Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:37, курсовая работа
Средства массовой информации стали серьезными каналами трансляции новых смыслов, образов, моделей поведения. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТИ СРЕДСТВ САММОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ.……………………….....................................................
5
ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ………………………………………
13
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКА……………………….……..
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………....... 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 35
3 СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ
СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ
ПОДРОСТКА
С помощью каждого метода решаются определенные задачи воздействия на аудиторию. СМИ имеют и положительные, и отрицательные стороны, которые необходимо учитывать социальному педагогу.
Положительные стороны СМИ:
Отрицательные стороны СМИ:
Сегодня мало у кого возникают сомнения, что средства массовой информации имеют колоссальное влияние на социализацию подростка. СМИ несут аудитории информацию, рассчитанную на формирование определенных мировоззренческих установок, выработку определенной картины мира, определенных ценностей, норм, моделей поведения, стремлений, идей, убеждений и т.п. У некоторых категории, особенно у детей и подростков эта зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью.
В последние годы теоретики социальной педагогики (Л.В.Мардахаев и др.) также отмечают значительное негативное влияние средств массовой информации на население, в том числе на детей и подростков. Формирование негативных идеалов, ценностей жизни, культа денег, возможности легко и беззаботно приобщаться к ним, агрессивности, активная пропаганда алкоголя, сексуальности. Благодаря деятельности современных СМИ происходит стихийная рационализация духовной жизни подростков, в сознании которой благодаря СМИ на первое место выдвинуты ценности досуга, работы, учебы, природы, и лишь самое последнее занимают вера, религия [26]
CMИ оказывать значительное влияние на социализацию подростков, но это влияние проявляется лишь в определенных условиях. Подростки воспринимают одно и то же сообщение по-разному и реагируют на него различным образом. Например, после просмотра телевизионной программы с элементами насилия зрители не повалят на улицу и не начнут причинять увечья окружающим, но такая программа может подкрепить насильственные тенденции, уже существующие у небольшой части зрителей, и слегка притупить чувствительность у многих других. Некоторые позитивные или негативные аспекты телевидения способны повлиять скорее на отклоняющихся от нормы, чем на здоровых детей.
Экспериментально выявлено, что эффективность социальных влияний зависит от различных характеристик аудитории. К ним можно отнести следующие характеристики.
– Возраст. В период подросткового возраста происходит интенсивное формирование личности, и установки, возникшие в этот период, имеют тенденцию оставаться неизменными в течение последующей жизни.
Для подросткового возраста характерны кризисы периода взросления, которые могут стать причиной различных форм отклоняющегося поведения и личностных нарушений. Л.П. Плесюк в своей статье опирается на следующие особенности подросткового периода, которые являются группой факторов риска в формировании аддиктивного поведения:
В литературе описаны два основных пути протекания возрастных кризисов. Наиболее распространенный – кризис независимости. Его симптомы – строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности. Симптомы кризиса зависимости противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, а также внешней информации, предоставляемой обществом, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения [28, с. 377].
– Самооценка. Подростки с низкой самооценкой зачастую слишком медленно понимают сообщение и поэтому плохо подаются убеждению. Подростки с высокой самооценкой понимают всё быстро, однако предпочитают придерживаться своих взглядов. Легче всего влиять на молодых людей с адекватной самооценкой.
– Ценности. При прямом способе сообщения, если оно соотноситься с представлениями самих подростков, то оно убеждает их. Если же оно заставляет задуматься о контраргументах, то они остаются при прежнем мнении.
– Мотивированность. Если у человека есть мотивация обдумывать тему сообщения, то он охотнее верит коммуникатору, более благожелателен и менее склонен подыскать контраргументы [29].
Определяя
последствия воздействия
Воздействие установок не ограничивается формированием мнения подростков о том или ином объекте. Под влиянием набора установок может сложиться образ мышления, который будет определять все наше мировоззрение. Такие установки накладывают отпечаток на наше восприятие мира и то, как мы его интерпретируем. Взаимодействие знаний, полученных из телевидения, с нашим жизненным опытом может привести к тому, что называют культивированием;
Различные
СМИ могут способствовать различным
типам когнитивных действий. В
замечательной серии
Общепризнанной стала трактовка понятия «насилие на экране», предложенная российским ученым К.А. Тарасовым, «как аудиовизуальное изображение разновидности социального взаимодействия, в котором одно действующее лицо (или группа лиц) осуществляет негативное принуждение по отношению к другому действующему лицу (или группе лиц) посредством угрозы или реального применения физической силы, имеющее последствием телесные повреждения, моральный и имущественный ущерб» [30].
В своих работах К. А. Тарасов приводит пять типов последствий восприятия экранного насилия:
Первый тип – катарсис. В его основе лежит представление о том, что неудачи индивида в повседневной жизни вызывают у него состояние фрустрации и развивающееся отсюда агрессивное поведение. Если оно не реализуется через восприятие соответствующих героев популярной культуры, то может проявиться в антисоциальном поведении.
Второй тип последствий – формирование готовности к агрессивным действиям. Подобная связь получила свое отражение в «теории стимулирующего воздействия». Имеется в виду установка на агрессивное поведение, происходящая в результате, с одной стороны, возбуждения зрителя от сцен насилия, а с другой – представления о допустимости насилия в межличностных отношениях под влиянием сцен, в которых оно выступает как нечто вполне оправданное.
Информация о работе Влияние средств массовой информации на социализацию подростков