Влияние средств массовой информации на социализацию подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Средства массовой информации стали серьезными каналами трансляции новых смыслов, образов, моделей поведения. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТИ СРЕДСТВ САММОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ.……………………….....................................................
5
ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ………………………………………
13
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКА……………………….……..
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………....... 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (новая) .doc

— 291.50 Кб (Скачать)

     Министерство  образования Республики Беларусь 

     Учреждение  образования

     «Гомельский государственный  университет

     имени Франциска Скорины» 

     Факультет психологии и педагогики 

     Кафедра педагогики 
 
 
 
 
 

     ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ САММОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

     НА  СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ 
 

     Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 

     Исполнитель:

     студентка группы СП - 33     _______________    Кураченко А. В. 

     Научный руководитель:

     к.п.н., доцент                       _______________    Селиванова Л. И.

     кафедры педагогики

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Гомель 2011

 

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
  1. СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТИ СРЕДСТВ САММОВОЙ  
    ИНФОРМАЦИИ.……………………….....................................................
5
  1. ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ………………………………………
13
  1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКА……………………….……..
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………....... 33
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 35

          

 

      ВВЕДЕНИЕ  

     Одним из наиболее влиятельных социальных институтов в современном обществе являются средства массовой информации (СМИ). Это наиболее доступный, распространенный и популярный способ информирования и развлечения. Сегодня многие исследователи говорят не только об огромном, но и определяющем влиянии средств массовой информации на развитие подростков, их поведение, сознание и процесс социализации. Занимая лидирующее место в жизни современных подростков, средства массовой информации становятся одним из важнейших агентов социализации.

     Средства  массовой информации стали серьезными каналами трансляции новых смыслов, образов, моделей поведения. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

     Актуальность  исследования определяется исключительной важностью вопроса выявления механизмов функционирования и развития СМИ, а также эффективности влияния на социализацию и воспитание подрастающего поколения.

     Проблема  влияния СМИ на социализацию человека исследовалась многими авторами. Существенное значение для данной работы имели положения и идеи:

     – о социально-педагогическом влиянии и психологическом воздействии средств массовой информации (О.П. Берёзкина, С.А. Зелинский,         Ф. Зимбардо, А. А. Инджиев, Л. В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Т. Ровинская,  
Р. Харрис и др.)

     – о развитии социально-психологических и личностных качествах личности (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Г. Крайг,  В. С. Мухина, Х. Ремшмидт и др).

     В действующем законодательстве Республики Беларусь нашла свое отражение проблема влияния средств массовой информации на развитие и социализацию подростков. В Законе Республики Беларусь 17 июля 2008 г. №427-З «О средствах массовой информации» в статье 38 записано, что «в радио-, теле-, видео-, кинохроникальных программах запрещается использование скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей или оказывающих вредное влияние на их здоровье» [1]. Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. №455-З «Об информации, информатизации и защите информации» закрепляет право на информацию, но исключает ее «использование для пропаганды войны  или экстремистской деятельности, а также для совершения  иных противоправных деяний» [2]. Следует подчеркнуть, что в реальной жизни белорусские СМИ в настоящее время не несут абсолютно никакой ответственности за психологическое и воспитательное влияние на граждан, формирование духовно-нравственной атмосферы общества и развитие отечественной культуры в целом.

     Анализ  научной литературы показал, что  проблема изучения воздействия СМИ на социализацию подростков не была предметом специально-педагогического исследования. Вопрос оказания средствами массовой информации влияния на  социализацию подростков до сих пор остается открытым.

     Все выше сказанное определило цель исследования – выявить степень влияния современных средств массовой информации на социализацию подростков.

     Объектом выступают теоретические положения и концептуальные подходы к влиянию средств массовой информации на социализацию подростков.

     Предметом исследования является роль средств массовой информации в процессе социализации подростков.

     Средства  массовой информации являются одним  из факторов, обуславливающих развитие личности человека, особенности и характеристику его когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющей. Развитие личности во многом зависит от правильно организованного процесса социализации подростков, а также помощи и поддержки со стороны родителей и учителей с учётом их индивидуально-личностных и возрастных особенностей.

