Эволюция комунистической партии РФ как оппозиционной силы в конце XX-начале XXI века

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 04:06, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования являются изучение партийной и идеологической эволюции КПРФ, результаты выборов в регионах, Государственную Думу, Президента Российской Федерации, изучение идеологического развития КПРФ с момента создания партии в 1993 г. до начала 21 века Задачами исследования являются выявление и изучение основных направлений и платформ партийной идеологии и их соотношения с идеологическим наследием классического большевизма.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава 1 Эволюция партийной системы КПРФ…………………………………7

1.1 Структурирование партийной системы КПРФ в 90-е гг…………………..7

1.2 Выборы в Государственную думу и президента России в 90-е гг……….12

1.3 Отношения региональных лидеров от КПРФ с властью………………...18

Глава2 Эволюция идеологических направлений КПРФ……………………..22

2.1 Формирование основных идеологических направлений ………………..22

2.2 Правое «зюгановское» направление в

структуре идеологии КПРФ…………………………………………………….28

2.3 Левое «марксистко-ленинское» направление в

структуре идеологии КПРФ………………………………………………........44

Заключение ………………………………………………………………………58

Библиография…………………………………………………………………….60

Приложение………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом Шульгин А.М..docx

— 1.22 Мб (Скачать)
fy">В период, когда маховик исторических событий  в России только начинал еще раскручиваться, шансы демократического движения на заметный успех в его противоборстве с КПСС казались небольшими. Коммунисты явно неплохо подготовились к  переменам. В то время как одна часть партии с неожиданной для  общества предприимчивостью включилась в инициируемые ею же процессы разгосударствления социалистической собственности (сумев  при этом даже убедить определенные круги на Западе  

[1] Гарифуллина  Н. Х. Анти-Зюгинг. - М., 2004.

и часть  отечественной демократической  общественности, что преобразование собственности в СССР возможно лишь  путем номенклатурной приватизации), другая ее часть заняла позицию критики  всякой приватизации и готовилась к  тому, чтобы, используя неизбежное недовольство широких масс несправедливостями приватизации, вновь выступить в роли защитника  обездоленных и создать мощную социальную базу для возрождения коммунистического  движения. Несмотря на то, что с осени 1998 г. социологи фиксировали резкое падение авторитета КПСС (по данным ВЦИОМ за 1990 г., полное доверие КПСС выразили всего лишь 6% граждан), реальные и потенциальные позиции компартии  представлялись все еще очень  прочными, вплоть до августовского  путча 1991 г.

    Далее  события  пошли  по  нарастающей.  Серией  указов   Президента     Российской        Федерации деятельность  КП  РСФСР была приостановлена, а  ее имущество  взято под  контроль Советами народных депутатов[2]. Вскоре после этого М.С. Горбачев  сложил с себя  полномочия  Генерального  Секретаря ЦК  КПСС и призвал ЦК  принять решение о самороспуске.  Завершающую точку на  том этапе поставил   Указ  Президента  РСФСР  от  6  ноября  1991  г.  «О  деятельности  КПСС  и  КП  РСФСР»,  предписывающий  прекращение деятельности  и роспуск организационных структур  КПСС и КП  РСФСР на  территории РСФСР.  Последовавший в декабре 1991  г. распад  СССР и образование независимого  государства -  Российской   Федерации -   еще более упрочило  положение антикоммунистических сил в российском  политическом спектре и во властных структурах.                                                       

 Однако  в  массовом сознании  поражение  компартии  было в  тот  период   

[2] Осадчий И. П. Драматические страницы истории: как и почему создавалась Компартия РСФСР. - М.: ИТРК, 2000.

отнюдь  не  столь  очевидным.  И  хотя,  по данным  ИСПИ РАН,  более половины  населения полностью согласилось  с решениями  о приостановлении  деятельности КПСС  и считало,  что  эта  партия  не  должна  возобновлять  свою деятельность,  28% респондентов,  напротив,  были  убеждены,  что  компартия должна  возродиться, а  почти половина  опрошенных коммунистов (46%) были  готовы возобновить  свое членство  в  партии[3].

При этом только каждый четвертый респондент был уверен в  том, что  после  запрета  КПСС страна пойдет по пути демократического развития,  и одновременно  столько же  полагало, что в  этом случае страну ожидает диктатура  новой  власти. Показательно,  что половина  опрошенных не  смогла определенно высказаться по данному вопросу.                                    

Таким образом, в  обществе, в  отличие  от  высших эшелонов  власти, явно                 не было  эйфории победы. Оно, по мнению наблюдателей, раскололось и затаилось. После  крушения  КПСС процесс  становления многопартийности  в России  вступил в  качественно  новую  стадию.  Если  раньше политическая  активность партий  и движений  самой  разной  ориентации была  по преимуществу  направлена против  КПСС и  отождествлявшегося с ней  союзного центра,  то теперь  они были  вынуждены искать  новую основу  для самовыражения  и самоидентификации  (это, прежде  всего, касалось  демократического движения,  которое по  сути дела  всегда было  лишь объединением  «против», а не «за»).  При этом  обнажились неоднородность  демократического движения, отсутствие в нем единства по поводу целей и средств преобразований. Что же  касается левых сил, то они очень быстро  

[3] Осадчий  И. П. На пути ко 2 съезду: заметки  историка о воссоздании Компартии  России.//Правда России. 22 - 28 января 2003; Его же. Как шел процесс  воссоздания Компартии России// Правда. 11-12 февраля 2003.

