Жестокое обращение с детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми. Цель работы: аналитический обзор литературы по теме «Жестокое обращение с детьми».

Оглавление

Введение
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям
4.2 Анализ позиций насилия
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Жестокое обращение с детьми.doc

— 285.00 Кб (Скачать)

 

Среди наиболее важных для нашего понимания вариантов агрессивного  поведения

различаются   экспрессивная,   импульсивная,   аффективная,   враждебная   и

инструментальная агрессия:

 

Экспрессивная  агрессия  –  это  устрашающе-агрессивное  поведение,  главной

целью которого является выразить и  обозначить свои потенциально  агрессивные

намерения, запугать оппонентов. Это  не всегда и не обязательно выражается  в

непосредственно разрушительных действиях.

 

Импульсивная  агрессия  –  обычно  спровоцированное  в  результате  действия

какого-то фактора, мгновенно  возникающее  и  достаточно  быстро  проходящее

агрессивное   поведение.   Такая   агрессия   может    носить    прерывистый

(«импульсный») характер, возникая  как  бы  «волнами»,  в   виде  своеобразных

«приливов» и «отливов» агрессивного поведения.

 

Аффективная агрессия – чисто эмоциональный  феномен,  практически  полностью

лишенный действенного  компонента.  Этим  она  отличается  от  экспрессивной

формы  агрессии.  Аффективная  агрессия,  как  правило,  представляет  собой

наиболее впечатляющий, но и самый бессмысленный вид агрессии.  Это то,  что

иногда называется «агрессивным  ажиотажем»  –  особое  состояние,  требующее

немедленных, любой ценой, жертв  и разрушений.

 

Соответственно,  общим  законам   подчиняются   и   механизмы   формирования

агрессивного ребенка в основе, которого лежит стиль воспитания,  называемого

исследователями  «строгим  стилем»  воспитания.  Колосова  С.   Агрессия   и

агрессивность.» Школьный психолог,2000г.,» [18, №26].

 

«Строгий стиль» воспитания в  качестве  основного  средства  воздействия  на

личность  подразумевает  наказание.  Проблеме  наказания  посвящено   немало

отечественных  исследований,  которые  обращают  внимание  на  недостаточную

эффективность наказания как метода воспитания. Многие данные говорят  о  том,

что   при   определенных   обстоятельствах   применение   наказания    может

способствовать обучению  агрессии,  которую  взрослый  пытается  подавить  с

помощью наказания.

 

Влияние наказания  на  человеческое  поведение  чрезвычайно  неоднозначно  и

зависит от ряда факторов. Например, было обнаружено, что наказание  приводит

к снижению агрессии у тех мальчиков, которые почти полностью  идентифицируют

себя  со  своими  отцами.  При  отсутствии  такой  идентификации  наказание,

напротив, стойко ассоциируется с  агрессией.

 

Выявлена  тесная  связь  между  родительским  воздействием  и   проявлениями

детской  враждебности.   Наказание   способствует   проявлению   агрессивных

побуждений за пределами той  ситуации, где оно имело  место,  а  сдерживающий

эффект наказания проявляется в границах узкого круга обстоятельств.

 

В настоящее время,  подавляющее  большинство  исследователей  признает,  что

применяемое по отношению к детям  наказание (особенно  физическое)  выступает

как модель  агрессивного  поведения.  Во  многих случаях агрессия  в виде

наказания не  осуждается  окружающими.  В  результате  оно  способствует  не

столько преодолению агрессии, сколько  вызывает ее трансформацию и  побуждает

ребенка к поиску приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий.

 

Агрессивность   и   жестокость   в   воспитании   детей   формирует    людей

малообразованных, не  умеющих  трудиться,  создавать  семью,  быть  хорошими

родителями, гражданами своей  страны,  ведет  к  воспроизводству  насилия  и

жестокости в обществе. Эскалация физического наказания  в  воспитании  имеет

абсолютно противоположный  результат  относительно  преследуемой  цели.  Так

А.И.  Григорьева  и  Л.Г.  Егорова,  ссылаясь  на  П. Лич   //   Педагог   в

гуманистической воспитательной системе  школы.,// пишут [30,  c.108]:  «Ни

одного доброго слова нельзя сказать про физические  наказания.  Исследования

показали,  что  дети,  которых  отшлепали,  совсем  не  помнят,  за  что  их

наказали. Они убегают от взрослых, кипя злостью,  а  вовсе  не  раскаиваясь.

Часто  взрослый,  наказывая,  только   унижает   ребенка.   Вы   даете   ему

почувствовать себя беспомощным  и  никчемным,  неспособным  быть  «хорошим».

