Влияние этнопедагогики на семейное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:33, контрольная работа

Краткое описание

Оставшись без вековых воспитательных традиций, то есть без народной педагогики, семья стала в массовом порядке порождать «духовных сирот». В устных опросах до 47% родителей заявляют, что они не уверены, будут ли их дети поддержкой и опорой, когда они станут немощными, старыми. Оставшись без влияния народной педагогики, родители умеют дарить любовь своему дитяти, умеют оберегать и растить, но не умеют ребенку дарить свою душу, поэтому изучение темы: «Традиции народной педагогики в семьях» в настоящее время является очень актуальной.

Оглавление

Введение 3
1. Средства, методы, приемы народной педагогики в семейном воспитании 6
2. Особенности воспитания детей в украинской семье 12
3. Из опыта работы учителей по использованию идей народной педагогики в обучении и воспитании 17
Заключение 20
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

этнопед традиции.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

Назидание – один из распространенных приемов в семейной педагогике: отца – сыну, старшего – младшему, учителя – ученику.

Приучение как метод народной педагогики типичен для раннего детства. Приучают детей вовремя ложиться спать и рано утром вставать, содержать игрушки и одежду в порядке, делать вовремя уроки, быть вежливыми с родителями, взрослыми, сверстниками и т.д.

Убеждение содержит в себе разъяснение и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем, чтобы ребенок не сомневался в разумности определенных понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им [8,45].

Поощрение, одобрение, похвала – важнейшие методы народного воспитания, оказывающее большое стимулирующее воздействие на детей. Дети всегда испытывают потребность в оценке своего труда, поведения, игры. В дни семейных праздников, особенно в день рождения ребенка, поощрение может быть выражено в преподнесении недорогих подарков. Но поощрение должно быть объективным, обоснованным, справедливым, оно должно соответствовать одобряемой деятельности ребенка, чтобы не порождать зазнайства, а наоборот – стимулировать на дальнейшие успехи.

Личный пример – самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, старших, учителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение.

Пример родителей имеет огромное значение в становлении личности ребенка. Родители должны показывать добрый пример не только в труде, но и отношениях между собой, в отношении к соседям, к товарищам по работе, в одежде, в еде, в поведении, в желаниях. Если родители в добрых отношениях с соседями, то и дети растут порядочными, вежливыми к чужим людям. Если родители хорошо отзываются о своих товарищах по работе, рассказывают об их достижениях, об их положительных качествах, естественно у детей возникает интерес к трудовому коллективу, к труду родителей, желание идти по их стопам.

Если родители с восхищением слушают музыку, ценят хорошие телепередачи, вывозят детей на природу, восхищаются окружающими горами, лесами, бывают с детьми на берегах рек и озер, любят красивый ландшафт, у детей появляется эстетический вкус, любовь к прекрасному.

Другие факторы народной педагогики - труд, искусство, общение, традиции также способствовали нравственному воспитанию детей. Участвуя в трудовой, коммуникативной, эстетической деятельности, ребенок закреплял те черты личности, которые считаются ценными для данного этноса.

В семьях с народно-педагогическими традициями высок и устойчив авторитет родителей. С первых дней своей жизни ребенок слышит колыбельные песни, где воспевается семья и труд, слышит обращение к себе как к помощнику отца или помощнице матери. Подрастая, дети слышат сказки из уст своих родителей о сказочных богатырях, которые могучи, справедливы, в семьях, где родители разучивают со своими детьми стишки, потешки, загадывают загадки, вырастают умные ребята. У ребенка расширяется кругозор, вместе с тем он восхищается широтой кругозора и глубиной ума своих родителей.

Рефлексия. Нравственное осмысление прожитого дня, каяние в грехах, удовлетворенность хорошими, добрыми делами, планирование дел на будущее - это известный в народной педагогике метод воспитания подрастающего поколения и самого себя. Из народной педагогики этот метод перешел в религиозные учения.

Родителям нужно находить время и каждый вечер беседовать с ребенком с самого раннего возраста о прошедшем дне, с кем играл, что видел, здоровался ли со взрослыми, не обидел ли кого и т.д. Если начать эти беседы с раннего возраста, они войдут в привычку, а в раннем школьном и подростковом возрасте будут обязывать ребенка контролировать себя. Вечерние беседы с родителями будут вносить в душу ребенка нравственное очищение, потому что ребенок вместе с родителями будет давать нравственную оценку содеянным делам.

 


2. Особенности воспитания детей в украинской семье

В Украине всегда уделяли большое значение воспитанию детей. Наиболее значимыми считали такие качества, как доброта, справедливость, любовь к своему народу, родине, трудолюбие и т.д.

