Влияние этнопедагогики на семейное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:33, контрольная работа

Краткое описание

Оставшись без вековых воспитательных традиций, то есть без народной педагогики, семья стала в массовом порядке порождать «духовных сирот». В устных опросах до 47% родителей заявляют, что они не уверены, будут ли их дети поддержкой и опорой, когда они станут немощными, старыми. Оставшись без влияния народной педагогики, родители умеют дарить любовь своему дитяти, умеют оберегать и растить, но не умеют ребенку дарить свою душу, поэтому изучение темы: «Традиции народной педагогики в семьях» в настоящее время является очень актуальной.

Оглавление

Введение 3
1. Средства, методы, приемы народной педагогики в семейном воспитании 6
2. Особенности воспитания детей в украинской семье 12
3. Из опыта работы учителей по использованию идей народной педагогики в обучении и воспитании 17
Заключение 20
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

этнопед традиции.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

Реализация творческого потенциала личности в процессе ее приобщения к историко-культурным традициям народа, сохранение и развитие свойственной молодежи активности на последующих этапах жизни является одной из наиболее сложных проблем современности. В поисках путей ее решения открываются гимназии, где обучение ведется на государственном языке. Наряду с овладением знаниями по основам наук, ученики учатся вышивать, делать прекрасные изделия из бисера, мягкие игрушки, искусственные цветы и гончарные изделия, делать кружева, шить одежду, лепить из пластилина, играть на различных музыкальных инструментах.[14, 48]

Общеизвестно, что основными путями и средствами эстетического воспитания учащихся в школе являются уроки и мероприятия внеклассной и внешкольной работы через привлечение детей к участию в различных сферах художественно-творческой и исполнительской деятельности на основе диагностики их природных художественных наклонностей и способностей. Общественность и педагогические коллективы изобретают и новые формы работы по эстетическому воспитанию школьников. Так, в Малой Билозерке, Запорожской области работает школа-гимназия "Дивосвит". Здесь на основе украинской национальной культуры возрождаются традиции ремесел и народных промыслов. Учащиеся с удовольствием занимаются гончарством, лозоплетением, вышивкой, росписью яиц и т.д. Они вместе с односельчанами влюбленные в народное песенное творчество, глубоко осознают то, что к ним бережно относятся воспитатели и радуются этому и с энтузиазмом берутся за изготовление оригинальных художественных изделий [14, 48].

Директор Украинского гуманитарного лицея Киевского университета имени Тараса Шевченко Анна Сазоненко считает, что современная педагогика должна вернуться к природе традиционных источников воспитание – семейной педагогики, потому что семья является глубинным источником человеческой жизни. В семье ребенок познает окружающий мир, здесь у него формируется характер, мировоззрение, эстетические вкусы, морально-этические идеалы [13, 22].

Школа, а тем более родители должны прививать любовь к прекрасному, любовь к своей семье, к осмыслению учениками той деятельности, которой занимаются родители. К правильному пониманию семейных обычаев, обрядов, к усвоению таких культурных ценностей, как изучение детского фольклора, народных ритмично-игровых движений, календарно-обрядовых и лирично-бытовых песен, сказок, загадок, рассказов и т.д.

 


Заключение

Семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривалась в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания, его содержание. Ее цель – подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». В семейной педагогике каждого народа отражаются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реализация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни. Ребенок с первых дней своей жизни слышит, что он будет помощником отца в труде (помощником матери по дому), слышит о видах труда о профессиях, о характере труда того или иного профессионала, о человеческих качествах, необходимых для занятия трудом, о рабочих инструментах и т.д. В колыбельных песнях, распеваемых матерью засыпающему ребенку; в стихах – частушках, которыми мать будит и поднимает дитя с постели; в скороговорках, которыми учит чисто произносить отдельные звуки, лейтмотивом идут темы семьи. Ежедневно вхождение родителей в мир ребенка - важнейшее педагогическое условие установления духовных отношений между родителями и ребенком, без которых невозможно их воспитательное воздействие.

