Выявление жестокого обращения с детьми: пренебрежение основными нуждами ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:29, доклад

Краткое описание

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Файлы: 1 файл

Методика и технология работы СП.docx

— 27.43 Кб (Скачать)

ВЫЯВЛЕНИЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ:  
ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ РЕБЕНКА

Пренебрежение основными  нуждами ребенка (моральная жестокость) — это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Что может служить  причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?

  • отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие заботы и присмотра за ребенком;
  • отсутствие внимания и любви к ребенку.

Какие родители или  лица, их заменяющие, чаще других пренебрегают основными нуждами детей?  
- алкоголики, наркоманы;  
- с психическими расстройствами;  
- юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;  
- с низким социально-экономическим уровнем жизни;  
- с хроническими заболеваниями, инвалидностью, умственной отсталостью;  
- перенесшие жестокое обращение в детстве;  
- социально изолированные.

Как распознать ребенка, чьими нуждами пренебрегают?

Внешние проявления:

  • утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
  • у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
  • одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
  • нечистоплотность, несвежий запах.

Физические  признаки:

  • отставание в весе и росте от сверстников;
  • педикулез, чесотка;
  • частые «несчастные случаи»;
  • гнойные и хронические инфекционные заболевания;
  • запущенный кариес;
  • отсутствие надлежащих прививок;
  • задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

  • постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отбросах;
  • неумение играть;
  • поиск внимания/участия;
  • частые пропуски школьных занятий;
  • крайности поведения;
  • инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в псевдовзрослой манере;
  • агрессивен или замкнут, апатичен;
  • гиперактивен или подавлен;
  • неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
  • склонность к поджогам, жестокость к животным;
  • мастурбация, раскачивание, сосание пальцев.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

  1. Постарайтесь поговорить с ребенком, внимательно его выслушать.
  2. Обратитесь в органы опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка.
  3. Обратитесь в милицию или прокуратуру.
  4. Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.

 

Вовлечение  детей в преступную деятельность

В силу разных обстоятельств  дети могут попасть в нежелательные  ситуации и их последствия - "ловушки" для подростков. Одна из них - вовлечение детей в преступную деятельность. К сожалению, нередко взрослые используют детей для достижения своих преступных замыслов и не без выгоды для себя. О том, как это происходит, и  что в этой связи полезно знать, мы и поговорим. Начнем с выяснения  того, что такое преступление и  проступок. 

Преступление  и проступок

Действия, в которые вовлекают  взрослые детей, могут носить характер преступления, а могут считаться проступками. И преступление, и проступок - нарушения закона. В обоих случаях человек, их совершивший, - правонарушитель. Преступлением считаются действия, опасные для всего общества; четкий перечень преступлений указан в Уголовном кодексе. Проступком, как правило, считают менее опасные действия, перечень которых также четко указан в законе, но только в другом. Он называется Кодексом об административных правонарушениях. Поскольку проступок менее опасен по своему содержанию и последствиям, чем преступление, то и наказания за эти правонарушения разные. 

Обман

Детей вовлекают в совершение преступления потому, что подростка  проще обмануть, воспользовавшись его  доверчивостью и наивностью.

"Отнеси, пожалуйста, этот  сверток к автобусной остановке"  или "Не сочти за труд, позвони  в квартиру 35, узнай - дома хозяин  или нет".

Откуда вам знать, что  в коробке? Может быть взрывчатое вещество? А вдруг квартиру хотят  обокрасть?

У ребенка могут вызвать, например, чувство мести, сообщив  сведения, не соответствующие действительности.

"А ты знаешь, что  о тебе говорил Морозов? Вызови  его поговорить".

И пока вы будете "выяснять отношения" с Морозовым, ваши "доброжелатели", припугнув его побоями, снимут с  него куртку и часы. А вы станете  соучастником преступления, которое  квалифицируется как грабеж, за совершение которого группой лиц по предварительному сговору максимальное наказание определено - 7 лет лишения свободы. 

Подмена понятий

Ловко манипулируя такими понятиями, как дружба, верность, надежность, вас могут убедить в необходимости  оказать "помощь" своим "друзьям". Ведь вы такой хороший друг, на вас  всегда можно положиться.

Используется и разного  рода зависимость несовершеннолетнего  от взрослого. Зная, например, о пристрастии  подростка к алкоголю или наркотикам, его проще уговорить совершить  противоправное деяние, пообещав за это  соответствующее вознаграждение. Есть и другие способы: авторитет старшего товарища, запугивание и угрозы.

Втянуть в преступление можно и пробудив чувство зависти, посулив поделиться похищенным имуществом.

"Ты видел, какой  мотоцикл у Ерофеева? А знаешь, сколько он стоит? Хочешь такой  же?"

В ход идут различные методы в зависимости от обстоятельств: лесть, обещания, подкуп, побои и  применение психологического воздействия.  

Бродяжничество и попрошайничество

К сожалению, в последнее  время на улицах наших городов, вокзалах и в метро мы нередко встречаем  детей, лишенных заботы и внимания своихродителей и государства. Часто причиной этого бывают семейные конфликты, отсутствие родителей, их жестокое обращение с детьми и алкоголизм. Результатами таких ситуаций для детей бывают нищета, голод, бездомность, чувства ненужности и беззащитности.

Именно этим и пользуются недобросовестные взрослые, вовлекая таких детей в занятия бродяжничеством  и попрошайничеством. Под различными предлогами, в сопровождении взрослых и самостоятельно, несовершеннолетние перемещаются с места на место, выпрашивая у посторонних лиц деньги, продукты, одежду. Эти деяния влекут уголовное наказание для лиц, вовлекающих несовершеннолетних в такие антиобщественные действия.

