Эволюция комунистической партии РФ как оппозиционной силы в конце XX-начале XXI века

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 04:06, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования являются изучение партийной и идеологической эволюции КПРФ, результаты выборов в регионах, Государственную Думу, Президента Российской Федерации, изучение идеологического развития КПРФ с момента создания партии в 1993 г. до начала 21 века Задачами исследования являются выявление и изучение основных направлений и платформ партийной идеологии и их соотношения с идеологическим наследием классического большевизма.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава 1 Эволюция партийной системы КПРФ…………………………………7

1.1 Структурирование партийной системы КПРФ в 90-е гг…………………..7

1.2 Выборы в Государственную думу и президента России в 90-е гг……….12

1.3 Отношения региональных лидеров от КПРФ с властью………………...18

Глава2 Эволюция идеологических направлений КПРФ……………………..22

2.1 Формирование основных идеологических направлений ………………..22

2.2 Правое «зюгановское» направление в

структуре идеологии КПРФ…………………………………………………….28

2.3 Левое «марксистко-ленинское» направление в

структуре идеологии КПРФ………………………………………………........44

Заключение ………………………………………………………………………58

Библиография…………………………………………………………………….60

Приложение………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом Шульгин А.М..docx

— 1.22 Мб (Скачать)

20 декабря  относительное большинство фракции  поддержало проект бюджета во  втором, а 28 декабря — в третьем  чтении, снова напомнив о своих  условиях. В четвёртом чтении 24 января 1997 года фракция выдвинула условием принятие законопроекта об управлении бюджетом развития, по которому 19 триллионов рублей должны быть переданы в совместное управление Правительства и Думы в лице её комитета по экономической политике (Ю. Д. Маслюков). 72 депутата проголосовали за принятие бюджета, против — 32, воздержались — 13, 28 не голосовали[7].

В Парламентской  ассамблее Совета Европы фракцию  представляли 6 депутатов: Г. Зюганов, В. Купцов, Ю. Маслюков, И. Мельников, Л. Олейник, В. Филимонов. Все они входили  в группу «Объединённые левые».

Фракция КПРФ в Государственной думе третьего созыва

   18 января 2000 года фракция была зарегистрирована в составе 95 депутатов. Часть из депутатов, прошедших от КПРФ, перешли в Агропромышленную депутатскую группу.

9 января 2000 года фракция выдвинула на  пост председателя Думы кандидатуру  Геннадия Селезнёва. 18 января 2000 года  Селезнёв был избран председателем.  По пакетным соглашениям фракция  получила посты председателей  9 думских комитетов и Мандатной  комиссии.

Весной 2002 года проправительственное большинство (фракции «Единство» и «Отечество», группы «Народный депутат» и «Регионы России») лишило коммунистов и их союзников из Агропромышленной группы большинства руководящих постов в комитетах. В ответ на пленуме  ЦК КПРФ было решено в знак протеста отозвать со своих постов всех оставшихся председателей комитетов и спикера  Госдумы Селезнёва. Геннадий Селезнёв, Светлана Горячева и Николай Губенко  отказались подчиниться решению, за  

[7] Блинова  О. А. Опыт изучения экономических  программ политических партий  России 1990-х гг.: методика применения  контент-анализа на примере программ  КПРФ (1993, 1995) и АПР (1994).// Сервер  Ассоциации "История и компьютер" (http://kleio.dcn-asu.ru/aik/krug/7/10.html).

что были исключены из фракции, а затем  из партии. Сравним число голосов на парламентских и президентских выборах, полученных властью и оппозицией в лице КПРФ с 1993 г. по 1999 г.

1993 г. "Выбор России" -15,51% КПРФ -12,4%
1995 г. НДР -10,3% КПРФ -22,3%
1996 г.,

1-й тур

Б.Ельцин-35,28% Г.Зюганов -32,03%
2-ой  тур Б.Ельцин-53,83% Г.Зюганов -40,30%
1999 г. "Единство"-23,32% КПРФ -24,29%
 

Данная  статистика позволяет сделать вывод  о том, что списывать с политической арены КПРФ преждевременно и необоснованно. Потенциал у коммунистического  движения есть и он достаточно серьезен.  
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Отношения региональных  лидеров от КПРФ  с властью.

       

   Владимирский губернатор-коммунист  большое внимание уделяет  местным выборам, а также возможность воздействия административного ресурса во время выборов и как это может повлиять на выборы в Госдуму.

По убеждению  Н.Виноградова, неравнодушие журналистов  к данной теме является серьезнейшим рычагом влияния на честность  и прозрачность выборов. Он призвал  СМИ еще больше внимания уделять  соблюдению законности в ходе избирательных  кампаний, совместно с общественными  организациями и активными гражданами фиксировать все нарушения и  направлять их в правоохранительные органы.

Крайне  важно, по мнению губернатора, исполнять  требования закона об обеспечении равного  доступа к средствам массовой информации представителей всех политических партий.

