Фашизм как форма тоталитаризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:07, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является изучение и представление фашизма как одной из разновидностей тоталитарного режима.

Файлы: 1 файл

Реферат по политологии.docx

— 40.08 Кб (Скачать)

Белорусский государственный  университет

Исторический факультет

 

 

 

 

 

 

Реферат по политологии на тему:

«Фашизм как форма тоталитаризма»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 4 курса 5 группы

Витко Елена

 

 

 

 

 

 

Минск, 2012

Введение

Потрясшее XX век социальное явление, названное фашизмом, до сих  пор вызывает широкие дискуссии  в научном мире, в том числе  среди историков и политологов. Американский политолог А. Грегор считает, что все концепции фашизма  можно свести к следующим шести  интерпретациям: 1) фашизм как продукт  «морального кризиса»; 2) фашизм как  вторжение в историю «аморфных  масс»; 3) фашизм как продукт психологических  расстройств; 4) фашизм как следствие  классовой борьбы; 5) фашизм как функция  особой стадии экономического развития; 6) фашизм как тоталитаризм.1

Остановлюсь лишь на последней  концепции, так как представляется, что именно она в той или иной мере содержит основные аргументы всех других точек зрения и лучше всего позволяет увидеть и понять те общественные тенденции, из которых вырастает фашизм. А это, в свою очередь, дает возможность исследователю прогнозировать появление подобных режимов в будущем, что и определяет актуальность данного исследования.

Целью данного реферата является изучение и представление фашизма  как одной из разновидностей тоталитарного  режима.

Задачами данного исследования является:

  • узнать, что такое «тоталитаризм» и как возник этот термин;
  • найти его признаки, причины, формы, отличия от «авторитаризма»;
  • узнать, что такое фашизм, выделить предпосылки его возникновения, основные черты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тоталитаризм, его признаки, причины.

Можно выделить несколько определений  тоталитаризма.

Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.

Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.2

На мой взгляд, наиболее точное определение это:

Тоталитаризм — террористическая политическая структура, характеризующаяся сущностной антикапиталистической направленностью, сформированная на основе однопартийной системы, опирающаяся на общественно-политическое движение, при абсолютной концентрации власти в руках ее лидеров.3

Термин «тоталитаризм» стал употребляться для обозначения фашистского режима в Италии и германского национал-социалистического движения еще в 20-е годы. С 1929 года, начиная с публикации в газете «Таймс», его стали применять и к политическому режиму Советского Союза. Постепенно из политической публицистики этот термин входит в научный оборот для характеристики режимов фашистских государств и Советского Союза. На симпозиуме, организованном Американским философским обществом в 1939 году, впервые была сделана попытка дать научную трактовку тоталитаризму. В одном из докладов он был определен как «восстание против всей исторической цивилизации Запада»4.

Вторая мировая война, а затем разгром фашистских режимов и начало «холодной войны» дали новый импульс теоретическому осмыслению тоталитаризма. В 1952 году в США была проведена конференция, посвященная этому социальному феномену, где был сделан вывод, что «тоталитарным можно назвать закрытое общество, в котором все — от воспитания детей до выпуска продукции — контролируется из единого центра»5. Спустя несколько лет вышел ряд фундаментальных работ на эту тему, важнейшими из которых являются книга X. Арендт «Происхождение тоталитаризма» и совместная монография К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия».

Авторы последнего исследования предлагают для определения «общей модели» тоталитаризма шесть признаков:

- единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;

- официальная идеология, признаваемая всеми;

- монополия на средства массовой информации;

- монополия на все средства вооруженной борьбы;

- система террористического полицейского контроля;

- централизованная система контроля и управления экономикой.

Но во втором издании книги авторы добавили ещё два, а впоследствии другие исследователи также вносили уточнения:

  1. Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества.
  2. Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.
  3. Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества.
  4. Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации.
  5. Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации.
  6. Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения.
  7. Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»).
  8. Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.
  9. Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.
  10. Централизованное планирование экономики.
  11. Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силамии распространением оружия среди населения.
  12. Приверженность экспансионизму.
  13. Административный контроль над отправлением правосудия.
  14. Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и личностью.

Признаки тоталитаризма не следует абсолютизировать. Все они в той или иной степени проявляются в тенденциях, а наиболее полно существовали в странах «тоталитарного максимума» — в гитлеровской Германии и сталинском Советском Союзе.

