Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:29, курсовая работа
Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми. Цель работы: аналитический обзор литературы по теме «Жестокое обращение с детьми».
Введение
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям
4.2 Анализ позиций насилия
Заключение
Список литературы
также имеет тяжелые социальные последствия. Результаты криминологических и
психологических исследований показывают, что в силу особенностей возраста,
личностной несформированности и незащищенности несовершеннолетние обладают
повышенной виктимностью – субъективной "предрасположенностью" стать при
определенных обстоятельствах жертвой преступлений.
Виктимология как одно из важных направлений в криминологии изучает личность
потерпевшего, его связи, взаимоотношения с преступником, особенности
поведения жертвы в исследуемой ситуации Франк Л.В. Потерпевшие от
преступления и проблемы советской виктимологии – СПб.: Медицина, 1997. [38,
с.97-101; 39, с.165-167], уделяя особое внимание роли жертвы в генезисе
самого преступления. В исследованиях по половым преступлениям
подчеркивается, что чем старше жертва полового преступления, тем больше
удельный вес при определении ее беспомощного состояния приобретают
свойственные ей индивидуально-психологические особенности и их связь с
конкретной ситуацией Франк Л.В. -СПб., Медицина,1995. [38]. Теоретические и
практические вопросы криминалистического учения о потерпевших, тактика
допросов несовершеннолетних пострадавших разрабатываются главным образом в
работах юристов. К сожалению, проведение этих исследований только в рамках
юридической науки не способствует раскрытию психологических механизмов
поведения жертвы.
Центральная проблема виктимологии – это оценка "вклада" жертвы в юридически
значимую ситуацию, ее роли в преступлении и во взаимоотношениях с
преступником. Некоторые авторы проводят параллели между формами
взаимодействия и поведением. Так, Ю.М. Антонян (1991) указывает, что под
процессом взаимодействия живых существ с окружающей средой, который
«опосредован их двигательной и внутренней психической активностью,
подразумевается процесс поведения»[3]. О поведении стоит говорить, когда
субъект приобрел способность воспринимать, хранить и преобразовывать
информацию для самосохранения, приспособления к окружающим условиям и их
преобразования. Поведение человека носит социальный характер и социально
значимо. В поведении человека и в его отдельных действиях сложно
переплетаются осознанное и бессознательное, рациональное и эмоциональное.
Поэтому, при рассмотрении поведения потерпевшего на всех этапах юридически
значимой ситуации принимаются во внимание не только вышеперечисленные
аспекты, относящиеся к поведению, но и последующее его изменение в процессе
взаимодействия.
Таким образом, каких бы аспектов исследования насилия над детьми мы ни
касались, будь то проблемы виктимологии, проблемы оказания помощи детям,
перенесшим насилие, либо проблема предупреждения насилия над детьми и т.д.,
мы сталкиваемся с необходимостью изучения и раскрытия особенностей
психосексуального развития детей и подростков для оказания им более
квалифицированной помощи и объективной экспертной оценки.
Различные формы физического и сексуального насилия, такие как инцест,
физические наказания в детстве являются важным этиологическим фактором для
формирования целого ряда личностных расстройств. Пограничные пациенты
значительно чаще других становились свидетелями сцен семейного насилия,
прослеживается положительная корреляция между физическим насилием и
сексуальными атаками в
Анализ поведения жертвы требует соотнесения выявленных личностных
характеристик со структурой объективной ситуации случившегося. Изучение
ситуации по материалам уголовного дела, опросов жертвы и свидетелей дает
важную информацию о поведении жертвы, способах ее защиты.
И.С. Кон Введение в сексологию – М.: Речь,1997.[19, с.267] указывает, что
природа виктимности находится в прямой зависимости от связи между ребенком
и взрослым. Дети зачастую не осознают, что с ними делают, их
"добровольность" может быть фиктивной. Он также обращает внимание, что в
области сексуальных злоупотреблений детьми бытует много ложных
представлений. Среди них мнение о том, что:
. сексуальные покушения на
распада и деградации общества;
. большинство сексуальных
. все взрослые, развращающие детей – "извращенцы", сексуально больные люди;
. сексуальные покушения на
необразованной среде и неполных семьях;
. рассказывая о сексуальных покушениях, дети лгут, выдают воображаемое за
действительное;
. ребенок – пассивный объект сексуальных посягательств.
Проблема виктимности кроется в особенностях пограничной личности, такие,
как диффузная самоидентичность, слабость и недифференцированность границ "Я
- Другой", зависимость и постоянный эмоциональный голод, опосредуя все
отношения с окружающим миром, создают "генерализованную готовность к
виктимности широкого спектра" Соколова Е. Т. Проективные методы
исследования личности –М.: изд-воМГУ.1980[37] и провоцируют повторение
ситуаций насилия снова и снова. Исследование виктимности должно
основывалось на предположении, что существует "группа риска" формирующая
личностные расстройства и обладающая так называемой "пограничной личностной
организацией" (ПЛО). Особенно ярко это проявляется у девушек в возрасте от
12-18 лет. Если рассматривать поведение данной выборки с точки зрения
виктимного поведения, то в большинстве случаев в ходе исследования можно
сексуального и физического насилия в детстве и отрочестве. Кроме
перечисленного случаи родительского пренебрежения и депривации встречаются
значимо чаще, чем в среднем в популяции. Среди таких детей сексуальное
насилие в детстве пережили 31%, жестокие телесные наказания родителями
перенесли 41% испытуемых, более 92% девушек росли в семейной ситуации, для
которой характерно либо отсутствие матери (смерть матери, уход матери из
семьи после развода), либо наличие матери, неспособной воспитывать детей
(матери-алкоголички) и, таким образом, ее "эмоциональное отсутствие", либо
появление фигуры отца или отчима, угрожающей как матери, так и дочери.