Преимущество народно-педагогических традиций заключается в том, что они позволяют родителям готовить ребенка к выполнению разнообразных социальных ролей, формировать необходимые человеческие качества, даже не зная о существовании структуры личности. Это формирование начинается с подбора имени будущего ребенка, с первой материнской улыбки, колыбельных песен, совместных игр с ребенком, с рассказывания сказок и загадывания загадок, с разучивания скороговорок и считалок, песен. Становление личности продолжается в беседах и обучении отдельным трудовым приемам, обращению со старшими, приучение самостоятельности, в знакомстве с родственниками, в совместном труде с ребенком, в ранней профориентации. Дальше умственные способности, трудовые умения, физическая ловкость и выносливость, эстетические взгляды и нравственный устой формирующейся личности проходят суровое жизненное испытание в «школе сверстников» и в столкновении с жизнью. Маленькая личность в ежевечерней рефлексии «залечивает душевные раны», отшлифовывает свои взгляды и установки в семье, у святых для нее людей - у отца и матери, у дедушки и бабушки, проходит у них нравственную закалку, чему способствует атмосфера духовного общения между старшими и младшими, которая обычно устанавливается в семьях с народно-педагогическими традициями.

Средства, методы, приемы народной педагогики при умелом использовании являются каналами духовной связи родителей и детей, старшего и младшего поколений, поэтому важно сохранение народной педагогики в семье.

Выводы

Исследовав тему "Народные традиции и их роль в семейном воспитании", я пришла к следующим выводам:

1. В условиях растущей семейного кризиса возникает необходимость обратиться к достижениям украинской народной педагогики с целью ликвидации семейных проблем современности, научного прогнозирования перспектив укрепление семьи и повышение ее роли в воспитании детей и молодежи.

2. Каждая нация, каждый народ, даже каждая социальная группа имеет свои традиции, обычаи, обряды и праздники, становление которых происходило в течение многих веков. Традиции - это те самые прочные элементы, объединяющие и цементируют отдельных людей в один народ в одну нацию, поддерживая ее целостность и связь между поколениями. Народные традиции охватывают все сферы человеческой жизни, регулируя семейные и общественные отношения. Украинская семейная система воспитания, которая исторически сложилась в течение многих веков нашим народом, главным объектом воспитания определяет ребенка, а субъектами - родителей, семью, общественность. В результате воспитательных действий миллионов людей сформировался определенный педагогический опыт, который впоследствии выкристаллизовался в большую педагогическую мудрость - народную педагогику. Итак, народная педагогика является суммой полученных народом знаний и умений в деле воспитания и обучения. Цели, задачи и средства народной педагогики отражены в фольклоре (сказках, легендах, поговорках, песнях), а также играх, искусстве, музыке, праздничных обрядах и традициях трудового и семейного воспитания.[18, с.13 ]

3. Семья закладывает фундамент воспитанности, который определяется особой мощью, потому что строится на почве глубоких эмоций, любви между родителями и детьми, теплые кровных отношений. Педагогический идеал народной педагогики - полная семья, многодетная, с благоприятной для воспитания детей педагогической атмосферой. Вырастая в семейной атмосфере добра, моральных добродетелей ребенок формируется как гармонично развитая личность. Главная цель семейного воспитания - сформировать настоящую человека, наделенного самыми лучшими человеческими качествами: высоконравственную, здоровый телом и душой, сильную умом.[18, с.301-307]

4. Средством достижения главной цели народного воспитания являются народные традиции, которые передаются из поколения в поколение, с детства формируя у ребенка необходимые качества и привычки. Основой воспитания является труд. Существует семейная традиция, по которой каждый член семьи, в том числе и ребенок, обязательно трудится, берет на себя часть общих забот и обязанностей. Огромное влияние на ребенка оказывают домашняя обстановка, быт в семье, поэтому существуют эстетические традиции, которые приучают ребенка любить и беречь красоту, уважать родной дом и родителей.

5. Семейная обрядность, которая выступает средством саморегуляции человеческой жизни. Семейные обряды охраняли ценность семьи, хранили святость человеческих отношений. Замечательными спектаклями были почти все свадебные и календарно-обрядовые праздники, которые развивали творческие силы ребенка, воспитывали ее эстетические идеалы, любовь к отчему дому, своего края, семьи, развивали психику, поддерживая идеалы и принципы привитые ребенку с помощью народных традиций.

