Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:37, курсовая работа
Средства массовой информации стали серьезными каналами трансляции новых смыслов, образов, моделей поведения. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТИ СРЕДСТВ САММОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ.……………………….....................................................
5
ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ………………………………………
13
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКА……………………….……..
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………....... 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 35
Для современного общества, по мнению Л.В. Матвеевой, характерны такие дополнительные функции средств массовой информации, как пропагандистская и инновационная [11].
Применительно к индивидууму структура функций СМИ, основываясь на исследованиях В.С. Комаровского, имеет вид [10, с. 33]:
Таким образом, представление о функциях СМИ менялось потому, что менялся сам предмет. В современном, информационно насыщенном обществе СМИ играют другую, несравненно более важную роль, нежели они играли в первой половине прошлого века. Соответствующим образом расширяются, трансформируются их функции.
Из сказанного следует вывод о том, что средства массовой информации занимают огромное место в жизни современного общества. СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Телевидение, радио, печать, интернет, реклама стали основными источниками информации, формирующими внутренний мир человека. Наибольшими возможностями влияния обладают телевидение, кино и компьютерные технологии. Телевидение предоставляет готовые программы, репортажи в момент свершения события, а компьютерные технологии ставят потребителя в положение активного соучастника информационного материала.
Взаимодействия на основе прямых и обратных связей с аудиторией и социальными институтами СМИ определяют общественное значение и функции современных средств массовой информации, которых как отечественной, так и зарубежной литературе, встречается большое количество. Наиболее распространенными функциями средств массовой информации являются: информационная, образовательная, пропагандистская, мобилизационная, инновационная, оперативная, формирование общественного мнения, социализация, критика и контроль.
2 ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ
Процесс социализации – важнейшее, многоаспектное явление в жизни человечества, в ходе которого происходит формирование поколения будущего. В Большой советской энциклопедии под социализацией понимается «процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества» [12]. Таким образом, «социализация является процессом усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в обществе [13, с. 99]. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и образованию, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни, обеспечивая передачу культуры от поколения к поколению. Некоторые из факторов социализации действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, другие - на отдельных стадиях жизни.
К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников и многое-многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и вступает в непосредственный контакт. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом. Микрофакторами социализации принято считать: семью, школу, друзей, средства массовой информации [14, с. 116].
СМК
совершенно объективно влияют на социализацию
всех половозрастных и социально-профессиональных
слоев населения. Об этом свидетельствуют
статистические данные о потреблении
продукции СМК. Так, по данным ВЦИОМ, «на
просмотр телевизионных программ россияне
в среднем тратят 2,9 ч в будни и 3,9 ч — в
выходные и праздники. На прочтение газет
и журналов россиянин в среднем обычно
затрачивает 1,2 ч, а книг — 1,9 ч
[5, с. 243]. Слушание радио более свойственно
женщинам, хотя за последние годы увеличилось
время, затрачиваемое на слушание радио
и мужчинами.
Каждый человек, в процессе реализации себя как личности, исполняет свою социальную роль. Под социальной ролью принято понимать совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом. Это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. При этом человек воспринимает те или иные роли не только из окружающей его жизни, но и из средств массовой информации. И здесь важно насколько точно и правильно будут донесены до него те или иные ролевые ориентиры.
Влияние СМК на стихийную социализацию, по мнению А.В. Мудрика, определяется несколькими обстоятельствами [5, с. 244]. Во-первых, СМК выполняют рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное.
Во-вторых, с рекреативной тесно связана релаксационная роль СМК. Для довольно большого количества людей разных возрастов телесмотрение, прослушивание музыкальных записей становятся своеобразной компенсацией дефицитов межличностных контактов, отвлечением при возникновении осложнений в общении с окружающими. Все это приобретает специфический оттенок, когда речь вдет о подростках, юношах и девушках. Нередко они, находясь в одиночестве, включают магнитофон, телевизор, видео, компьютер для того, чтобы снять ощущение одиночества
В-третьих, средства массовой коммуникации фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. Как источник информации СМК наиболее интенсивно используют дети и подростки. «Начиная с 12—13 лет, подростки и молодежь предпочитают рок-музыку, спортивные и развлекательные программы. В целом 72 % телеаудитории проявляет интерес к новостям, 63 % — к сериалам, 39 % — к эстраде, 33 % — к лотереям и викторинам, 29 % — к криминальной хронике. Среди книг наибольшим успехом пользуются детективы (чаще других читают — 36 %), историческая литература (24 %), приключенческая (20%), любовные истории (19%) [5, с. 245]. Как показывают исследования, тот набор СМК (программы TV, радио, конкретные газеты и т.д.), которыми пользуется человек, создает специфический для него информационный мир.