 

В зависимости от основного  ценностного критерия можно выделить три формы тоталитаризма. Правой форме соответствует национальный (расовый) критерий (фашистские режимы Гитлера, Муссолини и др.). Левой форме — классовый (социальный) критерий (сталинизм). Религиозной форме — религиозный критерий организации общества (например исламский фундаментализм в Иране периода Хомейни). В тоже время, пожалуй, это различие между формами все-таки не является принципиальным. По глубинной сути своей все тоталитарные режимы очень близки, и разделение их на формы лишь облегчает методологию

исследования.6

 

По мере эволюции в сторону  демократии тоталитарный режим проходит стадию авторитаризма, режима довольно похожего, имеющего, однако, самостоятельное значение. В этой связи необходимо пояснить разницу между тоталитарной и авторитарной политическими системами. На первый взгляд, авторитарный режим имеет и концентрацию власти (нередко близкую к абсолютной или даже абсолютную), и исходящий от государства террор. И тем не менее это не тоталитаризм. Во-первых, в авторитарной структуре отсутствует главный характерный для тоталитарного режима признак — монопольное общественно-

политическое движение и, соответственно, его «тоталитарная  идея». Опасность тоталитарного государства, в отличие от авторитарного, в том и состоит, что тоталитарное господство власти обеспечивается с помощью ОПД самими же гражданами данного государства, что внешне создает иллюзию демократии. Поэтому и террор, исходящий от тоталитарного государства, воспринимается как неизбежная необходимость, как проводимый в интересах всего общества. Что касается авторитарного государства, то власть в нем и, соответственно, террор исходят от вполне определенной правящей группировки.

Во-вторых, авторитарная политическая система из-за отсутствия ОПД не является достаточно устойчивой и изменяется в сторону или демократии, или тоталитаризма.

В-третьих, если тоталитарный террор угрожает практически всему населению, включая далеких от политики безобидных граждан и дажетсамих участников Движения, то авторитарный режим направлен в основном лишь на противников режима.

В-четвертых, если в тоталитарных государствах господствует однопартийная  политическая система, то авторитарные режимы допускают наличие определенной оппозиции в виде родственных, близких по духу и политических партий, профсоюзов и т. д. Таким образом, только наличие и диктатуры, даже террористической, не является показателем тоталитарного режима. Такие режимы, как диктатура «черных полковников» в Греции (1967 год), никак не могут быть отнесены к тоталитарным (фашистским), поскольку в этой стране не было тоталитарного ОПД. Наиболее яркими примерами авторитарных (не фашистских) режимов служат политические системы, сложившиеся в результате военных переворотов в Латинской Америке: Парагвай (1954 год), Панама (1968 год), Боливия (1971 год), Чили (1973 год), Аргентина (1976 год). Характер политического режима, сложившегося в результате переворота в этих странах, чаще всего можно определить как военно-авторитарную диктатуру.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фашизм: предпосылки, основные черты.

Фаши́зм— обобщённое название специфических крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа, характерными признаками которых являются культ личности, милитаризм, тоталитаризм.8

 

Слово «фашизм» происходит от итальянского fascio (фа́шо) — «союз» (например, название политической радикальной организации Б. Муссолини — Fascio di combattimento — «Союз борьбы»). Это слово, в свою очередь, восходит к латинскому fascis — «связка, пучок», которым, в частности обозначались символы магистратской власти — фасции, связки розог с воткнутым в неё топором. Этот топор носили ликторы — почётная стража высших магистратов Римской республики, которые в период ранней республики выполняли роль палачей и всегда, на протяжении всего республиканского периода исполняли вердикты магистратов, которым были подчинены. С тех пор изображение фасций присутствует в символах государственной власти многих стран (например, фасции присутствуют на эмблеме Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации).

 

Сам термин фашизм  в современную лексику впервые ввел итальянский философ  Д. Джентиле. Он полагал главной ролью государства в обществе - претворение в жизнь национального предназначения.  И поскольку  государство претворяет в жизнь судьбу нации,  оно должно обладать неограниченной властью,  должно быть тоталитарным, фашистским. Сторонники подобных взглядов и их лидер Муссолини стали называть себя фашистами.  Фашистское государство, с точки зрения Муссолини, -это государство - абсолют.  По сравнении с ним все остальные лица или группы имеют относительное значение.

 

Фашизм, являясь одной  из разновидностей тоталитаризма, отличается тем, что противопоставляет идеи социального мира внутри нации, с одной стороны, и идеи неизбежных конфликтов и борьбы между нациями, расами и государствами, с другой стороны.

Корни фашистских идей и движений уходят в крайний европейский  национализм 19 в. Он приобретал наиболее воинствующие формы в тех странах, где, как в Германии и Италии, в  силу политической раздробленности  создание национального государства  происходило с запозданием, либо в национальных государствах, потерпевших  тяжелые военные поражения, как  например, во Франции после франко-прусской войны. Зарождение фашистских настроений было связано с консервативной реакцией на стремительные общественные перемены в европейских обществах во второй половине 19 в. – индустриализацией, концентрацией финансовой и предпринимательской  собствености и т.д. Подобно традиционному  консерватизму, новые националистические течения декларировали свою приверженность идее существования «естественных элит» и враждебность духу Просвещения. Однако, в отличие от него, они обращались к широким массам населения. Их социальная база состояла преимущественно из общественных слоев, которые проигрывали в ходе индустриализации и конкуренции с удачливыми крупными собственниками и питали страх перед организованным рабочим движением. Это был своеобразный «радикализм середины», который не чурался клеймить существующий порядок и правление олигархии и прибегать к внепарламентским методам и массовым действиям, не обращая внимания на принципы легальности, законности и конституционной демократии. В отличие от социалистов, эти националистические течения не ставили под вопрос принципы частной собственности, рынка, наемного труда. Они выступали за «здоровый и производящий», «национальный» капитал в противовес «паразитическому» и «антинациональному». Ультра-националисты восхваляли борьбу за существование, конкуренцию и торжество сильного, требовали создания диктаторского сильного государства, в том числе и для решения экономических и социальных проблем, для защиты мелких и средних собственников.

