Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:10, методичка
Гипотеза исследования: информационные технологии при определенных условиях способствуют повышению мотивации изучения ИЯ, что ведет к совершенствованию знаний и культуры учащихся. В данной работе мы подробно остановимся на таком аспекте, как использование информационных технологий и повышение мотивации к обучению ИЯ у учащихся.
Задачи исследования.
Исходя из предмета, целей и сформированной гипотезы нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность информационных технологий.
2. Изучить влияние ИКТ на мотивацию обучения.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить гипотезу исследования.
Введение
Глава 1. Теоретические основы использования новых информационных технологий в учебном процессе .....……5
1.1. Информационные технологии в образовании ……………………………5
1.2. Новые информационные технологии в обучении английскому языку,
использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка.....……......10
1.3. Связь обучения и мотивации изучения иностранного языка……...….....17
Глава 2. Организационно-педагогические условия повышения мотивации
изучения ИЯ путём использования новых информационных технологий в школе. …………………… 23
2.1. Методический комплекс, направленный на повышение эффективности процесса обучения иностранному языку……………………………….....…...23
2.2. Особенности урока с использованием новых информационных технологий…………………………………………………………………….....27
2.3. Диагностика эффективности процесса обучения иностранному языку с применением новых информационных технологий………………...….……..41
Заключение……………………………………………………………...….…....44
Список литературы………………………………………………………....…...45
Приложения (презентации уроков).
В процессе учебной деятельности начинают действовать и возникающие частные мотивы, руководящие постановкой, принятием и решением отдельных задач для достижения конкретных целей обучения иноязычному речевому общению.
Познавательные мотивы в овладении ИЯ дифференцируются следующим образом: интерес к ИЯ как таковому способствует формированию мотивов к анализу языковых явлений, всевозможным по форме и содержанию занятиям с ИЯ, к развитию лингвистического мышления; возможность использования ИЯ как средства обмена информацией, получения знаний с его помощью, изучения культуры, истории, развития и действительности страны изучаемого языка, расширение кругозора формирует мотив отношения к ИЯ как необходимому средству познавательной деятельности.
Мотивационный аспект имеет решающее значение также и для активизации всех психологических процессов мышления, восприятия, понимая и усвоению иноязычного материала.
Для этого необходимо повышать уровни мотивации, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности у учащихся, стремясь в конечном итоге повысить эффективность процесса обучения.
Поскольку обучение иноязычному общению происходит посредством общения, которое является сугубо личностным процессом, в котором осуществляется обмен идеями, интересами, передача черт характера, то при
коммуникативном обучении учет личностных свойств учащихся имеет первостепенную значимость.
Без учета вышеперечисленных факторов речевые действия учеников отрываются от их реальных чувств, мыслей, интересов, то есть теряется источник, питающий речевую деятельность.
Именно учет личностных свойств приводит к возникновению ситуационной коммуникативной мотивации, то есть обеспечивает инициативное участие ученика в учебном или реальном общении.
Из всего многообразия свойств личности индивидуализация, обеспечивающая вызов коммуникативной мотивации, традиционно предлагает учет шести методически наиболее значимых свойств ученика как личности: контекста деятельности; личного опыта; сферы желаний, интересов, склонностей; эмоционально-чувственной сферы; мировоззрения; статус ученика в группе. Все это побуждает учащихся к обучению.
Успешность овладения ИЯ в его когнитивной функции способствует формированию языкового чутья; удовлетворение собственно познавательных мотивов постоянной работы с ним; использование ИЯ для получения определенной информации (чтение журналов, газет, толковых словарей, и тому подобное) делает данный язык незаменимым в познавательной деятельности обучаемого, вместе с тем сам ИЯ усиливает общую познавательную деятельность обучаемых, а, следовательно, повышается и мотивация изучения языка.
Ученые, исследующие мотивацию усвоения ИЯ (Леоньтьев А. Н., Рубенштейн С. А., Зимняя И. И.), выделяют целый ряд видов мотивации с учетом индивидуального развития потребностей обучающихся. Среди них можно выделить следующее:
1) Коммуникативно-мотивационная, определяющая на основе потребностей в общении.
2) Лингво- познавательная мотивация, основанная на стремлении обучаемого к познаванию языковых явлений;
3) Страноведческая мотивация, зависящая от тематики и эмоциональной заинтересованности учащегося;
Как показывают опросы учащихся, новые информационные технологии привлекают их и являются одним из главных их интересов.
Поэтому использование информационных технологий в учебном процессе будет способствовать формированию положительной мотивации.
Глава II
2.1 Методический комплекс, направляющий на повышении эффективности процесса обучения иностранному языку
Методический комплекс занятий будет на примере изучения темы <Музыка> в 7 классе МОУ « Лицей г.Отрадное»
Существует множество компьютерных программ, помогающих учителю английского языка и учащимся при овладении английским языком.
Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учета ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося.
Уроки-презентации с записями звуковых файлов учитель может составить самостоятельно. В последнее время интенсивно используется программа создания «электронного учебника», с помощью которого учащийся может овладеть материалом самостоятельно без помощи учителя или при частичном контроле. Очень актуален «электронный учебник» при дистанционном обучении. Учитель может создать такой материал в соответствии с потребностями именно своего контингента учащихся.
Проанализируем некоторые из них.
а) Изучение лексики.
На I-м этапе – введение лексики. Используя демонстрационный компьютер, учитель выбирает автоматический режим: на экране появляются картинки и фразы:
I like listening to pop ( opera, rap, techno, etc.)
It’s loud (sad, fast, relaxing, boring, etc.)
Учащиеся смотрят и слушают. Время работы – примерно 1 минута.
