Жестокое обращение с детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми. Цель работы: аналитический обзор литературы по теме «Жестокое обращение с детьми».

Оглавление

Введение
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям
4.2 Анализ позиций насилия
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Жестокое обращение с детьми.doc

— 285.00 Кб (Скачать)

также имеет тяжелые социальные последствия. Результаты  криминологических  и

психологических исследований показывают, что в силу  особенностей  возраста,

личностной несформированности и  незащищенности  несовершеннолетние  обладают

повышенной виктимностью  –  субъективной  "предрасположенностью"  стать  при

определенных обстоятельствах  жертвой преступлений.

 

Виктимология как одно из важных направлений в криминологии изучает  личность

потерпевшего,  его  связи,  взаимоотношения  с   преступником,   особенности

поведения  жертвы  в  исследуемой  ситуации  Франк   Л.В.   Потерпевшие   от

преступления и проблемы советской  виктимологии – СПб.: Медицина, 1997.  [38,

с.97-101; 39, с.165-167], уделяя особое  внимание  роли  жертвы  в  генезисе

самого   преступления.   В   исследованиях    по    половым    преступлениям

подчеркивается, что чем старше  жертва  полового  преступления,  тем  больше

удельный  вес  при  определении  ее   беспомощного   состояния   приобретают

свойственные ей  индивидуально-психологические  особенности  и  их  связь  с

конкретной ситуацией Франк  Л.В. -СПб., Медицина,1995. [38]. Теоретические  и

практические  вопросы  криминалистического  учения  о  потерпевших,  тактика

допросов несовершеннолетних пострадавших разрабатываются главным  образом  в

работах юристов. К сожалению, проведение этих исследований только  в  рамках

юридической  науки  не  способствует  раскрытию  психологических  механизмов

поведения жертвы.

 

Центральная проблема виктимологии –  это оценка "вклада" жертвы в  юридически

значимую  ситуацию,  ее  роли  в  преступлении  и  во   взаимоотношениях   с

преступником.   Некоторые   авторы   проводят   параллели   между    формами

взаимодействия и поведением. Так, Ю.М. Антонян  (1991)  указывает,  что  под

процессом  взаимодействия  живых  существ  с  окружающей   средой,   который

«опосредован  их  двигательной   и   внутренней   психической   активностью,

подразумевается процесс поведения»[3]. О  поведении  стоит  говорить,  когда

субъект  приобрел  способность  воспринимать,  хранить   и   преобразовывать

информацию для самосохранения, приспособления к  окружающим  условиям  и  их

преобразования. Поведение человека носит  социальный  характер  и  социально

значимо.  В  поведении  человека  и  в  его   отдельных   действиях   сложно

переплетаются осознанное и бессознательное,  рациональное  и  эмоциональное.

Поэтому, при  рассмотрении поведения потерпевшего на всех  этапах  юридически

значимой  ситуации  принимаются  во  внимание  не  только  вышеперечисленные

аспекты, относящиеся к поведению, но и последующее его изменение в  процессе

взаимодействия.

 

Таким образом, каких бы аспектов  исследования  насилия  над  детьми  мы  ни

касались, будь то проблемы виктимологии,  проблемы  оказания  помощи  детям,

перенесшим  насилие, либо проблема предупреждения насилия над детьми и  т.д.,

мы  сталкиваемся  с  необходимостью  изучения   и   раскрытия   особенностей

психосексуального  развития  детей  и  подростков  для  оказания  им   более

квалифицированной помощи и объективной экспертной оценки.

 

Различные формы  физического  и  сексуального  насилия,  такие  как  инцест,

физические  наказания в детстве являются важным этиологическим  фактором  для

формирования  целого  ряда  личностных  расстройств.  Пограничные   пациенты

значительно чаще других  становились свидетелями сцен  семейного насилия,

прослеживается  положительная  корреляция  между   физическим   насилием   и

сексуальными атаками в дальнейшем.

 

Анализ  поведения   жертвы   требует   соотнесения   выявленных   личностных

характеристик со  структурой  объективной  ситуации  случившегося.  Изучение

ситуации по материалам уголовного дела, опросов  жертвы  и  свидетелей  дает

важную информацию о поведении  жертвы, способах ее защиты.

