Элиты и лидеры как субъекты политики: понятие, функции, основные типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:24, реферат

Краткое описание

Политические отношения какого-либо общества, за исключением первобытного, являют собой пирамиду, на разных уровнях которой размещены определенные общественные группы (политические субъекты). Высота политической пирамиды изменялась в зависимости от исторической эпохи и страны (от плавной и плоской на ранних ступенях цивилизации до высокой и крутой в кастовых системах, в феодальных обществах). Но неизменным оставалось состояние, при котором группа, которая находилась на вершине пирамиды, концентрировала в своих руках властные функции, осуществляла политический контроль над обществом в целом. Эта иерархическая структура властных систем является универсальным фактом человеческой истории, а раздел общества на правящую элиту и на всю остальную массу констатируется всеми политологическими школами.

Файлы: 1 файл

по политологии.docx

— 31.70 Кб (Скачать)

Понятие элиты.

Политические отношения  какого-либо общества, за исключением  первобытного, являют собой пирамиду, на разных уровнях которой размещены  определенные общественные группы (политические субъекты). Высота политической пирамиды изменялась в зависимости от исторической эпохи и страны (от плавной и  плоской на ранних ступенях цивилизации  до высокой и крутой в кастовых системах, в феодальных обществах). Но неизменным оставалось состояние, при  котором группа, которая находилась на вершине пирамиды, концентрировала  в своих руках властные функции, осуществляла политический контроль над  обществом в целом. Эта иерархическая  структура властных систем является универсальным фактом человеческой истории, а раздел общества на правящую элиту и на всю остальную массу  констатируется всеми политологическими  школами.

Начало систематических  исследований проблемы правящих элит было положено работами итальянских  социологов В. Парето (1848-1923), Г. Моски (1856-1936), а также немецкого политолога Р. Михельса (1876-1936). Проблема элиты не оставляла равнодушными О. Конта, М. Вебера, других признанных авторитетов  политической науки. Интерес к этому  вопросу не снижается и в современной  политологии. Литература об элитах насчитывает  десятки серьезных исследований и множество журнальных статей.

С момента появления серьезных  разработок этого вопроса в социологической  и политологической литературе не было единства в подходе к вопросу  типологии элит, их сущности, критериев  и границ.

Разнобой в подходах к  анализу элит сохраняется и в  современной политологии. В основе типологии элит находятся разные принципы: личных качеств, тип влияния, формы управления, стили управления и т.д.

Ценностные  теории элит (О. Конт, М. Вебер, К. Мангейм)

 

Главной идеей этой концепции  является вывод о естественном выделении  обществом наиболее ценных сил, способных  наилучшим образом осуществить  руководство. Современным вариантом  ценностного подхода является теория "демократического господства элит", в которой элитарные группы рассматриваются  как основа существования общества, его творческая сила. "Массы, а  не элиты становятся потенциальной  угрозой для системы, и элиты, а не массы становятся ее защитниками", - утверждает один из сторонников данного направления А. Барах. Для сторонников ценностного подхода к анализу элит характерно чрезвычайно негативное отношение к народным массам.

Существование социальной и  политической дистанций между отдельными общественными группами рассматривается  сторонниками этого направления  не как порок системы, а как  проявление "естественного закона". Один из основных постулатов буржуазной демократии - равенство, понимается ими  не как равенство результатов, а  только как равенство возможностей. Позитивная программа современных  сторонников ценностной школы заключается  в достижении общества с "неминуемой иерархической структурой, в которой  индивид владеет счастьем знать  свое место, а элита - внутренним авторитетом".

Функциональные  теории элит (плюралистические или теории множества элит - О. Штаммер, Д. Рисман), в соответствии с которыми каждая базовая группа выделяет свою элиту, которая:

1) влияет на ее развитие;

2) представляет ее интересы  в обществе. Общая элита создается  путем интеграции отдельных элит.

Леволиберальная школа (Р. Миллс), в которой изучение современной правящей элиты сопровождается резкой критикой бюрократизации общества и вымывания демократии. Модель распределения власти в США Р. Миллс изображает в виде пирамиды, нижний уровень которой является уровнем "фактического бесправия". Средний уровень пирамиды отражает групповые интересы. Реальная власть принадлежит руководителям корпораций, высшим государственным чиновникам, руководителям военного ведомства, которые занимают в социальной системе стратегические командные пункты, где сконцентрированы действенные способы, обеспечивающие власть, богатство и известность, которыми они пользуются.

Р. Миллс возражает против попыток отождествления правящей элиты  с элитой политической, убедительно  доказывая, что правящая элита западного  общества, являя собой единый социальный организм, имеет сложную структуру. Политическая элита является только частью этой группы.