В-четвертых, СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование ценностных ориентаций личности.
В-пятых,
особо следует отметить то, что набирает
силу тенденция превращения СМК в сферу
самореализации человека. К давно существующей
переписке читателей с газетами и журналами
добавились передачи радио и телевидения
с прямым участием слушателей и зрителей.
Развитие электронных систем породило
совершенно новый вид коммуникации и самореализации -
«взаимодействие человека с определенными
интересующими его по тем или иным причинам
партнерами, которое позволяет ему найти
единомышленников и выразить себя в общении
с ними» [5, с. 246].
Средства массовой коммуникации включают в себя достаточно расширенный арсенал способов воздействия на подсознание с целью внедрения соответствующих установок, заложения паттернов поведения, а также оказывают превалирующее воздействия на процесс социализации индивида. Помимо несомненных позитивных функций: «информирование, расширение кругозора, объединение вокруг прогрессивных идей, развлечение, релаксация и др. [15]. СМИ заставляют общество испытывать разноплановые постоянно нарастающие негативные воздействия, особенно на молодое поколение, т.к. от воздействий на подростка в период становления личности во многом зависит будущая жизнь человека, процесс социализации его личности в обществе.
Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания ребёнка. В психологическом словаре под подростковым возрастом понимается «стадией онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь» [16].
И.С.
Кон характеризуют подростковый
возраст, как стадию развития, когда
индивид имеет «повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается,
часто неосознанное, половое влечение»
[17].
В. С. Мухина к основным направлениям психического
развития в подростковом возрасте относит
«становление нового, еще достаточно неустойчивого,
самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого
себя и свои возможности» [18]. В этом возрасте
происходит становление сложных форм
аналитико–синтетической деятельности,
формирование абстрактного, теоретического мышления.
Очень важное значение имеет возникающее
у подростка чувство принадлежности к
особой «подростковой» общности, ценности
которой являются основой для собственных
нравственных оценок.
Самооценка в значительной степени, по утверждению А.А. Реана, определяет «социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности[19]. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.
Г. Крайг говорил о том, что детская и подростковая психика по силе оказываемого на нее воздействия со стороны СМИ находится в более беззащитном положении, чем психика взрослого человека. «Подростки, физические и умственные способности которых развиваются быстро, особенно уязвимы, являясь пассивными потребителями средств массовой информации. Нередко они строят модели своего поведения на основе наблюдаемых ими повседневных или неординарных событий на экране и в жизни, тем самым, попадая под влияние тиражируемых средствами массовой информации форм поведения и норм жизни» [20]. Рассматривая психику подрастающего поколения, следует обратить внимание, что любое воздействие на психику несовершеннолетнего со стороны СМК и СМИ является результативным, потому что в психике подростка еще не успели сформироваться механизмы противостояния негативной информации.
Исследование воздействия СМИ на личность и группу осуществляется социологией, психологией и педагогикой. Психология изучает в большей степени механизмы влияния на аудиторию, а педагогика – способы достижения прогнозируемого влияния, в том числе: пути, методы и средства информационного воздействия, а также условия, обеспечивающие эффективность использования различных программ.
Существует вспомогательная педагогическая дисциплина «педагогика средств массовой информации», под которым подразумевается теория и практика исследования и использования педагогических (воспитательных) возможностей СМИ для обеспечения направленного влияния на человека, группу (определенную группу населения).
При
изучении проблем воздействия СМИ
на аудиторию применяются
Информация о работе Влияние средств массовой информации на социализацию подростков