Влияние средств массовой информации на социализацию подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Средства массовой информации стали серьезными каналами трансляции новых смыслов, образов, моделей поведения. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТИ СРЕДСТВ САММОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ.……………………….....................................................
5
ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ………………………………………
13
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКА……………………….……..
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………....... 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (новая) .doc

— 291.50 Кб (Скачать)

     Для современного общества, по мнению Л.В. Матвеевой, характерны такие дополнительные функции средств массовой информации, как пропагандистская и инновационная [11].

           Применительно к  индивидууму структура функций СМИ, основываясь на исследованиях В.С. Комаровского, имеет вид [10, с. 33]:

    1. информационная функция:
  • нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом;
  • удовлетворение общих интересов и любознательности;
  • обучение и самообразование;
  • поиск советов, необходимой информации для принятия решений.
  1. функция личностной идентификации:
  • подкрепление индивидуальных ценностей;
  • получение сведений о моделях поведения;
  • идентификация с ценностями других;
  • достижение понимания самого себя.
  1. функция интеграции и социального общения:
  • понимание положения другого, переживание;
  • формирование основы для диалога, социального общения;
  • помощь в реализации социальных ролей;
  • возможность общения с семьей, друзьями, обществом.
  1. функция развлечения:
  • эмоциональная разрядка;
  • заполнение свободного времени;
  • эскапизм, уход от проблем;
  • получение эстетического наслаждения;
  • сексуальное возбуждение.

     Таким образом, представление о функциях СМИ менялось потому, что менялся  сам предмет. В современном, информационно  насыщенном обществе СМИ играют другую, несравненно более важную роль, нежели они играли в первой половине прошлого века. Соответствующим образом расширяются, трансформируются их функции.

     Из  сказанного следует вывод о том, что средства массовой информации занимают огромное место в жизни современного общества. СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Телевидение, радио, печать, интернет, реклама стали основными источниками информации, формирующими внутренний мир человека. Наибольшими возможностями влияния обладают телевидение, кино и компьютерные технологии. Телевидение предоставляет готовые программы, репортажи в момент свершения события, а компьютерные технологии ставят потребителя в положение активного соучастника информационного материала.

     Взаимодействия  на основе прямых и обратных связей с аудиторией и социальными институтами СМИ определяют общественное значение и функции современных средств массовой информации, которых как отечественной, так и зарубежной литературе, встречается большое количество. Наиболее распространенными функциями средств массовой информации являются: информационная, образовательная, пропагандистская, мобилизационная, инновационная, оперативная, формирование общественного мнения, социализация, критика и контроль.

 

      2 ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ  ВЛИЯНИЯ СМИ НА  СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ

     Процесс социализации – важнейшее, многоаспектное явление в жизни человечества, в ходе которого происходит формирование поколения будущего. В Большой советской энциклопедии под социализацией понимается «процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества» [12]. Таким образом, «социализация является процессом усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в обществе [13, с. 99]. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и образованию, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни, обеспечивая передачу культуры от поколения к поколению. Некоторые из факторов социализации действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, другие - на отдельных стадиях жизни.

     Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Различают макро (от греч. makros "большой"), мезо (mesos "средний") и микро (mikros "малый") факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы - экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.

     К мезофакторам относятся формирование этнических установок, влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок, тип поселения.

     К микрофакторам относят семью, образовательные  учреждения, группы сверстников и многое-многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и вступает в непосредственный контакт. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом. Микрофакторами социализации принято считать: семью, школу, друзей, средства массовой информации [14, с. 116].

     СМК совершенно объективно влияют на социализацию всех половозрастных и социально-профессиональных слоев населения. Об этом свидетельствуют статистические данные о потреблении продукции СМК. Так, по данным ВЦИОМ, «на просмотр телевизионных программ россияне в среднем тратят 2,9 ч в будни и 3,9 ч — в выходные и праздники. На прочтение газет и журналов россиянин в среднем обычно затрачивает 1,2 ч, а книг — 1,9 ч  
[5, с. 243]. Слушание радио более свойственно женщинам, хотя за последние годы увеличилось время, затрачиваемое на слушание радио и мужчинами.

     Каждый  человек, в процессе реализации себя как личности, исполняет свою социальную роль. Под социальной  ролью принято понимать совокупность  требований, предъявляемых  индивиду  обществом. Это  совокупность  действий, которые  должен  выполнить  человек, занимающий  данный  статус  в  социальной  системе. При этом человек воспринимает те или иные роли не только из окружающей его жизни, но и из средств массовой информации. И здесь важно насколько точно и правильно будут донесены до него те или иные ролевые ориентиры.