Пути  формирования элит

 

Как формируется элита? Какой  механизм отбора в нее? Какие социальные прослойки поставляют рекрутов в  ее ряды? Эти вопросы занимают важное место в исследовании данной проблемы. От того, как формируется элита, зависит  ее состав, а соответственно, и социальное содержание системы властвования. Многочисленные исследования только подтвердили то, что давно было известно "здравому смыслу". В обществах, разделенных  на слои и классы, те социальные группы, которым принадлежит гегемония  в социально-экономической сфере, определяют состав правящей элиты. Тем  не менее стремление к самозамыканию, свойственное правящим классам, никогда  не было абсолютным. Даже рабовладельческая  олигархия, хотя и с трудом, но принимала  в свои ряды наиболее выдающихся представителей других групп. Ряды феодального дворянства, включая высшую аристократию, частично пополнялись за счет низших социальных слоев. Чем больше способен правящий класс принимать в свою среду  наиболее выдающихся людей из угнетенных классов, тем крепче и безопаснее его правление, отмечал К. Маркс.

Принципы формирования правящих элит различаются от эпохи к эпохе. В феодальном обществе критерием  отбора в нее выступала родовитость ("элита крови"); в традиционно-буржуазном - размеры собственности ("элита  богатства"), в современных постиндустриальных странах, как утверждает западная политология, - личные достижения, результативность ("элита знаний"). Конечно, в  чистом виде перечисленные принципы существуют только абстрактно, в теоретических  моделях. На практике они соединяются, и в настоящее время социальное происхождение, имущественное положение  облегчают претендентам в элиту  путь вверх. В политических системах разница между элитой и остальным  обществом проявляется четко. Среди  этого остального общества всегда есть группы и индивиды, которые стремятся  попасть в круг избранных. Легко  ли это? В некоторых обществах  элиты подобны крепостям в  осаде, которые наглухо закрывают  аутсайдерам вход в свои ряды. В  других системах двери храмов для  избранных открыты или хотя бы полуоткрыты для некоторых претендентов из других социальных групп. В политологии  эти виды элит называют "закрытой" и "открытой".

"Закрытые" элиты отгораживаются  от остального общества нормативными  актами, которые допускают занятие  высоких должностей представителями  только определенных социальных  групп (в российской империи  до 1917 г. офицерами могли быть  только дворяне), и нередко исключительно  титульной нации. Самозамыкание  элиты неминуемо - рано или  поздно - ведет к ее вырождению. Обновление руководителей происходит медленно, элита тяжело приспосабливается к изменившейся обстановке. Позиции ее подрываются, изолированность от общества усиливается, власть теряет эффективность, и устаревшим руководителям приходится уступать место контрэлите, которая имеет более тесную связь с обществом.

Напротив, элита, вход в которую  открыт для выходцев из других социальных слоев, укрепляет себя и препятствует формированию контрэлиты. В конце  концов, важно не социальное происхождение  представителей элиты, а те интересы, которые они выражают в своей  политической деятельности. К тому же только что принятые в ряды избранных  быстро усваивают ценности господствующих групп и под влиянием "комплекса  неполноценности" из-за "низкого" социального происхождения более  ревностно служат господствующим интересам, нежели представители привилегированных  социальных слоев. Открытость элит облегчает  процесс их обновления и делает поведение  их членов в новых непредвиденных условиях более гибким. Внутреннее обновление элиты является необходимым  условием их стабильности.

Западная политология  относит к открытым элитам современную  правящую элиту демократических  стран, утверждая, что главным критерием  отбора в нее являются личные достижения (результативность). Безусловно, заинтересованность господствующих слоев в эффективности  правящей элиты, в ее компетентности, так же как и более высокий  уровень требований, которым должны отвечать их представители, облегчает  продвижение вверх людям с  качествами "прирожденных правителей", даже если они и не принадлежат  к привилегированным общественным группам. Тем не менее исследования, проведенные в ФРГ, показали, что  для успешной карьеры, ведущей в  правящую элиту, необходимы следующие  условия:

социальное происхождение  родителей должно быть достаточно высоким; чем выше статус родителей, тем больше шансов у претендента;

определенный тип воспитания в соединении с университетским  образованием;

кандидат в элиту должен принадлежать к одной из основных религий;

иметь профессию, которая  дает большие шансы на продвижение.