Надо дать ребенку понять, каковы  результаты  его  собственных  опрометчивых

действий,  о  которых  ему  приходится  жалеть.   Любое   другое   наказание

воспринимается ребенком как месть, как желание утвердиться за его  счет».

 

 

Глава 2. Жестокое обращение в семье  и школе

 

 

2.1 Вербальные и невербальные  отношения в семье и психологическая

заброшенность

 

Социальный портрет современной  семьи  в  развитом  обществе  характеризуется

достаточно устойчивыми тенденциями:[2]

 

. рост числа семей с  1-2  детьми,  когда  практически   не  воспроизводится

   репродуктивная функция  семьи;

 

.  уменьшением  числа  ежегодно  заключаемых  браков  (1990  год  –  8,9  в

   перерасчете на 1000 населения;  в 1995 г. – 7,3; 1997 – 6,3);

 

. увеличение числа разводов (1990 год – 3,8 на  1000  населения;  в  1995 –

   4,6; 1997 г. – 3,79).

 

. снижение суммарного коэффициента  рождаемости сократился с 2,0 до  1,28  и

   рост доли однодетных  семей с 29,7% до 31%.

 

В соответствии с динамикой разводов с 1989 по 1995 год в 1,14 раза  возросла

доля неполных семей с одним  родителем с детьми до 18 лет.

 

Социальная   динамика   современной   семьи   характеризуется    негативными

тенденциями, особенно если смотреть на  нее  глазами  детей,  находящихся  в

особо  трудных  жизненных  обстоятельствах.  Это  подтверждается  следующими

статистическими данными. Стабильно  растет  внебрачная  рождаемость,  которая

достигла 25,3% детей  от  всех  родившихся.  Тревожной  является  социальная

статистика,  констатирующая  эмоциональную  депривацию  детей   и   жестокое

обращение с ними.

 

В  рамках  этих  кризисных  явлений  укорачивается  период   полноценной   и

оптимальной   семейной   социализации,   ослабляется   роль    родительского

авторитета, нарушаются  ценности  устойчивой  полной  семьи  как  социальной

нормы.  В  целом  это  приводит  к   тому,   что   семья   утрачивает   свой

социализирующий потенциал по  выхаживанию  и  воспитанию  детей.  По  мнению

ведущих как  отечественных,  так  и  зарубежных  специалистов,  занимающихся

ключевыми   проблемами   сохранения   семьи,    описанные    социологические

характеристики  отражают  новые  формы  вербального   семейного   поведения,

которые включают  в  себя:  сексуальную,  контрацептивную  и  бракоразводную

революции.

 

В основе  динамики  семьи,  как  основного  фактора  жестокого  обращения  с

детьми,  необходимо  выделить  два  взаимосвязанных  типа   воздействия   на

ребенка: семейные отношения (вербальные  отношения)  и  семейное  воспитание

(невербальные отношения).

 

Для здоровой семьи характерна:

 

. сильная родительская позиция  с четкими семейными правилами;

 

. гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи

   с определенными «образцами»  отношений и поведения;

 

.  сохранные,  эмоционально  теплые  связи   между   поколениями,   которые

   составляют основу «семейной  памяти».

 

Опору  семьи  создают  взаимно  солидарные  и  поддерживающие   друг   друга

родители. Они же обеспечивают и  чувство безопасности для детей.

 

Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны  «запутанные  отношения» –

это семья:

 

. с отцом (отчимом), который находится  на периферии семейного поля;

 

. семья с разъединенными, конфликтно  существующими родителями;

 

.  семья  с  хронической   неприязнью  между   отдельными   членами   семьи,

   родственниками по материнской  и отцовской линиям.

 

В таких семьях часто наблюдаются  проблемы с алкоголем.  Постоянно,  особенно

у женщин,  встречаются  психосоматические,  т.е.  связанные  с  психогенными

причинами  нарушения  со  стороны  здоровья,   поэтому   могут   наблюдаться

«хронические, трудно излечимые заболевания». Характерные черты  поведения  и

вербальных отношений  взрослых  и  детей  в  такой  семье.  Сборник  тезисоф

международной  конференции:  Подростки  и  молодеж  в  меняющимся   обществе

(проблемы девиантного поведения)  – М.: Новый отсчет, 2001[36, с.78]:

 

. общение между ними находится  на низком уровне, в нем отсутствуют  забота,

   юмор, радость от общения;

 

. в межличностных отношениях  доминируют разъединение,  неприязнь,  взаимное

   перекладывание вины;

 

