Тоталитаризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:12, реферат

Краткое описание

Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса ( * ).
В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.

Оглавление

Введение

1.Понятие тоталитаризма

2.Предпосылки возникновения тоталитаризма

3.Пять основных признаков тоталитаризма

4.Основные формы тоталитаризма

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

Политология-сема.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

                Содержание:

 Введение            

 1.Понятие тоталитаризма      

 2.Предпосылки возникновения тоталитаризма  

 3.Пять основных признаков тоталитаризма   

 4.Основные формы тоталитаризма           

 Заключение                

 Литература      

 

Введение

 

Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип  политической системы, существующей в стране.

      Режим - управление, совокупность средств  и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса ( * ).

      В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.

      Одна  из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление  их на тоталитарные, авторитарные и демократические. Типология политических режимов:

      а) демократический политический режим;

      б) либеральный политический режим;

      в) авторитарный политический режим;

      г) тоталитарный политический режим.

 

     Понятие тоталитаризма
 

     Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены. Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР рухнули окончательно.

Тоталитаризм - это полный (тотальный) контроль и  жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Осуществление политического господства над всеми сферами жизнедеятельности общества возможно лишь в том случае, если власть широко использует развитую карательную систему, политический террор, тотальную обработку общественного мнения.

    Сам термин происходит от позднелатинских слов "totalitas" - полнота, цельность и "totalis" - полный, целый, всеобщий. Впервые употребил его в 1925 году один из "отцов" фашизма Б.Муссолини на одном из собраний, обозначив его как идеал для своей модели; в научный оборот слово было введено западными политологами в 30-40-х годах. Они использовал его для обобщающей характеристики любого недемократического типа устройства: от национал-социализма до коммунизма.

    На  симпозиуме, организованном Американским философским обществом в 1939 году, впервые была сделана попытка дать научную трактовку тоталитаризму. В одном из докладов он был определен как "восстание против всей исторической цивилизации Запада."

    Вторая  мировая война, а затем разгром  фашистских режимов и начало "холодной войны" дали новый импульс теоретическому осмыслению тоталитаризма.

    Теория  тоталитаризма представлена такими фундаментальными трудами, как работы Ф.А.Хайека "Дорога к рабству" /1944 г./, Х.Арендта "Истоки тоталитаризма" /1951 г/, К.Фридриха и З.Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" /1956 г./ и другими.

    Как система целостных взглядов и, главное, практика общественной жизни, тоталитаризм сложился в XX веке, на стадии наивысшего развития индустриального общества и государственно-монополистического капитализма, перед переходом его в постиндустриальную фазу.

    Тоталитаризм  возникает вначале как евразийское (СССР), потом как европейское (Германия, Италия, частично Испания), наконец, азиатское явление (Китай, Северная Корея, Вьетнам, Кампучия). В Южной Америке и Африке наблюдались отдельные признаки тоталитаризма, особенно в Бразилии в годы правления военной хунты в 60-70-е годы, в Эфиопии в 70-80-е годы, В Заире в 60-80-е годы. Черты тоталитаризма проявились в странах Восточной Европы в 50-е годы в силу зависимости от СССР, насаждения в них коммунистических режимов. Все типы тоталитаризма существенно различаются между собой, но имеют и немало общего. Последнее дает повод считать, что кроме национальных есть и общие причины его бурного развития в первой половине ХХ в.

 

Предпосылки возникновения тоталитаризма

 

    Отталкиваясь  от результатов анализа, прежде всего  тоталитарных структур гитлеровской Германии и сталинского СССР, которые можно  назвать "тоталитарным максимумом", выделим пять основных признаков тоталитаризма. Все эти признаки являются в определенной степени идеальными и проявляются в различных тоталитарных режимах в неодинаковой степени, вплоть до тенденций.

    Абсолютная  концентрация власти и отсутствие разделения властей

    в тоталитарном государстве

    Наиболее  агрегированными признаками тоталитаризма являются абсолютность, агрессивность, мобилизационность власти.

    Абсолютная  концентрация власти, реализуется через механизмы государства и представляет собой этатизм, то есть вмешательство государства в экономическую и политическую жизнь страны, возведенное в высшую степень. Такая концентрация власти с точки зрения формы правления непременно представляет собой автократию, для которой характерны:

    а) Соединение исполнительной и законодательной  власти в одном лице при фактическом отсутствии независимой судебной власти.

    б) Принцип "вождизма", причем вождь  харизматического, мистического типа.

    Абсолютность  власти означает, что власть - исходное начало всех инициатив, движений, изменений. Гражданского общества нет, или сфера его жизни крайне сужена. Признавая формально гражданские свободы, тоталитарные режимы ставили одно, но решающее условие: пользоваться ими можно было исключительно в интересах той системы, которую проповедовали вожди, что означало бы поддержку их владычества. Экономические, духовные интересы существуют такими, какими им разрешено быть властью. Как выразился однажды У. Черчилль о советском порядке: «У вас все запрещено, а что разрешено, то приказано». При тоталитарной системе человек только песчинка в общем потоке. Его положение основывается не на самоопределении, а на послушании.