  • «Если сейчас не удастся обеспечить соблюдение избирательного законодательства, - убежден Н.Виноградов, - нарушений при подготовке к выборам в Государственную Думу вряд ли станет меньше. Их количество может только возрасти, потому что безнаказанность ведет к нарастанию негативных проявлений».
  • «От того, насколько честно и чисто пройдут эти выборы, будет зависеть само формирование органов местного самоуправления, - считает губернатор. - У нас с вами есть примеры стремления по вхождению во власть, в том числе, и представителей криминалитета. Объективность и открытость должны лежать в основе подготовки и проведения выборов».
  • «Здесь есть целый ряд беспокоящих моментов, - отметил Н.Виноградов. - В первую очередь это касается системы регистрации кандидатов, проверки сданных ими документов и непосредственно подготовки к выборам».
  • «В последнее время делается достаточно много заявлений высших должностных лиц государства о необходимости создания конкурентной среды в политической сфере, суть которых: «Если у оппозиционных партий нет ни малейшего шанса победить, они переходят в плоскость маргиналов. А если постоянные, гарантированные успехи есть только у ведущей партии, то она рискует «забронзоветь». Эта суть отражает положение вещей в нашей области, - считает губернатор. - Поступает информация, что при регистрации есть предвзятое отношение к тем или иным кандидатам, в частности по Мурому, по Владимиру. Я обратился к прокурору области с просьбой оценить складывающуюся обстановку»[8].
  • «Не готов делать выводы, - сказал Н.Виноградов, - но обращают на себя внимание попытки давления на руководителей предприятий и организаций, чтобы они принимали меры в пользу одной из партий. Это происходило, по имеющейся информации, в Муроме, Петушинском районе, Владимире. Если со стороны высших должностных лиц государства даются прямо противоположные сигналы, значит не все нормально и в партийных организациях. Налицо политическая опухоль в региональной организации партии «Единая Россия».
  • «Крайне важно, чтобы избирательные комиссии стояли на страже избирательного законодательства и ни в коей мере не использовались как инструмент для недопущения к выборам кандидатам от других партий, - подчеркнул Н.Виноградов. - Серьезные вопросы в этом плане стоят и перед правоохранительными органами. Наблюдаются озадачивающие совпадения, когда по тем или иным кандидатам и организациям, участвующим в выборах, принимаются меры проверочного характера со стороны правоохранительных структур. Это, в частности, просматривается по Муромскому институту – филиалу ВлГУ, по
 
 
 
 

[8]Венедиктов  А. Есть и такая партия // Российская  газета 2002 28 декабря.

коммунальным  предприятиям г.Владимира, после того как там прошли встречи с руководителями предприятий и организаций».

   Губернатор Н.Виноградов уверен: «Никто не должен создавать односторонних преимуществ для тех или иных кандидатов. И праймеризы по определению кандидатов, которые называют инструментом демократичности, иногда превращаются в свою противоположность. В списках кандидаты на ведущих местах оказываются фамилии, которые ни в каких праймеризах не просматривались. Обман не должен быть идеологией».

В Волгоградской  области ситуация ещё более запутанная.

Фракция «Единой России» Волгоградской областной думы послала депутатский запрос прокурору области с просьбой провести проверку использования бюджетных средств обладминистрацией, возглавляемой губернатором-коммунистом, сообщает корреспондент Каспарова.Ru.

Контрольно-счетная  палата по Волгоградской области  провела проверку исполнения бюджета  и обнаружила незначительные нарушения по статье «Прочие мероприятия в области сельского хозяйства». Единороссы усмотрели в этих нарушениях «многочисленные факты нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств, нарушения Бюджетного Кодекса РФ», сообщили в пресс-службе думы. Депутаты просят прокурора области принять меры прокурорского реагирования по изложенным фактам и дать правовую оценку действиям областной администрации. Фактически это означает, что противостояние «Единой России» в лице облдумы и КПРФ в лице обладминистрации выходит за рамки обычной, хотя и конфликтной работы двух органов власти.

КПРФ  победила на губернаторских выборах, затем  в блоке с аграриями завоевала  достаточное количество мест в областной  думе и провела коммуниста в спикеры. Однако весной 2005 года единороссам  удалось сместить спикера-коммуниста. Затем началась работа с независимыми депутатами (в основном представителями  крупного бизнеса), которые один за другим стали вступать в «Единую Россию». В начале апреля единороссы, получившие большинство в думе, перекроили структуру парламента. В результате в думе стало десять комитетов, восемь из которых возглавили члены фракции «ЕР». Сокращение комитетов единороссы объяснили необходимостью решить проблему кворума и сократить финансовые расходы на содержание аппарата думы.

   Как заявил нашему корреспонденту лидер фракции Виталий Шестаков, депутаты от «Единой России» не будут мешать переназначению губернатора Николая Максюты. По информации ИА «Социнформбюро», ЕР намерена выстраивать «конструктивные отношения с губернатором области». «Хотя фракция единороссов и является оппозиционной, мы настроены на конструктивное сотрудничество с администрацией области, – заявил в связи с этим Шестаков. - Мы также разделяем теперь ответственность с губернатором за социально-экономическую ситуацию в регионе».

