Из истории термина «тоталитаризм»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:04, контрольная работа

Краткое описание

XX век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания, достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важен уникальный опыт духовного и социального развития.
В 20-30-е годы в труппе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) - сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн.

Оглавление

Введение
Глава 1. Из истории термина «тоталитаризм»
Глава 2. Пять основных признаков тоталитаризма
2.1 Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей в тоталитарном государстве
2.2 Однопартийная политическая система - средство осуществления политической власти в тоталитарном государстве
2.3 Общественно - политическое движение и атомизация общества - основа существования тоталитарного режима
2.4 Террор - логическое продолжение тоталитарной пропаганды
2.5 Экономическая автаркия, государственное планирование и принудительный труд в тоталитарном государстве
Глава 3. Некоторые исследования тоталитаризма
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

политология тоталитаризм.doc

— 395.00 Кб (Скачать)

11. Контроль над всеми средствами массовой информации и цензура. Устанавливается монополия на информацию. Все средства информации и само ее содержание берутся под строгий контроль аппарата, осуществляя мощную и направленную пропаганду, основанную на мифах и апеллирующую не столько к разуму, сколько к эмоциям. Цель пропаганды - заставить людей поверить в истинность господствующей доктрины и в справедливость ее лозунгов и целей. Через средства массовой информации тоталитарные режимы осуществляют распространение и внедрение различного рода политических мифов и стереотипов. Наиболее типичными при этом являются следующие два. Во-первых, миф о явном превосходстве данной общественной системы над всеми другими прошлыми и настоящими общественными системами как в экономическом и социальном, так и в политическом и духовном отношениях. И, во-вторых, миф о ее особом предназначении в современном и будущем мире, состоящем в том, чтобы установить идеальное общество на земле.

12. Относительная поддержка власти широкими массами населения. Несмотря на абсолютную концентрацию власти и отчуждение от нее граждан, тоталитарный режим, тем не менее, опирается на достаточно массовую социальную базу. Он устанавливается при непосредственном участии значительной части населения, позитивно ее воспринимается и активно поддерживается. Достигается это путем выдвижения привлекательной общей цели, вытекающей из тоталитарной идеологии. Восприняв цель, народ во многом сам утверждает для себя тоталитарную власть, образует с ней определенное единство и признает ее легитимность. Тоталитарные режимы, пока они у власти, и тоталитарные вожди, пока они живы, имеют массовую поддержку и опираются на нее до самого конца.

13. Значительная самоизоляция общества. Мессианский характер тоталитарной идеологии, пронизывающий все сферы жизни, создает в населении настроения некоей исключительности, превосходства над другими странами и народами. Режим всячески ограждает население от международного общения. Этим обуславливаются закрытость тоталитарного общества, отсутствие у него развитых связей с внешним миром.

Общность вышеназванных типологических черт тоталитарных режимов обусловлена тем, что всем им свойственно полная ликвидация основ демократии. Однако совпадение сущностных характеристик таких режимов отнюдь не означает абсолютной тождественности их различных национальных моделей, существовавших в Италии при Муссолини; в Германии при Гитлере, в СССР при Сталине. Объясняется это тем, что в содержании любого явления за рамками сущности остается немало других характеристик, которые и придают явлению неповторимый образ.

Совокупность названных признаков  тоталитаризма представляет идеальный тип. В реальной жизни возможны разные комбинации и проявления этих черт. Это дало повод английскому политологу С. Андрески выделить уровни тоталитарности: так, СССР начала 50-х годов как тоталитарное государство был близок к 100% «чистому» типу; «третий рейх» был тоталитарным на 85% накануне второй мировой войны, на 95% - к концу войны; режим Муссолини и вовсе достиг лишь 55% уровня тоталитарности.

 

Считаем правомерным также классифицировать тоталитарные режимы на умеренные и  жесткие. Первый был наиболее ярко представлен фашистским режимом в Италии и национал - социалистическим в Германии. Второй в наиболее чистом виде существовал в СССР (при сталинском режиме). Главное отличие умеренного тоталитаризма от жесткого заключается в том, что при первом частная собственность не упраздняется, осуществляется лишь частичная национализация и конфискация собственности противников режима; более того, крупная частная собственность становится основой быстро растущего военно-промышленного комплекса. Напротив, жесткий тоталитаризм - это характеристика социалистической социально-политической системы, построенной на основе полного обобществления, то есть национализации и конфискации, всей товаропроизводящей частной собственности. И если умеренный тоталитарный режим непосредственно занимается экономической,- производительной деятельностью лишь в виде исключения (в стратегически наиболее важных отраслях военной промышленности), то для социалистической тоталитарной системы производство и распределение составляют ее основную функцию.

Исходя из вышеизложенного можно  сказать, что тоталитарный режим - это  монопольная, террористическая, не подконтрольная народу власть, посредством одной  и единственной политической партии (возглавляемой неподотчетным никому лидером), отождествившей себя с государством или сросшейся с ним, осуществляющая политическое господство над всеми без исключения сферами человеческой жизнедеятельности (экономической и социальной, культурной и идеологической, бытовой и личностной).

