Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:24, реферат
Политические отношения какого-либо общества, за исключением первобытного, являют собой пирамиду, на разных уровнях которой размещены определенные общественные группы (политические субъекты). Высота политической пирамиды изменялась в зависимости от исторической эпохи и страны (от плавной и плоской на ранних ступенях цивилизации до высокой и крутой в кастовых системах, в феодальных обществах). Но неизменным оставалось состояние, при котором группа, которая находилась на вершине пирамиды, концентрировала в своих руках властные функции, осуществляла политический контроль над обществом в целом. Эта иерархическая структура властных систем является универсальным фактом человеческой истории, а раздел общества на правящую элиту и на всю остальную массу констатируется всеми политологическими школами.
Неудовлетворенность таким подходом привела к разработке ситуационной концепции, согласно которой лидер - только функция ситуации. Лидера делают обстоятельства, ситуация, хотя овладеть ею способен человек, который имеет определенные свойства. С точки зрения сторонников этой школы (В. Дилл, Т. Хилтон, В. Рейтман, А. Голнер и др.), черты лидера изменяются в зависимости от обстоятельств. Американский исследователь Дж. Шнейдер отмечает, что число военных лидеров Англии пропорционально числу конфликтов, в которые страна была вовлечена.
Дальнейшим развитием
ситуационного подхода стало си
И эта теория имеет своих критиков. Ее оппоненты с полным основанием отмечают, что ситуационизм рассматривает индивида как пустой ящик, который заполняется обществом. Английский ученый Е. Дженнингс, критикуя это направление за игнорирование личности, отмечает: "Великие события - всегда свадьба между человеком и временем. Великий лидер чувствует ситуацию и знает, как повернуть ее для своей пользы".
Недостатки обеих теорий привели к появлению третьей: личностно-ситуативной теории. В 1952 г. американские ученые Г. Герт и С. Миллз выделили четыре фактора, которые необходимо брать во внимание при рассмотрении феномена лидерства:
черты и мотивы лидера как человека;
образ лидера и мотивы, которые существуют в сознании его последователей и побуждают их следовать за ним;
характеристика роли лидера;
институциональный контекст, то есть официальные и правовые параметры, в которых лидер работает. Ряд исследователей на основе данного подхода начал рассматривать лидерство с точки зрения взаимодействия, восприятия и поведения индивидуумов по отношению к другим членам групп. Лидерство выступило тут как отношения между людьми, а не как характеристика отдельного индивида. Сторонники этого подхода считают отношения "лидер - последователи" доминирующим фактором, определяющим лидерство. В соответствии с концепцией, лидерство проявляется в ответе последователей на действия и обращения лидера. Если они отвечают благожелательно, следуют за ним - лидерство есть, если нет, то нет и лидерства.
В настоящее время продолжаются поиски концепции, позволяющей учесть влияния всех факторов. Интегративная теория лидерства исходит из того, что лидерство - многогранное понятие. Рассматривая его проявления, следует принять во внимание:
характер самого лидера;
свойства его конституентов (приверженцев, избирателей и т.д.);
их взаимосвязь;
конкретную ситуацию, в
которой лидерство
Наряду с перечисленными направлениями существует также типология, сторонники которой анализируют стили лидерства, сводя их к авторитарному и демократическому.
Авторитарному лидерству обычно приписывают такие черты: все указания даются по-деловому, коротко, лаконично и командным языком. Похвала и порицание - субъективные, авторитарный лидер требует монопольной власти, единолично определяет цели группы и способы их достижения. Главное оружие такого лидера - требовательность, угроза кары и, соответственно, чувство страха у подчиненных - пассивных исполнителей воли лидера.
Демократичному стилю
лидерства свойственны
Подобные лидеры с уважением
относятся к членам группы, их оценка
успехов или неудач объективна. В
группе создается атмосфера
Разница этих основных типов
лидерства общепринята в
В социологической и
Рационально-легальное
или бюрократическое лидерство
И, наконец, харизматическое лидерство, основанное на вере в богоизбранность или исключительные качества конкретной личности. Харизма позволяет лидеру увлекать за собой массы без помощи инструментов власти. Лидерство в этом случае не опирается на закон или традицию.