Васильев В.Л., Мамайчук И.И. О некоторых вопросах судебно- психологической
экспертизы несовершеннолетних // Вопросы психологии 1993.[9].
С целью более углубленного анализа особенностей поведения в ситуации
конфликта мы исследовали способы реагирования на фрустрацию у пострадавших
девочек. В контрольной группе девочек во фрустирующих ситуациях преобладала
внешне обвинительная направленность реакций. В группе пострадавших
достоверно доминировали безобвинительные реакции. Такой тип реакций можно
рассматривать как своеобразную психологическую защиту личности. Девочки с
преобладанием безобвинительных реакций на этапах предварительного следствия
были склонны воспринимать случившееся с ними как нечто неизбежное,
фатальное. У них проявлялась тенденция ухода в себя, которая позволяла
ослабить вовлеченность в ситуацию, смягчить имеющийся эмоциональный
дискомфорт в связи со случившимся с ними. У пострадавших девочек
наблюдалось также достоверно низкое количество упорствующих реакций,
отражающих активность личности в ситуации фрустрации. В основном у них
преобладали препятственно-доминантные реакции, свидетельствующие о
повышенной фиксации на имеющихся препятствиях. Следует отметить высокую
информативную значимость данной методики в судебно-психологической
экспертизе.
Таким образом, проведенное исследование дает основания рассматривать
личностную организацию
которой лежит пережитое в детстве и отрочестве насилие, причем разные формы
насилия имеют разное влияние на личностную организацию, обуславливая ее
специфические особенности.
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям
4.1 Связь юриспруденции,
отношению к детям
Выделение насилия в семье в самостоятельную социальную проблему – только
первый шаг, направленный на ее разрешение. На этом пути много препятствий.
Это и отсутствие четких определений, теоретической базы, научной основы и
отсутствие полной информации о степени распространенности данного явления.
Недостаток информации по проблеме насилия зачастую приводит к тому, что
необходимость разрешения вопросов, связанных с насилием, вызывает
сопротивление и желание передать весь груз коррекционной и профилактической
работы сотрудникам
не только для педагогов и школьной администрации (часто не осознающих
глубину существующего насилия даже в их школе, не говоря уже об обществе)
но и для школьных психологов. Психологи же кроме страха перед работой с
проблемами, связанными с насилием, часто испытывают еще и профессиональный
информационный голод. Сложность состоит и в отсутствии концептуального
аппарата и критериев: что понимаем под насилием, кто такой человек,
совершающий насилие, характеристика жертвы и т.д. Кроме того, у психолога
нет четкого, осознанного представления своих возможностей в разрешении
проблем, связанных с насилием. Тем не менее, сейчас уже начинает
формироваться социальный запрос на подобную информацию, причем как от
специалистов-практиков, так и от их потенциальных клиентов: подростков и
взрослых.
Еще нет разработанных теоретических и методологических концепций о
причинах и условиях насилия в семье. Это так же относится и пассивной роли
государства по данному вопросу – это:
. отсутствие федерального
насилия;
. судебная и правоохранительная практика, отрицающая проблему домашнего
насилия;
. высокая степень латентности данного явления: как объективная,
обусловленная тем, что о фактах насилия в семье не заявляется в
правоохранительные органы, так и субъективная, обусловленная сокрытием
фактов насилия в семье правоохранительными органами.
Историческое отношение общества и государства к жестокости в семье
менялось. Раньше многие виды насилия в быту были фактически узаконены.
Патриархальное устройство государства, исповедуя формальный принцип
невмешательства в семейные дела, наделяло при этом мужчину широкими
властными полномочиями по отношению к другим членам семьи.
Когда же насилие в семье стало социальной проблемой и получило негативную
оценку со стороны общества? Осознание социально-психологических причин
данной проблемы произошло в Америке и Европе в 70-е годы двадцатого века,
когда идеи равноправия мужчин, женщин и детей в семье и в социальной жизни
получили широкое признание. Все это произошло благодаря неправительственным
женским организациям, специалистам в области психологического онтогенеза и
гендерных исследований, а так же социальным работникам. Рутман А. Оказание
медико- психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим
от насилия. [33, с.13].
В Советском Союзе насилие в семье было "закрытым" вопросом. Им занимались
только криминологи и другие специалисты при изучении семейно-бытовых
преступлений. Насилие в семье не могло стать социально-психологической
проблемой в стране, где в уголовно-правовой доктрине приоритетными
объектами защиты были государственные интересы и государственная
собственность.
В процессе перехода к рыночным условиям стал наблюдаться рост
криминализации общества в целом. Данный процесс не обошел и семью, в
которой стал складываться особый образ жизни, при котором насилие,
алкоголизм, наркомания становятся нормой поведения, передающейся от одного
поколения к другому.
Публично о насилии в семье в России заговорили совсем недавно, с 1993 года,
по инициативе женских общественных организаций. Широкая общественность
узнала, что 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в
семье. Дети, престарелые, женщины ежегодно составляют 38% всех убитых на
почве нездоровых семейно-бытовых отношений. Шакина В.А., Шакин В.Б. Что мы