Влияние средств массовой информации на социализацию подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Средства массовой информации стали серьезными каналами трансляции новых смыслов, образов, моделей поведения. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТИ СРЕДСТВ САММОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ.……………………….....................................................
5
ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ………………………………………
13
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКА……………………….……..
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………....... 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (новая) .doc

— 291.50 Кб (Скачать)
  1. Теория унифицированных последствий воздействия массовых коммуникаций. Согласно этой теории, «люди в современном обществе воспринимают сообщения СМИ одинаково, т.е. у них очень похожие реакции»  
    [4, с. 112]. Практически такое влияние имеет место в определенных условиях и по отношению к определенному  человеку. Например, человек, имеющий склонность к противоправным действиям, смотря передачи, демонстрирующие подобные действия, может утвердиться в потребности их свершения.
  2. Теория социального научения (Альберт Бандура и его коллеги). Этот подход возник в недрах бихевиористской психологии. В его основе лежит утверждение того, что «усвоение модели поведения человека происходит по примеру поведения окружающих [4, с. 113]. Глядя, как они ведут себя в той или иной ситуации, человек, подражая им, усваивает их опыт. В этом отношении СМИ демонстрируют примеры, становятся источником научения. Для того чтобы происходило социальное научение человека, необходимо, чтобы имело место: наличие примера; запоминание модели поведения; осмысление действий; мотивация; реализация модели поведения.
  3. Теория культивирования исследует то, как «экстенсивное, многократное воздействие СМИ и кинематографа на протяжении продолжительного времени постепенно меняет представление человека о мире и социальной реальности [21, с. 56]. Первоначально он был разработан Джорджем Гербнером и его коллегами. Одним из основных конструктивных положений теории культивирования является унификация, направление различных взглядов людей на социальную реальность в единое русло. Затем на основании сохраненной информации человек формирует свои представления о реальном мире.
  4. Теория социализации акцентируют внимание на том, как «СМИ, благодаря своему продолжительному воздействию, становятся источником знаний индивида о мире и его роли в нем [22, с. 119]. Теория социализации уделяет первостепенное внимание условиям, способствующим максимальному социализирующему влиянию СМИ.
  5. Теория использования и удовлетворения. СМИ могут существовать только тогда, когда у них имеется свой зритель. Одна из «важнейших задач, стоящих перед ними, – создание своей аудитории [4, с. 113]. Одновременно психология пользователя СМИ такова, что человек в большей степени обращается именно к тем из них, которые удовлетворяют их интересы, потребности, желания.
  6. Когнитивная (конструктивистская) теория основывается на утверждение, что обработка информации носит конструктивный характер. Человек не просто «кодирует и затем воспроизводит информацию, которую он прочитал или услышал в СМИ, а он усваивает информацию, интерпретируя ее в соответствии с уже имеющимися у него знаниями и представлениями, а также контекстом, в котором получено сообщение» [21, с. 157]. Мы всегда активно осмысляем то, что видим и слышим, и наши мысли становятся важной частью конструктивного процесса познания

     Механизмы влияния СМИ на подрастающее поколение обусловлены глубоким знанием психологии личности и групп. Они активно воздействуют на информационные интересы, потребности аудитории, ее мотивацию и таким образом оказывают существенное давление на мировоззрение, проявление активности и социализацию.

     Основными механизмами воздействия средств массовой информации на психику подростка, по мнению С.А. Зелинского, являются [23, с. 114-116]:

