Из истории термина «тоталитаризм»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:04, контрольная работа

Краткое описание

XX век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания, достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важен уникальный опыт духовного и социального развития.
В 20-30-е годы в труппе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) - сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн.

Оглавление

Введение
Глава 1. Из истории термина «тоталитаризм»
Глава 2. Пять основных признаков тоталитаризма
2.1 Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей в тоталитарном государстве
2.2 Однопартийная политическая система - средство осуществления политической власти в тоталитарном государстве
2.3 Общественно - политическое движение и атомизация общества - основа существования тоталитарного режима
2.4 Террор - логическое продолжение тоталитарной пропаганды
2.5 Экономическая автаркия, государственное планирование и принудительный труд в тоталитарном государстве
Глава 3. Некоторые исследования тоталитаризма
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

политология тоталитаризм.doc

— 395.00 Кб (Скачать)

 

5. Исключительная роль лидера, вождя при осуществлении власти. При тоталитарном режиме существует культ личности национального вождя - лидера партии и государства. Для тоталитаризма характерно абсолютная монополия вождя на власть, отсутствие правящей клики, не подотчетность правителя никому во всех его действиях. Отсутствует узаконенный механизм преемственности политической власти, смены лидеров. Лидер политической партии становится пожизненным главой государства. «Главная характеристика вождя - его непогрешимость; он не может совершить ошибку никогда». Данное положение лидера партии и государства объясняется тем, что чем выше его авторитет, тем более непререкаема идеологическая истина, которую он провозглашает. Именно поэтому все тоталитарные режимы уделяют такое большое значение процессу создания авторитета вождя партии. В нем задействуются все силы государственно-пропагандистской машины, все силы государственных и общественных организаций, средства массовой информации.

6. Единственная официальная идеология. Тоталитаризм есть в первую очередь идеологический режим. Чтобы установить свою абсолютную идеологическую монополию в государстве, тоталитарная партия проводит ряд мероприятий: 1) уничтожая другие партии, она уничтожает и их идеологию; 2) берет под свой контроль все государственные и общественные средства пропаганды (печать, радио, кино, театр, книгоиздательскую деятельность) и использует их для распространения своей идеологии; 3) устанавливает свой контроль над всей системой образования (от начальной школы до высших учебных заведений), перестраивая в духе своей идеологии все учебные программы; 4) с помощью политических мер осуществляет идеологическую изоляцию страны, чтобы исключить возможность проникновения чуждых режиму идеологий.

Для носителей тоталитарной власти самоценна не сама власть, а идеология. Политическая власть завоевывается ими для того, чтобы использовать ее как средство для практической реализации идеологических концепций. Целью тоталитарного режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько экономическими стимулами или территориальными притязаниями, сколько идеей мирового господства собственной идеологии.

В условиях тоталитарного режима существует лишь одна официальная идеология, которая является одновременно идеологией правящей партии и государственной идеологией. Эта идеология, пронизывает все сфере общества, лежит в основе деятельности режима, обосновывает его право на существование. Она абсолютно нетерпима по отношению к другим идеологиям и общеобязательна для всех членов общества, какие-либо иные противоречащие официальной идеологии взгляды, инакомыслие запрещены и преследуются.

Важная особенность тоталитарной идеологии - ее мессианский характер, который проявляется не только в идеологическом охвате всех и каждого, но и в том, что эта идеология претендует на охват всех без исключения сфер общественной и частной жизни, претендует на всеобщее (тотальное), универсальное, единственно верное истолкование объективной реальности, объяснение всего существующего, на воплощение истины в последней инстанции. Власть этой идеологии распространяется даже на толкование прошлого. Критика или отклонение от нее расценивается как государственное преступление.

Стержнем идеологии является убеждение в возможности и необходимости переустройства общества. Она преследует цель избавления людей от старых, несовершенных порядков и создания нового, совершенного общественного устройства. Преобразование общества должно идти параллельно с формированием нового типа личности. Следовательно, анализ содержания идеологии тоталитарных обществ показывает, что она не только позволяет познать и объяснить мир, считая свое понимание единственно верным, но и предлагает весьма специфические программы его переустройства, превращая последние в практическое руководство общественных преобразований. Отсюда отрицание самоценности настоящего, которое приносится в жертву будущему, и самоценности личности, которая понимается исключительно как средство достижения единой и универсальной цели режима.

