Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 04:06, дипломная работа
Целью исследования являются изучение партийной и идеологической эволюции КПРФ, результаты выборов в регионах, Государственную Думу, Президента Российской Федерации, изучение идеологического развития КПРФ с момента создания партии в 1993 г. до начала 21 века Задачами исследования являются выявление и изучение основных направлений и платформ партийной идеологии и их соотношения с идеологическим наследием классического большевизма.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1 Эволюция партийной системы КПРФ…………………………………7
1.1 Структурирование партийной системы КПРФ в 90-е гг…………………..7
1.2 Выборы в Государственную думу и президента России в 90-е гг……….12
1.3 Отношения региональных лидеров от КПРФ с властью………………...18
Глава2 Эволюция идеологических направлений КПРФ……………………..22
2.1 Формирование основных идеологических направлений ………………..22
2.2 Правое «зюгановское» направление в
структуре идеологии КПРФ…………………………………………………….28
2.3 Левое «марксистко-ленинское» направление в
структуре идеологии КПРФ………………………………………………........44
Заключение ………………………………………………………………………58
Библиография…………………………………………………………………….60
Приложение………………………………………………………………………
Перейдём
к делу, мало кому известному в КПРФ,
хотя его устроители предпринимают
лихорадочные усилия, чтобы оно стало
широко известным. В феврале этого
года по 5-му государственному телеканалу
выступил исключённый из партии Семён
Борзенко - до недавнего времени
член Санкт-Петербургского горкома
КПРФ. Суть выступления выражалась
в призывных словах: «КПРФ —
без Зюганова!» Через
Полгода назад состоялся XIII съезд КПРФ (о нём в «манифесте» - ни слова). Ни в процессе подготовки к нему, ни на самом съезде никто не обмолвился о кризисе в партии — ни в одной первичной, ни в одной региональной организации. Ни в одной из них за прошедшие полгода вопрос о кризисном состоянии КПРФ не ставился. Что же явилось основанием для утверждения, будто бы кризис охватил не только руководство, но и партийные низы целого ряда регионов? Каких? — назовите! У всякого здравомыслящего возникают данные вопросы при чтении «манифеста». Но ставить их не перед кем — «манифест» анонимен, авторы его неизвестны.
Так, может,
не стоит и внимания на него обращать,
а обойти молчанием? Думается, что
это будет неверно. И не только
потому, что данное анонимное сочинение
уже тиражируется и конспиративно
распространяется по регионам в форме
«Дискуссионного листка», выдаваемого
за информационно-аналитический
Стоит внимательно отнестись к этому сочинению, так как оно служит свидетельством и хорошей иллюстрацией фабрикации и распространения антикоммунистических мифов. Первый из них — миф о кризисе в КПРФ. По утверждению анонимных манифестантов, причиной кризиса является то, что в КПРФ на протяжении всей ее истории якобы существовали два политических течения — пролетарское и мелкобуржуазное. Сейчас, говорится в «манифесте», усилилась группа людей, являющихся идеологами мелкой буржуазии. Конечно же, во главе с Зюгановым, иначе бы не возглашалось: «КПРФ — без Зюганова!». Складывается впечатление, что анонимных авторов мифического «манифеста» консультировали О.С. Шенин и В.А. Тюлькин, долгие годы порицающие КПРФ и её лидера за их якобы мелкобуржуазность и всё грозящие повести за собой железные батальоны пролетариата, которых как не было, так и нет за ними — взвода не найдётся. Вспомним, что по Ленину, революционное фразёрство - а им-то как раз и грешат манифестанты, - есть признак мелкобуржуазной революционности.
Но последуем далее за их мыслью. Они призывают партию вернуться на позиции творческого марксизма, для чего считают необходимым «обеспечить свободу дискуссий по идеологическим вопросам в центральной партийной печати». Как говорится в подобных случаях: господа хорошие, отчего же вы не высказали своё идеологическое кредо в свободной дискуссии по Программе партии, которая год (!) шла на страницах «Правды» и «Советской России»? Почему вам потребовалась дискуссия именно сейчас, в условиях экономического кризиса, когда само время выдвигает на первый план массово политическую, агитационно-прогандистскую, организационно-партийную работу? А не для того ли диссидентствующим манифестантам так желательна свобода идеологической дискуссии, чтобы подвергнуть ревизии единогласно принятую XIII съездом обновлённую Прог- рамму КПРФ? Они обходят её молчанием — отчего так?
Одно
из краеугольных положений «манифеста»
— обвинение руководства КПРФ
в преимущественном использовании
бюрократических методов
Изменения,
которые они замыслили, по сути предполагают
перекройку Устава КПРФ с выхолащиванием
из него принципа демократического централизма
(о нём ни слова в «манифесте»).
