Влияние средств массовой информации на социализацию подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Средства массовой информации стали серьезными каналами трансляции новых смыслов, образов, моделей поведения. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТИ СРЕДСТВ САММОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ.……………………….....................................................
5
ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ………………………………………
13
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКА……………………….……..
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………....... 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (новая) .doc

— 291.50 Кб (Скачать)

     Пресса проигрывает в оперативности информирования. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его «потребителем». Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости других средств коммуникаций), но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.

     Вторым  по времени появления средством  массовой коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). В соответствии с Законом Республики Беларусь «О средствах массовой информации» радиовещательным средством массовой информации является «радиопрограмма, распространяемая с использованием средств электросвязи не реже одного раза в шесть месяцев» [1]. Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи.  Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.

     Если  первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов — звучащей речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио способно создавать полноценную звуковую картину мира. Изобретение различных способов записи звука позволило широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или “цитировать” давно прошедшие передачи, и т.д.

     Характерным для радио является вневизуальность. На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио «две группы возможностей восприятия» [6, с. 62]. Слушатели радио имеют возможность воспринимать звук более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, не делит своего внимания  между звуком и тем, что его сопровождает. Помимо этого, еще одна особенность радио – та, что отсутствие видеоряда позволяет слушателям проявить свои способности “фантазирования” мысленного образа.

     Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место [6, с. 65]. Телевидение способно охватить самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других средств массовой коммуникации. Эта способность телевидения объясняется особенностями его физической природы, определяющими специфику телевидения как средства создания и передачи сообщения [7, с. 46]:

     1. Способность электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства - вездесущностью телевидения.

     2. Способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком. Благодаря экранности телевизионные образы воспринимаются непосредственно-чувственно, а потому доступны самой широкой аудитории.

     3. Способность сообщить в звукозрительной форме о действии, событии. Одновременность действия, события и отображения его на экране – уникальное качество телевидения. Оно обнаруживается только в процессе прямой («живой») передачи, когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер, без опосредования предварительной фиксацией, т. е. в настоящем времени. Способность к созданию и распространению нефиксированных сообщений называется непосредственностью телевидения.

     Таковы  признаки телевидения как средства и канала передачи сообщения. Значение их велико. От них зависят многие функциональные, структурные, выразительные, эстетические особенности и возможности телевидения.

     Обратимся теперь к рассмотрению особенностей природы телевидения, связанных с тем его специфическим свойством, которое мы определили как непосредственность. Отметим, что непосредственность телевидения (как и радиовещания) определяет принципиальную возможность предельно оперативного получения и распространения информации.

     Особая, «уникальная документальность телевизионного изображения» [7, с. 61] объясняется, во-первых, тем, что оно формируется (подобно фото- и киноизображению) в результате процессов, протекающих объективно, вне вмешательства человека, а во-вторых (и это особенно существенно), тем, что в отличие от фотографии и кино техника телевидения обеспечивает симультанность формирования изображения и его восприятия зрителем. Именно в этом причина феномена особой достоверности, документальности телеизображения, в этом смысле не имеющего себе равных ни в одном из видов изобразительного искусства и массовой коммуникации.

     Телевидение за небольшой по историческим меркам промежуток времени оно стало одной из важных социальных потребностей человека. Однозначно, что ни одно из ныне действующих средств массовой коммуникации не может соревноваться с телевидением по величине и силе влияния на общественные процессы. И чем больше вес данного института в социальной общности, тем лучше прослеживаются основные «социальные функции ТВ» [7, с. 89]: развлекательная; информативная; передача духовного наследия, трансляция ценностей культуры; воспитательная, основанная на принятых установках; рекреационная, и т.д.

     Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный “триумвират” средств массовой информации, каждое из которых выполняет свою долю функций распространения информации на основе использования своих специфических особенностей, проявляющихся прежде всего в способах фиксации и передачи этой информации.

     Основные технические средства информации Л.В. Мардахаев дополнил более современными видами, к которым отнес следующие [4, с. 210]:

  • кино, обладающее художественно-образным воздействием;

     Известно, что из всех возможностей отражения действительности, кинематограф лишен только одной – возможности показать на экране событие в момент его свершения. И даже если согласиться с тем, что «непосредственность обладает не только психологическим, но и определенным эстетическим потенциалом, т. е. выступает в качестве выразительного средства, то все же отсутствие в языке кино одного элемента, наличествующего в языке телевидения, не делает их эстетически независимыми. Не отрицая значения «живой» передачи в программе, подчеркнем, что телевидение не перестает быть самим собой, используя предварительно зафиксированное изображение. Непосредственность создает у телезрителя «психологическую установку на «эффект присутствия», на особое доверие к телевизионной программе в целом» [7, с. 65]. В силу такой установки даже предварительно зафиксированная передача часто воспринимается многими зрителями как сообщение, безусловно, достоверное.

