Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 06:24, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи.
Задачи исследования:
Изучить теоретические подходы к проблеме развития произвольного поведения у детей с нарушением речи.
На основании анализа психолого-педагогических исследований выявить основные особенности становления произвольного поведения у детей в норме и с нарушением речи.
Экспериментально изучить влияние регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи.
Введение
Глава 1. Проблема развития произвольного  поведения у детей с нарушением речи
1.1. Развитие произвольного  поведения у детей
1.2. Особенности развития  произвольного поведения у детей  дошкольного возраста
1.3. Развитие произвольного  поведения у детей с общим  недоразвитием речи
1.4. Показатели развития  произвольного поведения у детей  с общим недоразвитием речи
Глава 2. Связь регулирующей функции речи с произвольным поведением
2.1. Взаимосвязь речевого  развития и развития произвольного  поведения у дошкольников
2.2. Особенности регулирующей  функции речи у детей с общим  недоразвитием речи
Глава 3. Экспериментальное  исследование влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного  поведения у детей с нарушением речи
3.1. Организационные аспекты  исследования
3.2. Результаты и анализ  констатирующего эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение
Таким образом, речь становится 
регулятором действий ребёнка не 
сама по себе, а только в её связанности 
с практическим действием, когда 
она фиксирует образ 
Как показал Выготский, речевая саморегуляция проходят в своём развитии ряд ступеней. На первой из них (в раннем и младшем дошкольном возрасте) слово «идёт вслед за действием» и лишь фиксирует его результаты. На следующей ступени речь сопровождает действие и идёт параллельно ему. Затем словесная формулировка задачи начинает определять ход её выполнения. Речь «сдвигается» к началу действия, предваряя его, т. е. возникает планирующая и регулирующая функция речи. Конкретизируя эти идеи Выготского, Р. Б. Левина (1968) показала, что речь ребёнка приобретает планирующую и регулирующую функцию потому, что она обнаруживает возможность фиксировать впечатления и действия ребёнка, строить их речевой слепок, объективировать собственные действия и осознавать их. Таким образом, речь превращает действия ребёнка в предмет его сознания и потому делает возможным управление ими.
Таким образом, можно сделать вывод, что речь помогает ребёнку планировать в сознании порядок действий, которые помогают достигнуть определённой цели. Речь помогает поставить конкретную цель. В речи ребёнка также отражаются правила поведения, социальные нормы, которые непосредственно влияют на его поведение. А так же с помощью речи можно предвидеть результаты своих действий.
2.2. Особенности регулирующей функции речи у детей с общим недоразвитием речи
Формирование регулирующей 
функции речи определяет возникновение 
у ребёнка способности 
Широко распространенным 
в обучении видом словесной регуляции 
является инструкция. С самого начала 
обучения взрослые с помощью инструкции 
регулируют поведение ребенка, цель 
и способы его действий. На первых 
этапах обучения инструкцию следует 
применять в сочетании с 
Ребёнок слышит звучащую речь 
с первых дней жизни. Но эта речь 
является для младенца лишь признаком 
присутствия взрослого, общим фоном 
их взаимодействия либо условно-рефлекторным 
сигналом. На определённом этапе развития 
(около двух лет) слово отделяется 
от предмета и от взрослого и само 
становится предметом сознания ребенка. 
Верным признаком это.» о является 
эмоциональное отношение к 
В старшем дошкольном возрасте, когда дети уже умеют давать достаточно последовательный отчет о проделанных действиях, включающий определение цели, условий, средства и результата выполнения задания, им предлагается рассказать, как они будут выполнять задание, т.е. заранее спланировать свои действия в речи. При этом первые задания на планирование обязательно даются на знакомом материале, на заданиях, которые уже раньше выполнялись детьми. В дальнейшем можно предложить детям планировать свои действия в новых, но сходных со знакомыми задачами. Таким образом, к концу дошкольного возраста удается сформировать у детей элементы словесного планирования.
Педагоги и воспитатели 
во всех случаях должны стремиться 
к тому, чтобы общение, в основном, 
происходило с помощью речи. Однако 
нужно хорошо знать и учитывать 
речевые возможности каждого 
ребенка и в случае необходимости 
сочетать словесное и жестовое общение. 
Например, если ребенок просит дать 
ему предмет, название которого он не 
знает, вполне допустимо употребление 
указательного жеста («Дай мне вот 
это» - говорит ребенок и указывает 
на нужный ему предмет). То же самое 
относится и к свойствам 
Ребёнок не приспосабливается к противостоящим ему требованиям общества и не подчиняется им; он изначально находится и развивается внутри этого общества, в практической связи с ним. Решающую роль в этом процессе играет речевое общение ребёнка с другими людьми. Слово, будучи, прежде всего орудием общения между людьми, становится затем средством мышления и средством овладения своим поведением.