оправились  от  удара и  начали постепенно  отвоевывать утраченные рубежи.                                                     Решающую  роль  при  этом  сыграло  начало  в  1992 г.  шоковых реформ  с характерными  для  них  процессами стремительного  социального расслоения  и обнищания  широких  масс.  Заметный вклад  в процесс  укрепления позиций  коммунистов внесли  принятые 30  ноября 1992  г. решения  Конституционного Суда  РФ по  делу проверки  конституционности  ряда  указов  Президента,  касающихся  компартии. Российским  коммунистам  удалось сохранить не только часть  своего имущества, но, что, пожалуй,  более  важно,  и  свои  территориальные  партячейки.  Во многом  именно благодаря  удержанию  коммунистами  хорошо  налаженной  за  годы  советской  власти  разветвленной  системы  территориальных  партийных  звеньев  мы имеем  сейчас ситуацию,  при  которой  более  половины массового  низового актива  российских политических  объединений  ориентировано  на  левые  политструктуры  и  главным  образом  -  на  принадлежащие  КПРФ.  Все  это  способствовало  быстрой  реанимации коммунистических  сил  и  их  активному  включению  в  политическую  борьбу как  в  качестве  участников  избирательной  кампании  1993  г. по  выборам  нового  высшего законодательного органа,  так и  под знаменами  крайней оппозиции,  бойкотировавшей  эти  выборы.                                                                             

    К  концу  1993  г.  в  сложной палитре  политических ориентаций  российского населения  уже  четко  выделяются  три  основных   центра  политико-идеологического притяжения, вокруг которых и сегодня группируются сторонники всех сколько-нибудь заметных политических идей, течений и объединений.

Их можно условно обозначить как «прокапиталистический реформизм», «просоциалистический антиреформизм» и национал-державная идеология[4].  

[4] Пригарин  А. И. Один источник и три  составные части национал-коммунизма. - М., 2003.

Именно  такой расклад политических ориентаций российского общества был в целом зафиксирован уже по результатам выборов в Государственную Думу 1993 г. Однако Указом Президента РФ от октября 1993 г., последовавшим после трагических событий сентября-октября 1993 г., устанавливалась принципиально новая для нашей страны пропорционально-мажоритарная избирательная система[5]. Новая избирательная система способствовала снижению темпов радикализации политических отношений и, прежде всего за счет уменьшения активности внепарламентской оппозиции. В частности участие в выборах КПРФ и последующая деятельность фракции коммунистов в Государственной Думе заметно переориентировали коммунистическую оппозицию на отработку легитимных методов борьбы за власть и придали основной структуре коммунистического движения известный социал-демократический оттенок. Коммунистам и аграриям не удалось стать главными выразителями оппозиционных настроений в обществе. 
 
 
 
 
 
 
 

[5] Сапрыкин  В. А. Революция и контрреволюция: прометеи и плутократы. - М., 2004.

1.2 Выборы в Государственную  думу и президента  России в 90-е  гг.

   Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) — фракция в Государственной думе России. Фракция создана на базе Коммунистической партии Российской Федерации. Количество голосов 

Госдума 1 созыва 10% .

Госдума 2 созыва 22% 1 место в общефедеральном списке

Госдума 3 созыва 24% 1 место в общефедеральном списке

Госдума 4 созыва 13% .

Во время  голосований в Госдуме фракция  КПРФ занимала оппозиционную позицию, голосовали за увеличение социальных обязательств государства, выступала  против приватизации российских предприятий, занимала активную позицию по вопросам политики. Представитель КПРФ занимал  пост Председателя Государственной  думы 2 созыва полностью, и 3 созыва частично.

Фракция в Государственной думе 1-го созыва

На выборах 1993 года федеральный список КПРФ получил 12,40 % голосов (32 места), с учётом одномандатных  округов в Думу прошли ещё 13 кандидатов от КПРФ. 13 января 1994 года депутатская  фракция КПРФ была зарегистрирована. Численность фракции КПРФ на 17 января 1994 года составила 45 депутатов: 32 избранных  по общефедеральному списку и 13 избранных  по одномандатным округам.

Из депутатов  от одномандатных округов, выдвинутых КПРФ, один (А. Пономарёв) вошёл во фракцию  АПР, один (А. Лукьянов) — в «Российский  путь», один (Л. Рожкова) — в «Новую региональную политику». Кроме того, два члена КПРФ состоят во фракциях избирательных объединений, от которых они были выдвинуты: Г.Лукава — в ЛДПР, Е. Бученков — в АПР.

