Эволюция комунистической партии РФ как оппозиционной силы в конце XX-начале XXI века

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 04:06, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования являются изучение партийной и идеологической эволюции КПРФ, результаты выборов в регионах, Государственную Думу, Президента Российской Федерации, изучение идеологического развития КПРФ с момента создания партии в 1993 г. до начала 21 века Задачами исследования являются выявление и изучение основных направлений и платформ партийной идеологии и их соотношения с идеологическим наследием классического большевизма.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава 1 Эволюция партийной системы КПРФ…………………………………7

1.1 Структурирование партийной системы КПРФ в 90-е гг…………………..7

1.2 Выборы в Государственную думу и президента России в 90-е гг……….12

1.3 Отношения региональных лидеров от КПРФ с властью………………...18

Глава2 Эволюция идеологических направлений КПРФ……………………..22

2.1 Формирование основных идеологических направлений ………………..22

2.2 Правое «зюгановское» направление в

структуре идеологии КПРФ…………………………………………………….28

2.3 Левое «марксистко-ленинское» направление в

структуре идеологии КПРФ………………………………………………........44

Заключение ………………………………………………………………………58

Библиография…………………………………………………………………….60

Приложение………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом Шульгин А.М..docx

— 1.22 Мб (Скачать)

    

[11] Осадчий  И. П. На пути ко 2 съезду: заметки  историка о воссоздании Компартии  России.//Правда России. 22 - 28 января 2003.

Наиболее  заметно стремление КПРФ «осовременить» свой теоретико-идеологический багаж с учетом реалий наступающей постиндустриальной эпохи проглядывало во включении в программу концепции «устойчивого развития», лоббистом которой был академик РАН Валентин Коптюг. Она основывается на посылке, что объективные экологические ограничители настоятельно диктуют необходимость качественной смены экономической стратегии, изменения производительных сил, способа производства и потребления в сторону их гуманистической переориентации. Теория устойчивого развития, в настоящее время все более популярная в мире, представляет собой глобалистскую геоэкономическую концепцию с отчетливо выраженной экологической доминантой. Она принципиально надидеологична и не может быть признана исключительным достоянием правой или левой политической мысли. Поэтому стремление КПРФ «приватизировать» эту теорию, окрасив ее в левые «цвета» путем механического присоединения к термину «оптимальное развитие» определения «социалистическое» (своего рода «экологизированный» марксизм), свидетельствует не столько о «левом» характере концепции, сколько о том, что совершить самостоятельный теоретический прорыв российским коммунистам никак не удавалось, а потому они оказались вынуждены заимствовать идеи из чужих теоретических арсеналов.

    Идеологический дрейф КПРФ, ее конечный сдвиг влево явились результатом корреляции трех основных факторов: различных идейных течений в высшем партийном эшелоне, массовых настроений рядовых партийцев, общим ухудшением политической и социально-экономической ситуации в России. В настоящее время идейный спектр руководства КПРФ включает три основные позиции.

Первая—русско-националистическое, государственническое направление (наиболее видные представители: председатель партии Геннадий Зюганов, его заместитель Александр Шабанов, секретарь ЦК Виктор Пешков, член президиума ЦК Юрий Белов). Вторая позиция представлена заметно тяготеющими к социал-демократии марксистами-реформистами (заместитель председателя партии Валентин Купцов, спикер Государственной думы Геннадий Селезнев, секретари ЦК Иван Мельников и Сергей Потапов), ориентирующимися на современный восточно- и центральноевропейский опыт новых соцпартий. Третья группа — марксистско-ленинские модернизаторы, которые принимают за образец андроповскую версию корректировки советской модели и советского варианта марксизма (секретарь ЦК Николай Биндюков, член президиума ЦК Анатолий Лукьянов, Ричард Косолапов). Модернизаторы — подразделение более широкой категории, марксистско-ленинских ортодоксов. Именно воздействием модернизаторов объясняются конечные формулировки программы КПРФ. Их внутрипартийные позиции объективно укрепляла критика в адрес руководства КПРФ со стороны ортодоксальных компартий, но еще более важно, что именно эта группа адекватно отражала настроения массовой партийной базы[12].

   Для большинства рядовых членов КПРФ характерны не столько четко оформленная система взглядов, сколько левоконсервативная социокультурная ориентация и инстинктивное тяготение к позднесоветской версии марксизма с ее стихийным интернационализмом. В их глазах КПРФ предстает носителем остатков легитимности и сакральности прежней власти, выступает олицетворением институтов, ценностей и символов, ассоциируемых с советской эпохой.

