Из истории термина «тоталитаризм»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:04, контрольная работа

Краткое описание

XX век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания, достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важен уникальный опыт духовного и социального развития.
В 20-30-е годы в труппе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) - сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн.

Оглавление

Введение
Глава 1. Из истории термина «тоталитаризм»
Глава 2. Пять основных признаков тоталитаризма
2.1 Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей в тоталитарном государстве
2.2 Однопартийная политическая система - средство осуществления политической власти в тоталитарном государстве
2.3 Общественно - политическое движение и атомизация общества - основа существования тоталитарного режима
2.4 Террор - логическое продолжение тоталитарной пропаганды
2.5 Экономическая автаркия, государственное планирование и принудительный труд в тоталитарном государстве
Глава 3. Некоторые исследования тоталитаризма
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

политология тоталитаризм.doc

— 395.00 Кб (Скачать)

Появление тоталитарных тенденций  в общественном развитии было обусловлено  выходом ряда стран из патриархального, феодального состояния и включением их в новую систему государств с развитой экономикой. При этом развивающиеся государства вступали в конфликт с уже развитыми, занимая подчиненное положение, подобное положению полуколоний. Отсюда стремление к экономической автаркии как залога независимости.

С точки зрения внутреннего развития тоталитарному режиму также требовалась  жестко регламентированная, замкнутая на государство экономическая структура. Более того, стоящей у руководства группировке была необходима такая экономическая структура, которая не просто замыкалась на государство, но в значительной степени зависела от воли лидеров.

Коммунистические вожди, искренне убежденные в своем знании экономических законов, считали, что могут с научной точностью управлять производством.

В Германии автократическая форма  власти, наводящая "железной рукой" "новый порядок" в стране, была для монополий предпочтительнее сложного механизма демократического государства.

И в Германии, и в СССР не терпящая никакой оппозиционной организации  тоталитарная политическая структура, которая практически свела на нет роль профсоюзов (или они служили  орудием пропаганды), позволяла эксплуатировать труд самыми изощренными способами.

Жесткая централизация и террор позволяли в Германии тесно связанным  с режимом монополиям извлекать  максимальные прибыли при минимальных  издержках. А монополии благодаря  финансовой помощи создавали для руководства фашистского режима экономическую базу.

Тоталитарным характером собственности, как и слишком значительной ролью, которую в экономике играла идеология, можно объяснить особую ситуацию с производителями при коммунизме. Свобода труда в Советском Союзе была ограничена сразу после революции, а полностью с ней было покончено в 1940 году.

Постоянно использовались трудовые лагеря, где в полной мере был использован  голод как важнейший стимул к  труду. Границ между лагерями и фабричным  трудом практически не было.

Трудовые лагеря и разного рода "добровольные" трудовые акции, например субботники, обязательные сверхурочные, являлись тяжелейшей, крайней формой несвободного труда. Они могли иметь  временный характер, сам же несвободный  труд - явление при коммунизме постоянное, в зависимости от потребностей момента более или менее ярко выраженное.

Работник был поставлен в  такое положение, что свой товар - рабочую силу он должен был продавать  на не зависящих от него условиях без  возможности найти другого, лучшего работодателя.

Партийная бюрократия, монопольно владея природными ресурсами, осуществляя  политическую диктатуру, обрела право  диктовать на каких и в каких  условиях люди будут трудиться.

При такой системе невозможны свободные  профсоюзы, а забастовки - явление исключительное.

Отсутствие забастовок коммунисты объясняли тем, что рабочий класс  якобы находится у власти и  опосредованно - через "свое" государство  и "авангард" - КПСС - является собственником  средств производства: таким образом, забастовки были бы направлены против него самого.

Настоящая причина в том, что  партбюрократия располагала всеми  ресурсами (и аппаратом подавления в том числе) и, главное, рабочей  силой: любая эффективная акция  против нее, если она не носит всеобщего  характера, была трудноосуществима.

Забастовки - проблема скорее политическая, нежели экономическая. А в Советском  Союзе проблем нет: именно для  того чтобы скрыть их, произошел  расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске  в 1962 году. Об этом не узнали бы, если б  не А.И.Солженицын, рассказавший всему миру об этом.

