Влияние средств массовой информации на социализацию подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Средства массовой информации стали серьезными каналами трансляции новых смыслов, образов, моделей поведения. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТИ СРЕДСТВ САММОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ.……………………….....................................................
5
ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ………………………………………
13
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКА……………………….……..
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………....... 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (новая) .doc

— 291.50 Кб (Скачать)

     Третий тип и связанная с ним теория – научение посредством наблюдения. В процессе идентификации с киногероем зритель вольно или невольно усваивает определенные образцы поведения. Информация, полученная с экрана, в дальнейшем может быть использована им в реальной жизненной ситуации.

     Четвертый тип последствий – закрепление существующих у зрителей установок и образцов поведения.

     Пятый тип – это не столько насильственное поведение, сколько эмоции – страхи, беспокойство, отчужденность [31, с. 148].

     Таким образом, ещё в ранних фазах детского и подросткового возраста современное экранное искусство с изобилием насилия на экране взращивает негативные моменты в социально-ролевой зрительской идентичности, а через неё – способствует также формированию нетерпимости и агрессивности как составляющих общеличностной идентичности человека, что в совою очередь негативно влияет на процесс социализации. В том и заключается роль подсознания в программировании индивида на негатив, который становится заметным лишь после того, когда в жизни подросток начинает демонстрировать поведение, смоделированное раннее в результате просмотра ТВ.

     В связи с перечисленными особенностями  развития в подростковом возрасте негативное влияние СМИ и кинематографа проявляется в росте немотивированной агрессии и насилия, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у подростков нравственных ориентиров, духовных лидеров, снижение порога чувствительности – все это не в последнюю очередь обусловлено современным состоянием средств массовой коммуникации.

     Академик Д. В. Ольшанский выделил несколько видов агрессии:

     экспрессивная агрессия - устрашающе-агрессивное поведение, главной целью которого является выразить и обозначить свои потенциально агрессивные намерения, запугать оппонентов.

     импульсивная агрессия – агрессивное поведение, спровоцированное каким-либо фактором, мгновенно возникающее и достаточно быстро проходящее агрессивное поведение.

     аффективная агрессия – агрессия, которая носит временный характер.

     враждебная агрессия характеризуется целенаправленно-осознанным намерением нанесения вреда другому.

     инструментальная агрессия – одна из форм организованной агрессии, где цель действия субъекта нейтральна, а агрессия используется как одно из средств ее достижения [31, с. 100].

     Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного подростка. Мощный поток новой информации, применение информационных технологий, а именно: распространение компьютерных игр - оказывают большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т. к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD-приставки, музыкального центра, книги [32, с. 41].

     Мало кто задумывается над тем, что проблема психологической зависимости является на сегодняшний день едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящий перед человечеством проблем. Зависимость – психологические причины всевозможных личных катастроф, разрушений и заболеваний. Аддикция – это несовершенный способ приспособления к слишком сложным для индивида условиям деятельности и общения. Поэтому проблема аддиктивной настроенности всеобща и касается всех нас, т.к. адиктивное поведение по своей сути является ущербно-адаптивным в усложняющихся условиях современной жизни [33, с. 11].

     В словаре для начинающего психолога под редакцией И.В. Дубровиной дается следующее определение термину «аддиктивное поведение» – поведение, включающее такие вредные привычки, как алкоголизм, наркомания, зависимость от азартных и компьютерных игр [34, 7].

     Деятельность, оказывающая наибольшее влияние на развитие личности в подростковом возрасте, - это интимно-личностное общение, поэтому подростки очень активно общаются в чатах. Участник чата играет, творит себя и окружающих, придумывает (или транслирует) особый язык общения и создает ситуации, позволяющие ему проиграть различные социальные роли. Как и любая сфера деятельности, включающая профессиональные и частные интересы, Интернет является своеобразной средой функционирования индивидуума, обладающей своими законами формирования внутренних отношений и собственным, уникальным набором факторов, воздействующих на личность. Формирование Интернет-зависимости проходит через: достижение идеального «Я» в виртуальном образе, реализацию патологической идентификации, патологическое творчество [35].

     Зачастую подростки стремятся к раннему взрослению и самоутверждению. Для этого они не всегда выбирают приемлемое средство. Следствие этого - появление проблем во взаимоотношениях с родителями и сверстниками, приводящих к тому, что подросток испытывает желание отрешиться от проблем, уйти от них. Компьютерные игры, особенно ролевые, являются одним из самых действенных способов так называемой «аддиктивной реализации», т. е. ухода от реальности. Полностью погружаясь в игру и достигая в ней определенных успехов, подросток реализует таким образом (виртуально) большую часть имеющихся потребностей и игнорирует остальные. Подросток «с головой» уходит в компьютерную игру. Там, в игре, ему хорошо: он сильный, смелый, вооруженный, успешный, там нет проблем. Кроме того, в игре он не подвергается критике [36].

           В качестве негативных последствий компьютерных игр психологи указывают сужения круга интересов подростка, стремление к созданию собственного мира, уход от реальности. Среди психологических симптомов – хорошее самочувствие или эйфория за компьютером, невозможность остановиться, увеличение количества времени, проводимого за компьютером, пренебрежение семьей и друзьями, ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером, ложь членам семьи о своей деятельности и проблемы с учебой.

     По  мнению некоторых авторов, занятия  с компьютером один на один, часто в ущерб общению со сверстниками, приводит к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах. Поскольку именно общение служит для подростков главным средством развития их личности, то депривация общения, вызванная компьютером, представляется наиболее драматичной. Негативную картину дополняют соматические нарушения (снижение остроты зрения, быстрая утомляемость и др.), которые, как полагают, являются прямым следствием "компьютеризации" свободного времени подростков.

