Политические режимы и их типология. Демократия, авторитаризм, тоталитаризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:14, реферат

Краткое описание

Рассматривая формы политического режима, мы прежде всего, отвечаем на вопрос , кто и как правит в государстве, чья и какая « кратия» или «архия» (власть) установлена в обществе. Именно поэтому в характеристиках политических режимов чаще всего фигурируют те или иные виды власти: автократия, охлократия, диктатура и пр.
Политический режим откладывает отпечаток не только на характер проведения государственной политики, но и в целом на всю политическую жизнь общества. В какой-то мере содержательные характеристики политического режима использовались при классификации политических систем. Когда говорят о политическом режиме , то подразумевают наличие в той или иной степени политической свободы, политико-правовое положение личности, методы деятельности государственных органов.
В связи с этим в данной работе ниже и будет рассмотрены основные формы правления и методы деятельности государственных органов при том или ином режиме.

Оглавление

Введение.
Понятие о политическом режиме. Сущность политического режима.
Типология политических режимов.
Тоталитаризм.
Авторитарные политические режимы.
Демократические политические режимы.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

СРС.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

 

2) Неограниченность  власти, её не подконтрольность  гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

 

3) опора (реальная  или потенциальная) на силу. Авторитарный  режим может не прибегать к  массовым репрессиям и пользоваться  популярностью среди широких  слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

 

4) Монополизация  власти и политики, недопущение  политической оппозиции и конкуренции.  При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

 

5) Отказ от  тотального контроля над обществом,  невмешательство во вне политические  сферы и прежде всего в экономику.  Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.

 

6) Рекрутирование  политической элиты путем введения  в состав выборного органа  новых членов без проведения  дополнительных выборов, путем  назначения сверху, а не конкурентной  электоральной борьбы.

 

   

Исходя из вышеизложенного, авторитаризм- политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.

 

    Слабые  стороны авторитаризма: полная  зависимость политики от позиции  главы государства или группы  высших руководителей, отсутствие  у граждан возможностей предотвращения  политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.

 

Достоинства авторитарного  режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.

 

Авторитарные  режимы очень разнообразны. Это монархии, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления  и др.         Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов. Не все монархии авторитарны. В Европе ( Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Испания) монархии в принципе являются парламентскими демократиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют ввиду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями(Иордания, Марокко, Саудовская Аравия). Военное правление: военные берут власть и правят страной. Политическая деятельность либо вообще запрещена, либо ограничена.

 

    В  современных условиях пост социалистических стран  “чистый” авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2.3. Демократия.

   В переводе  с греческого  «демократия» означает  «власть народа».                                                                                                                                                                   Существуют три конкретные модели народовластия. Рассмотрим их.

Так, античная демократия, которая сводилась  к власти большинства  населения, на деле превратилась  в  охлодемократию, или охлократию,- власть возбужденной толпы, митингующей на площади. По свидетельствам древнегреческих философов Платона  (427-347 гг. до н.э.)  и Аристотеля (  384-322 до н.э.)  такой тип  управления обществом основан  не на законах,  а на бесконечно меняющихся прихотях толпы, попадающей под влияние то одного, то другого   сладкоголосого и крикливого  демагога-говоруна. В результате растут наглость и своеволие черни, ущемляются права меньшинства и отдельной личности.

  Другой негативный  опыт «коллективистской» модели  народовластии дала социалистическая демократия в бывшем СССР и в других странах. Она по существу  представила собой  псевдодемократию (  демократию на словах), поскольку означала  полное подавление  отдельной личности коллективом, обществом, государством, господствующей политической партией и официальной идеологией.  Человек был лишен возможности реально влиять на формирование и действие властей.

  Однако и   «индивидуалистическая» и либеральная   демократия, нацеленная на максимально  неограниченную  личную свободу  граждан и минимальное вмешательство государства в их дела, тоже не лишена недостатков. Она усиливает социальное неравенство и разлад общества и на практике может стать олигархо- или анархо-демократией или, еще хуже,- тем и другим вместе.  

  В частности,  олигархическая демократия проявляется в том, что к признакам народовластия здесь  добавляется та или иная доза олигархии- обычно в виде господства в обществе кучки крупных бизнесменов и политиков.

  В свою  очередь, анархо-демократия  представляет  подчас безвластие;  когда на фоне соблюдения тех или иных  демократических процедур (например, выборов власти)  в обществе фактически правят   вседозволенность,         беззаконие, преступность.

  Таким образом,  понятие демократии гораздо сложнее,  чем просто «народовластие». При этом не существует какой-то «чистой», идеальной демократии, и любая ее модель  имеет свои плюсы, и минусы.

  Как бы  то ни было, но наиболее развитые  современные общества возглавляются   демократическими  государствами.  Их суть в том, что граждане имеют право  участвовать в выработке управленческих решений, а правители получают власть с согласия управляемых.