  1. Идентификация определяется как отождествление себя с кем-нибудь другим. В процессе идентификации зритель бессознательно отождествляет себя с тем или иным персонажем фильма (с объектом идентификации). В психологической науке очевиден тот факт, что социальное научение подростков происходит благодаря подражанию близким людям, а так эмоционально предпочитаемым и  любимым телегероям. Когда подросток "идентифицирует себя с такими «персонажами, его внутренние самоощущения начинают соотносится с их выражениями лиц, а затем и поступков [24]. Подросток начинает вести себя соответствующим образом, отсюда и подражание поведению, голосу и отношению к другим людям.
  2. Сублимация выражается в том, что зритель, раннее испытывающий какой-либо душевный конфликт, находит замещение внутренней тревожности переключением на такое позитивное занятие для его психики, как просмотр художественного фильма.
  3. Проекция означает, что человек приписывает свои собственные нежелательные черты другим, и таким образом защищает себя от осознания этих черт в себе.
  4. Интроекция. Интроецироваться могут черты и мотивы лиц, к которым зритель формирует самые различные установки. Часто интроецируется тот объект, который утрачен: эта утрата заменяется интроекцией объекта в свое «Я». Таким образом телезритель бессознательно видит не героя фильма, а похожего на него человека, связь с которым когда оборвалась и которого нет рядом с ним.
  5. Реактивное образование означает бессознательную  трансформацию одного психического состояния в другое. Часто подобное встречается в жизни, когда один человек испытывает бессознательную привязанность к другому, а сознательно стремясь оградить себя от этого – ругается по любому поводу на этого человека.
  6. Самоограничение. Подобное свойственно творческим личностям, которые видя какие-то достижения людей схожих профессий достигших значительных высот, бессознательно прекращают или замедляют собственную творческую деятельность, объясняя себе что никогда не достигнут таких же высот, а делать что-то, заведомо зная что у другие это делают лучше, не хотят.
  7. Вытеснение является процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих боль, стыд или чувство вины. Во время просмотра художественного фильма зритель избавляется от многих собственных комплексов, бессознательно вытесняя их, тем самым подобный процесс оказывает релаксирующее воздействие на психику такого человека-зрителя.
  8. Рационализация или защитная аргументация как защитный процесс состоит в том, что «человек бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения для объяснения своих неудач. Для психики это необходимо для сохранения собственного положительного представления человека о себе.
  9. Аннулирование представляет собой психический механизм, который предназначен для предотвращения или ослабления какой-либо неприемлемой для человека мысли или чувства. Когда человек просит прощения и принимает наказание, то тем самым его плохое деяние как бы аннулируется, и он может продолжать жить с чистой совестью.
  10. Расщепление. В результате включения данного механизма зритель бессознательно разделяет свою жизнь на императивы «хорошо» и «плохо», словно бы убирая нечто неопределенное, что может в последствие затруднить анализ им какой-то критической ситуации, вызывающей дискомфорт психики в результате развития, например, тревоги.
  11. Отрицание. В случае действия данной бессознательной защитной реакции психики зритель, при возникновении в зоне его восприятия негативной для него информации, бессознательно отрицает существование ее.
  12. Смещение. Подобная защитная функция выражается в бессознательном стремлении человека переключить внимание с объекта действительного интереса на другой, посторонний, объект. Таким образом, во время телетрансляции путем подобного переключения становится возможным избавиться от каких-то внутренних конфликтов.
  13. Изоляция. В данном случае происходит бессознательное абстрагирование от чего-то, погружение в которое способно вызвать тревогу и волнение. Во время просмотра фильма зритель полностью погружается в действие на экране и тем самым не думает о проблемах, беспокоивших его в обычной жизни.
  14. Регрессия может проявляться в том, что зритель-невротик бессознательно возвращается в прошлое, где ему было намного лучше, чем в настоящем времени. Подобное особенно проявляется при просмотре старых кинолент, фильмов времен молодости данного зрителя.

     Таким образом, средства массовой информации обладают огромными возможностями влияния на личность и массы. Во многих случаях они становятся совоспитателями подрастающего поколения, важным фактором формирования мировоззрения значительных людских масс, побуждения их к определенному поведению. Действенность влияния СМИ на аудиторию обеспечивается благодаря созданию следующих условий [4, с. 213]:

  • актуальность информации и создание для потребителя эффекта ее востребованности, что усиливает влияние (действенность);
  • настрой зрителя на восприятие именно этой информации. От этого зависит включение его во взаимодействие с источником информации;
  • соответствие информации интересам, потребностям аудитории. В этом случае она сразу же вызывает интерес и включает зрителя в процесс ее потребления;
  • эмоциональная заразительность, заставляющая потребителя информации сопереживать. Эмоциональное воздействие на отдельного зрителя обычно ниже, чем на группу. В то же время при глубоком индивидуальном эмоциональном сопереживании могут иметь место ярко выраженные негативные последствия;
  • создание эффекта достоверности предлагаемой информации. Такой эффект необходим, чтобы потребитель поверил и принял ее именно в той интерпретации, в которой ему предлагают. Для усиления достоверности информации нередко приглашаются наиболее авторитетные для аудитории лица;
  • идентификация зрителя с лицом, представленным СМИ. Человек часто готов поверить правдоподобной информации, предлагаемой реально существующими людьми. Р. Харрис говорил об «эмоциональном участии, которое частично зависит от того, в какой степени индивид идентифицируем себя с персонажем» [25, с. 123]. Человеку легче идентифицировать себя с персонажами, с которыми у него много общего, подражать поведению и следовать установкам персонажей;
  • напряженное ожидание, формируемое содержанием информации и способом ее представления, создает у аудитории возбуждение, нетерпение и готовность к последующему взаимодействию со СМИ.

      В СМИ используются определенные методы подготовки и реализации программ воздействия на личность, группы. В зависимости от передачи, стоящих перед ней задач, аудитории, на которую она рассчитана, определяются наиболее целесообразные методы, к которым Л.В. Мардахаев относит следующие [4, с. 218]:

  • информационный метод направлен на информирование зрителей о том или ином событии, человеке, явлении;
  • эмоциональный метод учитывая важность эмоциональной составляющей при формировании установок личности;
  • патриотический метод, в основе которого лежит воздействие на патриотические чувства аудитории;
  • метод пробуждения страха основан на интересе людей, к своему здоровью, благополучию своему и своих близких;
  • метод создания достижений, ситуации успеха;
  • юмористический метод.

