Эволюция комунистической партии РФ как оппозиционной силы в конце XX-начале XXI века

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 04:06, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования являются изучение партийной и идеологической эволюции КПРФ, результаты выборов в регионах, Государственную Думу, Президента Российской Федерации, изучение идеологического развития КПРФ с момента создания партии в 1993 г. до начала 21 века Задачами исследования являются выявление и изучение основных направлений и платформ партийной идеологии и их соотношения с идеологическим наследием классического большевизма.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава 1 Эволюция партийной системы КПРФ…………………………………7

1.1 Структурирование партийной системы КПРФ в 90-е гг…………………..7

1.2 Выборы в Государственную думу и президента России в 90-е гг……….12

1.3 Отношения региональных лидеров от КПРФ с властью………………...18

Глава2 Эволюция идеологических направлений КПРФ……………………..22

2.1 Формирование основных идеологических направлений ………………..22

2.2 Правое «зюгановское» направление в

структуре идеологии КПРФ…………………………………………………….28

2.3 Левое «марксистко-ленинское» направление в

структуре идеологии КПРФ………………………………………………........44

Заключение ………………………………………………………………………58

Библиография…………………………………………………………………….60

Приложение………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом Шульгин А.М..docx

— 1.22 Мб (Скачать)
>[25] Авторы "Слова к народу" готовят  программы действий.// Независимая  газета. 15 августа 1991.

[26] Зюганов  Г. А. Драма власти. - М.: Палея, 1993, стр. 64.  

анализа программ КПРФ 1993 и 1995 гг., проделанного О. А. Блиновой[27]. По мнению Блиновой экономическая программа КПРФ направлена на реформирование при условии серьезной трансформации всей экономической системы. Ключевым вопросом в экономической политике КПРФ является вопрос о собственности, в т. ч. вопрос о частной собственности на землю[28]. Если в программе 1993 г. понятие собственности на землю фигурирует только с эпитетами «общенародная» и «коллективная», то уже в программе 1995 г. наряду с ними появляется в положительном ракурсе эпитет «личная», подразумевающий частную собственность на землю без права купли-продажи, организации крупного аграрного производства и извлечения прибыли. Налицо некоторая сдача позиций в вопросе о частной собственности на землю, причем соответствующая теоретическим установкам Зюганова, так как КПРФ в программе 1995 г. все же пришла (хоть и с оговорками) к признанию права частной собственности на землю (включая право пожизненного владения с правом наследования. Впоследствии КПРФ дошла до пика уступок по данному вопросу, ограничившись требованием недопущения купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения.

Еще одним  свидетельством трансформации программных  установок в сторону идеологии  патриотизма является попадание  в смысловое поле экономической категории «кризис» в программе 1995 г. понятий «Россия» и «государство»[29]. Политическая составляющая зюгановской идеологии имеет несколько ключевых аспектов. Основным политическим вопросом, вставшим перед вновь образованными компартиями после путча, был вопрос  

[27] Блинова  О. А. Опыт изучения экономических  программ политических партий  России 1990-х гг.: методика применения  контент-анализа на примере программ  КПРФ (1993, 1995) и АПР (1994).// Сервер  Ассоциации "История и компьютер". (http://kleio.dcn-asu.ru/aik/krug/7/10.html).

[28] Там  же

[29] Там  же.

о революции  как пути завоевания политической власти. Впервые Зюганов дал свой ответ  на этот вопрос в выступлении на заседании Конституционного суда по делу КП РСФСР. Он заявил, что Россия исчерпала лимит на революции  и гражданские войны[30].

Подробно  данный тезис Зюганов развил в интервью газете «Советская Россия» от 25 октября 1991 года, опубликованном под названием «Да посетит всех здравый смысл». По мнению Н. Х. Гарифуллиной именно в указанном интервью Зюганов открыто отбросил основные постулаты марксизма-ленинизма в вопросе о революции[31]. Впоследствии Зюганов неоднократно подтверждал свою позицию.[32] Разделяют ее и другие видные представители идеологии государственного патриотизма в рядах КПРФ.[33]

Однако  отношение Зюганова к революции  далеко не так однозначно, как это  видится Гарифуллиной. Отрицая революцию  как способ взятия власти в современности, Зюганов положительно относится  к Октябрьской революции 1917 г., хотя и дает ей весьма своеобразную и  противоречивую трактовку в специальной работе «Октябрь и современность».

 С  одной стороны, «Октябрьская революция - это дело народа, результат его творчества и преобразующей энергии»[34], «Октябрьская революция поставила русских в авангард мирового цивилизационного процесса»[35]. С другой стороны, Зюганов осуждает ее «интернационалистский» (в смысле  

[30] Гарифуллина  Н. Х. Указ. соч., стр. 181.

[31] Гарифуллина  Н. Х. Указ. соч., стр. 193.