 

И.С. Кон Введение в сексологию –  М.: Речь,1997.[19,  с.267]  указывает,  что

природа виктимности находится  в прямой зависимости от связи  между  ребенком

и  взрослым.  Дети  зачастую  не   осознают,   что   с   ними   делают,   их

"добровольность" может быть  фиктивной. Он также  обращает  внимание,  что  в

области   сексуальных   злоупотреблений   детьми   бытует    много    ложных

представлений. Среди них мнение о том, что:

 

. сексуальные покушения на детей   редки  и  являются  признаком   морального

   распада и деградации  общества;

 

. большинство сексуальных покушений  совершают посторонние;

 

. все взрослые, развращающие детей – "извращенцы", сексуально больные люди;

 

 

. сексуальные покушения на детей   совершаются  главным  образом   в  бедной,

   необразованной среде и  неполных семьях;

 

. рассказывая о сексуальных  покушениях, дети лгут, выдают  воображаемое  за

   действительное;

 

. ребенок – пассивный объект  сексуальных посягательств.

 

Проблема виктимности кроется  в  особенностях  пограничной  личности,  такие,

как диффузная самоидентичность, слабость и недифференцированность границ  "Я

- Другой", зависимость  и   постоянный  эмоциональный голод,  опосредуя все

отношения  с  окружающим  миром,  создают  "генерализованную  готовность   к

виктимности  широкого   спектра"   Соколова   Е.   Т.   Проективные   методы

исследования  личности  –М.:  изд-воМГУ.1980[37]  и  провоцируют  повторение

ситуаций  насилия   снова   и   снова.   Исследование   виктимности   должно

основывалось на предположении, что  существует  "группа  риска"  формирующая

личностные расстройства и обладающая так называемой "пограничной  личностной

организацией" (ПЛО). Особенно ярко это проявляется у девушек в  возрасте  от

12-18 лет. Если  рассматривать   поведение  данной  выборки   с  точки  зрения

виктимного поведения, то в большинстве  случаев  в  ходе  исследования  можно

сексуального  и  физического  насилия  в   детстве   и   отрочестве.   Кроме

перечисленного случаи родительского  пренебрежения и  депривации  встречаются

значимо чаще, чем в среднем  в  популяции.  Среди  таких  детей  сексуальное

насилие в детстве  пережили  31%,  жестокие  телесные  наказания  родителями

перенесли 41% испытуемых, более 92% девушек  росли в семейной  ситуации,  для

которой характерно либо отсутствие матери (смерть  матери,  уход  матери  из

семьи после развода), либо наличие  матери,  неспособной  воспитывать  детей

(матери-алкоголички) и, таким образом, ее "эмоциональное  отсутствие",  либо

появление фигуры отца или отчима,  угрожающей  как  матери,  так  и  дочери.

Васильев В.Л., Мамайчук И.И. О некоторых  вопросах  судебно-  психологической

экспертизы несовершеннолетних // Вопросы психологии 1993.[9].

 

С  целью  более  углубленного  анализа  особенностей  поведения  в  ситуации

конфликта мы исследовали способы  реагирования на фрустрацию  у  пострадавших

девочек. В контрольной группе девочек  во фрустирующих ситуациях  преобладала

внешне  обвинительная  направленность   реакций.   В   группе   пострадавших

достоверно доминировали безобвинительные реакции. Такой  тип  реакций  можно

рассматривать как своеобразную психологическую  защиту  личности.  Девочки  с

преобладанием безобвинительных реакций на этапах предварительного  следствия

были  склонны  воспринимать  случившееся  с  ними  как   нечто   неизбежное,

фатальное. У них проявлялась  тенденция  ухода  в  себя,  которая  позволяла

ослабить  вовлеченность  в  ситуацию,   смягчить   имеющийся   эмоциональный

дискомфорт  в  связи  со  случившимся  с  ними.   У   пострадавших   девочек

наблюдалось  также  достоверно  низкое  количество   упорствующих   реакций,

отражающих активность личности в  ситуации  фрустрации.  В  основном  у  них

преобладали   препятственно-доминантные   реакции,    свидетельствующие    о

повышенной фиксации на  имеющихся  препятствиях.  Следует  отметить  высокую

информативную   значимость   данной   методики   в   судебно-психологической

экспертизе.

 

Таким  образом,  проведенное исследование  дает   основания   рассматривать

личностную организацию виктимных  детей (девушек) как пограничную,  в  основе

которой лежит пережитое в детстве  и отрочестве насилие, причем разные  формы

насилия имеют разное влияние  на  личностную  организацию,  обуславливая  ее

специфические особенности.