Многие исследователи тоталитаризма  отмечают, что тоталитарная идеология  приобретает характер квазирелигии, основанной на вере, а не на рациональном анализе и критике. Эта идеология  требует принятия многих своих постулатов на веру. При тоталитаризме осуществляется мощная и целенаправленная пропаганда, апеллирующая не столько к разуму, сколько к эмоциям. Она ставит своей целью заставить людей поверить в истинность господствующей доктрины и в справедливость ее лозунгов и целей. Это может быть, например, идея высшего предназначения расы и нации, как у Гитлера. То есть имеет место не просто подчинение индивида власти, но подчинение его высшей цели, по сравнению с которой личные и групповые интересы, благосостояние и жизнь индивида не имеют значения, государство стремиться превратить личность в элемент государственной машины. Этой высшей цели подчинены не только индивиды, само государство трактуется как орудие, средство ее достижения. Этот феномен американский ученый А. Инкелес назвал «тоталитарной мистикой».

Содержание идеологии, «великой идеи»  может быть различным - классовым, национальным, расовым, религиозным, но характер идеологии  определяется тремя обязательными  чертами: 1) объяснение прошлого и обращение  в будущее; «нацеленность на объяснение всех исторических событий прошлого и на планирование хода всех будущих событий...»; 2) образ «врага» (все люди делятся на «своих и «чужих»); 3) идеализация государства, государственной партии, их лидера.

Сама природа тоталитарной идеологии  ведет к монополизации пропаганды. Монопольный характер пропаганды в тоталитарном государстве порождает некоторые ее особенности, присущие только этому режиму: 1) Сообщается только о тех внутренних и международных событиях, которые выгодны режиму, способствуют росту его популярности в глазах общественности; 2) Всемерная эксплуатация самых незначительных фактов для дискредитации враждебных государств; 3) В условиях тоталитарного государства пропаганда предшествует информации, т.е. сообщение о событии предваряется его политической оценкой.

7. Система массового террора. Тоталитарный режим представляет собой открытую террористическую диктатуру, когда насилие и принуждение становятся решающим средством достижения политических целей, регулирования общественной жизни, главным средством управления обществом. Гипертрофированную роль в обществе приобретают карательные органы. Тоталитаризм характеризуется массовым характером репрессий, «функция которых, заключается не столько в том, чтобы подавлять врагов режима, сколько в том, чтобы нагнетать и поддерживать атмосферу страха». Репрессии обрушиваются не только на подлинных противников режима, но нередко угрожают и вполне лояльным гражданам, а также верным сторонникам. Ни у кого нет достаточных гарантий личной безопасности. Однако поскольку тоталитарный режим имеет значительную поддержку в народе, то исходящее от него насилие, принуждение, террор и репрессии воспринимаются большинством как неизбежная необходимость, как меры, осуществляемые в интересах всего общества. Здесь террор и страх используются не только как инструмент уничтожения и запугивания действительных или воображаемых врагов и противников, но и как нормальный повседневно используёмый инструмент управления массами. Следует, согласится с X. Арендт, которая считает, что «тоталитарный террор отличается от обычного тем, что направлен не против открытых противников власти, а против лояльных граждан, и начинается только тогда, когда вся реальная оппозиция уже подавлена. Главным инструментом террора является секретная полиция и концентрационные лагеря. Задачи секретной полиции тоталитарного режима состоят не в раскрытии преступлений, а в периодическом проведении «акций», когда руководство решает репрессировать какую-либо категорию населения». Концентрационные лагеря являются характерной чертой тоталитарного государства, ибо без них оно существовать не может. Классического средства государственного насилия - тюрем - оказывается недостаточно по причине массовости террора - они не в состоянии вместить всех, подвергнувшихся репрессиям. Концентрационные лагеря устраняют это затруднение.

В отличие от обычного действенность  тоталитарного террора, как правило, бывает намного сильнее. Следовательно, массовый террор во многом характеризует  сущность тоталитаризма, именно «тоталитарным  режимам принадлежит сомнительная «заслуга» придания репрессиям невиданных ранее масштабов и создания специфической системы полицейского устрашения», поэтому, на наш взгляд, вызывает сомнение обоснованность суждения И.Ю. Игрицкого о том, что «полицейский террор и использование армии как инструмента гражданского принуждения являются не сущностными чертами, а средствами осуществления тоталитарного господства».

8. Тоталитарная личность со специфическими политическим сознанием, политической культурой, политическим поведением. Контроль над обществом и полное подчинение масс режиму предполагают, в числе прочего, контролирование мыслей и чувств людей, формирование у них взглядов и настроений, адекватных тоталитарной идеологии. Для этого используется весь арсенал духовного воздействия на людей - народное образование, культура, литература, искусство, средства массовой информации, пропаганда и агитация. В результате в обществе формируется, интенсивно поддерживается и безраздельно господствует тоталитарное сознание. Его отличают: сильнейшая «замифологизированность», опора главным образом не на знание, а на веру, догматизм, исключение сомнений, отсутствие потребности в самостоятельном поиске истины. Т. Адорно выделил следующие черты современной авторитарной личности: преклонение перед властью, привычка и даже любовь к подчинению, никаких сомнений относительно правоты проводимой политики, нетерпимость к инакомыслию и действию нижестоящих.