6. Семейное правильное воспитание служит для подражания во всех грядущих поколениях. Украинская семья как воспитательная организация обладает большим педагогическим потенциалом, который должен быть плодотворно использованы в современном воспитании. Народные традиции и обряды должны быть использованы в обучении, построенном на етнопедагогічній основе. Новый подход в изучении народоведения - актуальная потребность современной дидактики, органическая потребность духовного возрождения украинской нации.


Список использованных источников

 

1.      Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV- XVII вв./Сост., Д. Бабишин, Б. Митюхов.- М.: Педагогика, 1985. - 363 с.

2.      Бабій В. Сімейні традиції та їх виховне значення // Позакласний час, 2004, - № 7-8, С.27-31.

3.      Вакаев В.А. Нравственное воспитание молодого поколения средствами этнопедагогики //Материалы всероссийской научно-практической конференции. – М.: Изд. МГУ, 2004. с. 381.

4.      Ващенко Г. Виховний ідеал. - Полтава, 1994. - 190 с.

5.      Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: ACADEMIA, 2000. – 176 с.

6.      Єрохіна І. Традиційне родинне виховання в українській сім'ї // Рідна школа, 1998 . - № 7-8, С. 31.

7.      Каюков В. Духовні ідеали сім'ї - першооснова життя дитини // Рідна школа, 1998 . - № 7-8, С. 34-37.

8.      Крип'якевич І. П. Історія України, Львів, 1990. - 340 с.

9.      Локарєва Г.В., Жорнова О.І. Старовинна гра як засіб естетичного розвитку молодшого школяра // Матеріали конференції "Початкова освіта - шляхи розвитку" 10-12 квітня 1995 р. Частина Ш. - Запоріжжя, 1995.

10. Макаренко А.С. Воспитание в семье и школе. - Соч. в 7 т. - М.,1975.-т IV.- 442с.

11. Маковій Г. П. Затоптаний цвіт: Народознавчі оповідки. - К.: Укр. письменник, 1993. - 205 с.

12. Національна доктрина розвитку освіти України у ХХ столітті // Освіта. - № 60-61. - 24-31.10.2001.

13. Опанащук М. Концепція єдиної системи естетичного виховання у загальноосвітніх школах України // Мистецтво та освіта, 1998 - № 1, С. 26.

14. Семеног О. Використання родинних виховних традицій у навчальних закладах України // Шлях освіти, 1998. - № 2, С.21-23.

15. Словник української мови. К., 1970 .- т.1. - 560 с.

16. Стельмахович Г. П. Виховний потенціал української родини // Учитель, 1998. - № 6, С.52-55.

17. Стельмахович М. Г. , Червінська І. - Етнопедагогічні основи української національної школи-родини // Рідна школа, 1998 . - № 7-8, С. 37-39.

18. Стельмахович М. Г. Народна педагогіка. - К.: Рад. школа, 1985. - 312 с.

19. Стельмахович М. Г. Новітні перспективи сімейного виховання // Рідна школа, 1998 . - № 7-8, С. 23-25.

20. Стельмахович М. Г. Школа і педагогіка в умовах становлення української держави // Рідна школа, 1996. - № 5-6, С. 12-18.

21. Українознавство: Посібник /Уклад.: В. Я. Мацюк, В. Г. Пугач. - К.: Зодіак - ЕКО, 1994. - 399 с.

22. Фіцула М. М. Педагогіка: Навчальний посібник для студентів вищих педагогічних закладів освіти. - К.: Видавничий центр «Академія», 2000. - 544 с.

23. Шашуков Н.Л. Народная педагогика в практике современного воспитания. – Вологда: Изд-во ВИРО, 1999. – 160 с.

24. Яценко Т. О. Історичне коріння українського народного виховання // Українська література в загальноосвітній школі, 2001. - № 3, С.148-155.

25. Яценко Т. О. Родинне виховання на засадах народної педагогіки // Педагогіка і психологія, 1997. - № 2, С.88-94.

2

 



Информация о работе Влияние этнопедагогики на семейное воспитание