На II этапе идет работа по отработке произношения и закрепление лексики. Учитель или учащийся переключает программу с автоматического режима в обычный, щелкает мышкой наведя стрелку на нужное слово или фразу. Учащиеся повторяют за диктором хором. При наличии в классе нескольких компьютеров, учащиеся работают индивидуально или парами, используя наушники и микрофон. Время работы – примерно 5-10 минут, оно зависит от количества слов изучаемой темой.
На III этапе проводится контроль изученной лексики. Учащиеся выбирают задание, содержащее разное количество вопросов по теме: 10, 20, 30. По окончании сдачи экзамена на экране появляется таблица результатов в процентах. Конечно, каждый ученик стремится добиться лучших результатов. Если в классе только один компьютер, он используется как демонстрационный при введении и фронтальном закреплении лексики.
б) Отработка произношения.
Многие обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы учащийся повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности. Учащийся стремится добиться графического изображения произнесенного звука максимально приближенного к образцу.
в) Обучение диалогической речи.
На экране появляются несколько картинок – сцен данного диалога и примерные вопросы (или начало вопроса):
I – этап - знакомство с диалогом.
Have you ever done…?
Yes, I…
How long have you been it?
For / since…
II – этап – разучивание диалога.
При наличии нескольких компьютеров в классе учащиеся работают парами или группами по 3 человека. Они повторяют несколько раз заготовленные вопросы, каждый раз представляя новые выражения:
Play the guitar…
Collect posters / CDs
Act in school play…
III – этап – инсценирование диалога.
Учащиеся воспроизводят диалог сначала с опорой на картинки , затем инсценируют его самостоятельно.
Следующий этап – это контроль диалогической речи после изучения диалогов. Учащиеся выбирают карточку с заданием (учитель сам готовит карточки с описанием ситуации) и составляют свой диалог, используя лексику данной программы и проявляя свою фантазию.
г) Обучение письму.
Этот вид работы решает сразу две задачи : правильное написание английских слов и освоение клавиатуры. Любая компьютерная обучающая программа помогает решить эти задачи. Почти каждое задание предусматривает печать на клавиатуре английских слов и предложений.
д) Отработка грамматических явлений.
Все обучающие компьютерные программы так или иначе предусматривают отработку определенных грамматических структур. Все виды работы одного урока направлены на отработку определенного грамматического явления. В теме «Музыка» должны быть изучены страдательный залог в прошедшем времени, употребление неопределенных местоимений Present Perfect Continuous.
Пример урока № 4 (развитие навыков аудирования). После прослушивания текста учащимися может быть предложено сконструировать предложения в Present Perfect Continuous c заданными словами:
1. give / concert / 16 years
2. go / on / tours / 10 years
3. play / in / English / 18 years.
Другой вид работы:
Учащимся предложен текст с пропущенными предлогами, их нужно вставить. Упражнение выполняется самостоятельно, после выполнения компьютер выдаёт результат, выставляет оценку. Проверяя знания учащегося, программа отмечает его успехи, при необходимости подсказывает. е) Контроль умений в видах речевой деятельности. Использование компьютерных технологий при проведении контрольных уроков имеет ряд преимуществ. Во-первых, объективное независимое оценивание знаний учащегося. Во-вторых, четкое исполнение знаний, облегчение задачи педагога. Большую роль также играет психологическая разгрузка учащегося, неспособного иногда преодолеть неуверенность перед учителем.
При составлении контрольных знаний необходимо учитывать специфику контингента учащегося, проявлять дифференцированный подход.
В рамках «Музыка» можно предложить:
1) для «сильных» учащихся аудирование с последующим выполнением заданий по тексту; заполнить таблицу по словообразованию; задание по грамматике; творческое задание – написать небольшой текст о любимом исполнителе.
2) для остальных учащихся – те же задания в упрощенном варианте, можно дать опорный текст из аудирования.
Все задания выполняются учащимися на компьютере. Таблицы и тесты заранее приготовлены, чтобы не занимать время на механическую работу.
В качестве дополнительного тренировочного задания для «сильных» учащихся можно предложить составить контрольные задания для товарищей.
Составление текстов по грамматике используя компьютер, помогает учащимся лучше освоить грамматический материал. Старшеклассники разрабатывают свои компьютерные программы на проверку лексических и грамматических знаний учащихся.
2.2. Особенности урока с использованием новых информационных технологий.
Использование компьютерных презентаций на уроках английского языка
Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала и проводить занятия на качественном уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд - фильмов с экрана или персональный компьютер (ноутбук) для каждого учащегося.
Эффективность воздействия учебного материала на учащегося во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения.
Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффективные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т.д. Презентация позволяет воздействовать на сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.
Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающегося. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия запоминаний учебного материала.
Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть её как наглядного средства остается неизменной, меняются только её формы, в зависимости от поставленной цели её использования.
Стоит ли создавать презентации на каждый урок и не слишком ли много времени это занимает? Совершенно необязательно постоянно использовать презентации, тем более что в некоторых случаях это может повредить. Однако, в тех случаях, когда материал урока содержит большое количество иллюстрационного материала, применение компьютерной презентации позволит существенно повысить эффективность урока.
Существующие на рынке программного обеспечения средства построения презентаций позволяет без программирования в короткий срок создавать, и при необходимости изменять, компьютерные презентации, Одна из самых эффективных программ для создания презентаций – Microsoft PowerPoint. Она позволяет учителю в короткие сроки создавать собственные презентации. Учитывая большие дидактические возможности компьютерного представления знаний, уже в ближайшее время следует ожидать более интенсивного использования компьютерных презентаций в образовании.
Информация о работе Влияние информационно-коммуникационных технологий на обучение английскому языку