Тоталитаризм и авторитаризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:17, реферат

Краткое описание

Тоталитаризм и авторитаризм – особые формы диктатуры, которые принадлежат политической истории ХХ в., хотя какие-то их черты были известны задолго до этого.
Человечество знает немало исторических и регионально-культурных форм диктатуры – их можно обнаружить во всех эпохах и цивилизациях .

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Природа авторитаризма и условия его возникновения…….……………………6
Черты авторитарного режима……………………………………………………9
Легитимизация власти…………………………………………………………….11
Отличия тоталитарных и авторитарных режимов………………………………12
Хронология авторитарных режимов…………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………...25
Список литературы………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

    План

 
 

Введение……………………………………………………………………………3

Природа авторитаризма и условия его  возникновения…….……………………6

Черты   авторитарного режима……………………………………………………9

Легитимизация власти…………………………………………………………….11

Отличия тоталитарных и авторитарных режимов………………………………12

Хронология  авторитарных режимов…………………………………………….17

Заключение………………………………………………………………………...25

Список  литературы………………………………………………………………..27

                                                    Введение

    Истории известно огромное множество политических систем и лежащих в их основе политических систем и лежащих в их основе политических режимов, выработанных различными эпохами, народами и культурами. В самом общем виде их можно разделить на демократические и диктаторские1.

    Часто синонимами понятия «диктатура» выступают такие понятия как, «автократия», «тирания», «деспотия», «цезаризм», «бонапартизм», «тоталитаризм», «авторитаризм» и т.п., поскольку считается, что обозначаемые ими режимы держатся исключительно на насилии, терроре. Тоталитаризм и авторитаризм – особые формы диктатуры, которые принадлежат политической истории ХХ в., хотя какие-то их черты были известны задолго до этого.

    Человечество  знает немало исторических и регионально-культурных форм диктатуры – их можно обнаружить во всех эпохах и цивилизациях2.

    Диктатура уходят своими корнями в формы  политической организации античности. Древние греки называли тирании, олигархию и деспотию отклонениями от демократической нормы.

    Тирания и олигархия возникали из демократического строя, когда один человек или  группа лиц силой или хитростью и обманом захватывали всю полноту власти и осуществляли её без согласия с народом. Это становилось возможным в условиях общей политической неустойчивости, внешнего вмешательства или войны.

    Классическим  вариантом деспотии было персидское царство. К восточным деспотиям относились также древние государства Египта, Двуречья, Индии и Китая. Их характерная черта – наличие широкого слоя чиновников, управлявших организацией труда в ходе ирригационных работ. Подобная организация требовала концентрации власти. Хозяева земли и водных ресурсов, чиновники, жрецы и, наконец, сам монарх обладали огромной властью, т.е. контроль со стороны деспота не был полным.

    Из  древнеримского права и дошел  до нас термин «диктатура» (dictatura), который в переводе с латинского означает «неограниченная власть». В узком смысле диктатура рассматривается как положение римского права, т.е. явление вполне узаконенное, в отличие от тирании или олигархии, где власть верховной личности или группы лиц не была ограничена законом3.

    Начиная с власти Цезаря, который многократно  наделялся диктаторскими полномочиями, произошло становление диктатуры  в широком смысле этого слова  – как нового типа власти, менявшего  законы в своих интересах, неподотчетного народу и не ограниченного временными рамками. Республика превратилась в империю.

    В наши дни временная диктатура  как ограниченный чрезвычайный институт власти предусмотрена в конституциях почти всех демократических государств. Есть такое положение в законодательных  актах США, Великобритании, Франции, ФРГ, Швейцарии, и т.д.. Однако чрезвычайное законодательство, подобно тому, как это было во времена Цезаря, может привести к неограниченной диктатуре: Наполеон, Муссолини, Хорти и другие диктаторы ликвидировали демократическое правовое государство при помощи его же легальных средств. Гитлер создал нацистский режим, опираясь на чрезвычайное законодательство Веймарской республики, конституция которой никогда формально не отменялась.

    Обратимся к определению американского  политолога Ф.Ноймана: «Под диктатурой мы понимаем правление лица или группы лиц, которые присваивают и монополизируют власть в определенном государстве, используя её без ограничений». Диктаторский режим есть предельная концентрация власти, антипод демократии.

    При диктаторском правлении человек как гражданин государства находится в подавленном состоянии.  

    С легкой руки теоретика неомарксизма Г.Маркузе, такой тип личности стали  называть авторитарным.

    И в древности, и теперь режимы, в  которых смешиваются демократические  и диктаторские элементы, вовсе не редкость. Нынешние диктаторские режимы не только сохраняют внешние атрибуты демократии (парламент, выборы и т.д.), но и допускают регулирование социальных конфликтов демократическими инструментами. Первое характерно для тоталитаризма, второе для авторитарных диктатур.