Итак, необъявленное, но хорошо читаемое
между строк изменение
Обычно
в таком случае говорят: без комментариев.
И всё же, вспомним, как поджигали
КПСС с двух концов: с одного —
«демократической» платформой (Лысенко),
с другого — «марксистской» (Бузгалин).
Нечто похожее мы видим в архиреволюционном
«манифесте»: мелкобуржуазный
Было
бы понятно, если бы они открыто вышли
из КПРФ и решились на создание своей
партии: вольному — воля. Нет, им нужно
подорвать партию изнутри, расколоть
ее в ответственнейший момент её истории
— в период всеобщего кризиса
в России. Отвечает ли это логике
профессионального
Движущей
силой антикоммунизма является олигархически-бюрократичес-
2.3 Левое «марксистко-ленинское» направление в структуре идеологии КПРФ
На протяжении
90-х гг. кроме государственно-
Во-первых,
марксистско-ленинское крыло
[46] Осадчий И. П. Слово о друге (памяти Григория Кузьмича Реброва)// …Изм. 1997. № 3. Стр. 177.
[47] Так,
например, в 1996 году ЦК КПРФ
оказал помощь газете "Правда
России" и журналу "…Изм"
на общую сумму в 675 млн. рублей
(см. Материалы 4 съезда Коммунистической
партии Российской Федерации.
Отчет Центральной контрольно-
Во-вторых, марксисты в отличие от зюгановцев совсем не контролировали ключевые организационные позиции в аппарате партии. Немногие из них (например, член ЦК КПРФ В. В. Трушков) входили в коллегиальные органы управления или занимали должности в «исполнительной власти» (как правило, региональных и местных секретарей по идеологии, реже - редакторов газет). Лишь единицы имели доступ к распределению финансовых ресурсов и принятию политических решений.
Наконец, третья причина поражения заключается в идейной и организационной раздробленности марксистов КПРФ. В то время как зюгановцы являлись дисциплинированной кликой бюрократов, сплотившихся вокруг признанного идейного вождя, марксисты представляли собой пестрый конгломерат вышедших из недр КПСС ученых, каждый из которых предлагал свою (правда очень схожую с другими) трактовку наследия классиков марксизма-ленинизма.
Прежде чем перейти к рассмотрению немногих индивидуальных особенностей в теориях представителей марксистско-ленинского крыла КПРФ (на примерах В. Трушкова и И. Лукьянова), следует подробнее остановиться на том общем в их концепциях, что позволяет говорить о марксистах в рядах КПРФ как о цельном идеологическом течении.
Научной
разработкой проблем
Одним из наиболее представительных и информативных обобщающих источников из числа материалов РУСО являются тезисы Центрального совета РУСО к 80-летию Великой Октябрьской социалистической революции и документ «Ответ фальсификаторам Октябрьской революции» (приняты 12 июля 1997 года)[48]. В их создании приняли участие признанные лидеры марксистов: Р. И. Косолапов, И. П. Осадчий, Ю.К. Плетников, В. А. Сапрыкин, В. В. Трушков и другие. Тезисы охватывают широкий круг теоретических проблем: революция и гражданская война, диктатура пролетариата, социалистическая трансформация общества, реальный социализм, переход от социализма к капитализму, современный российский капитализм. Трактовка указанных проблем дается не абстрактно, а на конкретном историческом материале.
Указанные документы интересны еще и тем, что фиксируют определенный компромисс умеренных марксистов с патриотами-государственниками по ряду спорных вопросов. В заключении к тезисам дается примечание: «В трактовке отдельных положений документа среди части членов РУСО существуют и иные подходы и оценки»[49]. С большой долей уверенности можно предположить, что документ не удовлетворил именно радикальное крыло неоортодоксальных марксистов, так как все прочие «подходы и оценки» в нем учтены.
Тезисы
к 80-летию Октябрьской
[48] Ответ
фальсификаторам Октябрьской
[49] Указ. соч., стр. 43.
неоортодоксального марксизма. Эта теоретическая направленность обусловила существенно иную, чем у Зюганова, трактовку событий данного периода. В чем же их различие?
В вопросе о расстановке социальных сил в гражданской войне марксисты подчеркивают антипатриотический характер белого движения и его вину в развязывании гражданской войны[50], чего избегает делать Зюганов. Хотя гражданская война и признается гражданской лишь по форме, а по содержанию отечественной[51] (что приближается к зюгановской трактовке), тем не менее в целом она оценивается в духе традиционного марксизма, т.е. не признается сугубо отрицательным явлением. Если Зюганов заявляет, что Россия исчерпала лимит на революции из-за угрозы гражданской войны, то марксисты считают, что подобная угроза не может быть препятствием к революционизированию страны[52].