htm
  2. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М., 1996
  3. Википедия http://ru.wikipedia.org/
  4. Цитаты Инфо http://citaty.info
  5. Сайт Политические партии РФ http://political-party.ru/slovar

Информация о работе Манипуляция