Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:37, курсовая работа
Средства массовой информации стали серьезными каналами трансляции новых смыслов, образов, моделей поведения. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТИ СРЕДСТВ САММОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ.……………………….....................................................
5
ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ………………………………………
13
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКА……………………….……..
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………....... 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 35
Министерство
образования Республики
Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени
Франциска Скорины»
Факультет
психологии и педагогики
Кафедра
педагогики
ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ САММОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
НА
СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ
Курсовая
работа
Исполнитель:
студентка
группы СП - 33 _______________
Кураченко А. В.
Научный руководитель:
к.п.н., доцент _______________ Селиванова Л. И.
кафедры педагогики
Гомель 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
|
5 |
|
13 |
|
25 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….…………………………… |
33 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. | 35 |
ВВЕДЕНИЕ
Проблема
влияния СМИ на социализацию человека
исследовалась многими
–
о социально-педагогическом влиянии и
психологическом воздействии средств
массовой информации (О.П. Берёзкина, С.А.
Зелинский,
Ф. Зимбардо, А. А. Инджиев, Л. В. Мардахаев,
А.В. Мудрик, Т. Ровинская,
Р. Харрис и др.)
– о развитии социально-психологических и личностных качествах личности (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Г. Крайг, В. С. Мухина, Х. Ремшмидт и др).
В действующем законодательстве Республики Беларусь нашла свое отражение проблема влияния средств массовой информации на развитие и социализацию подростков. В Законе Республики Беларусь 17 июля 2008 г. №427-З «О средствах массовой информации» в статье 38 записано, что «в радио-, теле-, видео-, кинохроникальных программах запрещается использование скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей или оказывающих вредное влияние на их здоровье» [1]. Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. №455-З «Об информации, информатизации и защите информации» закрепляет право на информацию, но исключает ее «использование для пропаганды войны или экстремистской деятельности, а также для совершения иных противоправных деяний» [2]. Следует подчеркнуть, что в реальной жизни белорусские СМИ в настоящее время не несут абсолютно никакой ответственности за психологическое и воспитательное влияние на граждан, формирование духовно-нравственной атмосферы общества и развитие отечественной культуры в целом.
Анализ научной литературы показал, что проблема изучения воздействия СМИ на социализацию подростков не была предметом специально-педагогического исследования. Вопрос оказания средствами массовой информации влияния на социализацию подростков до сих пор остается открытым.
Все выше сказанное определило цель исследования – выявить степень влияния современных средств массовой информации на социализацию подростков.
Объектом выступают теоретические положения и концептуальные подходы к влиянию средств массовой информации на социализацию подростков.
Предметом исследования является роль средств массовой информации в процессе социализации подростков.
Средства массовой информации являются одним из факторов, обуславливающих развитие личности человека, особенности и характеристику его когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющей. Развитие личности во многом зависит от правильно организованного процесса социализации подростков, а также помощи и поддержки со стороны родителей и учителей с учётом их индивидуально-личностных и возрастных особенностей.
В своей работе мы ставим перед собой следующие задачи:
Для реализации цели и задач нами был использован сравнительный анализ научной литературы.
1 СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТИ
СМИ
Современное общество невозможно без организующей функции средств массовой информации, обеспечивающих его жизнедеятельность. Появившись в период зарождения государственности, средства массовой информации стали непревзойденным инструментом управления обществом. СМИ, распространяя информацию, навязывают целым народам повестку дня, формируют установки и эмоциональный климат в обществе. Для того чтобы понять, как это происходит, ученые исследуют процессы массовых коммуникаций. Одной из теорий, исследующих процессы распространения информации в обществе, является теория коммуникаций.
Теория коммуникаций, согласно международной энциклопедии по коммуникациям, изучает пути, по которым информация, идеи и установки распространяются среди индивидов, групп, наций и поколений [3, с. 6]. Коммуникация является синонимом общения и понимается как информационный и эмоциональный обмен между людьми. В ходе коммуникационного процесса индивиды обмениваются информацией – «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» [2]. Информация, созданная человеком освещающая все многообразие человеческой деятельности и передается как посредством речи и технических средств, так и через символы и социальные коды.
Информация становится массовой, если она «предназначена большой анонимной и гетерогенной (разнообразной) группе людей (массам) или передается по массовым каналам» [3, с. 6]. К массовым каналам относятся телевидение, радио, печать, кино, Интернет. Их принято называть «средствами массовой коммуникации (СМК) – технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории» [3, с. 7]. Понятие массовой информации также включает в себя процесс производства информации.
Таким образом, термины «массовая информация» и «массовая коммуникация» являются близкими по значению и включают в себя процесс производства информации. Из этого следует, что под средства массовой информации (СМИ) понимается «понятие, объединяющее все каналы доведения информации до широкой общественности (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.д.)» [4, с. 209]. Под ними следует понимать – «социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе» [4, с. 210].
СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ формируется «общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности» [3, с. 8]. Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что и общественное мнение может определять деятельность СМИ. Но и само общественное мнение формируется под воздействием различных факторов.
Самыми древними средствами коммуникации между людьми можно считать четыре - устную речь, музыку, живопись (начиная с наскальных рисунков) и жесты (включая танцы). «Первым революционным изменением в средствах коммуникации стало появление письменности. Второе революционное изменение - появление в XV в. новой эры печатной книги, которая ввела в сферу коммуникации технику, небывало расширившую возможности опосредствованного человеческого общения» [5, с. 242]. Если ранее средства передачи информации преимущественно были в устной и письменной форме сообщения, то сейчас они прямо связаны с использованием развитых технических средств коммуникации [6, с. 60]:
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О средствах массовой информации» под печатным средством массовой информации подразумевается «газета, журнал, бюллетень, другое издание, имеющие постоянное название, порядковый номер, сквозную нумерацию страниц и выходящие в свет не реже одного раза в шесть месяцев» [1]. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств. Это обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории. Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер «извлечения» (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.). Кроме того, у человека есть возможность самому анализировать информацию. Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чтения», после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте [6, с. 61] (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.).
Информация о работе Влияние средств массовой информации на социализацию подростков