     Влияние СМК на стихийную социализацию, по мнению А.В. Мудрика, определяется несколькими обстоятельствами [5, с. 244]. Во-первых, СМК выполняют рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное.

     Во-вторых, с рекреативной тесно связана релаксационная роль СМК. Для довольно большого количества людей разных возрастов телесмотрение, прослушивание музыкальных записей становятся своеобразной компенсацией дефицитов межличностных контактов, отвлечением при возникновении осложнений в общении с окружающими. Все это приобретает специфический оттенок, когда речь вдет о подростках, юношах и девушках. Нередко они, находясь в одиночестве, включают магнитофон, телевизор, видео, компьютер для того, чтобы снять ощущение одиночества

     В-третьих, средства массовой коммуникации фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. Как источник информации СМК наиболее интенсивно используют дети и подростки. «Начиная с 12—13 лет, подростки и молодежь предпочитают рок-музыку, спортивные и развлекательные программы. В целом 72 % телеаудитории проявляет интерес к новостям, 63 % — к сериалам, 39 % — к эстраде, 33 % — к лотереям и викторинам, 29 % — к криминальной хронике. Среди книг наибольшим успехом пользуются детективы (чаще других читают — 36 %), историческая литература (24 %), приключенческая (20%), любовные истории (19%) [5, с. 245]. Как показывают исследования, тот набор СМК (программы TV, радио, конкретные газеты и т.д.), которыми пользуется человек, создает специфический для него информационный мир.

     В-четвертых, СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование ценностных ориентаций личности.

     В-пятых, особо следует отметить то, что набирает силу тенденция превращения СМК в сферу самореализации человека. К давно существующей переписке читателей с газетами и журналами добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации - «взаимодействие человека с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними» [5, с. 246]. 

     Средства массовой коммуникации включают в себя достаточно расширенный арсенал способов воздействия на подсознание с целью внедрения соответствующих установок, заложения паттернов поведения, а также оказывают превалирующее воздействия на процесс социализации индивида. Помимо несомненных позитивных функций: «информирование, расширение кругозора, объединение вокруг прогрессивных идей, развлечение, релаксация и др. [15]. СМИ заставляют общество испытывать разноплановые постоянно нарастающие негативные воздействия, особенно на молодое поколение, т.к. от воздействий на подростка в период становления личности во многом зависит будущая жизнь человека, процесс социализации его личности в обществе.

     Подростковый  возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания ребёнка. В психологическом словаре под подростковым возрастом понимается «стадией онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь» [16]. 

     И.С. Кон характеризуют подростковый возраст, как стадию развития, когда  индивид имеет «повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение» [17].  
В. С. Мухина к основным направлениям психического развития в подростковом возрасте относит «становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение
Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности» [18]. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.

     Самооценка  в значительной степени, по утверждению А.А. Реана, определяет «социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности[19]. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.

     Г. Крайг говорил о том, что детская и подростковая психика по силе  оказываемого на нее воздействия со стороны СМИ находится в более беззащитном положении, чем психика взрослого человека. «Подростки, физические и умственные способности которых развиваются быстро, особенно уязвимы, являясь пассивными потребителями средств массовой информации. Нередко они строят модели своего поведения на основе наблюдаемых ими повседневных или неординарных событий на экране и в жизни, тем самым, попадая под влияние тиражируемых средствами массовой информации форм поведения и норм жизни» [20]. Рассматривая психику подрастающего поколения, следует обратить внимание, что любое воздействие на психику несовершеннолетнего со стороны СМК и СМИ является результативным, потому что в психике подростка еще не успели сформироваться механизмы противостояния негативной информации.

     Исследование  воздействия СМИ на личность и  группу осуществляется социологией, психологией  и педагогикой. Психология изучает  в большей степени механизмы  влияния на аудиторию, а педагогика – способы достижения прогнозируемого влияния, в том числе: пути, методы и средства информационного воздействия, а также условия, обеспечивающие эффективность использования различных программ.

     Существует  вспомогательная педагогическая дисциплина «педагогика средств массовой информации», под которым подразумевается теория и практика исследования и использования педагогических (воспитательных) возможностей СМИ для обеспечения направленного влияния на человека, группу (определенную группу населения).

     При изучении проблем воздействия СМИ  на аудиторию применяются определенные концептуальные подходы. В основе их лежат соответствующие теории, позволяющие объяснить и понять механизмы влияния на личность, группы и их последствия. К таким теориям относятся:

Информация о работе Влияние средств массовой информации на социализацию подростков