Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 06:24, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи.
Задачи исследования:
Изучить теоретические подходы к проблеме развития произвольного поведения у детей с нарушением речи.
На основании анализа психолого-педагогических исследований выявить основные особенности становления произвольного поведения у детей в норме и с нарушением речи.
Экспериментально изучить влияние регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи.
Введение
Глава 1. Проблема развития произвольного поведения у детей с нарушением речи
1.1. Развитие произвольного поведения у детей
1.2. Особенности развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста
1.3. Развитие произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи
1.4. Показатели развития произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи
Глава 2. Связь регулирующей функции речи с произвольным поведением
2.1. Взаимосвязь речевого развития и развития произвольного поведения у дошкольников
2.2. Особенности регулирующей функции речи у детей с общим недоразвитием речи
Глава 3. Экспериментальное исследование влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи
3.1. Организационные аспекты исследования
3.2. Результаты и анализ констатирующего эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение
В результате проведённого исследования можно сделать вывод о взаимовлиянии регулирующей функции речи и произвольного поведения.
У детей с нарушениями
речи на среднем и низком уровне,
а также у детей с нормально
развитой речью на низком уровне не
наблюдается влияния
А на высоком уровне у детей с нарушением речи и на высоком и среднем уровне у детей с нормально развитой речью очень хорошо видно влияние регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения. Так как здесь речь находится на высоком уровне – она ведёт за собой развитие произвольного поведения. Итак, речь помогает ребёнку планировать в сознании порядок действий, которые помогают достигнуть определённой цели. Речь помогает поставить конкретную цель. В речи ребёнка также отражаются правила поведения, социальные нормы, которые непосредственно влияют на его поведение. А также с помощью речи можно предвидеть результаты своих действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психологической
литературы по проблеме произвольности
позволяет, несмотря на многообразие трактовок,
выявить то общее, что, с нашей
точки зрения, заложено в содержании
этого понятия. Во-первых, это упоминаемая
практически всеми
Выделенные характеристики
произвольного поведения
Однако само содержание и суть выделенных характеристик таковы, что, с нашей точки зрения, становление произвольности теснейшим образом связано с развитием личности ребенка, а это значит, с практическим решением проблемы единства аффекта и интеллекта, которую мы, вслед за Л. С. Выготским, считаем центральной для психологии личности. В предыдущей главе обосновывалась позиция, согласно которой проблема единства аффекта и интеллекта не может быть решена без третьего звена, играющего роль связующей основы. Такой основой является волевая сфера личности. Воля выступает как высшая функция, которая связывает и гармонизирует интеллектуальное и эмоциональное развитие в онтогенезе. Отличительной особенностью волевого акта является то, что в нем совмещены функции побуждения и осмысления. Волевое развитие предстает как освобождение от внешних зависимостей, а сама воля как функция, привносящая в ситуацию смысл. Личностное, внутреннее свободное поведение всегда предполагает участие воли.
Можно говорить о том, что
сформированность уровневой системы
произвольного поведения
Речь помогает ребёнку планировать в сознании порядок действий, которые помогают достигнуть определённой цели. Речь помогает поставить конкретную цель. В речи ребёнка также отражаются правила поведения, социальные нормы, которые непосредственно влияют на его поведение. А так же с помощью речи можно предвидеть результаты своих действий.
Развитие произвольного поведения ососбенную актуальность приобретает по отношению к детям с нарушениями речи. Нарушение речи предполагает не только нарушение звукопроизношения, но также всех уровней языка (лексического, грамматического) и изменение всего хода развития ребёнка, что, безусловно, сказывается на дальнейшем развитии произвольного поведения детей.
Регулирующая функция является фактором развития произвольного поведения, исходя из следующего:
- регулирующая функция
речи помогает фиксировать
- речь сопровождает действие (ребёнок анализирует условия задачи, ищет средство достижения цели и производит нужное действие);
- регулирующая функция речи помогает ребёнку дать словесный отчёт о проделанном действии в целом;
- речь фиксирует образ
предстоящего действия, и таким
образом становится
- регулирующая функция
речи помогает объективировать
собственные действия и
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить особенности регулирующей функции речи у детей с общим недоразвитием речи:
В ходе экспериментального исследования было выявлено, что у детей в норме более высокое развитие как регулирующей функции речи, так и произвольности поведения. Данные показатели у детей в норме гораздо ниже. В целом при сравнении данных показателей была выявлена следующая зависимость: у детей с высоким уровнем сформированности речи произвольность поведения также высокая. Та же зависимость была выявлена и у детей с нарушением речи: у детей с низким уровнем развития регулирующей функции речи произвольность поведения нарушена.
В результате проведённого исследования можно сделать вывод о взаимовлиянии регулирующей функции речи и произвольного поведения.
У детей с нарушениями
речи на среднем и низком уровне,
а также у детей с нормально
развитой речью на низком уровне не
наблюдается влияния
А на высоком уровне у детей с нарушением речи и на высоком и среднем уровне у детей с нормально развитой речью очень хорошо видно влияние регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения. Так как здесь речь находится на высоком уровне – она ведёт за собой развитие произвольного поведения. Итак, речь помогает ребёнку планировать в сознании порядок действий, которые помогают достигнуть определённой цели. Речь помогает поставить конкретную цель. В речи ребёнка также отражаются правила поведения, социальные нормы, которые непосредственно влияют на его поведение. А также с помощью речи можно предвидеть результаты своих действий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Сводные результаты методики «Да и нет»
Группа |
Ф.И. ребёнка |
Критерии |
Общий уровень | ||
Обдумывание ответа |
Контроль ответа |
Понимание инструкции | |||
Норма |
Юля А. |
В |
С |
В |
В |
Артём Б. |
С |
С |
С |
С | |
Алёша В. |
С |
С |
С |
С | |
Алиса К. |
С |
С |
С |
С | |
Маша М. |
С |
В |
В |
В | |
Витя О. |
С |
С |
В |
С | |
Катя С. |
Н |
Н |
С |
Н | |
Люба Т. |
С |
С |
С |
С | |
Паша Щ. |
С |
В |
В |
В | |
Аня Я. |
В |
С |
В |
В | |
ОНР |
Саша А. |
С |
В |
В |
В |
Игорь Б. |
С |
В |
В |
В | |
Игорь Д. |
Н |
Н |
С |
Н | |
Захар М. |
С |
С |
С |
С | |
Катя П. |
С |
Н |
Н |
Н | |
Максим П. |
С |
С |
С |
С | |
Вика С. |
С |
С |
С |
С | |
Алина Ф. |
С |
С |
С |
С | |
Даша Ч. |
С |
Н |
Н |
Н | |
Рома Ш. |
С |
С |
С |
С |
Информация о работе Взаимосвязь регулирующей функции речи и произвольного поведения детей-логопатов