Влияние информационно-коммуникационных технологий на обучение английскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:10, методичка

Краткое описание

Гипотеза исследования: информационные технологии при определенных условиях способствуют повышению мотивации изучения ИЯ, что ведет к совершенствованию знаний и культуры учащихся. В данной работе мы подробно остановимся на таком аспекте, как использование информационных технологий и повышение мотивации к обучению ИЯ у учащихся.
Задачи исследования.
Исходя из предмета, целей и сформированной гипотезы нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность информационных технологий.
2. Изучить влияние ИКТ на мотивацию обучения.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить гипотезу исследования.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы использования новых информационных технологий в учебном процессе .....……5
1.1. Информационные технологии в образовании ……………………………5
1.2. Новые информационные технологии в обучении английскому языку,
использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка.....……......10
1.3. Связь обучения и мотивации изучения иностранного языка……...….....17
Глава 2. Организационно-педагогические условия повышения мотивации
изучения ИЯ путём использования новых информационных технологий в школе. …………………… 23
2.1. Методический комплекс, направленный на повышение эффективности процесса обучения иностранному языку……………………………….....…...23
2.2. Особенности урока с использованием новых информационных технологий…………………………………………………………………….....27
2.3. Диагностика эффективности процесса обучения иностранному языку с применением новых информационных технологий………………...….……..41
Заключение……………………………………………………………...….…....44
Список литературы………………………………………………………....…...45
Приложения (презентации уроков).

Файлы: 1 файл

Опытно-методическая разработка. Продукт ИОД.doc

— 1.86 Мб (Скачать)

    Эти  системы  представляют  собой  комплекс  программно-аппаратных   средств  и  оборудования,  который  позволяет  объединять  различные  виды  информации  (текст,  рисованная графика,  слайды,  музыка,  реалистические  изображения,  движущиеся  изображения,  звук,  видео)  и  реализовывать  при  этом  интерактивный  диалог  пользователя  с  системой.  Использование  видеокомпьютерных  систем  и  систем  мультимедиа   обеспечивает  реализацию  интенсивных  форм  и  методов  обучения,  организацию  самостоятельной  учебной  деятельности,  способствует  повышению  мотивации  обучения  за  счет  возможности  использования  современных  средств  комплексного  представления  и  манипулирования  аудиовизуальной  информацией,  повышения  уровня  эмоционального  восприятия  информации.

      Реализация  возможностей  систем  искусственного  интеллекта  при разработке  так  называемых  интеллектуальных  обучающих  систем  (Intelligent  Tutoring  Systems) типа  экспертных  систем, баз  данных,  баз  знаний,  ориентированных  на  некоторую  предметную  область.

      Использование  возможностей  систем  искусственного  интеллекта  создает  веские  предпосылки  для  организации  процесса  самообучения;  формирует  умения  самостоятельного  представления  и  извлечения  знаний;  способствует  интеллектуализации   учебной  деятельности;   инициирует  развитие  аналитико-синтетических  видов  мышления,  формирование  элементов  теоретического   мышления.  Все  это является  основой  интенсификации  процессов  развития  личности  обучаемого.[9]

      Использование   средств  телекоммуникаций,  реализующих   информационный  обмен  на  уровне  общения  через  компьютерные  сети  (локальные  или  глобальные),  обмен  текстовой,  графической   информацией   в  виде  запросов  пользователя  и  получения  им  ответов  из  центрального  информационного  банка   данных.

    Телекоммуникационная  связь  позволяет  в  кратчайшие  сроки  тиражировать  передовые  педагогические  технологии,  способствует  общему  развитию  обучаемого. [11]

     Новая  технология  неконтактного  информационного  взаимодействия,   реализующая  иллюзию  непосредственного  вхождения  и  присутствия  в  реальном  времени  в  стереоскопически  представленном  “экранном  мире”  -  система   “Виртуальная  реальность”.

