Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 04:06, дипломная работа
Целью исследования являются изучение партийной и идеологической эволюции КПРФ, результаты выборов в регионах, Государственную Думу, Президента Российской Федерации, изучение идеологического развития КПРФ с момента создания партии в 1993 г. до начала 21 века Задачами исследования являются выявление и изучение основных направлений и платформ партийной идеологии и их соотношения с идеологическим наследием классического большевизма.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1 Эволюция партийной системы КПРФ…………………………………7
1.1 Структурирование партийной системы КПРФ в 90-е гг…………………..7
1.2 Выборы в Государственную думу и президента России в 90-е гг……….12
1.3 Отношения региональных лидеров от КПРФ с властью………………...18
Глава2 Эволюция идеологических направлений КПРФ……………………..22
2.1 Формирование основных идеологических направлений ………………..22
2.2 Правое «зюгановское» направление в
структуре идеологии КПРФ…………………………………………………….28
2.3 Левое «марксистко-ленинское» направление в
структуре идеологии КПРФ………………………………………………........44
Заключение ………………………………………………………………………58
Библиография…………………………………………………………………….60
Приложение………………………………………………………………………
Документ однозначно положительно оценивает диктатуру пролетариата и трактует ее необходимость для построения коммунизма. Зюгановские идеи государства, выражающего общенациональные интересы, оспариваются утверждением, что «внеклассовых, надклассовых и бесклассовых государств не существует»[53]. По мнению марксистов в современных условиях диктатура пролетариата «должна рассматриваться как трудовластие в широком смысле слова»[54].
Указанные
выше различия позиций зюгановцев и
марксистов являются наиболее четко
выраженными в документе. Таким
образом, можно сформулировать рабочую
гипотезу (требующую дополнительного
[50] Указ. соч., стр. 5.
[51] Указ соч., стр. 6.
[52] Указ. соч., стр. 7.
[53] Указ. соч., стр. 8.
[54] Указ. соч., стр. 9.
подтверждения в изучении более широкого круга источников): определяющее расхождение между идеологией государственного патриотизма и марксизмом КПРФ обнаруживается в трактовке взаимосвязанных вопросов о революции и диктатуре пролетариата. Такое расхождение неслучайно. В основе теоретических построений Зюганова в конечном счете лежат цивилизационный подход, теория модернизации, трактовка эволюции как основной модели перемен. В основе современного марксизма КПРФ лежат формационный подход, советская марксистская школа с ее традиционным взглядом на революции как локомотивы истории.
Тем не менее марксизм КПРФ существенно отличается как от разработок многочисленных марксистов советского периода, так и от концепций крупнейших идеологов большевизма. Новизна проявляется прежде всего в коренном изменении круга проблем, лежащих в центре внимания исследователей. Крах реального социализма поставил вопрос ребром: либо отказаться от марксистской парадигмы (как это сделал Зюганов) либо модернизировать ее с учетом необходимости исследования причин краха и других вновь возникших проблем. Иными словами, необходимо было в определенной степени изменить исследовательскую программу. Такую программу вместе с обобщенными первыми наработками и предложили авторы «Тезисов». Почему произошла социалистическая трансформация российского общества? Какова природа, структура и закономерности развития советского социализма? В силу каких причин произошел переход к капитализму? Что такое современный российский капитализм и каково его будущее? Попытки ответить на эти и прочие актуальные для современного российского марксизма вопросы породили существенную переработку новейшими исследователями некоторых тезисов основоположников большевизма и появление принципиально новых положений.
«Тезисы» дают обобщенное представление о новых теоретических элементах, разработанных марксистами КПРФ. Кратко перечислим основные из них:
1. Так называемое «широкое» понимание нэпа (в отличие от «узкого», принятого Зюгановым и сводящего нэп к развертыванию рыночных отношений), включающее индустриализацию, электрификацию, кооперирование крестьянства и культурную революцию[55].
2. Переходный и незрелый характер советского социализма, его определение как «раннего социализма»[56].
3. Определение перехода от социализма к капитализму как буржуазно-бюрократической контрреволюции[57]. Выделение 4 этапов контрреволюции: 1) Маскировочный (1985-1988), связанный с так называемой «перестройкой»; 2) Юридический (1988-1991), связанный с реформированием политической системы и завершившийся путчем и развалом СССР; 3) Конфронтация исполнительной и законодательной властей (1992-1993); 4) Современный (с 1993).