Известно, что речевое воздействие взрослого меняет для ребёнка смысл его действий и побуждает к выполнению поставленной задачи. В отличие от этого дети с нарушениями речи обнаружили нечувствительность к речевым воздействиям взрослого. Несмотря на обострённую потребность в общении с ним, которая проявляется во взглядах детей, в их желании быть поближе, в напряжённости и в смущении при индивидуальных обращениях взрослого, они как бы не слышат его указаний и поручении. Гот факт, что эти дети не хотят и не могут повторять за взрослым новые или знакомые им слова (в отличие от хорошо говорящих, которые с восторгом делали это) может свидетельствовать о том, что они ещё не прошли через этап осознания слова и оно остаётся для них лишь условно - рефлекторным сигналом. Поэтому они понимают значения отдельных слов и могут выполнить простые одношаговые инструкции, т. е. связывают звуковую форму слова с предметом и действием, но не могут слушать речь взрослого и опосредовать свои действия словом. В результате их поведение является более зависимым от ситуации, более стереотипным и менее эмоциональным, чем у хорошо говорящих детей.
Влияние регулирующей функции 
речи на развитие произвольного поведения 
не только в раннем, но и в более 
поздних возрастах можно 
Анализируя работы Л.С. Выготского, А. Р. Лурии, А. В. Запорожца, можно сделать вывод, что регулирующая функция является фактором развития произвольного поведения, исходя из следующего:
- регулирующая функция 
речи помогает фиксировать 
- речь сопровождает действие 
(ребёнок анализирует условия 
задачи, ищет средство достижения 
цели и производит нужное 
- регулирующая функция речи помогает ребёнку дать словесный отчёт о проделанном действии в целом;
- речь фиксирует образ 
предстоящего действия, и таким 
образом становится 
- регулирующая функция 
речи помогает объективировать 
собственные действия и 
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить особенности регулирующей функции речи у детей с общим недоразвитием речи:
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
3.1. Организационные аспекты исследования
Логика выпускного квалификационного 
исследования предполагает проведение 
экспериментальной работы. Цель проведения 
эксперимента: выявление влияния 
регулирующей функции речи на развитие 
произвольного поведения у 
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
Экспериментальная работа велась на базе МДОУ «Детский сад №… комбинированного вида» города…. с 1 марта 2008 года по 10 мая 2008 года. Для эксперимента нами были взяты дети с нарушением речи в количестве 10 человек. Группа детей была образована по следующим критериям:
Логика нашего исследования предполагает проведение работы по выявлению особенностей регулирующей функции речи и развития произвольного поведения детей с нарушением речи, что обуславливает необходимость проведения сравнительного анализа. Вследствие этого нами была сформирована 2 группа детей для участия в экспериментальной работе – дети с нормальным речевым развитием.
Группа детей была образована по следующим критериям:
Таблица 1
Характеристика детей контрольной группы, отобранных для экспериментального исследования
Ф.И. Ребёнка  | 
  Возраст  | 
  Медицинское заключение  | 
Юля А.  | 
  6,2  | 
  Норма  | 
Артём Б.  | 
  6,6  | 
  Норма  | 
Алёша В.  | 
  6,4  | 
  Норма  | 
Алиса К.  | 
  6,8  | 
  Норма  | 
Маша М.  | 
  6,7  | 
  Норма  | 
Витя О.  | 
  6,2  | 
  Норма  | 
Катя С.  | 
  6,6  | 
  Норма  | 
Люба Т.  | 
  6,8  | 
  Норма  | 
Паша Щ.  | 
  6,9  | 
  Норма  | 
Аня Я.  | 
  6,5  | 
  Норма  | 
Таблица 2
Ф.И. Ребёнка  | 
  Возраст  | 
  Медицинское заключение  | 
Саша А.  | 
  6,3  | 
  ОНР III уровня, дизартрия лёгкой степени  | 
Игорь Б.  | 
  6,8  | 
  ОНР III уровня, дизартрия лёгкой степени  | 
Игорь Д.  | 
  6,9  | 
  ОНР III уровня, дизартрия средней степени  | 
Захар М.  | 
  6,10  | 
  ОНР III уровня, дизартрия средней степени  | 
Катя П.  | 
  6,4  | 
  ОНР III уровня, дизартрия лёгкой степени  | 
Максим П.  | 
  6,8  | 
  ОНР III уровня, дизартрия средней степени  | 
Вика С.  | 
  6,5  | 
  ОНР III уровня, дизартрия лёгкой степени  | 
Алина Ф.  | 
  6,7  | 
  ОНР III уровня, дизартрия лёгкой степени  | 
Даша Ч.  | 
  6,6  | 
  ОНР III уровня, дизартрия средней степени  | 
Рома Ш.  | 
  6,9  | 
  ОНР III уровня, дизартрия средней степени  | 
Информация о работе Взаимосвязь регулирующей функции речи и произвольного поведения детей-логопатов