Жестокое обращение с детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми. Цель работы: аналитический обзор литературы по теме «Жестокое обращение с детьми».

Оглавление

Введение
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям
4.2 Анализ позиций насилия
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Жестокое обращение с детьми.doc

— 285.00 Кб (Скачать)

поколения в поколение в условиях  тоталитарного  воспитания,  о  деформациях

психики ребенка.

 

Отсюда нередки  случаи  психологического  насилия  в  современной  семье,  а

сексуальное,  физическое  насилие,  жестокость  по   отношению   к   ребенку

представляют собой крайнее  выражение психологического насилия.

 

Можно  добавить,  что  «строгий  стиль»   воспитания,   ориентированный   на

воспитание  детского  послушания,  приводит  к   возникновению   у   ребенка

повышенной эмоциональности, делая  для  него  маловероятными  размышления  о

своих действиях или восприятие новой информации о моральных  принципах.

 

Все вышесказанное заставляет серьезно задуматься над следующими  проблемами:

способны ли современные родители адекватно проявлять свою любовь к  ребенку,

быть искренними в отношениях с  ним.

 

 

2.2 Психологические последствия  плохого обращения в неблагополучных  семьях

 

Главным вопросом о психологических  последствиях плохого  обращения, который

встает перед специалистом, обращающимся к анализу вербальных и  невербальных

семейных отношений, является вопрос о характере семейного  воспитания.  Речь

идет о том, сколько сил, времени  и внимания уделяется родителями  ребенку  и

в какой мере их отношение  нацелено  на  удовлетворение  значимых  для  него

потребностей. Последствиями такого воспитания как раз и является  отклонение

девиантное поведение ребенка  и его терпимость к жестокому  обращению.

 

Настоящее время российское общество характеризуется таким положением,  когда

каждая отдельная семья остается  одни  на  один  с  проблемами  своих  детей

(уходы из дома и бродяжничество,  алкоголизация  и  наркотизация,  нарушения

сексуальной  ориентации  и  другие,  грозящие  риском  проблемного  развития

нарушения   поведения)   и   вынуждена   действовать   вслепую.   При   этом

неблагополучные семьи  демонстрируют  образцы  злоупотребления  алкоголем  и

наркотиками;   в   дисфункциональных,   конфликтных    семьях,    вследствие

запутанности  семейных   отношений,   доминирует   стремление   ограничиться

эпизодическим вмешательством в проблемное поведение детей.  В  благополучных

семьях, как правило, преобладает  тревога за складывающуюся ситуацию.  Однако

обычно сочетается  с  конфронтацией  по  отношению  к  влиянию  сверстников,

друзей ребенка по классу и по двору, т.е. доминирует установка  на  изоляцию

от детско-подростковой среды, что  фактически невозможно и  не  предупреждает

различных  форм  проблемного,  рискованного  поведения   и   саморазрушающих

«экспериментов» с наркотиками  или злоупотребления ими.

 

Необходим  учет  следующих  форм  неадекватного  семейного   воспитания   (в

качестве примера рассмотрим явление  наркотизации  как  наиболее  негативного

вида  девиантного  поведения)  Моделирование  воспитательных  систем:теория-

практике//под ред. Л.И.Новиковой, Н.Л. Селивановой – М.: Изд. РОУ.1995  год.

[26, с.67-68]:

 

Гиперпротекция (доминирующая или  потворствующая)  –  этот  стиль  воспитания

характеризуется или постоянным контролем  над любыми  проявлениями  поведения

ребенка с недоверием к "правильности"  его  самостоятельных  поступков,  или

некритичным  удовлетворением  любых  запросов  ребенка.   При   употреблении

подростком наркотиков  в  условиях  такого  воспитательного  подхода  с  его

стороны   быстро   формируются   выраженные   формы    протестно-вызывающего

поведения, облегченно закрепляется патологическая лживость.  В  родительской

реакции при начале употребления наркотиков  чаще  со  стороны  матери  могут

возникать  реакции  со  страхом потери  ребенка,  которые,   как   правило,

усиливают готовность идти  у  него  на  поводу.  Со  стороны  отца  обычными

являются полярные реакции, когда  недоумение «почему  это  случилось  с  моим

ребенком», сменяется  попытками  отвержения  материнского  стиля  отношений,

установления  тотального  контроля  с  угрозами  наказания,  что   встречает

протестное отношение и со стороны  матери, и  со  стороны  ребенка.  В  итоге

фиксируются   спутанные   и   непоследовательные   отношения.   При    таком

воспитательном отношении родители не  могут  установить  рамок  в  поведении

ребенка и в своих требованиях. Ребенок  продолжает  вести  себя  своевольно,

сам определяет круг друзей, время  возвращения домой, характер  своего  время

провождения.