4. Буржуазно-бюрократическая контрреволюция в России рассматривается как временное реакционное явление в процессе перехода от капитализма к социализму во всемирном и российском масштабе[58].
5. Выделяются
три специфические черты
[55] Указ. соч., с. 12.
[56] Указ. соч., с. 22.
[57] Указ. соч., с. 28.
[58] Указ. соч., с. 31.
рынка в пользу иностранного капитала; паразитический характер отечественного капитала[59].
6. Признание
справедливости теории
Значительное
место в разработках
[59] Указ. соч., с. 32-33.
[60] Указ. соч., с. 38.
Один
из признанных лидеров среди марксистов-
В целом можно выделить два этапа эволюции марксистской концепции Трушкова. На первом этапе (примерно до 2000 г.) им велась «мягкая» борьба с идеологией государственного патриотизма.
Так, Трушков выступает против дополнения классового подхода цивилизационным (культурно-историческим в его терминологии), исходя не столько из методологических соображений, сколько потому что «разные подходы будут раздирать движение народно-патриотического сопротивления, тащить его в разные стороны»[61].
Он избегает активной борьбы с Зюгановым и предпочитает полемизировать с представителями государственно-патриотической идеологии вне КПРФ (например, с А. Подберезкиным).
Корни идеологии
[61] Трушков В. В. Мы неразрывны: взгляд на В. И. Ленина сквозь призму нынешних проблем и на эти проблемы сквозь бессмертный ленинский метод.// …Изм. 1998. № 2. С. 37.
[62] Трушков В. В. Указ. соч., с.41.
Рассматривая проблему капиталистической реставрации, Трушков выделил ряд ее объективных и субъективных предпосылок. К объективным он отнес:
Капиталистическая реставрация, как считает Трушков, проходит в своем развитии 5 стадий:
[63] Трушков В. В. Указ. соч., с. 42.
[64] Трушков В. В. Указ. соч., с. 43.
Движущей силой преодоления капиталистической реставрации «вновь станет пролетариат, в ряды которого теперь входят наемные работники не только физического, но и умственного труда»[66].
Указанные
выше теоретические положения
отражают мировоззрение
На втором
этапе эволюции (примерно с 2000 г.) концепция
Трушкова становится значительно более
жесткой. Главной причиной неудач КПРФ
он считает правый оппортунизм на почве
мелкобуржуазности, прикрытый звонкой
левой фразой[67]. В борьбе с идеологией
государственного патриотизма Трушков
по-прежнему пользуется понятием народного
(классового) патриотизма, но теперь
почти полностью отождествляет его с
[65] Трушков В. В. Указ. соч., с. 44.
[66] Трушков В. В. Родом из 17-го.// Правда России. 1-7 ноября 2000. № 42.
[67] Трушков
В. В. Две ветви оппортунизма./
ленинскими взглядами, т.е. противопоставляет Зюганову марксизм[68].
Самое яркое и открытое выступление Трушкова против идеологии государственного патриотизма состоялось в 2000 году, когда в газете «Правда России» появилась его статья «О ньютонах и эйнштейнах обществоведения»[69]. Формально статья была приурочена к 90-летию ленинской статьи «О некоторых особенностях исторического развития марксизма», но на деле стала открытым выпадом против теоретиков государственного патриотизма, включая Зюганова.
Поводом
к столкновению стали
В статье
Трушков указывает главную по
его мнению теоретическую опасность
со стороны зюгановцев - пересмотр
диалектического материализма. Происходит
это потому что диалектический материализм
несовместим с рядом
[68] Трушков В. В. Ленин вступает в 21 век.// Правда России. 16-22 апреля 2003. № 15.
[69] Трушков В. В. О ньютонах и эйнштейнах обществоведения.// Правда России. 8-14 ноября 2000. № 43.
[70] Белов
Ю. Последнее слово за народом.
[71] Проханов А., Чикин В. Пасынок или сын.// Советская Россия. 12 сентября.
[72] Элевтеров Г. Дорога наверх.// Советская Россия. 19 октября.
[73] Трушков В. В. О ньютонах и эйнштейнах обществоведения.// Правда России. 8-14 ноября 2000. № 43.
общественных
процессах интеллигенции и