Политические режимы и их типология. Демократия, авторитаризм, тоталитаризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:14, реферат

Краткое описание

Рассматривая формы политического режима, мы прежде всего, отвечаем на вопрос , кто и как правит в государстве, чья и какая « кратия» или «архия» (власть) установлена в обществе. Именно поэтому в характеристиках политических режимов чаще всего фигурируют те или иные виды власти: автократия, охлократия, диктатура и пр.
Политический режим откладывает отпечаток не только на характер проведения государственной политики, но и в целом на всю политическую жизнь общества. В какой-то мере содержательные характеристики политического режима использовались при классификации политических систем. Когда говорят о политическом режиме , то подразумевают наличие в той или иной степени политической свободы, политико-правовое положение личности, методы деятельности государственных органов.
В связи с этим в данной работе ниже и будет рассмотрены основные формы правления и методы деятельности государственных органов при том или ином режиме.

Оглавление

Введение.
Понятие о политическом режиме. Сущность политического режима.
Типология политических режимов.
Тоталитаризм.
Авторитарные политические режимы.
Демократические политические режимы.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

СРС.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки 
Республики Казахстан          
Карагандинский государственный медицинский университет

 

Кафедра Истории Казахстана и СПД

 


 

 

 

 

 

 

 

На тему: «Политические режимы и их типология. Демократия, авторитаризм, тоталитаризм»

 

 

Выполнила:

   Студентка 152гр. ОМ

   Темиргазина Жамиля

   Проверила:

   Осинцева Ю.Г.

 

 

Караганда 2012

 

Содержание

 

Введение.

  1. Понятие о политическом режиме. Сущность политического режима.
  2. Типология политических режимов.
    1. Тоталитаризм.
    2. Авторитарные политические режимы.
    3. Демократические политические режимы.
  3. Заключение
  4. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

        Рассматривая формы  политического  режима, мы прежде всего, отвечаем  на вопрос , кто и как правит  в государстве, чья и какая  « кратия» или  «архия»  (власть)  установлена в обществе. Именно поэтому в характеристиках политических режимов чаще всего фигурируют те или иные виды власти:  автократия,  охлократия,  диктатура и пр.

  Политический  режим откладывает отпечаток  не только на характер  проведения  государственной политики, но и в целом на всю политическую  жизнь общества.  В какой-то мере содержательные характеристики  политического режима использовались  при классификации политических систем.  Когда говорят о политическом режиме , то подразумевают наличие в той или иной степени  политической свободы,  политико-правовое положение  личности, методы  деятельности государственных органов.                 

  В связи  с этим в данной работе ниже  и будет рассмотрены  основные  формы правления и методы деятельности государственных органов при том или ином режиме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие политического режима, его сущность.

 

Политический  режим — одна из ключевых, властнообразующих  категорий политической науки. Это понятие широко используется для характеристики власти, политической системы общества, методов управления.

Политический  режим (от лат. regimen — «управление») характеризует совокупность приемов  и методов осуществления политической власти, степень реализации демократических  прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, а также меру соответствия официальных норм и реалий политической жизни. Французский политолог Ж.-Л. Кермон понимал под политическим режимом сложный комплекс элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти в данной стране на определенный период времени.

Итак, политический режим можно определить как совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры и сознания.

Понятие политического  режима, получив распространение  в западно-европейской обществоведческой  литературе на рубеже XIX и XX вв., в течение  долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических споров. Широко известна его трактовка в качестве характеристики государственной власти по формальному источнику — верховенству политической воли индивидуально-определенного физического лица, «элитарной» социальной группы или большинства населения. Подобное понимание восходит к традиции, заложенной «Политикой» Аристотеля, однако сегодня на практике оно оказывается малопродуктивным, поскольку приводит к фактическому отождествлению того или иного типа политического режима с конкретной формой правления. В действительности же далеко не всегда монархия является символом сохранения автократических или тоталитарных традиций, а провозглашение республики — обязательным условием демократических преобразований. Так, в некоторых государствах с республиканской формой правления политический режим выступает как авторитарный или даже тяготеющий к тоталитаризму (Иран). В то же время применительно к ныне существующим в Западной Европе типичным конституционным монархиям (Бельгия, Великобритания, Норвегия, Швеция и др.) при анализе и описании принципов осуществления политической власти, реализации прав и свобод граждан можно говорить о демократическом режиме.