Наконец, до 15 процентов общей численности  партии составляют люди сталинистской ориентации. Все эти настроения в полной мере проявились во время обсуждения проекта программы КПРФ осенью — зимой 1994-го, а  

[12] Осадчий  И. П. Как шел процесс воссоздания  Компартии России// Правда. 11-12 февраля  2003.

также в ходе ряда общепартийных кампаний. Руководство партии вынуждено было с ними считаться. Однако и после III съезда КПРФ (январь 1995-го) в высшем руководстве партии абсолютно преобладают русские националисты и марксисты-реформисты. Официальная идеология КПРФ адекватно отражает сложный внутренний идейный и политический баланс в ее рядах, любое резкое и серьезное нарушение которого потенциально способно спровоцировать если не раскол, то серьезный конфликт в партии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2  Правое  «зюгановское» направление  в структуре идеологии КПРФ

   После отмены 30 ноября 1992 года Конституционным судом запрета КП РСФСР в Инициативный оргкомитет вошел и стал одним из его лидеров сопредседатель Фронта национального спасения (ФНС) Геннадий Зюганов.

На 2-м  Чрезвычайном съезде КПРФ, который  проходил 13-14 февраля 1993 года в пансионате «Огонек» на Клязьминском водохранилище, Зюганов был избран  членом Центрального исполнительного комитета КПРФ. Затем на организационном пленуме ЦИК по предложению Альберта Макашова Зюганова избрали председателем ЦИК КПРФ. Это избрание закрепило победу на съезде государственно-патриотической группировки, которая стала доминирующей в КПРФ организационной и политической силой. Интересен тот факт, что первоначально «патриоты» предполагали поставить во главе партии А. Макашова, личная популярность которого гарантировала его победу над компромиссным кандидатом «левых» «социал-демократом» В. Купцовым. Однако в ходе пленума Макашов снял свою кандидатуру, заставив путем резкой критики сделать тоже самое  В.Купцова.[13]

ФНС на тот момент был основной организацией патриотов-государственников. Несмотря на популярность идей государственного патриотизма среди определенной части коммунистов, в чистом виде идеология ФНС не вписывалась  в структуру идеологии КП РСФСР  в силу своей эклектичности и  наличия неприемлемых (вроде монархизма) элементов. Задачу создания приемлемого «красного» варианта  

[13] Справочник  российских политиков. Биографическая  хроника Г. А. Зюганова по  материалам Национальной службы  новостей (состояние на 7. 09. 1999) .- Сервер  Национальной службы новостей (www.nns.ru/restricted/persons/zyug54.html).

патриотической  идеологии и взял на себя Зюганов. В программном выступлении на съезде Зюганов вкратце изложил идейные основания своей платформы:

 «Мировоззренческое кредо должны составлять справедливость как основа социалистического идеала, народность как форма реализации форм народовластия и Советов, государственность не просто как форма государственности, но и интеграции всех интересов наших народов, патриотизм как сохранение традиций и связи времен и поколений…»[14].

 Указанное  Зюгановым «мировоззренческое кредо» в развернутом виде было представлено резолюцией «О патриотизме и отношении к правящему режиму», принятой в апреле 1994 года Всероссийской конференцией КПРФ. Относительно государственно-патриотической идеи в резолюции говорилось: «Коммунистическая партия Российской Федерации заявляет эту идею в качестве стержневой для своей деятельности.»[15]

Стержневой  идеей концепции государственного патриотизма в трактовке Зюганова является идея русской державности, вокруг которой сформирован комплекс связанных с ней постулатов, собственно и составляющих концепцию. В газете «Советская Россия» от 28 августа 1993 года Зюганов опубликовал статью «Держава», в которой кратко и систематически изложил основы своей доктрины.

В статье Зюганов опирается на модернизированную историческую концепцию «Москва - третий Рим» инока Филофея, дополненную известной триадой «Православие, Самодержавие, Народность»  царского министра  

[14] Зюганов  Г. А. Выступление на 2-м Чрезвычайном  Съезде КПРФ//Левая газета. № 6, март 1993.                                                                                                                          [15] О патриотизме и отношении к правящему режиму. Резолюция Всероссийской конференции КПРФ//Советская Россия. 28 апреля 1994.

просвещения С. С. Уварова. По мнению Зюганова истоки русской имперской государственности  следует искать в наследии Римской  империи и православной Византии. Кроме того, империя - исторически  и геополитически обусловленная  естественная форма развития российского  государства. Следует отметить, что  в более поздней работе, посвященной  геополитике, Зюганов отнесся к  идеям Филофея значительно сдержаннее и объективнее, хотя и не отказался  от ее высокой оценки[16].