 

Воспитание с возложением на ребенка  повышенной  моральной  ответственности.

При этом воспитательном подходе требования к  ребенку  (чаще  девочке),  как

правило, велики и оправдываются  необходимостью «строгого контроля».  Высокие

запросы к ребенку могут сочетаться с пониженным вниманием к  его  актуальным

интересам и потребностям  или  не  соотноситься  с  его  возможностями,  что

обычно сопровождается риском психогенной  травматизации.  В  складе  личности

стимулируются  черты  педантичности,  строгого   следования   установленному

порядку  в  сочетании  с  неуверенностью  в  себе  и   конформностью.   Риск

наркотизации обычно входит в структуру  подростковой реакции  эмансипации  от

родителей в сочетании  с  пассивным  отношением  к  более  активной  позиции

сверстников, которые раньше начали экспериментировать с наркотиками.

 

Гипопротекция со стороны одного из  родителей.  При  этом  стиле  вербальных

отношений как в дисфукциональной (конфликтной), так и в  распавшейся  семье,

один  из  родителей  (чаще  отец)   не   уделяет   внимания   ребенку,   что

сопровождается невниманием или  пренебрежением  его  потребностями.  В  этих

случаях ребенок также ведет  себя своевольно, воспринимает семью  как  обузу.

С началом наркотизации ребенка  семейный кризис, как правило, усиливается,  и

одному  из  супругов,   например,   отцу,   может   приписываться   вина   и

ответственность  за  наркотизацию  ребенка.   При   этом   наркотизирующийся

подросток  и  активно  вовлеченная  в  его  проблемы  мать  легко   образуют

своеобразную  "пару"  против  отца,  который  начинает   считаться   главной

причиной наркотизации  (уклонялся  от  воспитания,  от  обсуждения  проблем,

отвергал  материнский  стиль  отношения  и  пр.).  За  этой  позицией  стоит

неспособность  родителей  установить  новые  отношения  с  наркотизирующимся

ребенком, неосознанное желание не нести ответственности за его  вовлечение  в

употребление наркотиков.

 

Неустойчивый стиль воспитания. Этот стиль  характеризуется  неожиданной  для

ребенка сменой отношений с переходами  от  строгости  к  потворству  или  от

значительного  внимания  к   эмоциональному   отвержению.   Родители   могут

признавать  неустойчивость  в  своих  воспитательных  требованиях,  но,  как

правило, недооценивают тяжесть  и  негативный  характер  последствий  такого

отношения.  Неустойчивый  стиль  воспитания  формирует   у   ребенка   черты

упрямства, постоянного намерения  поступать наоборот.

 

Эмоциональное отвержение, гипоопека  и жестокое обращение.  В  основе  такого

отношения   может   лежать   неосознаваемое   отождествление    ребенка    с

отрицательными моментами в  жизни родителей. При эмоциональном  отвержении  на

первый план выходит невнимание к ребенку, который воспринимается как  помеха

в жизни. При жестоком обращении  эмоциональное отвержение сочетается  с  мало

мотивированными  и  неоправданно  суровыми  наказаниями   в   виде   лишения

удовольствий,  избиений  и  наказаний.  Такой  стиль  воспитания   ведет   к

задержанному   психическому   развитию,   к    формированию    невротических

расстройств  и  к  усилению  черт  эмоционально-волевой  неустойчивости  или

импульсивности. Неустойчивый характер воспитания и эмоциональное  отвержение

часто   становятся   причинами   саморазрушающего   поведения   ребенка    с

употреблением наркотиков. Еще одной причиной начала наркотизации  или  срыва

ремиссии может быть наличие  скрытой или  явной  психотравмирующей  ситуации,

отсутствие  у  ребенка  способов  психологической  защиты,  позволяющих  ему

справляться с эмоциональным напряжением.

 

На основе выше сказанного можно заключить, что  понимание  и  учет  семейных

отношений позволяют избежать прямолинейных  попыток  разъяснительной  работы,

что оказывается, как  правило,  неэффективным.  Ответы  на  вопросы  о  типе

семьи, о характере  семейного  воспитания,  о  личных  проблемах  родителей,

определяющих  особенности  воспитательного  подхода,  приводят  к  пониманию

семьи как живой системы, которая имеет свою историю, традиции,  динамику,  и

позволяют  использовать  семейный  потенциал  в  предупреждении  девиантного

поведения  подростка,  в  частности,  экспериментирования  с  наркотиками  и

"срывов" при воздержании от  их употребления.