                      

                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 Природа авторитаризма и условия его возникновения

   Авторитаризм — политический режим власти, не ограниченной правом, опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или правящей элитой. В истории общества можно выделить различные его формы: древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские монархии позднего средневековья и Нового времени, западноевропейские империи XIX века, военно-полицейские, фашистские и коммунистические режимы в XX в.

   Историческое многообразие форм авторитаризма показывает, что этот

политический  режим совместим с различными по природе общественными и

политическими системами — рабовладением, феодализмом, капитализмом,

социализмом, демократией и монархией. Отсюда — трудности, связанные с

попытками определения общей природы авторитаризма, вычленения его сущностных, устойчиво повторяющихся характеристик.

   К числу общих черт авторитарных режимов относят следующие:

—авторитарная власть имеет своим источником насильственный захват власти. Она не формируется народом и не ограничивается правом кодифицированным либо обычным, опирающимся на традицию; для нее характерно слияние законодательной, исполнительной и судебной властей, либо их формальное, показное разделение; при авторитаризме власть опирается на административный, полицейский и   военно-карательный аппарат, держится на неприкрытом насилии или возможности его непосредственного применения; авторитаризм предполагает жесткий централизм управления, монополизацию власти в руках правящей элиты или вождя; в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий, выразить общенациональный интерес, что сопровождается социальной демагогией, популизмом; во внешней политике для него характерны агрессивные имперские установки.

   Все эти характеристики дают в сумме явление авторитаризма только в том

случае, если наличествует его духовный и  практический стержень — авторитет.

  Под авторитетом понимается общепризнанное неформальное влияние отдельной личности или какой-то организации в различных сферах жизни общества. В более узком смысле авторитет — одна из форм осуществления власти, стоящей выше права. М. Бебер выделял три типа авторитета:

1) основанный на рациональном знании, 2) на традиции, 3) на харизме вождя.   В первом случае носителем авторитета является учитель-пророк, во втором - проповедник, в третьем - вождь. Без личности такого рода авторитаризм

невозможен. Она является знаком, символизирующим единство нации, ее суверенитет, ее великое прошлое, настоящее и будущее.

  Каковы условия возникновения режима авторитарной власти?

  Социальный и политический кризис общества, выражающий переходный характер переживаемого времени. Для такого кризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни, исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией основных сфер общественной жизни и совершается в течение одного-двух поколений.

  С ломкой исторического уклада жизни общества связано размывание наличной социально-классовой структуры, происходит маргинализация основной массы населения. Появление больших масс людей, <выбитых> из традиционных <гнезд> существования, лишенных собственности и видящих в государстве и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на выживание, в значительной мере радикализирует социальное и политическое поведение маргинальных переходных слоев, повышает степень их активности, заряженной отрицательной энергией разрушительства.

  В сфере социальной психологии и идеологии нарастают настроения заброшенности и отчаяния, стремление к <восстановлению> социальной справедливости путем установления поголовного равенства, потребительское отношение к жизни берет верх над этикой производительного труда. Рождается образ врага народа, персонифицируемого в лице какого-либо общественного института, социальной группы или нации. Возникает культ личности вождя, с которым связываются последние надежды на преодоление кризиса.

  В большой степени возрастает роль исполнительных органов государственной власти и основной военной силы - армии, обращаемой внутрь общества. Особое значение приобретает бюрократия, без которой невозможно функционирование - более или менее успешное - исполнительной власти в условиях нарастающего кризиса и которая становится источником и хра-нителем власти, стоящей над обществом.

  Наконец, решающим условием возникновения авторитаризма является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый большинством нации, что обеспечивает возможность бескровного, мирного захвата власти определенной политической группировкой. В ином случае неизбежна гражданская война, решающая спор между партиями и вождями. Поскольку режим авторитарной власти появляется не столько в результате случайного стечения обстоятельств, но всегда в той или иной мере выражает историческую необходимость, постольку он не может оцениваться однозначно. Наряду с авторитарными режимами консервативного (Сулла в Древнем Риме) или откровенно реакционного толка (Гитлер, например), были и такие, которые играли прогрессивную роль в историческом развитии своей страны, например Наполеон Бонапарт, Бисмарк, Петр 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Черты   авторитарного режима

   По своим характерным чертам  авторитарный режим занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:

  -  Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.);

  -  Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править  с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению;

  -    Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

-    Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определённое политико-институциональное однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было, например, в течение многих веков в монархических государствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но при условии их подконтрольности властям.

   Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и, прежде всего, в экономику. Власть занимается главным образом вопросами собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

  Рекрутирование политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы4.

  К числу общих черт всех авторитарных режимов относят также следующие:

Информация о работе Тоталитаризм и авторитаризм