Как только все материальные богатства  были сосредоточены в одних руках, возникла необходимость планирования. Центр тяжести планирования в  любой коммунистической системе  был на отраслях, имеющих решающее значение для политической стабильности режима. Ими были тяжелая и военная промышленность; им было подчинено все. Как следствие, возникала неизбежная несбалансированность и различные перекосы.

Идеологические и политические мотивы в большей степени, чем  интересы национальной экономики как единого целого, являлись движущей силой коммунистического планирования.

Именно эти мотивы являлись доминирующими  каждый раз, когда режим должен был  выбирать между экономическим прогрессом, уровнем жизни народа и своими политическими интересами.

тоталитаризм авторитаризм политический режим

3. Понятие авторитаризма. Сходства  и различия с тоталитаризмом

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм.

Термин "авторитаризм" (от лат. auctoritas - власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-либо одной партии, группировки, лица или института.

По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное  положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:

автократизм (самовластие) или небольшое  число носителей власти. Ими могут  быть один человек (монарх, тиран) или  группа лиц (военная хунта, олигархическая группа).

Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению. Опора (реальная и потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

Монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определенное политико-институциональное однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было, например, в течение многих веков в монархических государствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при отсутствии их подконтрольности властям.

Отказ от тоталитарного контроля над  обществом, невмешательство или  ограниченное вмешательство во внеполитические  сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом  вопросами обеспечения собственной  безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещается лишь определенные, главным образом, политические нормы деятельности, в остальном же граждане свободны.

Таким образом, при авторитаризме  существует монополия, но власть одной группы, партии, коалиции, которая ни перед кем не подотчетна, существует полный, иногда даже частичный запрет на деятельность оппозиции, сохраняется ограниченный плюрализм, наличие дифференцированных отношений между обществом и государством, отсутствует возможность ненасильственной смены власти.

Авторитаризм имеет богатую  историю, которая включает в себя древние тирании, диспотии и олигархии, абсолютные монархии периода средневековья  и Нового времени, фашистские диктатуры. В современном мире авторитарные режимы наиболее распространены в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки.

Различия  и сходства авторитарного и тоталитарного  политических режимов.

При тоталитаризме официальная идеология  призвана сплотить граждан для построения нового общества. Эта идеология должна обязательно признаваться и разделяться всеми членами общества. Она ориентирует общество на завершающий период истории, в котором должно воплотиться совершенное состояние. Таким образом, господствующая идеология носит хилиастический характер. Во всех тоталитарных режимах все стороны жизни общества - мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические нормы и т.д. - подчинены идеологии.

Авторитаризм  же отказывается от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

То  есть, авторитаризм не имеет единой и обязательной для всех идеологии, допускает ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе; гражданин не подвергается репрессиям, если он не является активным противником режима; необязательно поддерживать режим, достаточно его терпеть. При авторитаризме центральную роль играет не мировоззрение, а сохранение власти.

Во-вторых, при авторитаризме и тоталитаризме  неодинаковая степень регламентации  различных аспектов общественной жизни, для авторитаризма характерна намеренная деполитизация масс, их слабая политическая информированность, при тоталитаризме контролируются все сферы общественной жизни.

При тоталитаризме центром власти является одна партия, партийные органы пронизывают  весь государственный аппарат, общественные организации и производственные структуры.

Здесь наблюдается монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером. Партия практически "поглощает" государство, выполняя его функции. При авторитаризме высшей ценностью является государство как средоточение властных функций, идея государства как надклассового верховного арбитра.

Авторитарные  диктатуры предпочитают сохранять  традиционные классовые, сословные  или племенные перегородки, которые  чужды тоталитаризму (в период своего становления тоталитаризм разрушает  прежнюю социальную структуру, разрывает традиционные социальные связи, "превращает классы в массы").