Наивно полагать, что весь "доход" остается у ребенка. Взрослые лица, руководящие его действиями, забрав у него большую часть собранных  средств, оставляют ему минимум. Занятия попрошайничеством и бродяжничеством часто сопровождаются мелкими кражами, что является первым шагом к вовлечению детей в преступную деятельность и нередко делает их соучастниками более опасных преступлений. 

Возраст уголовной  ответственности

Уголовная ответственность  за преступления наступает, как правило, с 16 лет. Однако, за некоторые, специально указанные в Уголовном кодексепреступления уголовная ответственность наступает уже с 14-летнего возраста. Это такие преступления, как убийство, умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, кражи, вымогательство и разбой, захват заложников, неправомерное завладение автомобилем без цели хищения и др.

Несовершеннолетие может  рассматриваться судом только в  качестве обстоятельства, смягчающего  наказание. Поэтому не позволяйте ввести себя в заблуждение уверениями, что  вам ничего не будет, что вы еще  ребенок, несовершеннолетний и не можете быть наказаны.

На вас могут попытаться "свалить" чужую вину или убедить "взять" ее на себя. Не будьте наивными и не позволяйте использовать себя как орудие преступления.

К несовершеннолетним могут  быть применены следующие виды наказания: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы. За вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления максимальное наказание предусмотрено до 8 лет  лишения свободы

 

Во время вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, взрослый человек, как правило, совершает  психологическое влияние путём  следующих действий:

1. Переубеждение (о возможности  получения определённых благ, о  романтике и героизме антиобщественного  и преступного поведения и  т.д.).

2. Запугивание (угроза  нанесения побоев, лишения определённых  благ и т.д.).

3. Подкуп (предоставление  материальной награды, отдельных  благ и т.д.).

4. Обман (предоставление  лживой информации).

5. Пробуждение зависти  или других чувств.

6. Обещание приобрести  или продать украденное, распитие  спиртных напитков с несовершеннолетним  с целью облегчения склонения  их к совершению преступления.

Преступные действия организатора всегда совершаются с прямым умыслом. За вовлечение несовершеннолетнего  в совершение преступлений взрослое лицо в соответствии со ст. 150 УК РФ привлекается к уголовной ответственности, а  именно: наказывается лишением свободы  на срок до 5 лет, а совершённые с  применением насилия или с  угрозой его применения - наказывается лишением свободы на срок от 2 до 7 лет.

Вовлечение несовершеннолетнего  в пьянство, за которое предусмотрена  уголовная ответственность, определяется действиями взрослого, которые выражаются в неоднократном совместном употреблении с ним спиртных напитков, приобретения для него таких напитков. За вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий в соответствии со ст. 151 УК РФ взрослое лицо наказывается либо обязательными работами, либо арестом от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет.

В результате спаивания взрослыми  несовершеннолетнего наступают  тяжёлые последствия для последнего (отравление, разрушение нервной системы  и т.д.). Последствия, которые наступают  в результате разрушения личности подростка, дают повод отнести эти действия к преступным, а значит общественноопасным.

 За вовлечение несовершеннолетнего  в употребление спиртных напитков  взрослое лицо ждёт штраф. Если  взрослое лицо вовлекает несовершеннолетнего  в систематическое употребление  спиртных напитков, то  привлекается к уголовной ответственности.

 

Споры о месте жительства несовершеннолетнего ребенка при  раздельном проживании родителей.

В соответствии с семейным законодательством родители при  их раздельном проживании могут решить вопрос о месте проживания ребенка  соглашением. Если родители не могут  прийти к соглашению, данный вопрос разрешается судом с учетом того, кто из родителей может создать  более благоприятные условия  для их воспитания. Интересы ребенка  — это главный критерий, из которого исходит суд при разрешении данного  вопроса.

Дело о месте жительства ребенка разбирается в судебном заседании. При необходимости рассмотрению спора предшествует исследование органом  опеки и попечительства условий  жизни у каждого из родителей, их материального и семейного  положения, степени привязанности  ребенка к каждому из родителей. Заключение органа опеки и попечительства направляется в суд, но для суда имеет  лишь рекомендательный характер.

Законодательство не устанавливает  никаких преимуществ матери перед  отцом при разрешении данного  спора.

Однако на практике суды практически всегда разрешают спор о месте проживания ребенка до 10 лет в пользу матери, поскольку  считается, в этом возрасте ребенок  к ней психологически более привязан, больше нуждается в ее заботе. Однако, при определении места жительства детей старше 10 лет большее значение придается их желанию, игнорировать которое суд может только в исключительных случаях.

Решения, связанные со спорами  о воспитании, исполняются в обычном  порядке. Другими словами, данное решение  может быть исполнено принудительно, без учета пожеланий самого ребенка, что вряд ли правильно.

При судебном разрешении спора  о месте жительства детей при  раздельном проживании родителей учитывается  привязанность ребенка к каждому  из родителей (выясняется в порядке  досудебной подготовки специалистом органа опеки и попечительства совместно  с психологом); характеристика самого родителя (служебная, по месту жительства и высказанная самим несовершеннолетним); нравственные и иные качества родителей; характер взаимоотношений между каждым из родителей и ребенком, условия для воспитания и развития ребенка; состояние здоровья родителей (особенно психическое); наличие у каждого из родителей семьи дружной и благополучной; что конкретно побуждает каждого из родителей настаивать на своем исключительном праве на ребенка

Орган опеки и попечительства дает заключения о том, с кем должен проживать ребенок. Могут быть предусмотрены  два заключения – об условиях жизни  обоих родителей; возможен мотивированный вариант заключения о невозможности  передачи ребенка ни одному из родителей.

Информация о работе Выявление жестокого обращения с детьми: пренебрежение основными нуждами ребенка