Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:29, курсовая работа
Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми. Цель работы: аналитический обзор литературы по теме «Жестокое обращение с детьми».
Введение
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям
4.2 Анализ позиций насилия
Заключение
Список литературы
поколения в поколение в условиях тоталитарного воспитания, о деформациях
психики ребенка.
Отсюда нередки случаи психологического насилия в современной семье, а
сексуальное, физическое насилие, жестокость по отношению к ребенку
представляют собой крайнее выражение психологического насилия.
Можно добавить, что «строгий стиль» воспитания, ориентированный на
воспитание детского послушания, приводит к возникновению у ребенка
повышенной эмоциональности, делая для него маловероятными размышления о
своих действиях или восприятие новой информации о моральных принципах.
Все вышесказанное заставляет серьезно задуматься над следующими проблемами:
способны ли современные родители адекватно проявлять свою любовь к ребенку,
быть искренними в отношениях с ним.
2.2 Психологические последствия
плохого обращения в
Главным вопросом о психологических последствиях плохого обращения, который
встает перед специалистом, обращающимся к анализу вербальных и невербальных
семейных отношений, является вопрос о характере семейного воспитания. Речь
идет о том, сколько сил, времени и внимания уделяется родителями ребенку и
в какой мере их отношение нацелено на удовлетворение значимых для него
потребностей. Последствиями такого воспитания как раз и является отклонение
девиантное поведение ребенка и его терпимость к жестокому обращению.
Настоящее время российское общество характеризуется таким положением, когда
каждая отдельная семья
(уходы из дома и
сексуальной ориентации и другие, грозящие риском проблемного развития
нарушения поведения) и вынуждена действовать вслепую. При этом
неблагополучные семьи демонстрируют образцы злоупотребления алкоголем и
наркотиками; в дисфункциональных, конфликтных семьях, вследствие
запутанности семейных отношений, доминирует стремление ограничиться
эпизодическим вмешательством в проблемное поведение детей. В благополучных
семьях, как правило, преобладает тревога за складывающуюся ситуацию. Однако
обычно сочетается с конфронтацией по отношению к влиянию сверстников,
друзей ребенка по классу и по двору, т.е. доминирует установка на изоляцию
от детско-подростковой среды, что фактически невозможно и не предупреждает
различных форм проблемного, рискованного поведения и саморазрушающих
«экспериментов» с наркотиками или злоупотребления ими.
Необходим учет следующих форм неадекватного семейного воспитания (в
качестве примера рассмотрим явление наркотизации как наиболее негативного
вида девиантного поведения) Моделирование воспитательных систем:теория-
практике//под ред. Л.И.Новиковой, Н.Л. Селивановой – М.: Изд. РОУ.1995 год.
[26, с.67-68]:
Гиперпротекция (доминирующая или потворствующая) – этот стиль воспитания
характеризуется или постоянным контролем над любыми проявлениями поведения
ребенка с недоверием к "правильности" его самостоятельных поступков, или
некритичным удовлетворением любых запросов ребенка. При употреблении
подростком наркотиков в условиях такого воспитательного подхода с его
стороны быстро формируются выраженные формы протестно-вызывающего
поведения, облегченно закрепляется патологическая лживость. В родительской
реакции при начале употребления наркотиков чаще со стороны матери могут
возникать реакции со страхом потери ребенка, которые, как правило,
усиливают готовность идти у него на поводу. Со стороны отца обычными
являются полярные реакции, когда недоумение «почему это случилось с моим
ребенком», сменяется попытками отвержения материнского стиля отношений,
установления тотального контроля с угрозами наказания, что встречает
протестное отношение и со стороны матери, и со стороны ребенка. В итоге
фиксируются спутанные и непоследовательные отношения. При таком
воспитательном отношении
ребенка и в своих требованиях. Ребенок продолжает вести себя своевольно,
сам определяет круг друзей, время возвращения домой, характер своего время
провождения.
Воспитание с возложением на ребенка повышенной моральной ответственности.
При этом воспитательном подходе требования к ребенку (чаще девочке), как
правило, велики и оправдываются необходимостью «строгого контроля». Высокие
запросы к ребенку могут сочетаться с пониженным вниманием к его актуальным
интересам и потребностям или не соотноситься с его возможностями, что
обычно сопровождается риском психогенной травматизации. В складе личности
стимулируются черты педантичности, строгого следования установленному
порядку в сочетании с неуверенностью в себе и конформностью. Риск
наркотизации обычно входит в структуру подростковой реакции эмансипации от
родителей в сочетании с пассивным отношением к более активной позиции
сверстников, которые раньше начали экспериментировать с наркотиками.
Гипопротекция со стороны одного из родителей. При этом стиле вербальных
отношений как в дисфукциональной (конфликтной), так и в распавшейся семье,
один из родителей (чаще отец) не уделяет внимания ребенку, что
сопровождается невниманием
случаях ребенок также ведет себя своевольно, воспринимает семью как обузу.
С началом наркотизации ребенка семейный кризис, как правило, усиливается, и
одному из супругов, например, отцу, может приписываться вина и
ответственность за наркотизацию ребенка. При этом наркотизирующийся
подросток и активно вовлеченная в его проблемы мать легко образуют
своеобразную "пару" против отца, который начинает считаться главной
причиной наркотизации (уклонялся от воспитания, от обсуждения проблем,
отвергал материнский стиль отношения и пр.). За этой позицией стоит
неспособность родителей установить новые отношения с наркотизирующимся
ребенком, неосознанное желание не нести ответственности за его вовлечение в
употребление наркотиков.