     В своей работе мы ставим перед собой  следующие задачи:

  1. Определить сущность и разновидности средств массовой информации.
  2. Выявить причины и способы влияния средств массовой информации на социализацию подростков.
  3. Исследовать социальные последствия влияния средств массовой информации на социализацию подростков.

     Для реализации цели и задач нами был  использован сравнительный анализ научной литературы.

     Практическая  значимость исследования заключается в том, что данная работа поможет педагогам и родителям в социализации и воспитании подростков, их интеллектуальном и эмоциональном развитии, в формировании адекватного отношения и оценки используемой теле и видео продукции.

 

      1 СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТИ СМИ 
 

     Современное общество невозможно без организующей функции средств массовой информации, обеспечивающих его жизнедеятельность. Появившись в период зарождения государственности, средства массовой информации стали непревзойденным инструментом управления обществом. СМИ, распространяя информацию, навязывают целым народам повестку дня, формируют установки и эмоциональный климат в обществе. Для того чтобы понять, как это происходит, ученые исследуют процессы массовых коммуникаций. Одной из теорий, исследующих процессы распространения информации в обществе, является теория коммуникаций.

     Теория коммуникаций, согласно международной энциклопедии по коммуникациям, изучает пути, по которым информация, идеи и установки распространяются среди индивидов, групп, наций и поколений [3, с. 6]. Коммуникация является синонимом общения и понимается как информационный и эмоциональный обмен между людьми. В ходе коммуникационного процесса индивиды обмениваются информацией – «сведения о лицах, предметах,  фактах,  событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» [2]. Информация, созданная человеком освещающая все многообразие человеческой деятельности и передается как посредством речи и технических средств, так и через символы и социальные коды.

     Информация становится массовой, если она «предназначена большой анонимной и гетерогенной (разнообразной) группе людей (массам) или передается по массовым каналам» [3, с. 6]. К массовым каналам относятся телевидение, радио, печать, кино, Интернет. Их принято называть «средствами массовой коммуникации (СМК) технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории» [3, с. 7]. Понятие массовой информации также включает в себя процесс производства информации.

     Таким образом, термины «массовая информация» и «массовая коммуникация» являются близкими по значению и включают в себя процесс производства информации. Из этого следует, что под средства массовой информации (СМИ) понимается «понятие, объединяющее все каналы доведения информации до широкой общественности (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.д.)» [4, с. 209]. Под ними следует понимать – «социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе» [4, с. 210].

     СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ  формируется «общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям  действительности» [3, с. 8]. Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что и общественное мнение может определять деятельность СМИ. Но и само общественное мнение формируется под воздействием различных факторов.

     Самыми  древними средствами коммуникации между  людьми можно считать четыре - устную речь, музыку, живопись (начиная с наскальных рисунков) и жесты (включая танцы). «Первым революционным изменением в средствах коммуникации стало появление письменности. Второе революционное изменение - появление в XV в. новой эры печатной книги, которая ввела в сферу коммуникации технику, небывало расширившую возможности опосредствованного человеческого общения» [5, с. 242]. Если ранее средства передачи информации преимущественно были в устной и письменной форме сообщения, то сейчас они прямо связаны с использованием развитых технических средств коммуникации [6, с. 60]:

  • прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения);
  • радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн);
  • телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).

     В соответствии с Законом Республики Беларусь «О средствах массовой информации» под печатным средством массовой информации подразумевается «газета, журнал, бюллетень, другое издание, имеющие постоянное название, порядковый номер, сквозную нумерацию страниц и выходящие в свет не реже одного раза в шесть месяцев» [1]. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств. Это обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории. Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер «извлечения» (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.). Кроме того, у человека есть возможность самому анализировать информацию. Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чтения», после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте [6, с. 61] (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.).

Информация о работе Влияние средств массовой информации на социализацию подростков