Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 04:06, дипломная работа
Целью исследования являются изучение партийной и идеологической эволюции КПРФ, результаты выборов в регионах, Государственную Думу, Президента Российской Федерации, изучение идеологического развития КПРФ с момента создания партии в 1993 г. до начала 21 века Задачами исследования являются выявление и изучение основных направлений и платформ партийной идеологии и их соотношения с идеологическим наследием классического большевизма.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1 Эволюция партийной системы КПРФ…………………………………7
1.1 Структурирование партийной системы КПРФ в 90-е гг…………………..7
1.2 Выборы в Государственную думу и президента России в 90-е гг……….12
1.3 Отношения региональных лидеров от КПРФ с властью………………...18
Глава2 Эволюция идеологических направлений КПРФ……………………..22
2.1 Формирование основных идеологических направлений ………………..22
2.2 Правое «зюгановское» направление в
структуре идеологии КПРФ…………………………………………………….28
2.3 Левое «марксистко-ленинское» направление в
структуре идеологии КПРФ………………………………………………........44
Заключение ………………………………………………………………………58
Библиография…………………………………………………………………….60
Приложение………………………………………………………………………
[26] Зюганов
Г. А. Драма власти. - М.: Палея, 1993,
стр. 64.
анализа программ КПРФ 1993 и 1995 гг., проделанного О. А. Блиновой[27]. По мнению Блиновой экономическая программа КПРФ направлена на реформирование при условии серьезной трансформации всей экономической системы. Ключевым вопросом в экономической политике КПРФ является вопрос о собственности, в т. ч. вопрос о частной собственности на землю[28]. Если в программе 1993 г. понятие собственности на землю фигурирует только с эпитетами «общенародная» и «коллективная», то уже в программе 1995 г. наряду с ними появляется в положительном ракурсе эпитет «личная», подразумевающий частную собственность на землю без права купли-продажи, организации крупного аграрного производства и извлечения прибыли. Налицо некоторая сдача позиций в вопросе о частной собственности на землю, причем соответствующая теоретическим установкам Зюганова, так как КПРФ в программе 1995 г. все же пришла (хоть и с оговорками) к признанию права частной собственности на землю (включая право пожизненного владения с правом наследования. Впоследствии КПРФ дошла до пика уступок по данному вопросу, ограничившись требованием недопущения купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения.
Еще одним
свидетельством трансформации программных
установок в сторону идеологии
патриотизма является попадание
в смысловое поле экономической категории
«кризис» в программе 1995 г. понятий «Россия»
и «государство»[29]. Политическая составляющая
зюгановской идеологии имеет несколько
ключевых аспектов. Основным политическим
вопросом, вставшим перед вновь образованными
компартиями после путча, был вопрос
[27] Блинова
О. А. Опыт изучения
[28] Там же
[29] Там же.
о революции как пути завоевания политической власти. Впервые Зюганов дал свой ответ на этот вопрос в выступлении на заседании Конституционного суда по делу КП РСФСР. Он заявил, что Россия исчерпала лимит на революции и гражданские войны[30].
Подробно данный тезис Зюганов развил в интервью газете «Советская Россия» от 25 октября 1991 года, опубликованном под названием «Да посетит всех здравый смысл». По мнению Н. Х. Гарифуллиной именно в указанном интервью Зюганов открыто отбросил основные постулаты марксизма-ленинизма в вопросе о революции[31]. Впоследствии Зюганов неоднократно подтверждал свою позицию.[32] Разделяют ее и другие видные представители идеологии государственного патриотизма в рядах КПРФ.[33]
Однако отношение Зюганова к революции далеко не так однозначно, как это видится Гарифуллиной. Отрицая революцию как способ взятия власти в современности, Зюганов положительно относится к Октябрьской революции 1917 г., хотя и дает ей весьма своеобразную и противоречивую трактовку в специальной работе «Октябрь и современность».
С
одной стороны, «Октябрьская революция
- это дело народа, результат его творчества
и преобразующей энергии»[34], «Октябрьская
революция поставила русских в авангард
мирового цивилизационного процесса»[35].
С другой стороны, Зюганов осуждает ее
«интернационалистский» (в смысле
[30] Гарифуллина Н. Х. Указ. соч., стр. 181.
[31] Гарифуллина Н. Х. Указ. соч., стр. 193.
[32] См.
например: Зюганов Г. А. Держава//
[33] См. например: Белов Ю. Десница и шуйца.//Советская Россия. № 112. 27 сентября 2001.
[34] Зюганов Г. А. Октябрь и современность. - М.: Информ-Знание, 1997, стр. 7.
[35] Зюганов Г. А. Указ. соч., стр. 13.
экспорта революции) аспект[36], делая упор на значение Октября для модернизации страны[37]. По мысли Зюганова Октябрьская революция оказала воздействие на международную жизнь прежде всего как пример нового общественного строя, своеобразный цивилизационный образец.
С новаторских
позиций Зюганов подошел и
к проблеме классовых противоречий
в России. В отличие от идеологов
других коммунистических партий он считает
главным противоречием
Различные аспекты зюгановского варианта идеологии государственного патриотизма Гарифуллина рассматривает систематически в главах 10 и 12 своей работы «Анти-Зюгинг».