    Кроме внешнеполитических и пропагандистских резонов немаловажно и то, что тоталитарный режим обязан был обеспечить правовые гарантии тем, на кого он опирался, то есть партии. Формально законы охраняли права всех граждан, но в действительности только тех, кто не попал в разряд "врагов народа" или "врагов рейха".

    В силу вышеизложенного политические судебные процессы - инсценировки, где доминировал политический тезис; от суда требовалось уложить в рамки права заготовленный политический вывод о враждебных происках обвиняемого. При таком способе судить важнейшую роль играло признание обвиняемого. Если он сам называл себя врагом, тогда тезис подтверждался. "Московские процессы" - это наиболее гротескный и кровавый пример судебно-юридического фарса в коммунизме. Обычно политические процессы затевались по "разнарядке". Тайная полиция (НКВД, ГПУ, и др. ) получала число требуемых к аресту "врагов народа" и начинала действовать. Никаких доказательств не требовалось - нужно было лишь признание. Но главный принцип коммунистического суда выражен в одной фразе председателя ревтрибунала г. Рязани (1919 г. ): "Мы руководствуемся НЕ ЗАКОНАМИ, а нашей революционной совестью. ".

    Теперь  подробнее о принципе "вождизма".

    В сущности, тоталитаризм и монархия - взаимозамещающие системы, для которых "вождизм" не является чем-то пришедшим извне. Он возникает из низкого уровня развития демократического сознания и потребности людей в вожде как в символе единства нации, особенно в период национальной нестабильности.

    Пример - принцип "фюрерства" в фашистской Германии. Фюрер стоит во главе  государства и выражает его волю: сила государства исходит от фюрера. Верховный фюрер наделяет всех других фюреров определенными полномочиями в строго иерархическом порядке. Каждый из фюреров подчиняется своему непосредственному начальнику, но при этом, по сути, имеет неограниченную власть над своими подчиненными.

    Авторитет вождя, таким образом, зиждется не на осознанном доверии, и связь вождя с массами носит скорее мистический, личностный характер.

Однопартийная политическая система - средство осуществления  политической власти в тоталитарном государстве.

    Второй  признак - однопартийная политическая система, не допускающая никаких иных политических организаций. Такая политическая система тесно связана с двумя моментами.

    Во-первых, основой однопартийной политической системы обязательно становится монистическая-единая, господствующая идеология, исходящая исключительно от правящей партии и не терпящая никакой оппозиции или критики. В самой партии также поддерживается идейное единство.

    Основным  методом монистической идеологии  является массовая оболванивающая пропаганда, базирующаяся на социально – классовой (СССР), расово - националистической (Германия) или религиозной (Иран времен аятоллы Хомейни) демагогии. В годы консервации режима руководящая роль партии была узаконена 6-й статьей конституции СССР.

    Весь  механизм власти был сведен к следующему: политические структуры - это исключительная привилегия партийцев, во всех остальных органах и учреждениях партийцы либо непосредственно хозяйничали, либо держали управление под своим надзором.

    Во  времена Сталина идейное единство, то есть обязательное философское и прочее, стало условием пребывания в партии. Единогласность стала законом для всех компартий.

         Раз в любой партии власть  сосредоточена в руках вождей  и высших инстанций, то идейное  единство как приказ несло  с собой владычество центра  над умами рядовых партийцев.  Прекращение всякой идейной борьбы в партии означало паралич свободы в обществе, так как общество целиком и полностью в ее власти, а внутри самой партии - ни проблеска свободы. Идеологическое единство-духовная основа личной диктатуры, которую без него невозможно представить. Одно порождает другое.

    В коммунизме возобладал принцип «вождь знает все»: идеологами партии становились  обладатели власти - партийной и  прочей - вне зависимости от скудоумия таких лидеров. Получилось так, что надо было быть не просто марксистом, а марксистом в соответствии с предписаниями верхов, центра.

    Коммунисты  воспитывались на убеждении, что  идейное единство, идейное подчинение есть неприкосновеннейшая из святынь, а фракция в партии - черное злодейство. В борьбе за власть над умами не гнушались никакими средствами, широко применяли террор, запугивание, пропаганду или круговую поруку по обстоятельствам.

    Конечно, Сталин знал, что Троцкий, Бухарин  и Зиновьев никакие не иностранные шпионы или предатели социалистического отечества. Но нужно было свалить на кого-то вину за нерешенные вопросы, в частности продовольственный, благо они еще и "чистосердечно" признались, и устранить несогласных, инакомыслящих.

    Идеологическое  единство, прошедшее немало фаз и  приобретшее на этом пути разнообразные  формы, было самой отличительной чертой партии большевистского, коммунистического типа.

Информация о работе Тоталитаризм