Влияние средств массовой информации на социализацию подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Средства массовой информации стали серьезными каналами трансляции новых смыслов, образов, моделей поведения. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТИ СРЕДСТВ САММОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ.……………………….....................................................
5
ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ………………………………………
13
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКА……………………….……..
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………....... 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (новая) .doc

— 291.50 Кб (Скачать)

 

      3 СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКА  
 

     
  1. Теории  социализации рассматривают очень  широкий спектр последствий воздействия СМИ. Тем самым они помогают нам понять, насколько комплексным и всепроникающим является влияние масс-медиа. Направленность телевидения на детскую и молодежную аудиторию с использованием методов, приемов и средств, ориентированных на их психологию (элементы развлекательности, состязательности, новизны, азарта и пр.), способствует наибольшему влиянию на них. Неслучайно именно на детях в большей степени видна позитивная и негативная роль СМИ.
  2. Исследователи установили и другие функции СМИ в обществе. К. Райт назвал развлечение в качестве одной из функций, выполняемых масс-медиа. Эта важная функция свидетельствует о том, что подростки используют средства массовой информации для удовольствия. Еще одна функция, функция парасоциалъного взаимодействия, основана на следующем феномене: зрителям может казаться, что они лично знакомы с определенными теле- и киноперсонажами только потому, что часто видят и слышат их. Уход от реальности – еще одна функция СМИ, которая предполагает, что телевидение позволяет зрителям забыть о проблемах повседневной жизни. Сюда относятся также функции редукции тревоги и игры, позволяющие юным членам аудитории забыть о неприятностях и напряжении реальной жизни и получить удовольствие в вымышленном мире, созданном СМИ, что выступает разновидностями ухода от реальности [8, с. 107].

     С помощью каждого метода решаются определенные задачи воздействия на аудиторию. СМИ имеют и положительные, и отрицательные стороны, которые необходимо учитывать социальному педагогу.

     Положительные стороны СМИ:

  • массовость;
  • получение знаний о мире;
  • скорость передачи информации;
  • проживание определенного жизненного опыта;
  • просмотр большого количества фильмов;
  • спокойная (домашняя) обстановка пользования.

     Отрицательные стороны СМИ:

  • однообразие в мышлении, ощущениях;
  • иллюзия знания;
  • нарушение внутреннего ритма, выработка автоматизма;
  • превалирование эмоции, отключение разума;
  • привитие плохого вкуса к разным видам искусства;
  • иллюзия одиночества [4, с. 218 - 223]. 
 
 

     Сегодня мало у кого возникают сомнения, что средства массовой информации имеют колоссальное влияние на социализацию подростка. СМИ несут аудитории информацию, рассчитанную на формирование определенных мировоззренческих установок, выработку определенной картины мира, определенных ценностей, норм, моделей поведения, стремлений, идей, убеждений  и т.п. У некоторых категории, особенно у детей и подростков эта зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью.

     В последние годы теоретики социальной педагогики (Л.В.Мардахаев и др.) также  отмечают значительное негативное влияние  средств массовой информации на население, в том числе на детей и подростков. Формирование негативных идеалов, ценностей жизни, культа денег, возможности легко и беззаботно приобщаться к ним, агрессивности, активная пропаганда алкоголя, сексуальности. Благодаря деятельности современных СМИ происходит стихийная рационализация духовной жизни подростков, в сознании которой благодаря СМИ на первое место выдвинуты ценности досуга, работы, учебы, природы, и лишь самое последнее занимают вера, религия [26]

     CMИ оказывать значительное влияние на социализацию подростков, но это влияние проявляется лишь в определенных условиях. Подростки воспринимают одно и то же сообщение по-разному и реагируют на него различным образом. Например, после просмотра телевизионной программы с элементами насилия зрители не повалят на улицу и не начнут причинять увечья окружающим, но такая программа может подкрепить насильственные тенденции, уже существующие у небольшой части зрителей, и слегка притупить чувствительность у многих других. Некоторые позитивные или негативные аспекты телевидения способны повлиять скорее на отклоняющихся от нормы, чем на здоровых детей.