  Важнейший  принцип демократии состоит в  том, что источником власти  в обществе является народ.  Это означает, что народ непосредственно  участвует в самоуправлении, в разработке и принятии законов, решений ( путем их открытых обсуждений, формулирования,  одобрения на референдумах и пр.)- прямая демократия;  либо выбирает своих представителей в органы власти, может контролировать и сменять их- представительная демократия.

   Обе эти  системы имеют свои плюсы и  минусы. Так, прямая демократия  из-за недостаточной политической  грамотности и настроя  на  сиюминутную выгоду избирателей,  из-за их эмоциональной неуравновешенности                             и подверженности внушению со стороны конкурирующих СМИ, политиков и других людей подчас ведет у принятию  неоптимальных решений. Кроме того,   проведение опросов и референдумов сложно  и дорого стоит.

  Представительная  демократия (репрезентативная)  в этом плане более рациональна,  поскольку управлением занимаются  относительно небольшие группы  профессионалов. Но тут есть и ряд недостатков:  в межвыборный период  народ в основном отстранен от власти, есть опасность отрыва  народных избранников от рядовых граждан, проявлений  бюрократизации, коррупции,  работы на собственные  интересы и т.д.

  Второй важный  принцип  демократии-выборность  основных органов государства.  Он предполагает  действие  в  обществе специальных  юридических  норм  (избирательного права),  регулирующих участие      граждан в выборах, их право избирать  и быть избранными  в различные органы власти, порядок проведения свободных, честных, альтернативных и контролируемых   общественными организациями выборов.

  Следующий   демократический принцип- подчинение меньшинства большинству  при принятии и выполнении решений. Однако наряду  с этим меньшинство  всегда вправе иметь  и отстаивать свое  особое  мнение.

  Четвертый  принцип- самый главный для  демократии. Это-гарантия  основных  прав и свобод  для каждого члена общества и равноправие  граждан.  Главный он потому, что  демократия- не самоцель. Она нужна лишь как средство   обеспечения свободы и жизненно важных прав каждого человека. Иначе, зачем демократия, если в обществе кто-то угнетен  или страдает?

  Наконец,  еще одна существенная черта  демократии- открытый характер общества. Характерные черты открытого  общества:

- это общество  со свободной конкурентной и  рыночной  экономикой,  интегрированной   в остальной хозяйственный мир;

- это общество  с самобытной национальной культурой, гостеприимно открытой для взаимообмена  с культурами других стран;

- это общество, в котором уважают  и соблюдают  права людей, поощряют развитие  гражданского общества;

- нет запретов  на честную и полную информацию;

- нет закрытых  социальных элит; успех каждого  зависит от его личных усилий  и трудолюбия.

  Опыт многих  стран показывает, что демократия  успешно  развивается лишь  в тех обществах, которые готовы  к ней- материально, интеллектуально  и психологически.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  В заключение  данной работы можно сделать  следующие краткие выводы:

1. Политический  режим представляет собой   способ функционирования  политической  системы общества, определяющий  характер политической  жизни  в государстве.

2. Характер политического режима зависит  от реального функционирования структур  политической системы (государства, партий, общественных организаций) , степени гласности в работе  органов власти,  их открытости для контроля и воздействия со стороны  общественного мнения, процедур отбора правящих групп, выдвижения и подбора  руководителей, состояния законности и реальной силы ее в обществе.

3. Различают  тоталитарные, авторитарные, либеральные  и демократические режимы.

4. Общими отличительными  признаками тоталитаризма  являются   стремление к всеобъемлющей организованности общества  и полному контролю  за личностью.

5. Тоталитаризм  представляет собой специфическую  попытку разрешения обострившегося  в ходе общественного развития  реального противоречия  между  усложнением  социальной организации  и индивидуальной свободой.

6.Авторитарный  режим по своим качественным  признакам  во многом схож  с тоталитарным режимом.

 В то же  время авторитарное государство  отличают такие недемократические  признаки, как:

- неограниченная  власть (диктатура)  одного лица (вождя, монарха, военачальника, президента) или группы лиц (военной хунты;

-недопущение  (или строгое ограничение  и  контролирование) политической оппозиции;

-жесткий контроль  политической сферы общества  (госбезопасность,  охрана установленного порядка, внешняя политика, оборона);

-опора на  силу и принуждение к повиновению  властям (на армию и другие  «силовые» структуры);

- отстранение  граждан  от реального влияния  на власть и ограничение их  прав и свобод.

7. Либеральный  режим более  прогрессивен, чем  авторитаризм и тоталитаризм.                                                   

8.  Понятие  демократии гораздо сложнее, чем   просто «народовластие».                                                                                                                              Суть демократического государства в том, что граждане имеют право участвовать в выработке управленческих решений, а правители получают власть с согласия управляемых.

9. Демократия  представляет  собой форму   правления, позволяющую многообразным  общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс  компромиссные решения.

10. Существует прямая демократия – народ непосредственно участвует в самоуправлении  и принятии законов и представительная демократия- народ выбирает своих представителей  в органы власти, контролирует и сменяет их.

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Web-сайты

  1. www.zakon.kz

 2.         www.defacto.kz

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Политические режимы и их типология. Демократия, авторитаризм, тоталитаризм