При тоталитаризме существует партийный  контроль над СМИ. Жесткая цензура  любой информации, контроль за всеми  средствами массовой коммуникации - прессой, радио, кино, литературой и т.д. Авторитаризм не контролирует СМИ, не существует жесткой цензуры, если они не в оппозиции государственной власти.

При тоталитаризме систематический  террор проводится легально и организованно, при авторитаризме используется тактика избирательного террора. Дело в том, что авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения.

Однако, он не обладает достаточной силой, чтобы  в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

 

Заключение

Основным  содержанием изложенной здесь концепции  является то, что тоталитаризм - это  не просто тотальный централизованный контроль за всеми проявлениями общественной жизни.

Основным  показателем тоталитаризма является общественно-политическое движение, ядро которого представлено политической партией тоталитарного типа.

Блок  партия - общественно-политическое движение представляет собой такую ситуацию, когда партия внедряется во все сферы  общественной жизни и ее поддерживает большая часть непартийного населения. Поддержка эта отчасти обеспечивается и террором.

Поскольку партия является правящей и единственной, достигается эффект тоталитарного  движения, когда все решения партии через ее разветвленную структуру и поддерживающую часть населения доводятся до всего общества - "по просьбе трудящихся" - и принимаются к исполнению обществом как "воля широких народных масс".

Так достигается эффекта тоталитаризма, когда власть осуществляет контроль и проводит все свои решения от имени и руками самих народных масс.

Низкий  уровень общественного сознания при высоких темпах развития капиталистических  отношений может привести к установлению тоталитаризма. Однако тоталитаризм - тупиковый вариант развития, который  приводит либо к катастрофе, например разгрома в войне, либо, по мере развития общественного сознания, к переходу в сторону демократии через авторитаризм.

 

Список литературы

Бессонов  Б. Фашизм: идеология и практика. М. , 2009.

Джилас  М. Лицо тоталитаризма. //М.:"Новости", 2009.

Мазуров И. Фашизм как форма тоталитаризма. //Общественные науки и современность, 2008.

Мельвиль  А.Ю. и др. Политология. М., 2005. Глава IV

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2002. Глава IX.

Толстиков В. С. Рабочий класс и  тоталитаризм. //Социологические исследования, 2011.

Рахшмир П. Ю. Новейшие концепции фашизма  в буржуазной историографии Запада. М. 1979.

Вариант 3

Тоталитарный политический режим

В последнее время понятие «тоталитаризм», (происходит от латинского totalis - весь, целый, полный) часто без точного научного определения, интенсивно используется в отечественной науке и публицистике. Причем, данный термин применяется в трех аспектах: 1) политико-идеологическом: так, в условиях «холодной войны» концепция тоталитаризма использовалась для обоснования противостояния двух политических систем; 2) эмоционально-оценочном: СМИ и обыденное сознание пользуются этим термином для отрицательной оценки самых разных сторон жизни; 3) научном. Употребляемое столь интенсивно, это понятие, само требует точного научного определения: В противном случае популярный ныне термин «тоталитаризм» рискует превратиться в словесный трафарет, который не столько объясняет, сколько запутывает содержание политической ситуации нашего недавнего прошлого и лишь пополнит длинный ряд словесных штампов.

По вполне понятным причинам проблемы, связанные с тоталитаризмом, вплоть до недавнего времени у нас  как бы находились под запретом и  стали предметом систематического внимания и интереса обществоведов лишь в последние годы. Само понятие «тоталитаризм» впервые появилось среди оппозиции Муссолини в 20-е годы прошлого века, для обозначения политического режима, тяготеющего к установлению абсолютного (тотального) контроля над всеми сторонами жизни общества. Однако слово понравилось самому Муссолини, и он ввел этот термин в политический лексикон для характеристики своего движения и режима в положительном смысле. Употребляя эпитет «тоталитарный» Муссолини имел в виду, цель его политики - обеспечить единство личности, партии, государства во имя достижения высшей, национальной идеи. При этом он опирался на философские труды одного из ведущих идеологов итальянского фашизма Джованни Джентиле, занимавшего в правительстве Муссолини пост министра просвещения. Дж. Джентиле так определял сущность рассматриваемого политического режима: «для фашизма все заключено в государстве. Ничто человеческое или духовное не существует само по себе, в еще меньшей степени это обладает какой-либо ценностью вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен, и фашистское государство как объединение и унификация всех ценностей дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает ему силы. Вне государства не должны существовать ни индивиды, ни группы (политические партии, общества, синдикаты и классы)». Исходя из этого, Муссолини выступал за абсолютное всесилие государства: «все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства».