9. «Неприятие» демократических прав и свобод. Тоталитарный режим отменяет юридически или сводит на нет фактически все демократические права и свободы граждан. Особенно это касается политических и личных прав граждан, которые просто не совместимы с таким режимом. Ни о каких «естественных» или «неотъемлемых» правах граждан здесь нет даже теоретических рассуждений. Отсутствуют какие-либо реальные гарантии прав личности, социальных общностей, организаций. Личность отчуждается от власти и превращается в объект манипулирования. Устанавливается абсолютный примат интересов власти над интересами личности. Так, например, уже в первой партийной программе итальянских фашистов (1921 год) было записано «партия рассматривает государство... как организм, содержащий в себе бесконечные ряды прошлых, живущих и будущих поколений, для которых отдельные индивиды представляются лишь преходящими моментами. Из этой концепции общества партия выводит категорический императив: индивиды должны подчинять свои интересы высшим интересам национального организма». В дальнейшем, разъясняя концепцию фашистского государства, Муссолини провозглашал: «Фашизм понимает государство как абсолют, по сравнению с которым все отдельные лица имеют относительное значение». Характерной становится принципиальная аморальность, презрение к человеку (морально то, что способствует укреплению системы, даже если для этого нужно уничтожить по классовому или расовому признаку миллионы людей). Важность данного критерия подчеркивает В.А. Четвернин в работе «Демократическое конституционное государство», говоря о необходимости различать государственность и тоталитарные системы 20 века. «Основание государственности в правах человека. Если же политическая власть подавляет естественные права человека, то это уже не государство и не государственно-организованное общество, а просто политическая организация, обладающая монополией силы на определенной территории.

10. Административно-командное регулирование экономической жизнедеятельности общества. Для тоталитарного режима характерна государственная и (или) находящаяся под жестким бюрократическим контролем частная собственность на средства производства, по крайней мере, на основную их часть. В научной литературе утвердилось мнение, что признаком тоталитарного режима является плановая экономика, уничтожение института частной собственности и тотальное ее огосударствление. Так, Кертис выделяет в качестве одного из критериев тоталитаризма «централизованную плановую экономику», это же мнение разделяет Дм. Шляпентох, который на всемирном конгрессе по проблемам СССР и Восточной Европы (Хэррогейт, Великобритания, 1990) так определил тоталитарное общество - «это общество, в котором нет различия между гражданским обществом и государством, полностью контролирующим не только, политику и идеологии, но и экономику». Если исходить из данного определения, то ни фашистская Италия, ни нацистская Германия не были тоталитарными, так как государство в них отнюдь не контролировало полностью экономику, остававшуюся в своей основе частнособственнической. Поэтому следует отметить, что правомерно скорее говорить об однотипном командно- административном хозяйственном механизме, функционирующем в экономике, нежели об огосударствлении собственности, как о признаке тоталитарного режима. Следует согласиться с мнением А. Аветисяна, который справедливо отмечает: «Действительно, частная собственность, на средства производства в фашистской Германии никогда не отменялась. Но это не помешало «отменить» рынок, рыночный механизм ценообразования, закон стоимости, что, собственно, и составляет основу товарно-денежных отношений. Централизованными госзаказами определялись объем производства и его ассортимент». В 1936 г. имперским законом были заморожены все цены и уровень зарплаты - ценообразование «регулировал» специально назначенный рейхскомиссар. Была ликвидирована обратимость марки, национальный рынок отторгнут от мирового. Ресурсы распределялись централизованно - чиновниками из имперского бюро. Практически был ликвидирован и рынок рабочей силы. Вместо профсоюзов был создан единый германский трудовой фронт (входили в него и рабочие, и предприниматели). Фронт определял зарплату, выполняя прямые указания министерства экономики. И, наконец, пирамиду гитлеровских деформаций капитализма увенчал «общенародный хозяйственный план». Такова логика тоталитаризма, приведшая к образованию - на казалось бы различных базисах - однотипного, командно-административного хозяйственного механизма. По-нашему мнению, жесточайшей бюрократической координации деятельности свободных производителей не препятствует формальное сохранение института частной собственности. Поэтому признаком тоталитаризма является административно регулируемый характер экономики, в том числе централизованное распределение сырья, продукции, значительная роль принудительного труда и внеэкономического принуждения в жизни общества, концентрация всех сил и ресурсов, строго контролируемое потребление в целях максимального накопления инвестиционного капитала и обеспечения высоких темпов расширенного воспроизводства.

Информация о работе Из истории термина «тоталитаризм»