По мнению
Гарифуллиной корни зюгановской
концепции следует искать еще
в КП РСФСР, где существовало реформистское
направление, связанное с именами
М. С. Горбачева, И. К. Полозкова и
В. А. Купцова. После создания КПРФ это
направление стало
В своей
книге Гарифуллина
[36] Там же.
[37] Зюганов Г. А. Указ. соч., стр. 37, 84.
[38] Зюганов Г. А. Указ. соч., стр. 64.
[39] Гарифуллина Н. Х. Указ. соч., стр. 212.
«Отказавшись от революции как способа смены общественно-политического строя, Г. Зюганов, по сути, отказался и еще от одного из основополагающих принципов марксизма-ленинизма - диктатуры пролетариата»[40].
Зюганов много раз высказывал мысль о недопустимости однопартийной политической системы[41]. Именно в монополии КПСС на власть и истину он видит одну из основных причин гибели Советского Союза[42]. Среди других причин Зюганов называет огосударствление всех сторон общественной жизни, диктатуру партийной верхушки, хищническую эксплуатацию природы, сверхконфронтационность во внешней политике.[43]
Важное место в структуре зюгановской теории государственного патриотизма занимает концепция борьбы двух группировок (патриотической и антипатриотической) в партии большевиков на протяжении всей советской истории. «Внутрипартийная борьба этих двух группировок, то ослабевая, то разгораясь с новой силой, не прекращалась ни на миг. Затянулась на долгие десятилетия, составила своеобразную фабулу советского периода истории России и в решающей мере предопределила драматические события ее последних лет».[44]
По мнению
Зюганова внутри партии большевиков
существовало русофобское радикальное
партийное крыло Троцкого и Бухарина,
желавшее превратить Россию в плацдарм
для разжигания мировой революции.
Ему противостояла
[40] Гарифуллина Н. Х. Указ. соч., стр. 226
[41] См.
например: Зюганов Г. А. КПСС
погубила монополия на власть./
[42] Зюганов Г. А. Октябрь и современность. - М.: Информ-Знание, 1997, стр. 48.
[43] Зюганов Г. А. Указ. соч., стр. 97.
[44] Зюганов
Г. А. Держава.//Советская
войны «патриоты» добились перевеса над «русофобами», результатом чего стало «резкое изменение государственной идеологии Советского Союза в 1944-1953 годах».[45] Это изменение наряду с заграничным идеологическим давлением Зюганов считает основной причиной капиталистической реставрации в России.
Особое место в зюгановской идеологии занимает тема Великой Отечественной войны. ВОВ играет своеобразную антагонистическую роль по отношению к Октябрьской революции и гражданской войне. В своих работах, статьях и выступлениях Зюганов постоянно обыгрывает тему общенационального единения, исторического примирения «красных» и «белых» (в частности, на примере изменения политики Сталина по отношению к церкви в годы войны). Настойчиво подчеркивается высокий вклад компартии в Победу. Таким образом, делается попытка привлечь на свою сторону негативно воспринимающую Октябрьскую революцию часть электората за счет позитивных психологических ассоциаций, связанных с темой защиты Родины от агрессора. Неудивительно, что количество публикаций о ВОВ в партийной печати (всегда необычно большое по сравнению с иными партиями) значительно возрастает в годы федеральных избирательных кампаний. Например, в избирательной кампании 2003 года активно использовалась тема 60-летия Сталинградской битвы, при этом проводилась определенная аналогия между данным этапом ВОВ и грядущими выборами.
Таковы
вкратце основные черты идеологии
государственного патриотизма Г. А.
Зюганова. Результаты сравнительно-исторического
анализа зюгановской концепции
с концепциями В. И. Ленина и Н.
И. Бухарина показывают отсутствие
существенной связи между идеологией
государственного
[45] Зюганов Г. А. Подвиг Руси.//Советская Россия. 24 февраля 1994.
патриотизма и идеологией классического большевизма. В данном случае мы имеем дело с двумя принципиально разными идеологиями. Теоретические элементы большевизма используются Зюгановым по необходимости для работы с определенной частью электората и для «окрашивания» идеологии государственного патриотизма с целью обеспечения ее положительного восприятия марксистским крылом КПРФ. Данная необходимость была обусловлена переходом российского общества от социализма к капитализму, при котором оппозиционные настроения народных масс объективно проявлялись прежде всего в форме стремления к социалистической реставрации, а самой многочисленной и организованной политической силой на первых порах оказались бывшие члены КПСС.
Зюганову и его команде принадлежат практически все печатные органы КПРФ, «государственникам» удалось внедрить в партию свою идеологическую доктрину. Вот что пишут подконтрольные коммунистам газеты:
Страна
переживает новую антикоммунистическую
агрессию. Оскверняются памятники Ленину
и святыни Великой
Профессиональный
антикоммунизм тем отличается от
антикоммунизма примитивного, обывательского,
патологического (Новодворская, Сванидзе,
Жириновский), что он чаще всего скрыт,
не бросается в глаза. Его вдохновители
и организаторы находятся за кадром,
провоцируя на действия против Компартии,
либо её сторонников, либо её членов из
числа обиженных (бывает, незаслуженно),
людей с обостренным