     Экспериментально  выявлено, что эффективность социальных влияний зависит от различных  характеристик аудитории. К ним  можно отнести следующие характеристики.

     Возраст. В период подросткового возраста происходит интенсивное формирование личности, и установки, возникшие в этот период, имеют тенденцию оставаться неизменными в течение последующей жизни. 

     Для подросткового возраста характерны кризисы периода взросления, которые  могут стать причиной различных форм отклоняющегося поведения и личностных нарушений. Л.П. Плесюк в своей статье опирается на следующие особенности подросткового периода, которые являются группой факторов риска в формировании аддиктивного поведения:

  • повышенный эгоцентризм;
  • тяга к сопротивлению, упрямству, протесту, борьбе против воспитательных авторитетов;
  • амбивалентность и парадоксальность характера;
  • стремление к независимому рискованному;
  • обостренная страсть к взрослению;
  • стремление к независимости и отрыву от семьи;
  • незрелость нравственных убеждений;
  • болезненное реагирование на пубертатные изменения и события, неспособность принять свою формирующуюся сексуальность;
  • склонность преувеличивать степень сложности проблем;
  • кризис идентичности;
  • деперсонализация и дереализация в восприятии себя и окружающего мира;
  • негативная и несформированная Я-концепция;
  • гипертрофированные поведенческие реакции: эмансипации, группирования, увлечения, сексуальные, детские (отказ от контактов, игр, пищи, имитация, компенсация и гиперкомпенсация);
  • низкая переносимость трудностей;
  • преобладание пассивных стратегий в преодолении стрессовых ситуаций [27, с. 25-26].

     В литературе описаны два основных пути протекания возрастных кризисов. Наиболее распространенный – кризис независимости. Его симптомы – строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности. Симптомы кризиса зависимости противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, а также внешней информации, предоставляемой обществом, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения             [28, с. 377].

     Самооценка. Подростки с низкой самооценкой зачастую слишком медленно понимают сообщение и поэтому плохо подаются убеждению. Подростки с высокой самооценкой понимают всё быстро, однако предпочитают придерживаться своих взглядов. Легче всего влиять на молодых людей с адекватной самооценкой.

     Ценности. При прямом способе сообщения, если оно соотноситься с представлениями самих подростков, то оно убеждает их. Если же оно заставляет задуматься о контраргументах, то они остаются при прежнем мнении.

     Мотивированность. Если у человека есть мотивация обдумывать тему сообщения, то он охотнее верит коммуникатору, более благожелателен и менее склонен подыскать контраргументы [29].

     Определяя последствия воздействия телевидения, мы должны также постоянно помнить  о совокупном (кумулятивном) эффекте. Большинство сообщений или образов, появляющихся на телевидении, подростки видят или слышать десятки, если не сотни и тысячи раз. Результаты воздействия СМИ могут быть самыми различными. Они влияют на умственную (когнитивную), поведенческую, установочную и физиологическую сферы, вызывая определенные последствия. В частности:

  • Поведенческие последствия. Образ деятельности, представленный СМИ, является руководством для зрителя. Впоследствии он становится ориентиром либо основой, определяющей его практическую деятельность в достижении аналогичной цели, и соответствующим порядком действий, представленным СМИ. В данном случае подросток совершает некоторые действия, например проявляет насилие, покупает какой-то товар или смеется над комедийным эпизодом, после того как видит, что кто-то ведет себя аналогичным образом [4, с. 222];
  • Установочные последствия. При определенных условиях под воздействием СМИ у зрителя формируются соответствующие установки. Они носят достаточно устойчивый характер, существенно влияя на отношения этого зрителя, его действия и поступки. Например, посмотрев рекламу, можно стать более высокого мнения о каком-то товаре или политическом кандидате; но приведет ли эта установка к фактической покупке или конкретным действиям во время голосования, уже другой вопрос.