   На пост Председателя Государственной Думы 13 января фракция выдвинула беспартийного члена фракции В. Ковалёва, который снял свою кандидатуру в пользу И. Рыбкина (АПР). При рейтинговом голосовании кандидатуру Рыбкина поддержали все 45 членов фракции.

В утвержденном 17 января 1994 года Коалиционном списке фракция получила должности заместителя  председателя Думы (В. Ковалёв), председателей  комитетов по безопасности (В. Илюхин), по делам общественных объединений  и религиозных организаций (В. Зоркальцев), 7 заместителей председателей Комитетов  и председателя Мандатной комиссии (В. Севастьянов). 16 членов фракции проголосовали  против коалиционного списка, выразив  солидарность группе «Российский путь», а Т. Плетнёва даже подписала заявление  этой группы, в котором проголосовавшие  за список обвинены в пособничестве  антинародной политике[6].

5 января 1995 года Валентин Ковалёв был  назначен министром юстиции РФ, за что 10 января 1995 года был  исключён из фракции. При голосовании пакета документов об объявлении амнистии участникам событий августа 1991 и сентября-октября 1993 фракция вместе с АПР настаивала на варианте без отмены парламентского расследования октябрьских событий. 10 депутатов проголосовали только за такой вариант амнистии, 33 — за оба варианта.Г. Зюганов присутствовал на церемонии подписания Договора об общественном согласии, но, следуя решению II Конференции КПРФ, договор не подписал. 

[6]  Блинова  О. А. Опыт изучения экономических  программ политических партий  России 1990-х гг.: методика применения  контент-анализа на примере программ  КПРФ (1993, 1995) и АПР (1994).// Сервер  Ассоциации "История и компьютер" (http://kleio.dcn-asu.ru/aik/krug/7/10.html).

Фракция КПРФ в Государственной думе второго  созыва

   На выборах 17 декабря 1995 года федеральный список КПРФ получил 22,30 % (15 432 963 голоса), что дало ей право на 99 мест в Думе. В одномандатных округах было избрано 58 кандидатов, выдвинутых КПРФ. К депутатам от КПРФ причислялся В. М. Зеленин, хотя он был выдвинут не партией, а избирателями.16 января 1996 года фракция была зарегистрирована в составе 149 депутатов. Её председателем стал Г. А. Зюганов. 16 из 158 депутатов для укрепления союзников перешли в депутатскую группу «Народовластие» и Аграрную группу. Во фракцию КПРФ вошло 7 независимых депутатов: В. А. Агафонов, В. А. Ворогушин, В. Д. Гришин, Л. В. Коротков, Н. А. Останина, В. Р. Пашуто, Р. В. Чистоходова.От имени фракции кандидатом в председатели Думы был выдвинут Г. Н. Селезнёв. Фракция получила должности одного заместителя председателя Думы, председателей 10 комитетов и Мандатной комиссии, и по одному заместителю председателя в остальных комитетах.

По инициативе фракции 15 марта 1996 года Дума отменила постановление Верховного Совета РСФСР  о денонсации союзного договора 1922 года.

10 августа  1996 года при тайном голосовании  по кандидатуре председателя  правительства Черномырдина около  половины фракции проголосовало  против его кандидатуры. Ранее  фракция приняла решение, что  депутаты от тех регионов, где  Ельцин получил на выборах  большинство, вправе проголосовать  по своему усмотрению, так как  «не могут не учитывать настроений  избирателей».

15 декабря  1996 года фракция поддержала бюджет  на 1997 года, выставив Правительству  11 условий:погашение до февраля  1997 года задолженности по зарплатам,  пенсиям и пособиям;

  • разрешение в первом квартале 1997 года кризиса неплатежей;
  • представление в Думу до 25 декабря бюджета развития;
  • установление государственного контроля за ценами на энергоносители и тарифами на железнодорожный транспорт;
  • принятие мер по стимулированию товаропроизводителей;
  • приведение показателей финансирования науки и образования в соответствие с требованиями законодательства;
  • обеспечение выполнения программы жилищного строительства;
  • введение государстввенной монополии на винно-водочную и табачную торговлю, а также стратегические ресурсы;
  • финансировать в необходимом объеме армию, военную реформу, конверсию и бороться с преступностью;
  • преобразование «Российской газеты» в официальную газету Федерального Собрания и Правительства, обеспечение телевизионной трансляции программы «Парламентский час»;
  • требование вместе с депутатами Думы отстранения от должности руководителя Администрации Президента А. Чубайса и его окружения.
  • При невыполнении условий фракция «оставляла за собой право проголосовать против бюджета в последующих чтениях и поставить вопрос о недоверии Правительству и об организации актов гражданского неповиновения и протеста по всей территории страны». 15 декабря за принятие бюджета в первом чтении проголосовали 74 депутата фракции, против — 44.

Информация о работе Эволюция комунистической партии РФ как оппозиционной силы в конце XX-начале XXI века