Большинство западных политологов
считает, что традиционное лидерство
характерно для доиндустриального
общества, бюрократическое - для индустриального,
и оба эти типа функционируют
в стабильных социальных системах и
приспособлены для решения
Большинство политологов признает, что харизматическое лидерство особенно характерно для тоталитарного общества (это не исключает проявления харизмы и в демократических обществах. Генерал Шарль де Голль - пример этому).М. Вебер считал, что харизмой должен владеть любой революционный вождь. Ею, без сомнения, в глазах миллионов людей владели В.И. Ленин, Мао Цзе Дун, Ким Ир Сен и другие лидеры революционных массовых движений.
Хотя харизматическое лидерство существовало на всех этапах человеческого общества, и стремление обожествлять земных лидеров сопровождало всю историю человечества, XX столетие вывело на авансцену целую плеяду подобных лидеров. Гитлер, Сталин, Муссолини, Мао Цзе Дун, Ким Ир Сен, Пол Пот - мрачные персонажи исторических событий. Их судьбы, их деяния, механизм достижения власти стали объектом пристального внимания писателей и ученых. Проблемы культа национального лидера в тоталитарных обществах анализирует в своей работе "Фашизм. Тоталитарное государство" первый президент Болгарии Желю Желев. Облик вождя, отмечает он, создается с помощью огромной пропагандистской машины. Вождю приписываются сверхъестественные свойства, которыми один человек физически не может обладать, кроме того, некоторые достоинства, которыми наделяется лидер, взаимоисключают друг друга. Й Гитлер, и Сталин представлялись соотечественниками как "друг природы", "знаток искусства", "дорогой товарищ", "друг рабочих", "друг молодежи", "друг спортсменов" и т.д. Поклонение вождю со временем перерастает в дикарское идолопоклонство, которое не знает границ.
Подобный культ вождя создается и по отношению к Муссолини, Франко, Мао-Цзе-Дуну, Ким Ир Сену и другим харизматическим лидерам. Может сложиться впечатление, что харизматический лидер - обязательно злодей. Это не так. В XX столетии наряду с "негативными" героями, огромное влияние на судьбы своих стран (и на весь остальной мир) оказали общественно-политические лидеры, которые не занимали официальных постов, но имели огромный авторитет в глазах нации или ее части. Это Махатма Ганди (Индия) и Мартин Лютер Кинг (США).
Не занимая официальных
постов, не владея капиталами, Махатма
Ганди, как признавали его соотечественники
и английские колониальные власти,
стал в 20-30-х годах фактическим
руководителем Индии и
В реальной политической практике, "чистые" типы Политических лидеров существуют редко. Наиболее распространенное в демократических системах рационально-легальное лидерство также несет на себе отпечаток харизмы.
Исследования проблемы лидерства продолжаются и в настоящее время. Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, теории лидерства в их совокупности, казалось бы, охватывают все стороны явления: личность лидера, картину - социальную, персональную - его становления, типы лидерства, взаимосвязь лидера и тех, кого он ведет, мотивы, установки, поведение тех, кого ведут, ситуации, в которых осуществляется лидерство. А с другой - существующие теории оказываются бессильными, как только дело доходит до практики. Они плохо представляют появление лидера, не могут ответить на вопросы, какой лидер был бы оптимальным для данной страны, для данного времени. И меньше всего они влияют на реальный политический процесс.
Пристальное внимание к проблеме лидерства объяснимо, ибо в обществе лидер выполняет ряд жизненно важных для него функций. Важнейшая из них - интегративная, смысл которой - согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи общих ценностей.
Политический лидер не только провозглашает программу, но и предлагает механизм ее осуществления. В этом суть инструменталистской функции лидера. Выполнение разработанных программ требует от лидера мобилизации сторонников для достижения поставленной цели. Мобилизация населения может достигаться как путем использования народного энтузиазма, так и при помощи создания экономических стимулов.
Мобилизационная функция особенно важна в периоды радикальных общественных перемен.
В странах с высоким уровнем зависимости личности от власти на лидера возложена функция социального арбитража и патронажа.
В истории Украины были
распространены два типа лидерства
- традиционное и харизматическое. Третий
тип - рационально-легальное
Информация о работе Элиты и лидеры как субъекты политики: понятие, функции, основные типы