[32] См. например: Зюганов Г. А. Держава//Советская  Россия. 28 августа 1993; Зюганов Г.  А. Не хочу, чтобы на Россию  смотрели как на побежденную  страну//Правда. 10 августа 1994; Зюганов  Г. А. Драма власти. - М.: Палея, 1993, стр. 59, 77; Зюганов Г. А. Россия - родина моя. Идеология государственного  патриотизма. - М.: Информпечать, 1996, стр. 312.; Зюганов Г. А. Распутья: партия  и оппозиция после выборов//Советская  Россия. № 44. 15 апреля 2000.

[33] См. например: Белов Ю. Десница и  шуйца.//Советская Россия. № 112. 27 сентября 2001.

[34] Зюганов  Г. А. Октябрь и современность. - М.: Информ-Знание, 1997, стр. 7.

[35] Зюганов  Г. А. Указ. соч., стр. 13.

экспорта  революции) аспект[36], делая упор на значение Октября для модернизации страны[37]. По мысли Зюганова Октябрьская  революция оказала воздействие  на международную жизнь прежде всего  как пример нового общественного  строя, своеобразный цивилизационный  образец.

С новаторских  позиций Зюганов подошел и  к проблеме классовых противоречий в России. В отличие от идеологов  других коммунистических партий он считает  главным противоречием российского  общества не классическое противостояние буржуазии и пролетариата, а антагонизм «большинства народа с правящими режимами, опирающимися на узкий слой компрадорской либо коррумпированной бюрократии»[38].

Различные аспекты зюгановского варианта идеологии  государственного патриотизма Гарифуллина  рассматривает систематически в главах 10 и 12 своей работы «Анти-Зюгинг».

По мнению Гарифуллиной корни зюгановской  концепции следует искать еще  в КП РСФСР, где существовало реформистское  направление, связанное с именами  М. С. Горбачева, И. К. Полозкова и  В. А. Купцова. После создания КПРФ это  направление стало главенствующим[39].

В своей  книге Гарифуллина рассматривает  следующие элементы идеологической системы Зюганова: отношение к  революции как методу борьбы; отношение  к диктатуре пролетариата; отношение  к монополии КПСС на власть; отношение  к частной собственности; план реформы  политической системы; концепция борьбы патриотов и интернационалистов в партии большевиков. 

[36] Там  же.

[37] Зюганов  Г. А. Указ. соч., стр. 37, 84.

[38] Зюганов  Г. А. Указ. соч., стр. 64.

[39] Гарифуллина  Н. Х. Указ. соч., стр. 212.

«Отказавшись от революции как способа смены общественно-политического строя, Г. Зюганов, по сути, отказался и еще от одного из основополагающих принципов марксизма-ленинизма - диктатуры пролетариата»[40].

Зюганов много раз высказывал мысль о  недопустимости однопартийной политической системы[41]. Именно в монополии КПСС на власть и истину он видит одну из основных причин гибели Советского Союза[42]. Среди других причин Зюганов  называет огосударствление всех сторон общественной жизни, диктатуру партийной  верхушки, хищническую эксплуатацию природы, сверхконфронтационность  во внешней политике.[43]

Важное  место в структуре зюгановской  теории государственного патриотизма  занимает концепция борьбы двух группировок (патриотической и антипатриотической) в партии большевиков на протяжении всей советской истории. «Внутрипартийная борьба этих двух группировок, то ослабевая, то разгораясь с новой силой, не прекращалась ни на миг. Затянулась на долгие десятилетия, составила своеобразную фабулу советского периода истории России и в решающей мере предопределила драматические события ее последних лет».[44]

По мнению Зюганова внутри партии большевиков  существовало русофобское радикальное  партийное крыло Троцкого и Бухарина, желавшее превратить Россию в плацдарм для разжигания мировой революции. Ему противостояла патриотическая группировка, которую Зюганов связывает  прежде всего с именами Ленина и Сталина. В ходе Великой Отечественной  

[40] Гарифуллина  Н. Х. Указ. соч., стр. 226

[41] См. например: Зюганов Г. А. КПСС  погубила монополия на власть.//Интервью. № 11. 1994.; Зюганов Г. А. Верность. - М.: Молодая гвардия, 2003, стр. 55.; Зюганов  Г. А. Россия - родина моя. Идеология  государственного патриотизма. - М.: Информпечать, 1996, стр. 387.

[42] Зюганов  Г. А. Октябрь и современность. - М.: Информ-Знание, 1997, стр. 48.

[43] Зюганов  Г. А. Указ. соч., стр. 97.

[44] Зюганов  Г. А. Держава.//Советская Россия. 28 августа 1993.