Безусловно, приведенные характеристики тоталитаризма не являются бесспорными. Не претендуют они и на абсолютную полноту в освещении данного феномена. Тем не менее, с нашей точки зрения, они позволяют хотя бы в самом общем виде составить представление о его сущности.

 
18. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

С социологической точки зрения политический режим – это особый социальный механизм, способ управления обществом, соединяющий, с одной стороны, базовые модели формирования органов власти и методы принятия политических решений, с другой – способы участия различных политических субъектов, правящей элиты, лидеров партий, групп интересов, отдельных граждан. Таким образом, политический режим включает в себя следующие параметры:

• степень политического участия граждан, их включенность в процесс принятия государственных решений;

• характер отношения институтов власти к основным правам и свободам человека и гражданина;

• степень возможного конкурентного соперничества правящей и оппозиционной группировок в процессе формирования органов государственной власти;

• соответствие мероприятий государственных административных органов правовым основам, проявляющееся в соблюдении конституционных норм и других законов страны;

• наличие и статус государственной идеологии и отношение власти к оппозиционным течениям

• свобода слова и средств массовой информации

• методы государственного управления, доля убеждения, насильственного принуждения при поддержании стабильности политической системы. Понятие политического режима отражает динамический, функциональный характер политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются объем прав и свобод человека и гражданина, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принимаемые политические решения, способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений. Политический режим представляет собой совокупность форм, методов и приемов осуществления политической власти, а также характер взаимоотношений политических институтов и организаций.

В современной политологической науке  существуют различные подходы к  классификации политических режимов. Характер политического режима определяют исходя из количества партий, наличия  реальной оппозиции, уровня политических свобод граждан и существования свободных выборов. Есть типологии. в основе которых лежит деление на «восточные» и «западные» режимы, а также на «западные» и «марксистские». Более сложные классификации основываются на представлении об организации политической власти как системы и совокупности классов, партий, элит. Исходя из данных критериев политические режимы разделяют на либеральные, демократические и тоталитарные.

Современная политология выделяет два наиболее общих типа существующих политических режимов: демократические и антидемократические. Из демократических наиболее распространенными в мире являются парламентские и президентские режимы Антидемократические делятся на тоталитарные и авторитарные политические режимы.

21. ТОТАЛИТАРИЗМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Понятие «тоталитаризм» впервые появилось  в западной социологии и политологии, первыми его употребляли в  начале 20-х годов прошлого столетия либералы Д. Амендола и П. Габети для  осуждения антидемократических  черт фашистского политического режима, позже понятие было применено по отношения к нацистскому режиму Гитлера в Германии. И в силу такого происхождения оно с самого начала обрело негативно-осуждающий характер, став обозначением крайне недемократических политических режимов.

Одна из ключевых проблем, встающая перед исследователями недемократических политических режимов, – выяснение общественных корней или первопричин возникновения тоталитарных порядков в самых, казалось бы, неодинаковых условиях: в Италии 20-х годов, в Германии 30-х и в Советском Союзе послеоктябрьского сталинского периода. При всех попытках западной политологии ответить на этот вопрос, при определенных интересных догадках и высказываемых авторами ценных мыслях этот вопрос и сегодня в этой политологии не является решенным.

У Италии 20-х, Германии 30-х и СССР сталинских годов было нечто повторяющееся  и весьма существенное, что и стало  первопричиной утверждения тоталитаризма. Тоталитаризм становится возможным  и действительным в тех условиях и странах, которые в ходе своего развития по тем или иным причинам объективно оказываются перед исключительными экстремальными задачами, для решения которых необходима чрезвычайная мобилизация энергии, усилий всего населения. И граждане, понимая ситуацию, идут за «спасителями» нации, вождями народа.

Как раз с этими первопричинами связаны и некоторые общие, основополагающие черты тоталитаризма, и прежде всего  распространение в таких странах  не просто общей, а обязательно мессианской моноидеологии – социальной или национальной, утверждение авторитета отстаивающей ее единственной партии и появление харизматических личностей – отцов нации, ее «великих вождей». Если в Италии и Германии такой мессианской моноидеологией была национал-фашистская идеология, то в СССР – мессианский большевизм.

С приходом к власти тоталитарных сил становятся явью еще три черты: создается и пускается в ход государственная машина принуждения, развязывающая массовые репрессии, террор, преследование инакомыслия.

В советский период насилие занимало, что очевидно, не совсем обычное место в обществе и сознании людей. Можно выделить две основные его формы Во-первых, массовые заключения людей, в значительной части случаев перерастающие в истребление, депортацию, геноцид. Во-вторых, конфискация имущества во всех формах, охватившая большинство граждан.