     Достижения  человека в области науки и  техники позволили появиться  таким СМИ как всемирная компьютерная сеть (Интернет), в которой значительное место занимает массовая информация, и реклама.

     Компьютер играет большую роль в стихийной  социализации подростков-пользователей благодаря тому, что представляет собой «специфическое средство и особую сферу коммуникации» [5, с. 246]. Общение в Интернете, пожалуй, в наибольшей степени привлекательно в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда ищут новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе.

     Известно, что подростковый период - время стрессов и фрустраций, поэтому для того, чтобы дать выход своим эмоциям и чувствам, подростки используют анонимный мир киберпространства, который подходит как нельзя лучше. Факторы новизны и непривычности опыта, позволяющего варьировать степень анонимности общения, имеют чрезвычайно большое значение. Кроме того, подростки высоко ценят возможность компенсировать и нейтрализовать в ходе опосредствованного Интернетом общения те препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты: «действительные либо мнимые недостатки собственной внешности, дефекты речи (например, заикание), некоторые свойства характера (застенчивость и др.) или психические заболевания (например, аутизм) [5, с. 247]. При высокой степени анонимности общения такого рода недостатки нетрудно скрыть, а в случае назойливых расспросов на чувствительную тему общение может быть прервано.

     Степень социальной зрелости пользователей  младших возрастов, проводящих много времени в Интернете, возрастает. Кибер-пространство открывает массу возможностей удовлетворить потребность в самовыражении, исследовании и экспериментировании в плане постижения собственной личности [5, с. 247]. Анонимность в интерактивном общении поощряет их обсуждать такие вопросы, о которых они не смогли бы поговорить в реальной жизни, поэтому использование Интернета, как показывает практика, обладает большой притягательной силой.

     В процессе освоения и применения человеком новых информационных технологий происходит трансформация и усложнение строения высших психических функций. Занятия с компьютером становятся, по мнению М.Г. Абрамова, своего рода «зависимостью, которая выражается в таких психопатологических симптомах, как неспособность подростка переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, так называемый синдром «вершителя судеб», который приобретает игрок, управляя «жизнью» компьютерных персонажей» [26]. Таким образом, СМИ и продукты индустрии электронных развлечений на современном этапе развития способны стимулировать как кратковременный рост агрессивности индивида.

     В современном обществе, с развитием  технологий, еще более повышается роль рекламы. Любая реклама действует исключительно на подсознание и ее по праву считают одним из мощнейших средств воздействия на массовое сознание. С момента возникновения в ней отрабатывались способы воздействия на поведение индивида и групп людей. За свою длительную историю реклама качественно эволюционировала. Реклама всё чаще вмешивается в жизнь подростка, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях.

     Деструктивное влияние телевизионной рекламы, обеспечивает пассивность восприятия. Сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки приводит к релаксации, снижению умственной активности и критичности восприятия информации. Многократно повторяющаяся реклама действует на психику подростка,  внедряя в сознание недостижимый образ жизни, что приводит к негативным эмоциональным реакциям подростков.

     Среди методов психологического воздействия  рекламы на подростков в силу возрастной специфики психического развития наибольшее влияние, по мнению Е.В. Берновича, оказывают следующие [27]:

  • психологическое заражение (вследствие воздействия на эмоциональную сферу личности);
  • подражание  (присваивание подростком различных моделей поведения, взглядов, мировоззрения взрослых);
  • внушение (высокая субъективность ввиду несформированной целостности личности).

     Таким образом, при изучении проблем воздействия СМИ на аудиторию применяются определенные концептуальные подходы, основе которых лежат теория социального научения, теория социализации, когнитивная и другие теории, позволяющие объяснить и понять механизмы влияния на личность, а также определить их последствия.

     Средства массовой коммуникации включают в себя достаточно расширенный арсенал способов воздействия на подсознание с целью внедрения соответствующих установок, заложения паттернов поведения, а также оказывают превалирующее воздействия на процесс социализации подростка. Наибольшее воздействие на психику подростка оказывают такие механизмы влияния СМИ, как идентификация, сублимация, проекция, вытеснение, отрицание, рационализация и другие.

     От воздействий на подростка в период становления личности во многом зависит его будущая жизнь, а также процесс становления его личности в обществе. Эта социализирующая роль средств массовой информации может быть особенно значима в тех случаях, когда подросток живет в обществе, отличающемся от того, в котором он родился. Теории социализации рассматривают очень широкий спектр последствий воздействия СМИ. Тем самым они помогают нам понять, насколько комплексным и всепроникающим является влияние средств массовой информации.  
 

Информация о работе Влияние средств массовой информации на социализацию подростков