В Германии с приходом к власти режима А. Гитлера термин «тоталитарное государство» применялся отдельными теоретиками (К. Шмидтом), однако в официальной риторике термин не прижился. Гитлер предпочитал определять свой режим как «фашистский», «национал - социалистический». В научной литературе Запада понятие «тоталитаризм» вошло в обиход в 30-х годах прошлого века. Так, дополнительный том «Оксфордского английского словаря» 1933 г. впервые цитирует слово «тоталитарный» из апрельского номера журнала «Контемпорари ревю» 1928 г., где, в частности, говорилось: «фашизм отрицает, что он выполняет свои функции как тоталитарный режим». При этом уже в то время в английских газетных публикациях термин «тоталитаризм» распространяется и на Германию, и на СССР.

Что касается основного критерия тоталитаризма, то немецкий экскоммунист Ф. Боркенау предложил в 1939 году, считать таковым однопартийную систему, возглавляемую вождем, единственной партии. В 1944 году в свет вышла книга Фридриха Хайека «Путь к рабству». При всем разнообразии тоталитарных режимов Ф. Хайек видит общую черту: отрицание абсолютной ценности человеческой личности, измерение этой ценности в зависимости от определенной государственной цели.

Собственно научная разработка понятия «тоталитаризм» началась в 1950-е годы. Ханна Арендт, автор работы «Истоки тоталитаризма» (1951 год) в качестве элементов тоталитарного режима выделяет» 1) всесильная идеология; 2) мистический вождь; 3) квазипартия - корпорация властителей, функционирующая как целое, с тайными манипуляциями внутри себя; 4) машина массового непрерывного террора. Затем понимание тоталитаризма было сформулировано в законах США «Об эмиграции и гражданстве» (1952 год) и «О борьбе с коммунизмом» (1954 год). Согласно этим законам к характерным чертам тоталитарных диктатур относятся наличие единой, обладающей диктаторской властью, политической партии, которая по существу, срослась с правительством; подавление любой оппозиции; непризнание основных прав и свобод, которые присущи представительной форме правления; подчинение провозглашаемых прав интересам государства. Своеобразным этапом на пути изучения феномена тоталитаризма стал международный симпозиум в США в 1952 году, посвященный его проблемам. Здесь концепция обрела официальный статус и тоталитаризму было дано определение. Суть его сводилась к тому, что тоталитарным можно назвать закрытое общество, в котором все - от воспитания детей до выпуска продукции - контролируется из единого центра. Такая трактовка тоталитаризма представляла весьма ограниченные возможности для дальнейшей разработки проблемы и не раскрывала всего многообразия его сторон. Поэтому научные изыскания по проблеме тоталитаризма успешно продолжались. Свое, ставшее затем классическим в западной политологии, определение тоталитарного режима предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в своей книге «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 год). Они выделили 6 базовых критериев тоталитаризма, которые получили название «тоталитарного синдрома»:

1) единственная массовая партия, возглавляемая харизматическим  лидером и вбирающая в себя  относительно небольшую часть  населения (до 10%), чье ядро непоколебимо предано идеологии; эта партия организована по олигархическому принципу и, как правило, либо стоит над бюрократической государственной организацией, либо полностью с ней переплетена;

2) официальная идеология, охватывающая все жизненно важные аспекты человеческого существования и которая должна признаваться всеми;

3) монополия на СМИ;

4) монополия на все средства  вооруженной борьбы;

5) система террористического полицейского  контроля, направленного не только  против «врагов» режима, но и против произвольно выбираемых групп и классов населения;

6) централизованная система контроля  и управления экономикой.