Масштабы, периодичность и длительность подобной практики свидетельствовали  об особой, благоприятствующей ей духовной атмосфере, способствующей ее определенной нравственной легализации и участию  в ней всего общества. Например, зафиксированы случаи, когда крестьяне, только что пострадавшие от продотрядов, присоединялись к ним по доброй воле и шли расправляться с соседней деревней.

Вариант 4 
ТЕМА: ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ (ТОТАЛИТАРИЗМ, ДЕМОКРАТИЯ)

 

 
ПЛАН

1. Виды политических  режимов. Сущность и исторические  типы демократии. 
2. Тоталитаризм - феномен XX века. Идейные истоки и социальные предпосылки. 
3. Характерные черты тоталитарных режимов. Особенности авторитарных политических систем. Авторитаризм и демократия.

Глава I 
ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ДЕМОКРАТИИ

При рассмотрении политической системы какого-либо государства  или общества не следует ограничиваться лишь официально провозглашенными и  действующими в нём институтами  и правовыми нормами, конституционными актами, т.е. тем, что "заявляет" о себе само государство. Существуют часто весьма значительные различия и противоречия между парадным фасадом государства и реальными процессами, происходящими за этим фасадом. Для характеристики этих процессов применяется понятие "политический режим" - система реальных методов властвования в данном государстве. "Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционного и социологического порядка, способствующая формированию политической власти данной страны на определённый период".[1] Между ним и декларируемым государственны строем, как уже отмечалось, часто наблюдается несоответствие или даже прямая противоположность /что особенно характерно для диктаторских и прежде всего тоталитарных государств./

Именно политический режим определяет политическую атмосферу  общества, в отличие от сравнительно устойчивых правовых норм, он подвижен и способен эволюционировать в рвзличных  направлениях. Изучая конкретные многообразные формы политических режимов, существовавших в прошлом и настоящем, нужно, исходя из современных гуманистических требований к политической науке, руководствуясь принципом, что, человек, индивидуум- "мера всех вещей", основа общества и общественного благосостояния, рассматривать каждый режим именно по отношению к конкретной личности, её важнейшим правам и свободам. Основные параметры политического режима могут быть представлены следующим образом:

1/ Степень развития "гражданского  общества"; 2/ Роль негосударственных политических организаций в политической жизни;

3/ Роль в государстве  и обществе силовых структур /армия,  полиция, Г. Б./;

4/ Реальная роль закона  и функции правоохранительных  органов, а также практика толкования  и применения ими Конституции  и других актов;

5/ Степень разделения  властей и характер отношений  между ними; 6/ Степень централизации  власти;

7/ Механизм формирования  представительных учреждений и  их функционирование.

В соответствии с этими  критериями выделяются 2 резко отличающихся между собой типа политических режимов: демократический и диктаторский.

Демократия - один из самых  употребительных и многозначных терминов политической науки. Она выходит  далеко за рамки первоначального  смысла этого слова /в переводе с  греческого оно означает "власть народа" - от "demos" - народ и "hratein" власть/, т.е. формы организации государства, при которой властью обладает большинство граждан, имеющих равные права, в отличие от монархии /власть одного/ или аристократии /власти меньшинства/. Зародился этот строй в Древней Греции, его особенности видный государственный деятель Афин Перикл охарактеризовал так: "Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве граждан, а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех" [2] Иными словами, демократия - прежде

всего такая система  властвования, в которой все слои общества имеют формальные права  участия в выборах и управлении и формально равны перед законом. Говоря об афинской городской демократии/равно как и о других демократиях Древнего мира и Средневековья/, нужно иметь в виду их специфический характер, они тяготели к коллективистской модели организации и управления/ в отличие от позднейших либеральных и плюралистических концепций/,[3] что ярко выражалось в ущемлении прав меньшинства, отсутствии гарантии для их полноценной защиты и выражения, навязывании воли общего, целого, т.е. коллектива, по отношению к отдельно взятой личности, индивидууму. Далеко не всегда соблюдалось и формальное равноправие - преимущество получали зажиточные слои, аристократия /они же удерживали реальные рычаги управления/. Существенным недостатком такой демократии было и полное исключение из неё целых социальных групп /например, рабов в рабовладельческих демократиях/. В целом, демократии коллективистокого типа были эпизодическим элементом политической системы в рабовладельческом и феодальном обществах вплоть до нового времени - эпохи буржуазных революций. Будучи исторически самой ранней формой народовластия, они отличались преобладанием прямых форм волеизъявления /народные собрания в Древней Греции и Риме, веча в феодальных республиках древней Руси и т.д./ над представительными учреждениями, причем последние имели тенденцию превращаться в чисто оллигархические инстутуты / сенат в Древнем Мире, руководящие учреждения итальянских городских республик/. В настоящее время эта форма демократии уходит в прошлое, она характерна лишь для наиболее примитивных обществ, только вступающих на путь подлинного народовластия. Попытки возродить её в форме "социалистической демократии", в практической деятельности коммунистических режимов приводили и приводят лишь к маскировке реальных тоталитарных порядков.

Информация о работе Из истории термина «тоталитаризм»