     Таким образом, можно выделить три основные возможные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у игровых компьютерных аддиктов:

      – наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, одновременно с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности.

      – субъективное переживание аддиктами на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу наличия психологической зависимости.

      – неадекватное отношение к себе в результате неконгруэнтности "Я реального" и "Я виртуального"[25].

     С.В. Фадеева в своей статье обозначила основные критерии, определяющие начальную стадию компьютерной зависимости у подростков:

  • снижение успеваемости, систематические прогулы, перенос сроков сдачи зачетов и экзаменов, а также другие проблемы, возникающие в процессе обучения;
  • беспричинное возбуждение или вялость, частые или резкие перепады настроения, от безучастно-подавленного до эйфорически-приподнятого;
  • болезненная или неадекватная реакция на критику, замечания, советы;
  • нарастающая оппозиционность к родителям и старым друзьям;
  • значительное эмоциональное отчуждение;
  • ухудшение памяти и внимания;
  • приступы депрессии, страха и тревоги;
  • значительные изменения круга общения;
  • уход от участия в делах, к которым прежде наблюдался интерес;
  • пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги;
  • изворотливость, лживость, неопрятность, неряшливость, ранее не характерные [37, с. 24].

     СМИ является одним из важнейших факторов трансформации образа жизни современных подростков. Под воздействием телевидения, Интернета, рекламы происходят изменения в ценностных ориентациях молодежи, формируются новые по своему содержанию, качеству виды досуговой деятельности, появляются новые практики, стратегии поведения [38, с. 45].

     Таким образом, в нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Через компьютерные игры или кинофильмы подросток усваивает правила и нормы поведения, беря пример с любимого компьютерного героя или персонажа. Для подростка герой компьютерной игры или кинофильма становится олицетворением правильного поведения и образа жизни в реальности. Также необходимо отметить и то, что под влиянием СМИ процесс социализации протекает сложно для подростков. Следовательно, необходимо осуществлять ряд мер, направленных на предупреждение формирования аддиктивного поведения. Не вызывает сомнений необходимость психолого-педагогической профилактики влияния средств массовой информации на социализацию подростков и аддиктивного поведения.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Рассмотрев  психологические и социальные аспекты влияния средств массовой информации на психологическое развитие подростка и процесс его социализации, нами было установлено, что СМИ занимают огромное место в жизни отдельного человека и общества в целом. Телевидение, радио, печать, Интернет, реклама стали основными источниками информации, формирующими внутренний мир подростка. Анализ зарубежных и отечественных источников по проблеме влияния средств массовой информации на  психологическое развитие подростка показал, что СМИ имеют как положительное, так и негативное влияние на социализацию подрастающего поколения.

     Актуальным  на современном этапе является вопрос о негативном влиянии СМИ и кинематографа на социализацию подростка. Развитие и становление личности подростка происходит в постоянном контакте с окружающим миром. А именно сегодня, когда, с одной стороны, люди чаще стали задумываться о воспитании подрастающего поколения, а с другой, - возросло влияние средств массовой информации, особенно важно контролировать воспитание и развитие подростка в его взаимодействии с разного рода информационными потоками, получаемыми через СМИ. В подростковый период возникают сложнейшие и еще не осознанные связи с миром, другими людьми, формируется характер, зреет будущий мужчина или женщина. Внутренний мир подростка становится значительно богаче, глубже, интереснее, именно в эти годы он мучительно и упорно пытается решить для себя множество вопросов. Знания для таких решений берутся от людей, которые его окружают, от взрослых и сверстников, а также из того, что он постоянно видит и слышит, из книг и кинофильмов, радио и телевидения.

     Подростковый возраст наиболее подвержен резким колебаниям психических реакций. Одной из психологических особенностей подростков является ярко выраженная потребность в признании их личности. Ради самоутверждения они и совершают нередко отрицательные поступки. Дети в этом возрасте не уверены в своих достоинствах и в то же время очень хотят показать себя достойными. Они мечтают походить на своих героев. И в этом отношении кино и телевидение, обладая огромными средствами воздействия на умы и души подростков, не всегда действуют в нужном направлении.

     Таким образом, ещё в ранних фазах  подросткового возраста современные СМИ и кинематограф формируют негативные моменты в социально-ролевой зрительской идентичности, а через неё – способствует также формированию нетерпимости и агрессивности как составляющих общеличностной идентичности человека. В том и заключается роль подсознания в программировании индивида на негатив, который становится заметным лишь после того, когда в жизни подросток начинает демонстрировать поведение, смоделированное раннее в результате просмотра ТВ.

     СМИ является одним из важнейших факторов трансформации образа жизни современных подростков. Под воздействием телевидения, Интернета, рекламы происходят изменения в ценностных ориентациях молодежи, формируются новые по своему содержанию, качеству виды досуговой деятельности, появляются новые практики, стратегии поведения. Психологические механизмы воздействия СМИ и информационных технологий на социализацию подростков должны стать предметом тщательного анализа.

     Таким образом, в нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Через компьютерные игры или кинофильмы подросток усваивает правила и нормы поведения, беря пример с любимого компьютерного героя или персонажа. Для подростка герой компьютерной игры или кинофильма становится олицетворением правильного поведения и образа жизни в реальности. Также необходимо отметить и то, что под влиянием СМИ процесс социализации протекает сложно для подростков. Следовательно, необходимо осуществлять ряд мер, направленных на предупреждение формирования аддиктивного поведения. Не вызывает сомнений необходимость психолого-педагогической профилактики влияния средств массовой информации на социализацию подростков и аддиктивного поведения.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

Информация о работе Влияние средств массовой информации на социализацию подростков