Как  показывает  отечественный   и  зарубежный  опыт  применения  СНИТ,  реализация   вышеизложенных   возможностей   позволяет  обеспечить:

      Предоставление  обучаемому  инструмента  исследования,   конструирования,  формализации  знаний  о  предметном  мире  и  вместе  с  тем  активного  компонента  предметного  мира,  инструмента  измерения,  отображения  и  воздействия  на  предметный  мир;

      Расширение  сферы  самостоятельной  деятельности  обучаемых   за  счет  возможности  организации   разнообразных  видов  учебной  деятельности  (экспериментально- исследовательская,  учебно-игровая,  информационно-учебная  деятельность,  а  также  деятельность  по  обработке  информации,  в частности  и  аудиовизуальной),  в  том  числе  индивидуальной,  на  каждом  рабочем  месте,  групповой,  коллективной;

      Индивидуализацию  и  дифференциацию  процесса  обучения   за  счет  реализации  возможностей  интерактивного  диалога,  самостоятельного  выбора  режима  учебной  деятельности  и  организационных  форм  обучения;

      Формирование  информационной  культуры,  компонента  культуры  индивида,  члена  информационного  общества,  за  счет  осуществления информационно-учебной  деятельности, 

работы  с  объектно-ориентированными  программными  средствами  и   системами;

      Повышение  мотивации  обучения  за счет  компьютерной  визуализации  изучаемых  объектов,  явлений,  управления  изучаемыми  объектами,  ситуацией,  возможности  самостоятельного  выбора  форм  и  методов  обучения,  вкрапления  игровых  ситуаций.

    Процесс  информатизации  образования  и  связанное  с  этим  использование  возможностей  СНИТ  в  процессе  обучения  приводит  не  только  к  изменению  организационных  форм  и  методов  обучения,  но  и  к  возникновению  новых  методов  обучения.[10]

                 Математизация   и  информатизация  предметных  областей,  интеллектуализация   учебной  деятельности,  общие интеграционные  тенденции  процесса  познания  окружающей  информационной,  экологической,  социальной   среды, поддерживаемые  использованием  СНИТ,  приводят  к  расширению  и углублению  изучаемых  предметных  областей,  интеграции  изучаемых  предметов  или  отдельных  тем.  Это  обуславливает  изменение  критериев  отбора  содержания  учебного  материала.  Они  основываются  на необходимости  интенсификации  процесса  интеллектуального и  саморазвития  личности  обучаемого, формирования  умений  формализовать  знания  о предметном  мире,  извлекать  знания,  пользуясь  различными  современными  методами  обработки  информации.

                            Таким  образом,  в  связи  с  развитием  процесса  информатизации   и  образования  изменяется  объем  и  содержание  учебного  материала,  происходит  переструктурирование   программ  учебных предметов (курсов),  интеграция  некоторых  тем  или  самих  учебных  предметов,  что  приводит  к  изменению  структуры  и  содержания  учебных  предметов (курсов) и,  следовательно,  структуры  и  содержания  образования.

                            Параллельно   этим  процессам  происходит  внедрение  инновационных  подходов  к  проблеме  уровня  знаний  учащихся,  основанных  на  разработке  и  использовании  комплекса  компьютерных  тестирующих,  диагностирующих  методик  контроля  и  оценки  уровня  усвоения.

                            Изменение  содержания   и  структуры  образования,  представлений   об  организационных  формах,  методах  обучения  и  контроля  за  его  результатами  приводит  к  изменению  частных  методик  преподавания.

 

 

 

 

 

1.2               Новые   информационные  технологии   в  обучении   английскому  языку,   использование  Интернет-ресурсов   на  уроках   английского   языка.

                            В  настоящее  время  значительные  преобразования  в  области  образования  затронули  и  обучение   иностранному  языку  в  школе.  В  частности  стали  интенсивно  внедрятся  в  учебный  процесс  новые  информационные  технологии,  такие  как  использование  Интернет-ресурсов,  обучающих  компьютерных  программ  и,  т.п.

Разработкой  и  внедрением  в  учебный  процесс  новых  информационных  технологий   активно  занимаются  такие  исследователи  как,  Полат  Е. С., Дмитреева  Е.И.,   Новиков  С.В.,  Полилова  Т.А.,  Цветкова  Л.А.  и  т.д.[12]

              Так  О.И. Руденко-Моргун  в  своей  статье  “Компьютерные  технологии  как  новая  форма  обучения”  пишет: ”…мы  живём  в  век информационной,  компьютерной  революции,  которая  началась  в  середине  80-х  годов  и  до  сих  пор  продолжает  наращивать  темпы.  Вот  её  основные  вехи:  появление  персонального  компьютера,  изобретение  технологии  мультимедиа,  внедрение  в  нашу  жизнь  глобальной  информационной  компьютерной  сети  Интернет.  Все  эти  новшества  легко  и  незаметно  вошли  в  жизнь:  они  широко  используются  почти  во  всех  профессиональных  сферах  и  в  быту” [4]

“О  том,  что  компьютеры  стремительно  вошли  в  нашу  жизнь  и  в  процесс  обучения  английскому языку,  несколько  потеснив  традиционные  методики  и  заставив  преподавателей  иностранных  языков  решать  проблемы,  о  существовании  которых  несколько  десятков  лет  назад  ни  один  лингвист  даже  не  подозревал”  пишет  С.В.  Фадеев [5]. Нет  ничего  удивительного  в  том, что  не  все  преподаватели  оказались  готовыми  к  широкому  внедрению  компьютеров  в  такую  нетрадиционную сферу, как обучение иностранным языкам.

