Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 06:24, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи.
Задачи исследования:
Изучить теоретические подходы к проблеме развития произвольного поведения у детей с нарушением речи.
На основании анализа психолого-педагогических исследований выявить основные особенности становления произвольного поведения у детей в норме и с нарушением речи.
Экспериментально изучить влияние регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи.
Введение
Глава 1. Проблема развития произвольного  поведения у детей с нарушением речи
1.1. Развитие произвольного  поведения у детей
1.2. Особенности развития  произвольного поведения у детей  дошкольного возраста
1.3. Развитие произвольного  поведения у детей с общим  недоразвитием речи
1.4. Показатели развития  произвольного поведения у детей  с общим недоразвитием речи
Глава 2. Связь регулирующей функции речи с произвольным поведением
2.1. Взаимосвязь речевого  развития и развития произвольного  поведения у дошкольников
2.2. Особенности регулирующей  функции речи у детей с общим  недоразвитием речи
Глава 3. Экспериментальное  исследование влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного  поведения у детей с нарушением речи
3.1. Организационные аспекты  исследования
3.2. Результаты и анализ  констатирующего эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение
В результате проведённого исследования можно сделать вывод о взаимовлиянии регулирующей функции речи и произвольного поведения.
У детей с нарушениями 
речи на среднем и низком уровне, 
а также у детей с нормально 
развитой речью на низком уровне не 
наблюдается влияния 
А на высоком уровне у детей с нарушением речи и на высоком и среднем уровне у детей с нормально развитой речью очень хорошо видно влияние регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения. Так как здесь речь находится на высоком уровне – она ведёт за собой развитие произвольного поведения. Итак, речь помогает ребёнку планировать в сознании порядок действий, которые помогают достигнуть определённой цели. Речь помогает поставить конкретную цель. В речи ребёнка также отражаются правила поведения, социальные нормы, которые непосредственно влияют на его поведение. А также с помощью речи можно предвидеть результаты своих действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психологической 
литературы по проблеме произвольности 
позволяет, несмотря на многообразие трактовок, 
выявить то общее, что, с нашей 
точки зрения, заложено в содержании 
этого понятия. Во-первых, это упоминаемая 
практически всеми 
Выделенные характеристики 
произвольного поведения 
Однако само содержание и суть выделенных характеристик таковы, что, с нашей точки зрения, становление произвольности теснейшим образом связано с развитием личности ребенка, а это значит, с практическим решением проблемы единства аффекта и интеллекта, которую мы, вслед за Л. С. Выготским, считаем центральной для психологии личности. В предыдущей главе обосновывалась позиция, согласно которой проблема единства аффекта и интеллекта не может быть решена без третьего звена, играющего роль связующей основы. Такой основой является волевая сфера личности. Воля выступает как высшая функция, которая связывает и гармонизирует интеллектуальное и эмоциональное развитие в онтогенезе. Отличительной особенностью волевого акта является то, что в нем совмещены функции побуждения и осмысления. Волевое развитие предстает как освобождение от внешних зависимостей, а сама воля как функция, привносящая в ситуацию смысл. Личностное, внутреннее свободное поведение всегда предполагает участие воли.
Можно говорить о том, что 
сформированность уровневой системы 
произвольного поведения 
Речь помогает ребёнку планировать в сознании порядок действий, которые помогают достигнуть определённой цели. Речь помогает поставить конкретную цель. В речи ребёнка также отражаются правила поведения, социальные нормы, которые непосредственно влияют на его поведение. А так же с помощью речи можно предвидеть результаты своих действий.
Развитие произвольного поведения ососбенную актуальность приобретает по отношению к детям с нарушениями речи. Нарушение речи предполагает не только нарушение звукопроизношения, но также всех уровней языка (лексического, грамматического) и изменение всего хода развития ребёнка, что, безусловно, сказывается на дальнейшем развитии произвольного поведения детей.