     Воздействие установок не ограничивается формированием мнения подростков о том или ином объекте. Под влиянием набора установок может сложиться образ мышления, который будет определять все наше мировоззрение. Такие установки накладывают отпечаток на наше восприятие мира и то, как мы его интерпретируем. Взаимодействие знаний, полученных из телевидения, с нашим жизненным опытом может привести к тому, что называют культивированием;

  • Когнитивные последствия. Под воздействием информации, представляемой СМИ, изменяются знания, мировоззрение подростков. Это находит отражение в их информированности, суждениях. Наиболее ярким примером здесь будет усвоение новой информации во время просмотра телевидения.

     Различные СМИ могут способствовать различным  типам когнитивных действий. В  замечательной серии исследований, в которых сравнивались когнитивные эффекты радио и телевидения, связанные с умением рассказывать истории, дети придумывали более оригинальные окончания к незавершенным историям в тех случаях, когда они слышали их по радио, чем тогда, когда они видели и слышали их по телевизору. Эти результаты в какой-то мере служат подтверждением интуитивному предположению, что радио способствует развитию воображения в большей степени, чем телевидение. Дети лучше запоминали вербальную информацию, переданную по радио, но визуальная, событийная и общая информация воспринималась ими лучше, когда ее передавали по телевидению;

  • Физиологические последствия. Информация, которая воспринимается зрителями, ведет к определенным физиологическим изменениям в организме. Такие последствия можно достаточно легко выявить. Например, просмотр фильма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения. Даже такой обыденный материал, как телевизионная реклама, может привести к изменениям в частоте сердцебиения и ориентировочном рефлексе и к блокированию альфа - волн, испускаемых мозгом телевидению [23, с. 145];
  • Последствия, сказывающиеся на отношении человека к реальной жизни, окружающим людям. Увлечение телевидением и особенно интенсивное общение с Интернетом приводят к формированию так называемых «виртуальных» (не имеющих физического воплощения или отличающихся от реально существующего) интересов, потребностей, образа жизни. Подросток живет нереальными взглядами, идеями, ему скучно от естественной жизни, ее проблем, его постоянно тянет к компьютеру (телевизору), с ним ему интересно, он чувствует себя комфортно;
  • Психологические последствия. При просмотре различных психологических триллеров, фильмов ужасов. у подростка под воздействием глубоких переживаний возникает возбуждение, страх и пр. Он долго не может уснуть, у него сохраняется видение того, что только что происходило на экране. У людей с нарушениями психики могут быть более сложные последствия [4, с. 224].

     Общепризнанной стала трактовка понятия «насилие на экране», предложенная российским ученым К.А. Тарасовым, «как аудиовизуальное изображение разновидности социального взаимодействия, в котором одно действующее лицо (или группа лиц) осуществляет негативное принуждение по отношению к другому действующему лицу (или группе лиц) посредством угрозы или реального применения физической силы, имеющее последствием телесные повреждения, моральный и имущественный ущерб» [30].

     В своих работах К. А. Тарасов приводит пять типов последствий восприятия экранного насилия:

     Первый тип – катарсис. В его основе лежит представление о том, что неудачи индивида в повседневной жизни вызывают у него состояние фрустрации и развивающееся отсюда агрессивное поведение. Если оно не реализуется через восприятие соответствующих героев популярной культуры, то может проявиться в антисоциальном поведении.

     Второй тип последствий – формирование готовности к агрессивным действиям. Подобная связь получила свое отражение в «теории стимулирующего воздействия». Имеется в виду установка на агрессивное поведение, происходящая в результате, с одной стороны, возбуждения зрителя от сцен насилия, а с другой – представления о допустимости насилия в межличностных отношениях под влиянием сцен, в которых оно выступает как нечто вполне оправданное.

Информация о работе Влияние средств массовой информации на социализацию подростков