 

 

2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение

 

Недостатки в подготовке  детей  к  самостоятельной  жизнедеятельности  семья

приписывает «плохой наследственности»,  детскому  саду,  школе,  обществу  в

целом, улице.  Это,  возможно,  представляется  несколько  утрированным,  но

адекватно  отражающим  характерную  для  современного   общества   тенденцию

отношения к детям, представляется мнение В.Е.  Кагана:  «Ребенок  для  нашей

культуры  в  целом,  для  нашей  традиционной  педагогики  –  это   какое-то

изначальное воплощение зла... которое  мы должны  искоренить,  чтобы  ребенок

вырос  человеком»   Каган   В.   Е.   Семейные   и   половые   установки   у

подростков//Вопросы психологии 1987.[16].

 

Школа является  вторым  по  значимости  после  семьи  социальным  институтом

участвующий в формировании  личности  ребенка.  В  школе,  кроме  того,  что

приобретаются знания, так же формируется  самостоятельность  и  адекватность

самооценки.  В  этом  процессе  кроме  самого  ребенка  участвуют   так   же

сверстники, учителя и родители. Все это формирует определенные и,  не  редко

противоречивые, требования к поведению  ребенка,  которые  вызывают  у  него

внутренний  конфликт  и  попытки  его  компромиссного  разрешения   вызывают

определенное жестокое обращение  с каждой стороны.

 

Конфликтность, а так же жестокое  обращение  с  биологической  точки  зрения

является последствием органических психопатий, среди которых наиболее  часто

встречается возбудимый тип,  более  распространенный  среди  мальчиков.  Его

клинической  основой  является  аффективная  и  двигательная   возбудимость.

Лубовский Д.В.Психологический тренинг  для детей  из  трудных  семей//Детский

практический  психолог.1995.  [22],  ссылается  на  ранее  проведенные  В.В.

Лебединским   исследования,   в   которых   тот    приводит    сравнительную

характеристику проявлений эпилептоидной  психопатии  в  детском  и  взрослом

периодах  жизни:  при  эпилептоидной  психопатии   у   взрослых   наряду   с

взрывчатостью,  жестокостью  наблюдается  и  склонность к угодничеству   и

слащавости. В  то  время  как  дети  обращают  на  себя  внимание  легкостью

возникновения аффективных  вспышек  со  злобностью,  агрессией,  упрямством,

негативизмом, без проявления лести. В ответ на  малейшие  замечания  у  этих

детей возникают бурные реакции  протеста,  уходы  из  дома,  школы,  нередко

связанные  между собой.  Тяжелые  аффективные  разряды  часто  заканчиваются

астеническим состоянием с расслабленностью, вялостью, слезами.

 

В детском коллективе трудно сосуществовать с такими детьми не  только  из-за

силы и длительности их аффективных  вспышек, эмоциональной вязкости,  но  из-

за конфликтности, связанной с  постоянным  стремлением  к  самостоятельности,

из-за  властности  и  жестокости.  В  подростковом  возрасте   у   детей   с

органической психопатией возбудимого  круга складывается стойкая  конфликтная

ситуация в школе,  которая  способствует  «выталкиванию»  такого  ребенка  в

асоциальное внешкольное окружение.

 

Нередко именно школа провоцирует  проявление насилия со стороны родителей  по

отношению  к  ребенку.  Учитель  сообщает  родителям  о  том,  что  их  чадо

прогуливает и получает  двойки.  Цель  такого  обращения  понятна:  родители

должны  принять  меры.  Можно  заранее  прогнозировать  характер  этих  мер:

минимум – моральное воздействие, максимум – физическое.

 

Практика показывает, что  чаще  всего  принятые  меры  отражают  не  столько

степень реального проступка ребенка, сколько степень  пережитого  родителями

стыда при общении с учителем. В этом случае наказание  изначально  не  может

быть объективным и  справедливым.  Поэтому  нет  никаких  оснований  ожидать

изменений к лучшему в поведении  ребенка в результате такого воспитания.  При

этом взрослый остается во власти иллюзий, что он сделал все что  мог.

 

 

 

Глава 3. Виктимность поведения ребенка

 

Дети и подростки  являются  наиболее  уязвимой,  незащищенной  часть  нашего

общества. Жестокое обращение с  ними, пренебрежение их интересами  не  только

наносит непоправимый вред их здоровью, и  физическому,  и  психическому,  но

Информация о работе Жестокое обращение с детьми