Психологической основой для роста  предфашистских, а затем и фашистских настроений стало явление, которое  известный философ Эрих Фромм  определил как «бегство от свободы». «Маленький человек» ощущал одиночество  и беспомощность в обществе, где  над ним властвовали безликие экономические законы и гигантские бюрократические институты, а традиционные связи с его социальным окружением были размыты или разорваны. Утратив  «цепи» соседского, семейного, общинного  «единства», люди ощущали потребность  в какой-то замене сообщества. Такую  замену они нередко находили в  чувстве сопричастности нации, в  авторитарной и военизированной  организации или в тоталитарной идеологии.

Именно на этой почве в начале 20 в. появились первые группы, которые  стояли у истоков фашистского  движения. Наибольшее развитие оно  получило в Италии и Германии, чему способствовали нерешенные социальные, экономические и политические проблемы, резко обострившиеся на общем  фоне мировых потрясений и кризисов эпохи.

Для фашистских государств характерно усиление регулирующей роли государства как в экономике, так и в идеологии: корпоративизация государства посредством создания системы массовых организаций и  социальных объединений, насильственные методы подавления инакомыслия, неприятие  принципов экономического и политического либерализма, открытый террор против рабочего движения при сохранении частной собственности на средства производства и капиталистических производственных отношений.

Основными чертами идеологии  фашизма являются:

  • Ультраправая политика — антикоммунизм. Большинство историков склонны полагать, правда, что это историческая, а не причинно-следственная взаимосвязь и если бы конкурирующей с фашизмом тоталитарной идеологией была другая, то место антикоммунизма заняла бы она. Ведь к социализму - ближайшей к коммунизму и принятой многими фашистскими режимами системе - никак претензий не было, а в качестве "коммунистов" там преследовали людей самых разных взглядов - например католиков и нудистов.
  • Традиционализм.  По крайней мере, декларируемый. Новшества в науке, в быту, в политике, в культуре автоматически объявляются злом, а если возникает необходимость допустить их в обиход, им подыскивают подходящих предков истории, которая по такому поводу кроится и перешивается, как латаное пальтишко.
  • Радикальный национализм и экстремизм. Самая многочисленная нация объявляется высшей (таких наций может быть и несколько), остальные делятся на две категории: "подчинённые" и "опасные". О подчинённых можно даже заботится как о неразумных детях, над ними можно посмеиваться, но в целом к ним стоит относиться снисходительно. Они оцениваются представителями "высшей" нации как глуповатые, безответственные, наивные и добродушные существа, нуждающиеся в управлении. Нации "опасные", напротив. используются как пугало, при этом больше ненависти и страха вызывают не "враги по периметру", а "внутренние резиденты", которым приписываются такие качества, как жадность, преступность, хитрость, жестокость и подлость.
  • Этатизм. Термин произошёл от французского "etat" - "государство" и признает абсолютное первенство интересов государства над любыми правами человека.
  • Корпоративизм - разделение общества на социальные группы с разными правами и обязанностями, при этом не всегда прописанными в законах. Что позволено партийному чиновнику, не позволено работяге у станка, и наоборот. Общество официально делиться на привилегированную элиту и остальных, при этом все разделяются по ячейкам, организациям, сообществам и союзам, которые контролируют жизнь своих членов.
  • Элементы популизма - формы отношения общества и власти, при которой политическая власть своё отношение к обществу и, соответственно, своё законотворчество, аргументирует голосом народа.
  • Милитаризм. Для консолидации общества нужны враги. Для подъема национального самосознания нужны войны или хотя бы подготовка к этим войнам. Массовые обязательные призывы, гонка вооружений, военно-патриотическое воспитание молодёжи и собственно боевые действия, пусть и не глобальные, - характерные признаки фашизма.
  • Вождизм - политика, направленная на утверждение одного человека в роли непререкаемого руководителя. Для вождизма характерна личная преданность одному человеку — вождю, признанному идейному руководителю в жёстко централизованных структурах (государстве, партии).
  • Декларирование опоры на широкие слои населения, не относящиеся к правящим классам.

Информация о работе Фашизм как форма тоталитаризма