 

Политический режим нередко рассматривается в качестве еще одной — после формы правления и формы государственного устройства — характеристики государства, раскрывающей совокупность методов осуществления государственной власти. С позиций политологии подобный подход следует признать ограниченным, поскольку он оставляет без внимания динамику взаимодействия государства с другими компонентами политической системы и гражданским обществом, которая определяет меру и механизмы реализации демократических прав и свобод. Функционирование политической системы наряду с деятельностью институтов государственной власти охватывает также и множество других социальных процессов, отражающих реальную роль и интересы всех социальных слоев, групп, политических партий и иных объединений в плане формирования властно-управленческих структур.

 

Целесообразно различать  понятия «государственный режим» и  «политический режим», которые хотя и являются однопорядковыми, но не равнозначны. Если первое, в общем и целом, характеризует методы осуществления государственной власти, то второе раскрывает характер власти и условий политической жизни общества.

 

Политический режим —  это сложная, многоплановая категория, охватывающая своим объемом целый ряд динамических аспектов политической жизнедеятельности общества. Данным обстоятельством и объясняется возможность классификации политических режимов по самым разным критериям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Типология политических режимов.

Политический режим является одним из важнейших составных  формы государства. Одна из достаточно простых, широко распространенных,  классификаций политических режимов – деление их на тоталитарные,   авторитарные и демократические.

 

2.1. Тоталитаризм.

Понятие тоталитаризма  происходит от латинских слов “TOTALITAS”- цельность, полнота и “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно  под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Тоталитарными являются режимы, при которых:

1) есть массовая  партия (с жесткой, полувоенной  структурой, претендующая на полное  подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;

2) партия организована  не демократическим способом - она  строится вокруг лидера. Власть  идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.

3) доминирует  роль идеологии. Тоталитарный  режим - это идеологический режим,  где всегда есть своя “ Библия”.  Идеология режима отражается  также в том, что политический  лидер определяет идеологию. Он  в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.

4) тоталитаризм  строится на монопольном контроле  производства и экономики, а  также на подобном контроле  всех других сфер жизни, включая  образование, средства массовой информации и т.д.

5) при тоталитаризме  существует террористический полицейский  контроль. Полиция существует при  разных режимах, однако, при тоталитаризме  полицейский контроль террористичен  в том смысле, что никто не  станет доказывать вину, чтобы убить человека.

Все вышеперечисленные  характеристики профессор из Хайденберга  Карл Фридрих (совместный труд  К.Фридриха и его молодого польского коллеги  Збигнева Бжезинского “Тоталитарная  диктатура и автократия”,1956 г.) называет “синдромом”. Наличие одной или нескольких из этих характеристик еще недостаточно для того, чтобы система стала тоталитарной. Например, существуют режимы, где полиция осуществляет террор, однако они не тоталитарны, вспомним Чили: в начале правления президента Пиночета  15 тысяч человек погибло в концлагерях. Но Чили не тоталитарное государство, потому что там отсутствовали другие “синдромы” тоталитаризма: не было массовой партии, не было “священной” идеологии, экономика оставалась свободной и рыночной. Правительство лишь частично контролировало образование и средства массовой информации.

 В определении  Фридриха есть одно слабое  место. Может ли тоталитарная  система изменяться и эволюционировать? Фридрих и Бжезинский утверждали, что тоталитарный режим не  меняется, его лишь можно уничтожить извне. Они уверяли, что все тоталитарные государства погибают, как погиб нацистский режим в Германии. В последствие жизнь показала, что этот аспект ошибочен. Тоталитарные режимы способны меняться, эволюционировать. После смерти Сталина СССР изменился. Правление Брежнева Л.И. заслушивает критики. Однако нельзя сказать, что они одинаковы. Это так называемый пост тоталитаризм. Пост тоталитарный режим - это система, когда  тоталитаризм теряет часть своих элементов и как бы размывается и ослабляется ( например, СССР при Хрущеве Н.С.), Итак, тоталитарный режим следует подразделять на чисто тоталитарный и посттоталитарный.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя,  поскольку  предполагает  абсолютную  власть  государства , полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Фашизм - право-экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Третья разновидность тоталитаризма - национал- социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал- социализме - вовне, против других народов.

И все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это  общество - самоед, не способное к  эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.2. Авторитаризм.

 

Одним из наиболее распространенных в истории типов  политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение  между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

 

Авторитарной  политической системе присущи следующие черты:

 

1) Автократизм  (самовластие) или небольшое число  носителей власти. Ими могут быть  один человек (монарх, тиран) или  группа лиц (военная хунта,  олигархическая группа и т.д.).

Информация о работе Политические режимы и их типология. Демократия, авторитаризм, тоталитаризм