Тоталитаризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:46, контрольная работа

Краткое описание

Рассматривая сущность тоталитаризма, необходимо обратить внимание на основную идею, разделяемую большинством исследователей, которая заключается в том, что при тоталитарных режимах практически отсутствует гражданское общество, условием которого является разграничение между экономической и политической властью и экономическая свобода индивида. При тоталитаризме собственность или всецело принадлежит государству, или жестоко им контролируется, что неизбежно порождает монополию власти, так как рычаги политики и экономики соединяются воедино, и приводит к принудительной всеобщей власти государства.

Файлы: 1 файл

1 глава.doc

— 45.00 Кб (Скачать)
  1. СУЩНОСТЬ, ИСТОКИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ТОТАЛИТАРИЗМА
 

       Рассматривая  сущность тоталитаризма, необходимо обратить внимание на основную идею, разделяемую большинством исследователей, которая заключается в том, что при тоталитарных режимах практически отсутствует гражданское общество, условием которого является разграничение между экономической и политической властью и экономическая свобода индивида. При тоталитаризме собственность или всецело принадлежит государству, или жестоко им контролируется, что неизбежно порождает монополию власти, так как рычаги политики и экономики соединяются воедино, и приводит к принудительной всеобщей власти государства.

       Определяемый в самой общей форме тоталитаризм означает подчинение власти – индивида целому – государству, всеобъемлющий контроль со стороны власти над личностью, ее сознанием с целью формирования угодного типа человека, управление обществом на основе определенной идеологической доктрины.

       Спецификой  тоталитаризма не является диктаторский характер власти, ее «суверенитет» по отношению к народу, и даже не полнота регламентации поведения и контроля за деятельностью индивидов-членов организации, как это имеет в некоторых  армиях, а претензия на управление сознанием людей, контролирование или программирование их ценностных ориентаций и образа мыслей.

       Представляя собой один из способов организации  власти, тоталитаризм, равно как и однопорядковые с ним понятия демократии и авторитаризма, характеризует различные, в том числе и более низкие по сравнению с государством, уровни общественной организации. Возможны, например, тоталитарная политическая партия или же религиозная секта. Конечно, свое наиболее полное выражение тоталитаризм находит на уровне всего государства, обладающего суверенной властью.

       Тоталитаризм – это преимущественно нормативное понятие, обосновывающее и (или) отражающее социальный идеал, который нигде и некогда в полной мере не был реализован. В более или менее полном, завершенном виде тоталитаризм как определенная социальная система представлен в основном лишь в литературных тоталитарных антиутопиях. В реальности же даже в считавшихся классическими примерами тоталитаризма сталинистском и национал-социалистическом государствах власти не удавалось обеспечить полный контроль за гражданами и целиком устранить индивидуальную свободу.

       Поэтому тоталитаризм как понятие отражает прежде всего хотя и различную, но весьма высокую степень контроля государства (и стоящих за ним  групп и организаций) над гражданами, их политическим сознанием и поведением.  

       1.1. Истоки и исторические  условия формирования  тоталитаризма.

         Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» - полнота, цельность – и «totalis» -  весь, полный целый. Применительно к обществу он означает управление социальной системой как целым и всеми ее элементами, в том числе людьми, их сознанием. Хотя теория тоталитаризма складывается лишь в середине XX в., идейные истоки этого явления уходят в глубокую древность. Тоталитарные взгляды и прежде всего идеи необходимости полного подчинения  части целому, индивида государству, а также тотальной управляемости обществом существуют свыше двух тысячелетий. Так, еще в V веке до н.э. Гераклит считал, что, обладая мудростью, совершенным знанием, «можно управлять решительно всеми вещами». Достаточно детальное обоснование тоталитарные модели государства получают у Платона, Мора, Кампанеллы, Бабефа, Сен-Симона, Руссо. В более позднее время они развиваются в трудах Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше, Ленина, Сореля, Зомбарта и других мыслителей. Пожалуй, не меньший по сравнению с научными работами вклад в арсенал тоталитарной мысли и в том числе в ее критику внесли такие писатели, как Ф. Достоевский, Е. Замятин, О. Хаксли, Дж. Оруэлл и др.

       В политический лексикон термин «тоталитаризм» впервые ввел для характеристики своего движения Б. Муссолини в 1925 г. В конце 20-х годов английская газета «Таймс» писала о тоталитаризме как о негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР.

       Теория  тоталитаризма складывается в 40-е – 50-е годы и получает развитие в последующие десятилетия. Она широко использовалась Западом в целях идеологической борьбы против коммунистических стран. Первые «классические» теоретические исследования по проблемам тоталитаризма – работы Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944) и Х. Аренд «Истоки тоталитаризма» (1951), а также совместный труд К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956). В последней из этих работ сделана попытка эмпирического обоснования тоталитаризма как понятия, отражающего сталинизм, национал-социализм и другие однотипные политические режимы.