Несмотря на то, что данное определение  считается классическим, вопрос о  том, являются ли выделенные признаки обязательными для признания режима тоталитарным, достаточны ли они для исчерпывающей характеристики феномена тоталитаризма, до сих пор вызывает споры. Не совсем обоснованным представляется выделение в качестве критерия именно тоталитарного режима такого признака как монополия на все средства вооруженной борьбы. На наш взгляд, любой политический режим имеет такие вещественные придатки как армия, полиция, органы государственной безопасности и стремится к полному контролю над ними.

В нашей стране термин «тоталитаризм» появился в послевоенный период и использовался лишь в пропагандистских целях для характеристики фашистских и профашистских режимов на Западе. Несмотря на употребление, этого термина в идеологических целях, само понятие тоталитаризма представляется научно обоснованным. Так, в третьем издании Большой Советской Энциклопедии дается следующее определение «тоталитарного государства»: «полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, огосударствление всех легальных организаций, дискреционные (законом не ограниченные) полномочия властей, запрещение демократических организаций, ликвидация конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни, репрессии. В дальнейшем понятие тоталитаризма уточнялось. Американский политолог Дж. Линц в 70-е годы прошлого века выделил такие признаки:

1). Единая сильно централизованная  структура власти, в которой правящая  группа не несет ответственности  перед выборным органом и не  может быть лишена власти институциональными  средствами. Она же определяет  рамки допустимого плюрализма в деятельности различных общественных объединений.

2). Одна, целостная, монопольная  и детализированная идеология,  легитимирующая режим и пронизывающая  его неким величием исторической  миссии. Идеология, на основе которой,  определяется политика или которой манипулируют, чтобы оправдать проводимую политику. Устанавливаются пределы, за которыми критическое отношение к господствующей системе взглядов подлежит наказанию. Идеология выходит за рамки обоснования политических программ, включает в себя положения, претендующие на универсальность истолкования социальной реальности, высшей цели и смысла существования государства, общества, отдельного человека.

3). Партия и многочисленные вспомогательные  структуры направляют активное  участие населения в выполнение политических и социальных задач.

Такое определение тоталитарных признаков  режима, предложенное Дж. Линцом, носило скорее описательный, чем аналитический  характер, страдало нечеткостью. В самом  деле, если тоталитаризм совместим  с определенным уровнем политического и иного плюрализма, то где проходит грань между тоталитарным и авторитарным режимом?

Наиболее основательной попыткой внести коррективы в концепцию тоталитаризма  с учетом новых реалий является работа М. Кертиса «Тоталитаризм», вышедшая в свет в 1980 году. Автор определил тоталитаризм как «специфический тип современного режима века массовой демократии, который держит население под контролем с помощью разнообразных средств, особенно террора. После двух десятилетий дискуссий о том, что же такое тоталитаризм М. Кертис выстраивает новую систему его критериев, оставив за основу «тоталитарный синдром»:

1. официальная идеология, нацеленная  на построение политического  и социального порядка, создание  нового типа личности;

2. монополия на контроль за личной жизнью индивидов с целью обеспечения тоталитарного конформизма;

3. террор и политическая полиция;

4. иерархическая однопартийная  система;

5. подмена личных интересов общественным;

6. централизация власти, недопущение  политической оппозиции и инакомыслия;

7. неподконтрольность высшей власти;

8. контроль над средствами массовой  информации и образовательной  системой для мобилизации граждан;

9. отсутствие «настоящих» свободных  выборов;

10. монопольный контроль над  оружием и вооруженными силами;

11. отказ гражданам в свободном  выезде за границу;

12. централизованная плановая экономика;

13. личная диктатура вождя.

Хотя данная система признаков  тоталитаризма является довольно подробной, но и она не лишена, на наш взгляд, недостатков. Нами уже высказывалось выше несогласие с выделением в качестве критерия тоталитарного режима «монопольного контроля над оружием и вооруженными силами». Кроме этого уместнее вести речь о таком критерии тоталитаризма, как ограничение основных прав и свобод граждан, а не только лишь, об отказе им в свободном выезде за границу. Вызывает сомнение, и обоснованность выделения такой черты рассматриваемого режима, как централизованная плановая экономика, о чем подробнее будет сказано при анализе признаков тоталитарного режима.