  • компьютерные технологии (Интернет) – оперативное самостоятельно-творческое взаимодействие потребителя с информационными потоками с использованием возможностей словесного, акустического, художественно-творческого и другого воздействия.

     Интернет, с точки зрения А.В. Мудрика - это «глобальная (всемирная) телекоммуникационная сеть, объединяющая множество компьютерных сетей, предоставляющая возможность всем пользователям компьютерами искать и получать различную информацию, обмениваться сообщениями по электронной почте, общаться, совершать покупки, использовать развлекательные ресурсы, получать интерактивные финансовые  и иные услуги»  
[5, с. 53]. Компьютерные технологии обладают еще большим воздействием, так как они ставят потребителя в положение активного соучастника информационного материала. Потребитель сам выходит на соответствующую информацию и взаимодействует с ней. Компьютерные технологии позволяют активизировать участие пользователя, мотивировать активность и развивать интерес.

     В последние годы наблюдается ускоренная компьютеризация всех сфер общественной жизни и на пути развития информационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры. Интернет – порождённая этими технологиями глобальная система поиска и передачи информации, в СМИ играет не последнюю роль. Системы виртуальной реальности все больше оказываются задействованными в процессе жизнедеятельности человека, а также всего общества. Вполне разумным, правильным и своевременным является стремление всесторонне изучить возможности Интернета, степени его проявления, стороны его влияния.

     В развитом современном обществе значительное место занимает такое средство массовой информации, как реклама. В соответствии с Законом Республики Беларусь 10 мая 2007 г. №225-З «О рекламе» реклама -  это «информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке» [8]. Она является предметом изучения исследователей во многих областях. Эпохой становления рекламы считается период с 1840 по 1915 гг. Она превратилась из изолированного феномена в современный институт буквально со всеми присущими ему основными формами, функциями и средствами воздействия [9]:

  • возникла общенациональная реклама (от имени производителей);
  • рекламное агентство превратилось из оптового продавца места под рекламу в делового партнера с полным циклом услуг, обрело творческие и исследовательские функции;
  • средства распространения информации стали рассматривать как основной источник;
  • начались серьезные дискуссии теории и тактических приемов в рекламе.

     Однако  столь быстрое развитие рекламы имеет один существенный отрицательный момент – чрезмерное использование рекламы, внушение мысли о том, что приобретение тех или иных товаров сделает человека более счастливым, более привлекательным или будет способствовать более высокому статусу в обществе, приводит к деформации системы ценностей человека, подменяя стимулы внутреннего, духовного развития стимулами потребления.

     Взаимодействия  на основе прямых и обратных связей с аудиторией и социальными институтами СМИ решают ряд задач, способствующих деятельности этих институтов, а также включению в общественные процессы аудитории. Это определяет общественное значение и функции современных средств массовой информации.

     В литературе, как отечественной, так  и зарубежной, встречается далеко не совпадающий перечень определений  функций СМИ. Отчасти эти различия задаются степенью развернутости характеристик  функций СМИ. Средства массовой информации проявляют себя в совершенно различных сферах, в каждой из которых выполняют свою определенную функцию.

     На  СМИ как фактор социализации, с  точки зрения В.А. Мудрика, возложен ряд функций, в том числе [10]:

  1. информационная (является источником разнообразной информации о событиях и условиях жизни в обществе и мире);
  2. рекреативная (определяет досуговое времяпрепровождение как групповое, так и индивидуальное);
  3. релаксационная  (создает возможности для отдыха и развлечения, снижает социальную напряженность и ощущение одиночества, служит средством отвлечения при осложнениях в общении).

     Применительно к уровню социума В.С. Коморовский выделяет следующие значимые функции [10, с. 33]:

  1. социальной связи:
  • комментирование и интерпретация происходящего;
  • поддержка существующих норм и властных отношений;
  • социализация;
  • координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия.
  1. обеспечение преемственности:
  • выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение «узнавания» субкультур, новых культурных направлений;
  • поддержание общности социальных ценностей.
  1. мобилизации:
  • организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.

     К основным функциям в сфере общественной жизни Л.В. Мардахаев также относит следующие [4, с. 211]:

  1. общественно-политическое воздействие (решение определенных политических задач);
  2. воспитание (идеология, ценности, патриотизм и пр.);
  3. обучение и просвещение (профессионально-заинтересованная аудитория, расширение кругозора);
  4. художественно-репродуктивная (трансформирование произведения искусства, сохранившего свои существенные социокультурные признаки);
  5. художественно-продуктивная (распространение произведений особого вида искусства – рекламы, телешоу, радиодрамы, телефильмов и проч., при этом имеет место доставка информации на дом в оригинале).

Информация о работе Влияние средств массовой информации на социализацию подростков