Влияние информационно-коммуникационных технологий на обучение английскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:10, методичка

Краткое описание

Гипотеза исследования: информационные технологии при определенных условиях способствуют повышению мотивации изучения ИЯ, что ведет к совершенствованию знаний и культуры учащихся. В данной работе мы подробно остановимся на таком аспекте, как использование информационных технологий и повышение мотивации к обучению ИЯ у учащихся.
Задачи исследования.
Исходя из предмета, целей и сформированной гипотезы нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность информационных технологий.
2. Изучить влияние ИКТ на мотивацию обучения.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить гипотезу исследования.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы использования новых информационных технологий в учебном процессе .....……5
1.1. Информационные технологии в образовании ……………………………5
1.2. Новые информационные технологии в обучении английскому языку,
использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка.....……......10
1.3. Связь обучения и мотивации изучения иностранного языка……...….....17
Глава 2. Организационно-педагогические условия повышения мотивации
изучения ИЯ путём использования новых информационных технологий в школе. …………………… 23
2.1. Методический комплекс, направленный на повышение эффективности процесса обучения иностранному языку……………………………….....…...23
2.2. Особенности урока с использованием новых информационных технологий…………………………………………………………………….....27
2.3. Диагностика эффективности процесса обучения иностранному языку с применением новых информационных технологий………………...….……..41
Заключение……………………………………………………………...….…....44
Список литературы………………………………………………………....…...45
Приложения (презентации уроков).

Файлы: 1 файл

Опытно-методическая разработка. Продукт ИОД.doc

— 1.86 Мб (Скачать)

  Применение компьютеров  на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.

  Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся.

Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.

Ещё одно достоинство компьютера – способность накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса.

Анализируя статистические данные (количество ошибок, правильных / неправильных

ответов, обращений за помощью, времени, затраченного на выполнение отдельных заданий и т.п.)

Преподаватель судит о степени и качестве сформированности знаний у учащихся.

Необходимо отметить, что компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как «ответобоязнь».

Во время традиционных аудиторных занятий различные факторы (дефекты произношения, страх допустить ошибку, неумение вслух формулировать свои мысли и т.п. ) не позволяют многим учащимся показать свои реальные знания. Оставаясь «наедине» с дисплеем, учащийся, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний.

      Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы учеников на уроках английского языка. Учащиеся могут использовать компьютер как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём Компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизации отрабатываемого навыка.

       Однако, сказав достоинствах компьютера, Носенко Э. Л,Ломов Б.Т. отмечают и некоторые недостатки. Диалектичность педагогических явлений состоит в том,  что какое бы то ни было,  положительное само по себе свойство или качество целостного учебно-воспитательно процесса оборачивается  своей противоположностью и становиться крайне нежелательным при нежелательным при неумеренном, гипертрофированном проявлении, подавляющем другие, не менее важные свойства. Это замечание имеет самое непосредственное отношение к индивидуализации обучения, тем более что в условиях компьютеризации существенно меняются условия взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся друг с другом.

        Уже на первом этапе обучения английскому языку, в процессе постановки целей и задач предстоящей познавательной деятельности учащихся учитель участвует опосредованно. Непосредственное предъявление заданий учащемуся осуществляет компьютер. Конечно, учитель должен принимать самое активное участие в составлении обучающих программ, определяющих последовательность действий учащегося в решении той или иной задачи. Но в реализации важнейшей психолого-педагогической функции обучения – предъявлении и принятии учащимися целей и задач учебно - позновательной деятельности – в условиях компьютеризации возможен острый дефицит непосредственного общения учителя и ученика, живого слова учителя. Хотя передача всех функций преподавателя машине в принципе возможна, идею полной автоматизации

обучения, как справедливо подчеркнул на всероссийской конференции посвящённой психологическим проблемам

создания и использования компьютера Б.Ф. Ломов, едва ли можно рассматривать как практически реализуемую и гуманную. Обучение немыслимо без воспитывающего воздействия личности обучающего на учеников, а для этого необходим их непосредственный контакт.

         Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во

всем мире, стало создание всемирной компьютерный сети, получившей название Интернет, что буквально означает “международная сеть” (англ. international net.) Использование кибернетического пространства в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная  от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся.

Основная цель изучение иностранного  языка в средней школе –

Формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательное, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный  подход подразумевает обучение общению и формирование способности межкультурному взаимодействию, что является  основной функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла – это международное многонациональное,  кросс – культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно -  самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда- либо  происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения.

Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно  на них реагировать, что стимулирует  создание оригинальных  высказываний, а не шаблонную манипуляцию  языковыми формулами.

Первостепенное значение придается пониманию передаче содержания  и выражению смысла, что мотивирует изучение  структуры  и словаря иностранного языка, которые служат этой цели . Таким образом , внимание учащихся концентрируется на использовании форм, нежели на них самим, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил.

Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся хвалебным или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке английского языка, придавая им уверенность в себе, что является немаловажным фактом для развития их индивидуальности.

      Как информационная система, интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

           -электронную почту(e-mail)

-телеконференции(usenet)

-видеоконференции

-возможность публикации собственной  информации, создание собственной  домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере

-доступ к информационным ресурсам:

-справочные каталоги(Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy)

-поисковые системы(Alta Vista, Hotbob, Open Text, WebCrawler, Excity)

- разговор в сети(Chat)

Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке английского языка.

  Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов интернет на уроке иностранного языка в том смысле просто незаменимо: виртуальная среда интернет позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя  забывать о том, Интернет – лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процессе урока.[9]

 

1.3. связь обучения и мотивации изучения иностранного языка.

 

Управление мотивацией изучения ИЯ является одной из центральных проблем методики обучения в школе. ИЯ как предмет обладает рядом специфических черт, одной из которых является овладение ИЯ путем обучения умению общения на ИЯ к сожалению, на данный момент, обучение ИЯ в основном носит искусственно-учебный характер в силу отсутствия у школьников ”естественной потребности” в общении на ИЯ.

Важнейшим фактором, стимулирующим процесс иноязычного речевого обучения, следует считать мотивацию усвоения ИЯ.

В последние годы данная проблема исследуется в рамках деятельностного подхода к учению, разработанного С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым и другие.[12]

Для оптимальной организации учебного процесса важно в первую очередь глубокое знание мотивов учения школьника, во-вторых, умение правильно выявлять их и разумно управлять ими. В связи с этим необходимо обратиться  к теоретическим исследованиям по проблемам мотивации, а так же определить ее связь с содержанием обучения ИЯ. Т.к. “Учебная РД направлена на достижение общающимися определенного положительного или отрицательного результата в конкретной ситуации общения на изучаемом языке.”.[12]

Анализ имеющейся отечественной и западной литературы показал следующее. На данный момент нет единого мнения или однозначного решения данной проблемы, а именно, что же такое мотивация в целом и мотивация учебной деятельности в частности.

Поиск путей решения вопроса о мотивации учения возможен в плане психологических исследований этого направления, где рассматриваются психологические основы мотивации.

По словам И.А. Зимней, «мотив-это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего.».[10]

В области обучения ИЯ психологические вопросы мотивации решаются в работах А.А. Алхазишвили, И.А. Зимней, А.А.Леонтьева,Н.М.Симоновой и др.

В зарубежной литературе так же уделяется большое внимание мотивации, называемой зарубежными авторами «Motor», «Key-word» в обучении ИЯ.

Опираясь на указанные выше работы, мы будем понимать под мотивацией систему побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучения ИЯ, его совершенствование и стремление развивать потребности познания речевой деятельности.

Многочисленные эксперименты показали, что в течение одного учебного года отношение обучаемых к различным видам речевой деятельности (РД) на ИЯ может резко изменяться в отрицательную или положительную стороны. Это в свою очередь зависит от стиля работы преподавателя ( постоянное использование одного лишь учебника, однообразных видов упражнений ослабляет положительные эмоции, и учащийся превращается в пассивного созерцателя), от УМК, от результатов обучения и т.п. так, эксперимент Н,М.Симоновой показал, что чем выше успеваемость по ИЯ, тем глубже в подсознании обучаемого положительная установка к изучению ИЯ. И наоборот, низкая успеваемость сильно коррелирует с отрицательной когнитивной, мнемонической, коммуникативной установкой.[4]

Положительная установка на изучение ИЯ способствует улучшению результатов обучения РД.

Помимо этого для оптимальной организации речемыслительной деятельности необходимо знать и типы мотивации. Мотивация может определяться внешними (узколичными) мотивами и внутренними мотивами.[10,12]

Внешние мотивы не связаны с содержанием учебного материала: мотив долга, обязанности (широкие социальные мотивы), мотив оценки, личного благополучия (узко социальные мотивы), отсутствие желания учить

( отрицательные мотивы.)

Внутренние мотивы, напротив, связанны  содержанием учебного материала: мотивы познавательной деятельности, интереса к содержанию обучения (познавательные мотивы), мотивы овладения общими способами

действий, выявление причинно-следственных связей в изучаемом учебном материале (учебно-познавательные мотивы).[3,4]

Как утверждает Г.В. Рогова и З.Н. Никитенко,[2,12] интерес к процессу обучения по ИЯ, держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой

иноязычной деятельности. Таким образом, в целях сохранения интереса к предмету учителя ИЯ должен развивать у учащихся внутренние мотивы.

        При этом ключевыми и решающими параметрами считаются, те, которые присущи данному индивиду: личный опыт, контекст деятельности. Интересы и склонности, эмоции и чувства, мировоззрение, статус в коллективе. Это позволяет вызвать у учащихся истинную мотивацию.

В этом случае «работает не стимуляция, а внутренние побуждения; мотивация оказывается не привнесенной в обучение извне, не навязанной ему, а является прямым порождение самого метода обучения.»[4,7]

Перед учителем целый ряд задач, основные из которых заключаются в использовании межличностных отношений и создании эмоционального благополучия, что в свою очередь обеспечивает повышение эффективности обучения иноязычному общению.

Поскольку мотивация-явление многогранное, то СО должно включать в себя целый комплекс средств для ее поддержания.

В систему обучения ИЯ как иноязычной культуре в первую очередь важны средства поддержания мотивации к познавательной, развивающейся и воспитательной деятельности, что в конечном итоге вызывает у изучающего Ия коммуникативную мотивацию.

В общей структуре мотивации доминирующим является основной мотив. Определяющий учебную деятельность и формирование отношения к ней. Это познавательный мотив, так как в его основе заложено постоянное стремление к познанию; а также имеет место связь с содержательной и организационной стороной самой учебной деятельности.[6]

Информация о работе Влияние информационно-коммуникационных технологий на обучение английскому языку