С раннего возраста детей приучали к национальным ремеслам. Учили резьбе, бондарству, гончарному делу, лозоплетению, ковроткачеству, вышиванию, плетению, росписи, изготовлению из природного материала посуды, игрушек, украшений и т.д. Все эти изделия были известны далеко за пределами Украины. При этом решались две важные задачи: научить ремеслу и воспитать любовь к труду (труд - потребность, а не бремя), что и до сих пор остается ведущим компонентом воспитания подрастающего поколения.

Человек, умел и любил трудиться ценил свою и чужую работу пользовался всеобщим уважением. Например, хорошей считалась та девушка, которая была еще и труженицей. Педагогический опыт, накопленный веками и сохраненный украинским народом как одно из самых величайших духовных богатств, является неоценимым в семейном воспитании детей. Народ испокон веков стремился одухотворить труд с помощью художественных средств, украсить быт и облагородить взаимоотношения между людьми. Этим и обусловлено основное кредо народной педагогики в области эстетического воспитания: научить жить по законам красоты и благородства.

Практика семейного воспитания по привлечению детей к прекрасному начинается очень рано, с маминой колыбельной песни, в которой народ поэтизирует природу, любовь и нежность, человечность и добро, а также с ладушек-потешек, детской игрушки и сказки. В украинском фольклоре немало детских песен, которые приучают детей выполнять игровые и танцевальные движения под мелодию песни. Такой способ поощрения детей к песни и танцу передается из поколения в поколение.

Украинская народная педагогика в течение тысячелетий разработала разнообразие форм и методов эстетического, художественного воспитания. Причем это не только для избранных, одаренных, но и для всех детей. Ученые доказывают, что в детском возрасте ребенок узнает больше, чем за следующий период. Ни одна система воспитания, кроме фольклорного, не берет за основу тот самый "критический период развития ребенка", в котором "происходит закладка звуковой информации". Это остается на всю жизнь. Поэтому многое зависит от того, какой будет эта самая первая "звуковая информация".

На чем воспитывается ребенок с первых дней жизни: на возрастном педагогическом опыте украинского народа, или на определенных педагогических экспериментах, в которых "кроликами" становятся свои же дети. Фольклор в этом отношении незаменим. Во всяком случае, до сих пор не найдено равноценной ему замены. К фольклорному воспитанию мы обращаемся как к природному и органическому, так как оно устанавливает экологическое равновесие природы и человека.

Все начинается с пения - колыбельных песен, пестушок и потешек. Древнегреческий слово "убаюкивать" означает не только "уговаривать", но и "заказывать". Колыбельные песни - это заговоры, обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их умениях успокаивать, оберегать, охранять. Фольклорные тексты песен очень давние; они передаются от поколения к поколению благодаря устойчивым украинским традициям.

Фольклор имеет и практическое значение: ведь "ладушки", "сорока-воровка" - это лучший способ развития координации движений, то есть своеобразная детская гимнастика (украинская детская народная аэробика), а скороговорки - средство развития речи, ликвидация ее природных недостатков (украинская народная логопедия), где все базируется на ритме, на поэтическом слове. Незаметно и ненавязчиво - уже до двух-трех лет ребенок становится на путь самостоятельной речи.

Язык - наша живая история. Через язык можно проанализировать наш вековой путь: в нем сохранились слова и выражения, которые из глубины веков доносят мысли и чаяния, взлеты и падения, пережитые украинским народом под влиянием различных факторов. Именно благодаря языку воспринимается устное народное творчество, постигается сущность произведений прикладного искусства, история их создания, бытовое назначение народного творчества. Следовательно, речь отражает этническую культуру народа, его быт, обычаи, и является средством эстетического воспитания, национального самосознания, основ общественности, патриотических чувств. Вот почему первое слово ребенок должен услышать и произнести на родном языке. Родной язык обусловливает психическое развитие ребенка, способствует осознанию себя как представителя украинской нации. Любовь к языку своего народа можно сформировать, используя его в непосредственном общении ребенка с родными, близкими людьми. Тепло взаимоотношений со взрослыми способствует привлечению ребенка к духовным ценностям, побуждает следовать их язык, отношению к окружающей среде.

В формах устного народного творчества украинского народа запевках, забавлянках, песнях воплощается бережное, чуткое отношение взрослых к детям. Очевидно, украинская народная педагогика, как синтез любви и мудрости старших поколений, и родила, особую увлекательную форму обогащения жизненного опыта ребенка - разного рода игры. Облегчая таким образом, овладение родным словом, традициям, которые сложились исторически, украинская народная педагогика легко и естественно позволяет ввести игру, игровые моменты в повседневную жизнь детей, сделать ее жизненно необходимой. Сейчас этот источник доступно донесен до детей мелодичностью украинского языка, элементами истории, этнографии.

