Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:29, курсовая работа
Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми. Цель работы: аналитический обзор литературы по теме «Жестокое обращение с детьми».
Введение
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям
4.2 Анализ позиций насилия
Заключение
Список литературы
. боязнь физического контакта со взрослыми;
. постоянная беспричинная настороженность;
. плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;
. испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.
3. Возраст 1,5 – 3 года:
. боязнь взрослых;
. редкие проявления радости, плаксивость;
. реакция испуга на плач других детей;
. крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.
4. Возраст 3 года – 6 лет
. примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
. пассивная реакция на боль;
. болезненное отношение к замечаниям, критике;
. заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
. псевдовзрослое поведение
(внешне копирует поведение
. негативизм, агрессивность;
. лживость, воровство;
. жестокость по отношению к животным;
5. Младший школьный возраст:
. стремление скрыть причину повреждений и травм;
. одиночество, отсутствие друзей;
. боязнь идти домой после школы;
6. Подростковый возраст:
. побеги из дома;
. суицидальные попытки;
. делинквентное поведение;
употребления алкоголя, наркотиков.
Определенные позиции насилия имеет и сексуальное насилие над детьми.
Выделение и фиксация специфических признаков данных, имеет место
сексуального насилия над ребенком и приобретает большое значение для
распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве.
Выше говорилось, что существует много причин, по которым ребенок не может
прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие
у матери или других лиц, подтверждаются рядом позиций признаков.
Эти признаки подробно перечислены в специально разработанном пособии,
предназначенном для медиков и психологов, работающих с указанной проблемой
М.: ВНИИ Проблем исследования,1990.[28]
В пособии приводится более 30 признаков – индикаторов. К ним относятся как:
o физические проявления (разнообразные повреждения половых органов, травмы,
расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков,
инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом
пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота
без видимых причин).
o поведенческие проявления
Возраст 3-4 года:
. чрезмерная мастурбация;
. частая демонстрация гениталий;
. сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь
маленькой сестре или брату;
. поведение ребенка становится сексуальным;
. периодические ночные кошмары;
. энкопрез и анурез;
. нарушения сна;
. боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в
детский сад;
. регрессивное поведение;
1. Возраст 4-6 лет:
. чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий;
. сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь
младшей сестре или брату;
. агрессивное сексуальное поведение с детьми;
. псевдовзрослое поведение;
. некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при
взрослении;
. ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится);
. нарушения сна;
. боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в
детский сад.
. устраивает поджоги.
. регрессивное поведение
. соматические жалобы.
2. Возраст 6-8 лет:
. сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками;
. усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам;
. нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно;
. внезапное ухудшение успеваемости;
. не может найти друзей и ему никому не верит;
. не может сконцентрировать внимание.
3. Возраст 8-10 лет:
. сексуальные игры навязчивого характера;
. усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам;
. нерегулярное посещение школы.
Возраст 10-12 лет:
. социальный уход;
. агрессия по отношению к сверстникам;
. нерегулярное посещение
школы и несвоевременный
. внезапное ухудшение успеваемости;
. никому не верит;
. не может сконцентрировать внимание;
. часто прогуливает школу;
. приходит в школу рано – уходит очень поздно;
. начальные признаки клинической депрессии.
Возраст 12-18 лет:
. симптомы клинической депрессии;
. нарушения сна;
. суицидальные наклонности;
. изоляция от окружающих;
. побеги из дома;
. промискуитет;
. асоциальное поведение;
. не участвует в школьных мероприятиях;
. аддитивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики);
. совершение преступлений.
Наличие у ребенка симптомов
или поведенческих индикаторов,
данном разделе, позволяет нам поставить один из двух диагнозов: плохое
обращение с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление
ребенком.
Существует концепция
зарубежными авторами[5]. Фрустрация, стресс, которые может испытывать
взрослый, могут сформироваться у ребенка, как следствие стереотипного
агрессивного поведения. Выделяются 4 фактора, от которых зависит сила
агрессивных привычек:
частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован,
фрустрирован, раздражен;
. частое достижение успеха
. культурные и субкультурные нормы;
. темперамент,
высокой активностью и зависимостью.
По данным многочисленных исследований, в большинстве случаев насилие
происходит с целью
не с целью получения
и т.п.
Конфликтная природа позиций фрустрирующих факторов отношения родителя к
ребенку оказывает влияние на нормальный процесс усвоения норм и ожиданий
общества в целом и ведет к ослаблению связей в семье и развитию нарушения
привязанностей. В данном случае насилие над ребенком проявляется в
отсутствии склонности к приспособлению к социальному давлению, умению вести
себя адекватным и ненасильственным образом с людьми вне рамок семьи.
Применение позиций насилия к такому ребенку формирует у него враждебное
отношение к тем, кто слабее, недостаток способности видеть глазами других
(эмпатии), тенденция к импульсивности в критических ситуациях.
Заключение
В заключение работы можно сказать, что жестокое обращение с детьми и
пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их
следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и
социализации ребенка, нередко – угроза его жизни или даже смерть.
Жестокое обращение с детьми делиться на физическое и психологическое
насилие.
Под физическим насилием понимается, не только нанесение ребенку родителями
или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами
физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб
здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Но и физические
наказания, которые в некоторых семьях используются в качестве
дисциплинарных мер, начиная от подзатыльников и шлепков до порки ремнем.
Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое
нападение (истязание), оно почти, всегда сопровождается словесными
оскорблениями и психической травмой. Под жестоким обращением с детьми при
помощи физического насилия понимаются истязания в виде избиении, нанесение
ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными
сигаретами, в том числе и с использованием самых различных предметов в
качестве орудий изуверства. Кроме перечисленного в понятие физического
насилия включается так же вовлечение ребенка в употребление наркотиков,
алкоголя, а так же дачу ему отравляющих веществ или "медицинских
препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных
врачом). Многие авторы отдельно рассматривают попытки убийства ребенка, в
том числе через удушение или утопление.
Следует отметить, что абсолютно все авторы рассматривают сексуальное
насилие или совращение, как отдельную категорию жестокого обращения с
детьми, поскольку в данном случае физическое воздействие в первую очередь
оказывает влияние на психику ребенка. Под сексуальным насилием понимается –
использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком
для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.
Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный
секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К
сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию,
порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, а так же
подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания,
отправления естественных нужд.
С психологической точки зрения жестокое обращение с детьми – это
эмоциональное насилие, под которым понимается постоянное или периодическое
словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов,
учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение
его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку.
К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в
результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к
ребенку требования, не соответствующие возрастным возможностям.
Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного
обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье,
воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц,
их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни,
неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения
к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным
случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка
последствиям.
Семья занимает важное место в формировании личности ребенка, поэтому одним
из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие любви к
ребенку в семье, в первую очередь это относится к матери. Так даже
отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской
утробе, т.е. к ребенку от нежеланной беременности во многом отражается на
формировании плода. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие
дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от
желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в
первые месяцы жизни, хуже развиваются.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным
последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или
опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья
являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие
заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100
случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью
жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы,
переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др.
Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и
усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка,
пострадавшего от побоев.
Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или и
в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить,
реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У
таких детей часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание