Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 04:06, дипломная работа
Целью исследования являются изучение партийной и идеологической эволюции КПРФ, результаты выборов в регионах, Государственную Думу, Президента Российской Федерации, изучение идеологического развития КПРФ с момента создания партии в 1993 г. до начала 21 века Задачами исследования являются выявление и изучение основных направлений и платформ партийной идеологии и их соотношения с идеологическим наследием классического большевизма.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1 Эволюция партийной системы КПРФ…………………………………7
1.1 Структурирование партийной системы КПРФ в 90-е гг…………………..7
1.2 Выборы в Государственную думу и президента России в 90-е гг……….12
1.3 Отношения региональных лидеров от КПРФ с властью………………...18
Глава2 Эволюция идеологических направлений КПРФ……………………..22
2.1 Формирование основных идеологических направлений ………………..22
2.2 Правое «зюгановское» направление в
структуре идеологии КПРФ…………………………………………………….28
2.3 Левое «марксистко-ленинское» направление в
структуре идеологии КПРФ………………………………………………........44
Заключение ………………………………………………………………………58
Библиография…………………………………………………………………….60
Приложение………………………………………………………………………
[11] Осадчий
И. П. На пути ко 2 съезду: заметки
историка о воссоздании
Наиболее заметно стремление КПРФ «осовременить» свой теоретико-идеологический багаж с учетом реалий наступающей постиндустриальной эпохи проглядывало во включении в программу концепции «устойчивого развития», лоббистом которой был академик РАН Валентин Коптюг. Она основывается на посылке, что объективные экологические ограничители настоятельно диктуют необходимость качественной смены экономической стратегии, изменения производительных сил, способа производства и потребления в сторону их гуманистической переориентации. Теория устойчивого развития, в настоящее время все более популярная в мире, представляет собой глобалистскую геоэкономическую концепцию с отчетливо выраженной экологической доминантой. Она принципиально надидеологична и не может быть признана исключительным достоянием правой или левой политической мысли. Поэтому стремление КПРФ «приватизировать» эту теорию, окрасив ее в левые «цвета» путем механического присоединения к термину «оптимальное развитие» определения «социалистическое» (своего рода «экологизированный» марксизм), свидетельствует не столько о «левом» характере концепции, сколько о том, что совершить самостоятельный теоретический прорыв российским коммунистам никак не удавалось, а потому они оказались вынуждены заимствовать идеи из чужих теоретических арсеналов.
Идеологический дрейф КПРФ, ее конечный сдвиг влево явились результатом корреляции трех основных факторов: различных идейных течений в высшем партийном эшелоне, массовых настроений рядовых партийцев, общим ухудшением политической и социально-экономической ситуации в России. В настоящее время идейный спектр руководства КПРФ включает три основные позиции.
Первая—русско-
Для большинства рядовых членов КПРФ характерны не столько четко оформленная система взглядов, сколько левоконсервативная социокультурная ориентация и инстинктивное тяготение к позднесоветской версии марксизма с ее стихийным интернационализмом. В их глазах КПРФ предстает носителем остатков легитимности и сакральности прежней власти, выступает олицетворением институтов, ценностей и символов, ассоциируемых с советской эпохой.
Наконец,
до 15 процентов общей численности
партии составляют люди сталинистской
ориентации. Все эти настроения в полной
мере проявились во время обсуждения проекта
программы КПРФ осенью — зимой 1994-го, а
[12] Осадчий
И. П. Как шел процесс
также
в ходе ряда общепартийных кампаний.
Руководство партии вынуждено было
с ними считаться. Однако и после III
съезда КПРФ (январь 1995-го) в высшем руководстве
партии абсолютно преобладают русские
националисты и марксисты-реформисты.
Официальная идеология КПРФ адекватно
отражает сложный внутренний идейный
и политический баланс в ее рядах, любое
резкое и серьезное нарушение которого
потенциально способно спровоцировать
если не раскол, то серьезный конфликт
в партии.
2.2 Правое «зюгановское» направление в структуре идеологии КПРФ
После отмены 30 ноября 1992 года Конституционным судом запрета КП РСФСР в Инициативный оргкомитет вошел и стал одним из его лидеров сопредседатель Фронта национального спасения (ФНС) Геннадий Зюганов.