Какие же сущностные качества характеризуют тоталитарные режимы? Следует отметить, что единой позиции по этому вопросу нет. Разброс мнений довольно широк. Выделяют от двух и до более десяти сущностных признаков. Суть которых верно отражена авторами «Философского словаря», считающими тоталитарным «общественно-политический строй, характеризующийся всеобъемлющим деспотическим вмешательством авторитарно-бюрократического государства во все проявления жизни общественного организма и жизни отдельных личностей». Из этого определения можно вычленить признак тоталитарного режима, встречающийся практически во всех других, а именно особый характер взаимоотношений гражданского общества и государства, выражающийся в тотальном вмешательстве последнего во все стороны социальной жизни, - что и является квинтэссенцией тоталитарного политического режима.

Подводя итог вышесказанного, выделим характерные признаки тоталитаризма. Тоталитарный режим означает почти полную ликвидацию или извращение всех существенных черт демократии, а именно:

1. Отсутствие разделения властей, незначительная роль выборов (их отсутствие) в формировании органов государственной власти, неправовой характер государства. При тоталитаризме принцип всеобщего избирательного права отменяется или превращается в фикцию, происходит имитация участия широких народных масс в решении жизненно важных проблем общественной жизни. Вместо него господствует принцип назначения. Так, в фашистской Германии Гитлер мог сам назначать часть депутатов рейхстага, в то время как все остальные «избирались» фашистской партией.

Имеет место фактический, а нередко  и юридический отказ от признания  и реализации принципа разделения властей. Срастаясь с государством, тоталитарная партия держит под полным контролем  все ветви власти. На практике и  законодательные, и исполнительные, и судебные органы состоят из членов партии, которых она контролирует организационно. Следовательно, все ветви власти становятся своего рода звеньями партии, подобно партийным органам. При этом государство ставит исполнительную власть над законодательной и судебной. В систему высших органов государства может входить парламент, но избирается и действует он в обстановке отсутствия или ограничения легальной борьбы партий. Чаще всего парламент отсутствует вообще или его реальные полномочия сводятся к «единогласной» поддержке решений «фюрера». Парламент превращается в декоративный орган, играет роль фасада, в пропагандистских целях создающий видимость функционирования демократический учреждений. Значение суда также минимально и сводится к судебному преследованию инакомыслящих.

Массы в центре и на местах от власти отчуждаются. Господствующая верхушка, вождь делаются народу фактически не подконтрольными. Правовых ограничений  в своих действиях они не имеют  и легитимным порядком смещены быть не могут. Роль права и закона становится второстепенной: власть получает полномочия, законом не ограниченные и закону не подчиненные. Конституция не рассматривается в качестве основного закона и основы правопорядка. Ее подменяют указы главы государства, партийные директивы и армейские приказы, приобретающие силу закона. Государство становится неправовым.

2. Монопольный партийно-государственный контроль над производством и экономикой, СМИ, армией, полицией, органами безопасности, всеми сферами жизни общества. Тотальность контроля - сущностный и главный признак тоталитаризма, давший название этому типу политического режима. Государство обладает правом вмешиваться в любую область жизни, контролировать деятельность всех сторон жизни общества. Тоталитарный режим характеризуется нерасчлененностью сфер общественной власти. Духовная, политическая и экономическая власть слиты воедино. При их объективной взаимосвязи, имеющей место в любом обществе, их органическое единство обеспечивается субъективными факторами, важнейшим из которых является централизованное целенаправленное вмешательство государства во все сферы жизнедеятельности. Стираются границы между гражданским обществом и политической системой, между политической и неполитической сферами. В условиях тоталитарного режима над всем социумом господствует сила - государство. Уместно в подтверждение этого процитировать Л. Троцкого: «государство - это я» - почти либеральная формулировка по сравнению с действительностью сталинского тоталитарного режима. Людовик 14-ый отождествлял себя лишь с государством. Римский папа отождествлял себя и с государством, и с церковью. Тоталитарное государство идет гораздо дальше Цезарей и Божьих наместников... Сталин в отличие от короля-солнца имел основания сказать: «общество - это я». Гражданское общество полностью политизируется, лишается самостоятельности, деформируется и поглощается тоталитарной системой. Роль гражданского общества при этом ничтожна, тоталитарный режим не признает такого понятия, оно отсутствует в официальных политических и правовых документах, в научных трудах и учебниках. Отсутствует обратная связь между индивидом и властью. Разрушаются все горизонтальные формы общения между людьми. Причем дело организуется так, чтобы контроль осуществлялся не только специализированными официальными органами, а и самим населением. Все обязаны наблюдать за всеми в порядке своего гражданского долга и в случае необходимости информировать официальные органы.