Обязательным условием восхождения  на вершину политической пирамиды в  современном западном обществе является качество образования. Исследования, проведенные политологами СССР в 1980-е годы, показали, что во всех элитах США, ФРГ, Англии - политической, экономической, военной, бюрократической - процент их представителей, имеющих образование в объеме 2 университетов и выше, колебался от 1/3 до половины. Школа, таким образом, преобразовалась ныне в один из основных лифтов современного общества, который поднимает претендентов на разные этажи политического небоскреба. Однако очень наивно было бы представить себе, что тот, кто вошел в лифт, одним только нажатием кнопки сразу же поднимется на необходимый этаж. "Путь вверх" - путь долгий и тяжелый. Это может быть медленное продвижение по служебной лестнице, начиная с самого скромного чиновничьего места в общегосударственных или муниципальных органах власти. Переход к политической деятельности осуществляется в этом случае приблизительно в середине карьеры. Другой вариант: культурная, научная, юридическая или педагогическая деятельность, дополненная активным участием в различных добровольных, в том числе политических, объединениях. Продвижение "вверх" в этом случае осуществляется не столько в профессиональной, сколько в общественной среде. Именно такой путь привел Б. Клинтона к президентскому креслу. Он охотно баллотировался на выборные посты в школе, так успешно собирал голоса избирателей-однолеток, что школьная администрация пересмотрела свои правила и сократила количество выборных должностей, которые одновременно мог бы занимать один и тот же ученик.

Итак, подводя итоги сказанному, отметим, что во всех вертикально  стратифицированных обществах правящая элита представляет собой активное меньшинство, которое монополизирует власть в системе. Она - важнейший  субъект политического процесса, политической жизни.

Сущность  и природа лидерства

 

В самом явлении лидерства  скрыта тайна. Древние и современные  авторы, исписав горы бумаги, так  и не пришли к согласию относительно вопроса: почему один человек подчиняется  другому? Что это - магия роли. (кресла, трона, мундира) или чары личности политика?

В тайну этого явления, которое на протяжении многих веков  привлекало внимание ученых разных мировоззрений  и научных интересов, пытались проникнуть Аристотель, Макиавелли, Лебон, Токвиль, Тард, Вебер, Михельс, Моска, Парето, Фрейд, Михайловский и другие.

Понятие лидерства так  же старо, как и человеческое общество. С развитием цивилизации оно  получило не только индивидуально-личностную, но и коллективную форму (партии, общественные движения, объединения и т.д.). В  общественной жизни лидерство существует в больших и малых группах, организациях, во всех сферах жизни: экономике, культуре, спорте, в армии, в криминальной среде и т.д.

Лидерство как социальное явление всеобще. Смело можно  утверждать: там, где сложилась та или другая человеческая общность, должны появиться лидеры.

Особое место занимает политическое лидерство, ибо именно политический лидер, действуя от имени  определенных социальных структур, влияя  на умы и сердца людей, выступает  одним их важнейших регуляторов  социальной действительности. Общенациональный лидер может повести страну путем  прогресса, но может и создать  тупиковую ситуацию, способную вызвать  деградацию, экономическую и моральную. Как знать, если бы Украина имела  общенационального лидера, подобного  Леху Валенсе, может и не были бы потрачены годы на топтание на месте, когда необходим был решительный  шаг?

Особенно значительна  роль политического лидера в переломные, переходные периоды развития страны, когда политические события, их темпы, сроки, формы преобразований получают четко определенную личностную окраску. Лех Валенса, Вацлав Гавел, немного  раньше Шарль де Голль (Франция), Вилли  Брандт (ФРГ) оказали значительное влияние  на развитие своих стран.

Проблема лидерства находится  в центре внимания многих наук - социологии, социальной психологии, политологии. Под  разным углом зрения представители  этих наук рассматривают ключевую проблему лидерства - проблему типологии политических лидеров. К ней обращались еще  античные мыслители, начиная с Платона  и Аристотеля. Проблема оказалась  твердым орешком, раскусить который  пытались и все следующие исследователи, изучавшие государство и политическую систему. И сейчас в современной  политологии нет однозначного понимания  феномена лидерства. Каждый исследователь, давая свое определение, выделяет тот  или другой его аспект. Наиболее распространенными и общепризнанными  концепциями являются:

Теория черт, сторонники которой рассматривают лидерство как социально-психологический феномен, а лидером считают человека, который владеет особенной совокупностью психологических признаков. Одним из первых представителей этой концепции был американский социолог Э. Богардус. Самыми важными чертами, необходимыми лидеру, он называл чувство юмора, такт, способность привлечь к себе внимание. Лидера, считал он, выделяют из окружающих его людей "энергия, разум и характер".

Безусловно, личностные признаки играют важную роль в процессе выделения  лидера. Однако стремление выделить эти  черты показали недостатки этой, когда-то очень популярной, концепции.

Американский социолог К. Берд, обобщивший 20 исследований лидерства, которые основывались на теории черт, создал список из 79 признаков, свойственных лидерам. Из них 65 черт были упомянуты  только один раз, 16-20 - два раза, 4-5 - три  раза и только 2 - четыре раза. К тому же многие из приведенных черт оказались  взаимоисключающими. Чем больше множились  исследования, которые основывались на этой методике, тем большая путаница сопровождала их. В конце концов не осталось ни одной черты, с которой  согласились бы все авторы подобных исследований.

Информация о работе Элиты и лидеры как субъекты политики: понятие, функции, основные типы