По-видимому, «оппозиционной» фракция «Единая  Россия», занимающая большинство в областном парламенте, считает себя по отношению к губернатору-коммунисту. В ближайшее время, по словам Шестакова, депутаты намерены поставить на повестку дня вопрос о формировании правительства Волгоградской области, а также объявить конкурс на создание нового Устава области, в котором бы был закреплен институт регионального кабинета министров. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава2  Эволюция идеологических направлений КПРФ

2.1Формирование  основных идеологических  направлений

   В 1993—1995 годах официальная идеология КПРФ претерпела весьма существенные изменения, пройдя в своем развитии три фазы. Как уже отмечалось, прагматизм и умеренность в сочетании с существенными элементами левосоциал-демократической ориентации отличали первые программные документы партии (февраль — март 1993-го). В докладе Купцова на 11 съезде прозвучал тезис о совместимости социализма и рынка, также он настаивал на необходимости отказа от противопоставления социалистов, социал-демократов и коммунистов[9]. В своем программном заявлении КПРФ акцентировала внимание на задачах не столько непосредственно социалистических, сколько общедемократических, при этом старательно демонстрировалось, что партия не чужда принципам политической демократии и готова включить в свой идеологический арсенал такие категории, как «рынок» и «многоукладная экономика». Не менее знаменательным выглядело отсутствие в программном заявлении классических марксистских постулатов о признании классового характера государства и неизбежности классовой борьбы, необходимости устранения частной собственности, фундаментальном характере противоречия между трудом и капиталом.

С середины 1993-го в идеологии КПРФ постепенно усиливаются русско-националистические и государственнические моменты, они в 1994-м приобрели доминирующий характер. Это объясняется влиянием группы Зюганова, которая пыталась навязать КПРФ в качестве идейной основы доктрину так называемого «государственного патриотизма», подробно изложенную в  

[9]Осадчий  И. П. Драматические страницы  истории: как и почему создавалась  Компартия РСФСР. - М.: ИТРК, 2000, стр. 197-198.

публицистике  лидера КПРФ. Основные элементы этой доктрины: акцент на роли государства как «путеводной нити» российской истории и ключевого фактора развития страны; признание приоритета государственных интересов, особенно в кризисные для страны моменты, над интересами личности, социальных, корпоративных и этнических групп; трактовка русской нации как основного носителя идеологии государственного патриотизма, ядра и цемента российской и советской государственности; отказ от классового подхода в пользу тезиса об органическом единстве (соборности) русской нации; тезис о преемственности дореволюционного и постоктябрьского периодов отечественной истории; синтез «красной» и «белой» идей[10].

    Легко заметить, что доктрина государственного патриотизма не носит марксистского характера. Эта же оценка в полной мере применима и для характеристики идейно-теоретического кредо самого Зюганова, которое представляет собой компиляцию фрагментов из различных теорий, чьи авторы придерживались зачастую прямо противоположных взглядов (например, славянофильство, доктрина «официальной народности» графа Уварова, левые народники, конспирологические теории и т. д.); все это обильно декорировано некоторыми левыми лозунгами. По-видимому, концепция государственного патриотизма виделась ее разработчикам отнюдь не только узкопартийной идеологией: ей заведомо отводилась роль идейной основы широкого национального фронта.

     В окончательной редакции партийной программы (январь 1995-го) возобладала модернизированная версия традиционного советского марксизма, дополненная экологическим акцентом (концепция устойчивого развития), а также некоторыми русско-националистическими и государственническими мотивами. Этот документ был насыщен традиционными марксистскими         

[10] Осадчий  И. П. Указ. соч., стр. 198.

категориями в значительно большей степени, чем его предшествующие варианты.  В нем было опущено упоминание многопартийной системы и значительно сужено понимание политической демократии вообще, возможность функционирования многоукладной экономики допускалась лишь на первом этапе перехода к социализму. Возвращение к социализму мыслилось осуществить в три этапа, причем содержание последнего из них определялось в классических формулах («прекращение эксплуатации человека человеком», «бесклассовое общество» и т. д.). В историческом разделе программы КПРФ не содержалось ни одного критического замечания в адрес Сталина, как не нашлось и ни одного доброго слова для Хрущева, молчанием окутан почти двадцатилетний период правления Брежнева, откровенно демонизирована фигура Горбачева.

    В политической стратегии основной акцент программа по-прежнему делала на легальных и конституционных методах борьбы. И хотя в нее не вошел излюбленный тезис Зюганова об «исчерпанности Россией лимита на революции», в ней также не было и намека на «краеугольный камень» революционного марксизма — теорию классовой борьбы. Взамен предлагалось обеспечить гражданский мир в российском обществе.

    Державно-националистические тона в программе звучали явно приглушенно. Эта тема нашла свое воплощение в концепции «русского социализма», магистральная идея которой — тезис об исторической предрасположенности России к социализму. Однако в целом доктрина государственного патриотизма в официальной идеологии КПРФ не доминировала, баланс заметно изменился в пользу традиционных и модернизированных марксистских категорий и ценностей[11].

Информация о работе Эволюция комунистической партии РФ как оппозиционной силы в конце XX-начале XXI века