       Более поздние попытки создать эмпирическую, построенную на базе реальных, верифицируемых фактов теорию тоталитаризма не имели большого успеха, поскольку,  отображая наиболее одиозные политические системы XX века, они по мере смягчения, либерализации стран командно-административного социализма все больше расходились с действительностью и к тому же они отражали принципиальные отличия различных тоталитарных систем. В целом концепции тоталитаризма показали себя как слишком упрощенные аналитические модели, адекватные главным образом лишь эпохе сталинского террора.

       Теории  тоталитаризма, сложившиеся в 50-60-е  годы, из-за их широкого распространения и пропагандистского использования получили название канонических, или классических. Хотя у этого варианта концепций тоталитаризма, противопоставляющего тоталитарную и либерально-демократическую модели общества как крайние полюса, антиподы, и сегодня немало сторонников, в целом кризис данной теории становится все более очевидным.

        

      1. Основные признаки тоталитарного режима.

           Классическая модель тоталитаризма, отождествляющая его  с политическим тоталитаризмом, базируется на тех признаках, которые в большей или меньшей степени были присущи сталинистскому режиму в СССР, национал-социалистическому – в Германии и фашистскому (Муссолини) – в Италии. Эти черты она рассматривает как общие признаки тоталитаризма. К ним относится комплекс черт, м прежде всего рационализация и идеологизация общественного сознания.

           Идиологизация всей общественной жизни, стремление подчинить  все экономические и социальные процессы единственно верной теории с помощью планирования – важнейшая  черта политического тоталитаризма.

           Для политического тоталитаризма характерна монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ, нетерпимость ко всякому инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как политических противников. Этот строй устранят общественное мнение, заменяя его официальными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается.

           Подавляется индивидуальность, оригинальность в мыслях, поведении и т.п. Культивируются стадные чувства:  стремление не выделяться, быть как все, а также низменные инстинкты: классовая или национальная ненависть, зависть, подозрительность, доносительство и т.п. В сознании людей создается образ врага, с которым не может быть примирения.

           Политические  черты

           В соответствии с логикой тоталитарной системы всеобъемлющая идеологизация общества дополняется его тотальной политизацией, т.е. гипертрофированным развитием аппарата власти, ее проникновением во все поры социального организма. Всесильная власть выступает главным гарантом идеологического контроля над населением. Тоталитаризм стремится к полному устранению гражданского общества, частной жизни. Политическая система, а точнее, партийно-государственная организация общества служит стержнем, фундаментом всей социальной и экономической организации, которая отличается жесткой иерархической структурой.

           Ядром тоталитарной политической системы выступает  предельно централизованное политическое движение за новый порядок во главе  с партией нового, тоталитарного  типа. Эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещается всякая политическая оппозиция и создание без санкции властей любых организаций.

           В то же время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, воплощение высшей народности или демократии высшего типа. Она использует безальтернативные, преимущественно акламационные формы демократии, создающие видимость всенародной поддержки, но не позволяющие оказывать реальное влияние на процесс принятия решений. С помощью псевдодемократических институтов власти обеспечивается высокая формальная мобилизация и участие в выборах.

           К собственно политическим чертам тоталитарного общества относятся также наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.п.), массовый террор или запугивание населения. Слепая вера в страх – главные ресурсы тоталитарного управления. Осуществляется сакрализация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей.

           Социальные  и экономические  признаки

           Тоталитаризм пытается создать адекватную себе социальную структуру. Стремясь найти массовую опору, он провозглашает превосходство определенного класса, нации или расы, дихотомически делит всех людей на своих и чужих. При этом обязательно находится внутренний или внешний враг – буржуазия, империализм, евреи, коммунисты и т.п.

           Личность утрачивает всякую автономию и права, становится полностью беззащитной перед всесильной властью, попадает под ее тотальный контроль. Делается попытка сформировать «нового человека», определяющими чертами которого являются беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнительность, скромность в потреблении, готовность на любые жертвы ради «общего дела».

           Одновременно с  ломкой прежней социальной структуры  формируется новая. Общество дифференцируется главным образом в зависимости от распределения власти. Обладание властью или влияние на нее становятся основой социальной стратификации, экономических и социальных привилегий. Формируется новый, номенклатурный господствующий класс – главная опора тоталитарного строя.

           Господство идеологии  и политики проявляется  не только в социальной сфере, но и в экономике. Здесь отличительными чертами политического тоталитаризма являются этатизация хозяйственной жизни, сильное ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, планирование и командно-административные методы управления. Устанавливается монополия государства на распоряжение всеми важнейшими ресурсами и самим человеком.

               

             
     
     
     

Информация о работе Тоталитаризм