Неустойчивый стиль воспитания. Этот стиль характеризуется неожиданной для
ребенка сменой отношений с переходами от строгости к потворству или от
значительного внимания к эмоциональному отвержению. Родители могут
признавать неустойчивость в своих воспитательных требованиях, но, как
правило, недооценивают тяжесть и негативный характер последствий такого
отношения. Неустойчивый стиль воспитания формирует у ребенка черты
упрямства, постоянного намерения поступать наоборот.
Эмоциональное отвержение, гипоопека и жестокое обращение. В основе такого
отношения может лежать неосознаваемое отождествление ребенка с
отрицательными моментами в жизни родителей. При эмоциональном отвержении на
первый план выходит невнимание к ребенку, который воспринимается как помеха
в жизни. При жестоком обращении эмоциональное отвержение сочетается с мало
мотивированными и неоправданно суровыми наказаниями в виде лишения
удовольствий, избиений и наказаний. Такой стиль воспитания ведет к
задержанному психическому развитию, к формированию невротических
расстройств и к усилению черт эмоционально-волевой неустойчивости или
импульсивности. Неустойчивый характер воспитания и эмоциональное отвержение
часто становятся причинами саморазрушающего поведения ребенка с
употреблением наркотиков. Еще одной причиной начала наркотизации или срыва
ремиссии может быть наличие скрытой или явной психотравмирующей ситуации,
отсутствие у ребенка способов психологической защиты, позволяющих ему
справляться с эмоциональным напряжением.
На основе выше сказанного можно заключить, что понимание и учет семейных
отношений позволяют избежать прямолинейных попыток разъяснительной работы,
что оказывается, как правило, неэффективным. Ответы на вопросы о типе
семьи, о характере семейного воспитания, о личных проблемах родителей,
определяющих особенности воспитательного подхода, приводят к пониманию
семьи как живой системы, которая имеет свою историю, традиции, динамику, и
позволяют использовать семейный потенциал в предупреждении девиантного
поведения подростка, в частности, экспериментирования с наркотиками и
"срывов" при воздержании от их употребления.
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение
Недостатки в подготовке детей к самостоятельной жизнедеятельности семья
приписывает «плохой наследственности», детскому саду, школе, обществу в
целом, улице. Это, возможно, представляется несколько утрированным, но
адекватно отражающим характерную для современного общества тенденцию
отношения к детям, представляется мнение В.Е. Кагана: «Ребенок для нашей
культуры в целом, для нашей традиционной педагогики – это какое-то
изначальное воплощение зла... которое мы должны искоренить, чтобы ребенок
вырос человеком» Каган В. Е. Семейные и половые установки у
подростков//Вопросы психологии 1987.[16].
Школа является вторым по значимости после семьи социальным институтом
участвующий в формировании личности ребенка. В школе, кроме того, что
приобретаются знания, так же формируется самостоятельность и адекватность
самооценки. В этом процессе кроме самого ребенка участвуют так же
сверстники, учителя и родители. Все это формирует определенные и, не редко
противоречивые, требования к поведению ребенка, которые вызывают у него
внутренний конфликт и попытки его компромиссного разрешения вызывают
определенное жестокое обращение с каждой стороны.
Конфликтность, а так же жестокое обращение с биологической точки зрения
является последствием органических психопатий, среди которых наиболее часто
встречается возбудимый тип, более распространенный среди мальчиков. Его
клинической основой является аффективная и двигательная возбудимость.
Лубовский Д.В.Психологический тренинг для детей из трудных семей//Детский
практический психолог.1995. [22], ссылается на ранее проведенные В.В.
Лебединским исследования, в которых тот приводит сравнительную
характеристику проявлений эпилептоидной психопатии в детском и взрослом
периодах жизни: при эпилептоидной психопатии у взрослых наряду с
взрывчатостью, жестокостью наблюдается и склонность к угодничеству и
слащавости. В то время как дети обращают на себя внимание легкостью
возникновения аффективных вспышек со злобностью, агрессией, упрямством,
негативизмом, без проявления лести. В ответ на малейшие замечания у этих
детей возникают бурные реакции протеста, уходы из дома, школы, нередко
связанные между собой. Тяжелые аффективные разряды часто заканчиваются
астеническим состоянием с расслабленностью, вялостью, слезами.
В детском коллективе трудно сосуществовать с такими детьми не только из-за
силы и длительности их аффективных вспышек, эмоциональной вязкости, но из-
за конфликтности, связанной с постоянным стремлением к самостоятельности,
из-за властности и жестокости. В подростковом возрасте у детей с
органической психопатией
ситуация в школе, которая способствует «выталкиванию» такого ребенка в
асоциальное внешкольное окружение.
Нередко именно школа провоцирует проявление насилия со стороны родителей по
отношению к ребенку. Учитель сообщает родителям о том, что их чадо
прогуливает и получает двойки. Цель такого обращения понятна: родители
должны принять меры. Можно заранее прогнозировать характер этих мер:
минимум – моральное воздействие, максимум – физическое.
Практика показывает, что чаще всего принятые меры отражают не столько
степень реального проступка ребенка, сколько степень пережитого родителями
стыда при общении с учителем. В этом случае наказание изначально не может
быть объективным и справедливым. Поэтому нет никаких оснований ожидать
изменений к лучшему в поведении ребенка в результате такого воспитания. При
этом взрослый остается во власти иллюзий, что он сделал все что мог.
Глава 3. Виктимность поведения ребенка
Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего
общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только
наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но