. активное нежелание членов  семьи обсуждать внутрисемейные  проблемы с  кем-

  либо из окружающих, поэтому семья активно избегает поддержки со  стороны

   школы, служб социальной  защиты, просто соседей;

 

. по отношению к семейным  проблемам легко  возникают   состояния  тревоги  и

   паники;

 

.  часто  наблюдается   тенденция   разрешать   возникающие   проблемы   на

   эмоциональном уровне;

 

. постоянно проявляется несоответствие  между словами и действиями;

 

. между одними посланиями со  стороны  родителей  типа:  «Я  тебя  люблю»  и

   другими –  отталкивающими:  «Уйди,  надоел, не  мешайся»,  что вызывает

   противоречивость чувств  и реакций со стороны ребенка.

 

Во многом это определяет и невербальную сторону семейных отношений. В  таких

семьях дети переживают тревогу  перед неопределенностью будущего,  они  могут

тяготиться домом,  стремятся  больше  проводить  время  на  улице.  У  детей

отмечается заниженная самооценка, так как они часто проецируют причину  ссор

на  себя.  С  началом  наркотизации   при   углублении   семейного   кризиса

наркотизирующийся ребенок может  начинать  выступать  с  одним  из  родителей

против другого.

 

Для  распавшейся  семьи  характерно  соединение  неприязненных  отношений  с

застывшими, уходящими в прошлое  конфликтами. Такая  ситуация  утяжеляется  в

тех случаях, если поведение ребенка, связанное с употреблением алкоголя  или

наркотиков, помогает сохранить замкнутый, конфликтный круг  отношений,  т.к.

за  этим  может  стоять   неосознаваемое   ребенком   желание   восстановить

распавшиеся отношения. В подобных случаях дети и подростки  могут  прибегать

к использованию наркотиков для  своеобразного «шантажа» и демонстрации  своих

ожиданий от взрослых.

 

Для  асоциальной  семьи  с  наркологическими  проблемами  и   противоправным

поведением членов семьи характерны:

 

.   сочетание   затяжных,   конфликтных    внутрисемейных    отношений    с

   криминологической и наркологической  отягощенностью;

 

. нарастающая социальная изоляция  с выключением семьи из доверительных   или

   поддерживающих отношений  с другими семьями в доме, микрорайоне.

 

Дети,   проживающие   в   такой   семье,    испытывают    различные    формы

психологического давления:

 

. разъединенность и эмоциональное  отвержение со стороны родителей;

 

. заброшенность и насилие;

 

. чувство вины и стыда за  поведение членов семьи.

 

Они вынуждены соизмерять свое  поведение  с  «двойным  стандартом  правил» –

аморальным  как  нормой  поведения   внутри   своей   семьи   и   моральными

требованиями, правилами поведения  вне семьи – в школе, в общении  с  другими.

В такой ситуации дети стремятся  перенести  стиль  внутрисемейных  «образцов

поведения» на свои взаимоотношения  с  окружающими,  навязать  его,  если  не

встречают отпора.

 

Большой  интерес  для  исследования  агрессивности   ребенка   как   фактора

определяющего жестокость в обращении  с ребенком  представляют  ответы  детей

младшего дошкольного возраста на вопрос: «Что тебе запрещают делать  дома?».

Эти ответы определенным образом характеризуют  стиль  семейного  воспитания.

При их анализе  было  выделено  четыре  группы  запретов  (по  значимости  и

частоте)     Колосова    С.    Агрессия    и    агрессивность//     Школьный

психолог,2000г.,[18, №27]:

 

. первое место заняли  запреты  (предъявляемые  преимущественно   матерями),

   оберегающие вещи и порядок  в доме;

 

. второе место – запреты,  связанные с безопасностью ребенка;

 

. третье место – охрана покоя  взрослых и особенно отцов;

 

.  четвертое  место  –   запреты  нравственного  характера,  касающиеся  как

   внутрисемейных отношений,  так и  правил  поведения  (например,  не  рвать

   книги, не ломать деревья, не разговаривать грубо).

 

Формирующаяся  под  воздействием  тоталитарного  сознания  взрослых  двойная

идентификация ребенка (когда есть разделение «я для себя» и «я  для  семьи»)

оказывается мощной основой для  внутреннего отчуждения ребенка  от  семьи.  И

даже  при  сохранении  высокой   эмоциональной   привязанности   ребенка   к

родителям,  им  крайне  трудно   транслировать   свои   ценности   (особенно

нравственные и духовные) следующим  поколениям.  По  существу,  речь  идет  о

трансляции  внутриличностного  конфликта   и   агрессивных   побуждений   из

Информация о работе Жестокое обращение с детьми