Зюганов дает модернистское толкование уваровской триады. Самодержавие - «принцип государственного устройства, предполагающий полную суверенность и политическую самостоятельность в сочетании с ее осознанными державными целями».[17] Кроме того, это «единственно возможный принцип собирания страны, отличающийся исключительным разнообразием».[18] Православие – «вера, совпадающая с природными особенностями народа, соответствующая его стремлениям и образу жизни».[19] Народность – «принцип общенациональной солидарности».[20]

Перед нами один из самых ранних примеров «красной» интерпретации Зюгановым немарксистских идеологических элементов. Основной прием, используемый для этой цели, заключается в смещении акцентов при формировании соответствующего понятия в сторону удаления от негативныхв марксистском понимании смысловых оттенков слов. Например, при определении понятия «самодержавие» ударение делается на смысловой оттенок «независимость», тогда как Уваров делал ударение на смысловом оттенке «абсолютная монархия». В определении понятия «народность» 

[16] Зюганов  Г. А. География победы: основы  российской геополитики. - М., 1998.

[17] Зюганов  Г. А. Держава//Советская Россия. 28 августа 1993.

[18] Там  же.

[19] Там  же. 

[20] Там  же.

Зюганов избегает употреблять выражение «классовая солидарность», заменяя его нейтральным «общенациональная солидарность».

Важнейшим элементом зюгановской идеологии  является православие. Зюганов проповедует  не просто положительное отношение  к религии и православной церкви, а приверженность ей и отказ от политики государственного атеизма, осуждение антицерковных репрессий. «Мы рассматриваем Церковь как один из важнейших источников традиционных духовно-нравственных ценностей…»[21].

Экономическая составляющая зюгановской идеологии  базируется на основе идеи создания регулируемой государством рыночной экономики. Впервые  эта идея отчетливо была высказана  Зюгановым в открытом письме к  делегатам 28 съезда КПСС, опубликованном газетой «Советская Россия»[22]. В письме Зюганов предупреждает, что «необходим комплекс мер по стабилизации обстановки, экономической и морально-политической подготовке населения к рыночным отношениям»[23], т.е. сам процесс перехода к рынку должен быть регулируемым, а не стихийным. Через некоторое время в интервью газете «Экономика и жизнь» Зюганов четко формулирует идею сознательно организованной, регулируемой и социально ориентированной рыночной экономики[24]. Эта идея конечно отнюдь не была нова для российского патриотического движения. Нова была ее интерпретация, позволившая примирить на определенной платформе различные по своей идеологии политические силы. Первая такая попытка  

[21] Время  выбора. Обращение кандидата на  должность президента российской  Федерации от блока народно-патриотических  сил Г. А. Зюганова к православной  патриотической общественности.//Советская  Россия. 23 мая 1996.                                                                                                                           [22] Зюганов Г. А. Открытое письмо  к делегатам 28 съезда КПСС//Советская  Россия. № 157. 1 июля 1990.                                                                                                                                                   

[23] Там  же.                                                                                                                                                

[24] Зюганов  Г. А. Верность. - М.: Молодая гвардия, 2003. - Стр. 145-146.

примирения  и объединения была сделана в 1990 году на организованной ЦК КП РСФСР  конференции патриотических сил. Один из лидеров государственно-патриотического  движения А. Проханов так охарактеризовал  это мероприятие: «Там были марксисты-ленинцы, марксисты-сталинцы, члены РКП, социал-демократические русские либералы, профашистские организации крайнего толка, писатели, художники, представители армии, крупных промышленников, монархисты, язычники. Нам удалось достичь компромисса»[25]. В экономическом плане компромисс был достигнут именно на базе зюгановской интерпретации идеи регулируемой рыночной экономики, в которой марксисты увидели нечто вроде нэпа, социал-демократы - окно в Европу, националисты - заботу о русском народе, «красные директора» - гарантию обеспечения своих интересов при проведении приватизации.

Естественно, признавая рыночную экономику, Зюганов  признает и частную собственность, что в корне расходится с марксистской идеологией. Для того, чтобы ликвидировать  указанное расхождение, Зюганов  прибегает к разнообразным приемам. Один из них - апелляция к опыту нэпа. «Нэп - та оборванная страница истории Советской России, которая не может быть скопирована, но достойна изучения»[26].

Идеология государственного патриотизма оказала  существенное влияние на формирование экономической части программ КПРФ. Проследим на отдельных примерах, как это происходило, используя  данные контент- 
 
 

Информация о работе Эволюция комунистической партии РФ как оппозиционной силы в конце XX-начале XXI века