Украинская народная педагогика имеет четкие правила речевого этикета. Основное ее требование - вежливость, степенность, приличия, внимательность и вежливость. "Красивое слово - золотой ключ", - говорит народная мудрость. Но поэтическая изысканность, звуковая или содержательная, никогда не бывает в фольклоре самоцелью.

Фольклор как народное прикладное искусство имеет практическое значение: понятие пользы и красоты в нем неразделимы. Так в народных былинах при описании снаряжения богатырей почти всегда подчеркивается, что шелковые подпруги, буланые стремена, золотые пряжки - это не только украшение, но и прочность богатырской упряжи: подпруги шелковые не рвутся, буланые стремена не гнутся, золотые пряжки не ржавеют ("Илья Муромец"). Как видим, украинская народная педагогика имеет много средств, методов и приемов эстетического воспитания в семье. Умелое их использование в семейном воспитании позволяет научить ребенка видеть и чувствовать прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству.

Огромное влияние на развитие эстетических вкусов оказывают взаимоотношения в семье и отношение старших к ребенку. Видению законов красоты способствуют и нежная, искренняя мамина песня над колыбелью, материнская ласковая улыбка ребенку; привлекательная игрушка, которую дарит ребенку отец; волшебная бабушкина сказка, которая учит добру и злу, формирует понятие о красоте жизни и будничные неуместности, которые встречаются на жизненном пути; интересный дедушкин рассказ, или юмор; волшебная прогулка, захватывающая игра с сестрой или братом открывают радужную красоту окружающего мира.

Множество эстетических переживаний детей оговариваются общением с природой. Влияние природы усиливается, если эти переживания поддерживаются сопереживанием со взрослыми, близкими людьми. Высадка цветов и уход за ними создают эмоциональные переживания детей и формируют понятие, прекрасное может и должен создавать сам человек.

Увиденное ребенок всегда пытается передать в рисунках. Рисовать любят все дети, и суть не в том, как рисует ребенок, а в том, какое наслаждение он от этого получает. Детям врезаются в память те картины, вышивки, рушники, которые висят дома на стене. Это способствует заинтересованности детей произведениями изобразительного искусства. Хорошо, если в семье любят хорошую музыку, любят петь; если семья посещает календарные праздники, обрядовые праздники, принимает в них участие, привлекая к этому и своих детей.

Песням, танцам, музыке народная педагогика всегда уделяла большое внимание, возлагала большие надежды на их воспитательное значение. И роль семьи, роль родителей в этом вопросе очень значительна. Следовательно, воспитание детей - это самая приятная родительская функция, и эстетическое воспитание в семьи является его составной частью. Поэтому умелое использование в семейном воспитании средств, приемов, методов украинской народной педагогики дает возможность ребенку жить и творить по законам красоты.


3. использование учебными заведениями идей народной педагогики в обучении и воспитании

 

Сейчас в обществе мы можем наблюдать оживление национальной самобытности украинцев и других народностей, населяющих территорию Украины и заинтересованность в достижениях национальной традиционной системы воспитания. В государственной национальной программе "Образование" среди приоритетных направлений формирования образования определено, что в основу национального воспитания должны быть положены принципы единства семьи и школы, преемственности поколений, привитие уважения к родителям, женщине-матери, организация семейного воспитания и образования как важного звена воспитательного процесса и обеспечение педагогического всеобуча родителей [12, 2]. Для этого с целью оптимизации учебного и воспитательного процесса большое количество учебных заведений уже внедряет новые перспективные формы обучения, построенные на традиционной модели обучения и воспитания, свойственной украинской семье. Достаточно интересным является опыт педагогического коллектива Украинского колледжа им. В.Сухомлинского (г. Киев), который убедительно доказывает, что основой эстетического воспитания должно стать национальное художественное наследие, семейные и народные традиции, обычаи, обряды, сокровища музыкального, поэтического наследия, прикладного творчества, художественных ремесел и промыслов.

В школах Украины перед родителями поставлены задачи семейного воспитания. Это и забота о том, чтобы каждый ребенок всесторонне развивался, владел родным языком, знаниями о красоте окружающей среды. Это и привлечение детей к участию в народных праздниках, обрядах, к миру знаний через народные сказки, песни, пословицы, поговорки, загадки, а также создание благоприятной трудовой атмосферы в семье; формирование нравственно-эстетических ценностей ребенка с позиций добра, красоты, справедливости, добродетели, чести, человечности. Фундаментом эстетического воспитания служит национально-художественное наследие, семейные и народные обычаи, традиции, обряды, сокровища музыкальной, поэтической культуры народа, декоративно-прикладное творчество, художественные ремесла. [9 , 3]

Информация о работе Влияние этнопедагогики на семейное воспитание