На 2-м Чрезвычайном съезде КПРФ, который проходил 13-14 февраля 1993 года в пансионате «Огонек» на Клязьминском водохранилище, Зюганов был избран членом Центрального исполнительного комитета КПРФ. Затем на организационном пленуме ЦИК по предложению Альберта Макашова Зюганова избрали председателем ЦИК КПРФ. Это избрание закрепило победу на съезде государственно-патриотической группировки, которая стала доминирующей в КПРФ организационной и политической силой. Интересен тот факт, что первоначально «патриоты» предполагали поставить во главе партии А. Макашова, личная популярность которого гарантировала его победу над компромиссным кандидатом «левых» «социал-демократом» В. Купцовым. Однако в ходе пленума Макашов снял свою кандидатуру, заставив путем резкой критики сделать тоже самое В.Купцова.[13]
ФНС на
тот момент был основной организацией
патриотов-государственников. Несмотря
на популярность идей государственного
патриотизма среди определенной
части коммунистов, в чистом виде
идеология ФНС не вписывалась
в структуру идеологии КП РСФСР
в силу своей эклектичности и
наличия неприемлемых (вроде монархизма)
элементов. Задачу создания приемлемого
«красного» варианта
[13] Справочник
российских политиков.
патриотической идеологии и взял на себя Зюганов. В программном выступлении на съезде Зюганов вкратце изложил идейные основания своей платформы:
«Мировоззренческое кредо должны составлять справедливость как основа социалистического идеала, народность как форма реализации форм народовластия и Советов, государственность не просто как форма государственности, но и интеграции всех интересов наших народов, патриотизм как сохранение традиций и связи времен и поколений…»[14].
Указанное
Зюгановым «мировоззренческое
Стержневой
идеей концепции
В статье
Зюганов опирается на модернизированную
историческую концепцию «Москва - третий
Рим» инока Филофея, дополненную известной
триадой «Православие, Самодержавие,
Народность» царского министра
[14] Зюганов
Г. А. Выступление на 2-м Чрезвычайном
Съезде КПРФ//Левая газета. № 6,
март 1993.
просвещения
С. С. Уварова. По мнению Зюганова истоки
русской имперской
Зюганов дает модернистское толкование уваровской триады. Самодержавие - «принцип государственного устройства, предполагающий полную суверенность и политическую самостоятельность в сочетании с ее осознанными державными целями».[17] Кроме того, это «единственно возможный принцип собирания страны, отличающийся исключительным разнообразием».[18] Православие – «вера, совпадающая с природными особенностями народа, соответствующая его стремлениям и образу жизни».[19] Народность – «принцип общенациональной солидарности».[20]
Перед
нами один из самых ранних примеров «красной»
интерпретации Зюгановым немарксистских
идеологических элементов. Основной прием,
используемый для этой цели, заключается
в смещении акцентов при формировании
соответствующего понятия в сторону удаления
от негативныхв марксистском понимании
смысловых оттенков слов. Например, при
определении понятия «самодержавие» ударение
делается на смысловой оттенок «независимость»,
тогда как Уваров делал ударение на смысловом
оттенке «абсолютная монархия». В определении
понятия «народность»
[16] Зюганов Г. А. География победы: основы российской геополитики. - М., 1998.
[17] Зюганов
Г. А. Держава//Советская
[18] Там же.
[19] Там же.
[20] Там же.
Зюганов избегает употреблять выражение «классовая солидарность», заменяя его нейтральным «общенациональная солидарность».
Важнейшим
элементом зюгановской
Экономическая
составляющая зюгановской идеологии
базируется на основе идеи создания регулируемой
государством рыночной экономики. Впервые
эта идея отчетливо была высказана
Зюгановым в открытом письме к
делегатам 28 съезда КПСС, опубликованном
газетой «Советская Россия»[22]. В письме
Зюганов предупреждает, что «необходим
комплекс мер по стабилизации обстановки,
экономической и морально-политической
подготовке населения к рыночным отношениям»[23],
т.е. сам процесс перехода к рынку должен
быть регулируемым, а не стихийным. Через
некоторое время в интервью газете «Экономика
и жизнь» Зюганов четко формулирует идею
сознательно организованной, регулируемой
и социально ориентированной рыночной
экономики[24]. Эта идея конечно отнюдь
не была нова для российского патриотического
движения. Нова была ее интерпретация,
позволившая примирить на определенной
платформе различные по своей идеологии
политические силы. Первая такая попытка
[21] Время
выбора. Обращение кандидата на
должность президента
[23] Там
же.
[24] Зюганов Г. А. Верность. - М.: Молодая гвардия, 2003. - Стр. 145-146.
примирения
и объединения была сделана в
1990 году на организованной ЦК КП РСФСР
конференции патриотических сил. Один
из лидеров государственно-
Естественно,
признавая рыночную экономику, Зюганов
признает и частную собственность,
что в корне расходится с марксистской
идеологией. Для того, чтобы ликвидировать
указанное расхождение, Зюганов
прибегает к разнообразным
Идеология
государственного патриотизма оказала
существенное влияние на формирование
экономической части программ КПРФ.
Проследим на отдельных примерах,
как это происходило, используя
данные контент-