Регулирующая функция является фактором развития произвольного поведения, исходя из следующего:
- регулирующая функция 
речи помогает фиксировать 
- речь сопровождает действие (ребёнок анализирует условия задачи, ищет средство достижения цели и производит нужное действие);
- регулирующая функция речи помогает ребёнку дать словесный отчёт о проделанном действии в целом;
- речь фиксирует образ 
предстоящего действия, и таким 
образом становится 
- регулирующая функция 
речи помогает объективировать 
собственные действия и 
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить особенности регулирующей функции речи у детей с общим недоразвитием речи:
В ходе экспериментального исследования было выявлено, что у детей в норме более высокое развитие как регулирующей функции речи, так и произвольности поведения. Данные показатели у детей в норме гораздо ниже. В целом при сравнении данных показателей была выявлена следующая зависимость: у детей с высоким уровнем сформированности речи произвольность поведения также высокая. Та же зависимость была выявлена и у детей с нарушением речи: у детей с низким уровнем развития регулирующей функции речи произвольность поведения нарушена.
В результате проведённого исследования можно сделать вывод о взаимовлиянии регулирующей функции речи и произвольного поведения.
У детей с нарушениями 
речи на среднем и низком уровне, 
а также у детей с нормально 
развитой речью на низком уровне не 
наблюдается влияния 
А на высоком уровне у детей с нарушением речи и на высоком и среднем уровне у детей с нормально развитой речью очень хорошо видно влияние регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения. Так как здесь речь находится на высоком уровне – она ведёт за собой развитие произвольного поведения. Итак, речь помогает ребёнку планировать в сознании порядок действий, которые помогают достигнуть определённой цели. Речь помогает поставить конкретную цель. В речи ребёнка также отражаются правила поведения, социальные нормы, которые непосредственно влияют на его поведение. А также с помощью речи можно предвидеть результаты своих действий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Сводные результаты методики «Да и нет»
Группа  | 
  Ф.И. ребёнка  | 
  Критерии  | 
  Общий уровень  | ||
Обдумывание ответа  | 
  Контроль ответа  | 
  Понимание инструкции  | |||
Норма  | 
  Юля А.  | 
  В  | 
  С  | 
  В  | 
  В  | 
Артём Б.  | 
  С  | 
  С  | 
  С  | 
  С  | |
Алёша В.  | 
  С  | 
  С  | 
  С  | 
  С  | |
Алиса К.  | 
  С  | 
  С  | 
  С  | 
  С  | |
Маша М.  | 
  С  | 
  В  | 
  В  | 
  В  | |
Витя О.  | 
  С  | 
  С  | 
  В  | 
  С  | |
Катя С.  | 
  Н  | 
  Н  | 
  С  | 
  Н  | |
Люба Т.  | 
  С  | 
  С  | 
  С  | 
  С  | |
Паша Щ.  | 
  С  | 
  В  | 
  В  | 
  В  | |
Аня Я.  | 
  В  | 
  С  | 
  В  | 
  В  | |
ОНР  | 
  Саша А.  | 
  С  | 
  В  | 
  В  | 
  В  | 
Игорь Б.  | 
  С  | 
  В  | 
  В  | 
  В  | |
Игорь Д.  | 
  Н  | 
  Н  | 
  С  | 
  Н  | |
Захар М.  | 
  С  | 
  С  | 
  С  | 
  С  | |
Катя П.  | 
  С  | 
  Н  | 
  Н  | 
  Н  | |
Максим П.  | 
  С  | 
  С  | 
  С  | 
  С  | |
Вика С.  | 
  С  | 
  С  | 
  С  | 
  С  | |
Алина Ф.  | 
  С  | 
  С  | 
  С  | 
  С  | |
Даша Ч.  | 
  С  | 
  Н  | 
  Н  | 
  Н  | |
Рома Ш.  | 
  С  | 
  С  | 
  С  | 
  С  | |
Информация о работе Взаимосвязь регулирующей функции речи и произвольного поведения детей-логопатов