 

 

 

Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям

 

 

4.1 Связь юриспруденции, психологии  и социологии в вопросах насилия  по

отношению к детям

 

Выделение насилия в семье в самостоятельную  социальную  проблему  –  только

первый шаг, направленный на ее разрешение. На этом пути  много  препятствий.

Это и отсутствие четких определений, теоретической базы,  научной  основы  и

отсутствие полной информации о  степени распространенности данного явления.

 

Недостаток информации по проблеме насилия  зачастую  приводит  к  тому,  что

необходимость  разрешения   вопросов,   связанных   с   насилием,   вызывает

сопротивление и желание передать весь груз коррекционной и  профилактической

работы сотрудникам правоохранительных органов.  Такое  отношение  характерно

не только для  педагогов  и  школьной  администрации  (часто  не  осознающих

глубину существующего насилия  даже в их школе, не говоря  уже  об  обществе)

но и для школьных психологов. Психологи же  кроме  страха  перед  работой  с

проблемами, связанными с насилием, часто испытывают еще  и  профессиональный

информационный голод.  Сложность  состоит  и  в  отсутствии  концептуального

аппарата  и  критериев:  что  понимаем  под  насилием,  кто  такой  человек,

совершающий насилие, характеристика жертвы и т.д. Кроме  того,  у  психолога

нет четкого,  осознанного  представления  своих  возможностей  в  разрешении

проблем,  связанных  с  насилием.  Тем  не  менее,   сейчас   уже   начинает

формироваться социальный  запрос  на  подобную  информацию,  причем  как  от

специалистов-практиков, так и от их  потенциальных  клиентов:  подростков  и

взрослых.

 

Еще  нет  разработанных   теоретических  и  методологических   концепций   о

причинах и условиях насилия в семье. Это так же относится и пассивной роли

государства по данному вопросу  – это:

 

. отсутствие федерального закона, обеспечивающего  защиту  жертв   домашнего

   насилия;

 

. судебная и правоохранительная  практика,  отрицающая  проблему  домашнего

   насилия;

 

.  высокая  степень   латентности   данного   явления:   как   объективная,

   обусловленная  тем,  что   о  фактах  насилия  в   семье  не  заявляется  в

   правоохранительные органы, так и  субъективная,  обусловленная   сокрытием

   фактов насилия в семье  правоохранительными органами.

 

Историческое  отношение  общества  и  государства  к  жестокости   в   семье

менялось. Раньше многие виды  насилия  в  быту  были  фактически  узаконены.

Патриархальное  устройство   государства,   исповедуя   формальный   принцип

невмешательства  в  семейные  дела,  наделяло  при  этом  мужчину   широкими

властными полномочиями по отношению  к другим членам семьи.

 

Когда же насилие в семье стало  социальной проблемой  и  получило  негативную

оценку  со  стороны  общества?  Осознание  социально-психологических  причин

данной проблемы произошло в  Америке и Европе в 70-е  годы  двадцатого  века,

когда идеи равноправия мужчин, женщин и детей в семье и в  социальной  жизни

получили широкое признание. Все это произошло благодаря  неправительственным

женским организациям, специалистам в области психологического  онтогенеза  и

гендерных исследований, а так же социальным работникам. Рутман  А.  Оказание

медико- психологической и правовой помощи детям и  подросткам,  пострадавшим

от насилия.  [33, с.13].

 

В Советском Союзе насилие в  семье было "закрытым"  вопросом.  Им  занимались

только  криминологи  и  другие  специалисты  при  изучении   семейно-бытовых

преступлений. Насилие  в  семье  не  могло  стать  социально-психологической

проблемой  в  стране,  где  в   уголовно-правовой   доктрине   приоритетными

объектами   защиты   были   государственные   интересы   и   государственная

собственность.

 

В  процессе   перехода   к   рыночным   условиям   стал   наблюдаться   рост

криминализации общества в целом.  Данный  процесс  не  обошел   и  семью,  в

которой  стал  складываться  особый  образ  жизни,  при   котором   насилие,

алкоголизм, наркомания становятся нормой поведения, передающейся  от  одного

поколения к другому.

 

Публично о насилии в семье  в России заговорили совсем недавно, с 1993  года,

по  инициативе  женских  общественных  организаций.  Широкая  общественность

узнала, что  40%  всех  тяжких  насильственных  преступлений  совершается  в

семье. Дети, престарелые, женщины ежегодно составляют  38%  всех  убитых  на

почве нездоровых семейно-бытовых  отношений. Шакина В.А., Шакин В.Б.  Что  мы

Информация о работе Жестокое обращение с детьми