                            Необходимо, чтобы каждый преподаватель понял простую мысль: компьютер в учебном процессе – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство при обучении детей, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности. То, что преподаватель желает получить в результате использования машины, в неё необходимо запрограммировать.[6]

                            Таким образом, компьютер берёт на себя львиную долю рутинной работы преподавателя, высвобождая ему время для творческой деятельности, которая на современном уровне развития техники не может быть отдана компьютеру.[6]

Как известно, пригодность технических средств обучения и контроля для использования на занятиях по иностранному языку определяется по следующим критериям:

Во-первых, они должны способствовать повышению производительности труда и эффективности учебного процесса.

Во-вторых, обеспечивать немедленное и постоянное подкрепление правильности учебных действий каждого учащегося;

В-третьих, повышать сознательность и интерес к изучению языка,

В-четвёртых, обеспечивать оперативную обратную связь и пооперационный контроль действий всех обучаемых,

В-пятых, обладать возможностью быстрого ввода ответов без длительного их кодирования и шифрования.

Как показывает практика, из всех существующих средств обучения компьютер наилучшим образом “вписывается” в структуру учебного процесса,

наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям и максимально приближает процесс обучения английскому языку к реальным условиям. Компьютеры могут воспринимать новую информацию, определённым образом обрабатывая её и принимать решения, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить движущиеся изображения, контролировать работу таких технических средств обучения, как синтезатор речи, видеомагнитофоны, магнитофоны. Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности учащихся в обучении английскому языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся в обучении английскому языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. Каждый ученик получает возможность работать в своём ритме, т.е. выбираю для себя оптимальные объем и скорость усвоения материала.[2]

Применение компьютеров на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее. Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это дает возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.

«О том, что компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения английскому языку, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовании которых несколько десятков лет назад ни один лингвист даже не подозревал» пишет С.В. Фадеев. Ничего удивительного в том, что не все преподаватели оказались готовыми к широкому внедрению компьютеров в такую нетрадиционную сферу, как обучение иностранным языкам.

         Необходимо, чтобы каждый преподаватель понял простую мысль: компьютер в учебном процессе – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя , а средство при обучении детей, усиливающее  и расширяющее возможности его обучающей деятельности.

   То, что преподаватель желает получить в результате использования машины, в неё необходимо запрограммировать.

         Таким образом, компьютер берёт на себя львиную долю рутиной работы преподавателя, высвобождая ему время для творческой деятельности, которая на современном уровне развития техники не может быть отдана компьютеру.

     Как известно, пригодность технических средств обучения и контроля для использования на занятиях по иностранному языку определяется по следующим критериям:

во-первых,  они должны  способствовать повышению производительности труда и эффективности учебного процесса,

во-вторых,  обеспечивать немедленное и постоянное подкрепление правильности учебных действий каждого учащегося;

в-третьих, повышать сознательность и интерес к изучению языка,

           в-четвёртых, обеспечивать оперативную обратную связь и пооперационный контроль действий всех обучаемых,

в-пятых, обладать возможностью быстрого ввода ответов без длительного их координирования и шифрования.

  Как показывает практика, из всех существующих средств обучения компьютер наилучшим образом «вписывается» в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям и максимально приближает процесс обучения английскому языку к реальным условиям. Компьютеры могут воспринимать новую информацию, определённым образом обрабатывать её и принимать решения, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить движущиеся изображения, контролировать работу таких технических средств обучения, как синтезаторы речи, видеомагнитофоны, магнитофоны. Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения  и активизации познавательной деятельности учащихся в обучении английскому языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения  к индивидуальным  особенностям учащихся. Каждый ученик получает возможность работать в своём ритме, т.е. выбирая для себя оптимальные объём и скорость усвоения материала.

Информация о работе Влияние информационно-коммуникационных технологий на обучение английскому языку