войны «патриоты» добились перевеса над «русофобами», результатом чего стало «резкое изменение государственной идеологии Советского Союза в 1944-1953 годах».[45] Это изменение наряду с заграничным идеологическим давлением Зюганов считает основной причиной капиталистической реставрации в России.

Особое  место в зюгановской идеологии  занимает тема Великой Отечественной  войны. ВОВ играет своеобразную антагонистическую  роль по отношению к Октябрьской  революции и гражданской войне. В своих работах, статьях и  выступлениях Зюганов постоянно  обыгрывает тему общенационального  единения, исторического примирения «красных» и «белых» (в частности, на примере изменения политики Сталина по отношению к церкви в годы войны). Настойчиво подчеркивается высокий вклад компартии в Победу. Таким образом, делается попытка привлечь на свою сторону негативно воспринимающую Октябрьскую революцию часть электората за счет позитивных психологических ассоциаций, связанных с темой защиты Родины от агрессора. Неудивительно, что количество публикаций о ВОВ в партийной печати (всегда необычно большое по сравнению с иными партиями) значительно возрастает в годы федеральных избирательных кампаний. Например, в избирательной кампании 2003 года активно использовалась тема 60-летия Сталинградской битвы, при этом проводилась определенная аналогия между данным этапом ВОВ и грядущими выборами.

Таковы  вкратце основные черты идеологии  государственного патриотизма Г. А. Зюганова. Результаты сравнительно-исторического  анализа зюгановской концепции  с концепциями В. И. Ленина и Н. И. Бухарина  показывают отсутствие существенной связи между идеологией государственного  

[45] Зюганов  Г. А. Подвиг Руси.//Советская  Россия. 24 февраля 1994.

патриотизма и идеологией классического большевизма. В данном случае мы имеем дело с  двумя принципиально разными  идеологиями. Теоретические элементы большевизма используются Зюгановым  по необходимости для работы с  определенной частью электората и для «окрашивания» идеологии государственного патриотизма с целью обеспечения ее положительного восприятия марксистским крылом КПРФ. Данная необходимость была обусловлена переходом российского общества от социализма к капитализму, при котором оппозиционные настроения народных масс объективно проявлялись прежде всего в форме стремления к социалистической реставрации, а самой многочисленной и организованной политической силой на первых порах оказались бывшие члены КПСС.

Зюганову  и его команде принадлежат  практически все печатные органы КПРФ, «государственникам» удалось  внедрить в партию свою идеологическую доктрину. Вот что пишут подконтрольные коммунистам газеты:

Страна  переживает новую антикоммунистическую агрессию. Оскверняются памятники Ленину и святыни Великой Отечественной  войны. Вновь искусственно возбуждается вопрос о перезахоронении В.И. Ленина и ликвидации некрополя у Кремлевской  стены. Вновь поднимается волна  антисталинской истерии (прокручиваются специально подготовленные к этому  телесериалы — «Дети Арбата»  и т.п.). На телевидении наблюдается  «ренессанс» патологического антикоммуниста Сванидзе. Ведущий НТВ Пивоваров  специализируется на развенчании Маршала  Победы Жукова, массового советского героизма в годы Великой Отечественной, Млечин извлекает из небытия диссидентов, представляя их героями «холодной  вой-ны» Запада против СССР. Караулов обращается к совести рядовых  коммунис тов, противопоставляя им руководителей  КПРФ, выводя на экран раскольников партии в качестве борцов за «подлинную коммунистичность»… Маховик антикоммунизма набирает обороты.  Главный удар наносится по КПРФ. Понятно почему: партия выстояла перед антикоммунистическим ураганом в 90-е и смогла, несмотря на ухищрения власти, лишить её многомиллионной поддержки, стать одной из основных политических сил российского общества. Сейчас же, в условиях разрастающегося кризиса, левеет социальное настроение широких масс, что создаёт объективную основу для их поворота в сторону КПРФ. Этого боятся власть имущие не только в нашей стране, но и на Западе. Случись этот поворот - и будет похоронен стратегический замысел выхода из мирового кризиса за счёт России. Но не только это тревожит врагов нашей партии.

Профессиональный  антикоммунизм тем отличается от антикоммунизма примитивного, обывательского, патологического (Новодворская, Сванидзе, Жириновский), что он чаще всего скрыт, не бросается в глаза. Его вдохновители и организаторы находятся за кадром, провоцируя на действия против Компартии, либо её сторонников, либо её членов из числа обиженных (бывает, незаслуженно), людей с обостренным самолюбием. Таковых оказалось немало в своё время среди пошедших за Семигиным  — не все только из-за денег доверились политическому комбинатору. Ставка делается и на откровенных авантюристов, преисполненных всё тем же тщеславием. И отметим особо: расчет делается и на искренне заблуждающихся, поверивших ложным вождям, страдающим манией величия.

Информация о работе Эволюция комунистической партии РФ как оппозиционной силы в конце XX-начале XXI века