3. Однопартийная монопольная система. При тоталитаризме происходит насильственное установление однопартийной системы или единовластия одной партии через уничтожение других партий либо через их полное подчинение тоталитарной партии. По отношению к другим политическим партиям могут быть применены два средства:

1) низведение ряда существующих партий до уровня придатков, филиалов правящей партии, послушно следующих в русле политики тоталитарной партии. Все функционирующие общественные объединения действуют под руководством тоталитарной партии, возглавляются лидерами, делегированными на эту работу партией, либо одобряемыми ее представителями общественности. В любом случае, их деятельность жестко регламентируется тоталитарной партией.

2) дискредитация лидеров оппозиционных  партий и удаление таких партий  с арены политической борьбы (запрещение деятельности партий и физическое уничтожение их руководителей, а нередко, и рядовых членов). Любая оппозиция запрещается законом. Режим не признает право меньшинства выражать свое мнение. Думается, что за этим стоит не только опасение за потерю позиции правящей партии. Скорее всего, тоталитарная партия беспокоится за утверждение тоталитарного идеологического господства.

4. Срастание партийной и государственной власти. Монополия на власть принадлежит в обществе партийно-государственной элите во главе с всемогущим, всевластным и неподконтрольным никому лидером, возглавляющим единственную, организованную по иерархическому признаку, массовую партию. А. Грамши писал: «...там, где устанавливаются тоталитарные режимы, традиционная функция верховной власти на деле присваивается определенной партией...». Ключевые властные функции при тоталитаризме выполняет не государство (как при любом другом режиме), а партия - носительница тоталитарной идеологии. Государство, как заметил Р. Арон, превращается во всеохватывающий и всемогущий инструмент партии. Государственные институты перестают быть институтами чисто публичной власти и становятся главными орудиями осуществления власти идеологической. «Отношение между двумя источниками власти - между государством и партией - есть отношения между официально-показной и реальной властью, так что правительственная машина... фасад, который скрывает и защищает реальную власть партии. Всей реальной властью облекаются только институты тоталитарного движения». Государственные органы дублируются партийными. Происходит поглощение партией государства. Партия превращается в несущую конструкцию государственной системы власти. Нередко происходит законодательно оформленное слияние тоталитарной партии с государственным аппаратом, что, например, было прямо закреплено в Законе об обеспечении единства партии и государства, принятом в фашистской Германии в 1933 году. Стоит согласиться с Н.В. Дякевичем, что «срастание партийно-государственной власти - важная сущностная характеристика тоталитарного политического режима». Оно принимает разнообразные формы, но некоторые из них особо значимы: а) замещение всех государственных постов только партийной номенклатурой; б) сосредоточение в одних руках высшей государственной и центральной партийной власти, каждый из руководителей страны может рассматриваться как органичный синтез государственной и партийной власти; в) осуществление повсеместного партийного контроля над деятельностью всех государственных органов и должностных лиц, санкционированного самим государством; г) передача государственных функций партийным органам; д) слияние «родственных» государственных и партийных формирований в единые учреждения; е) государственное финансирование деятельности партии; выплата государственного жалования партийным функционерам, которые занимаются непосредственно партийно-организаторской работой.

Информация о работе Из истории термина «тоталитаризм»