Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 17:17, контрольная работа
Вариативные формы дошкольного образования — это структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет), системы Департамента образования города Москвы.Вариативные формы дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.
Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
Какие существуют виды вариативных форм дошкольного образования?
Система школьного образования несовершенна, поэтому все большее и большее распространение получает система хоумскулинга (homeschooling), которая также имеет названия home education (домашнее образование) или home learning (обучение дома). Как уже становится ясно из названия, такая система обучения ребенка предполагает его домашнее образование с помощью родителей или специально приглашенных педагогов. Несмотря на то, что до сих пор во многих развивающихся странах обучением детей занимаются родители, явление хоумскулинга подразумевает создание системы обучения, альтернативной общепринятой системе школьного образования, именно в развитых странах. Но дело в том, что помимо хоумскулинга существует немалое количество других альтернативных систем обучения детей, которые получают все большее распространение в мире. В основе этих систем обучения лежат, с одной стороны, некоторые методики раннего развития детей, с другой стороны, принцип полной противоположности формальному школьному обучению. Что же это за системы обучения, и каковы их особенности? АнскулингЭто название происходит от английского «unschooling» (от «school» - «школа») и является одной из форм хоумскулинга, означая систему обучения ребенка, в основании которой лежит соблюдение интересов ребенка и его обучение без отрыва от повседневной жизни и семьи. Другими словами, это обучение ребенка как результат его собственной любознательности – когда он сам задает вопросы и сам ищет ответы на них в повседневной жизни. Важное отличие анскулинга от системы школьного образования в том, что анскулинг не подразумевает академических занятий в классах, коллективных или индивидуальных, а кроме того, не предусматривает наличия учителей или других лиц, выполняющих их функции. Анскулинг не подразумевает полного отсутствия обучения – он, скорее, подразумевает отсутствие обучения по заранее заданной программе – того обучения, которое осуществляется в наших школах. Такая система обучения отрицает «искусственно» создаваемые условия обучения, а выступает за обучение без отрыва от реальной жизни, на основе интересов самого ребенка. НонскулингЭто, наверное, наиболее радикальная система обучения детей, подразумевающая полное принципиальное отсутствие какого-либо участия родителей в процессе образования своего ребенка. Хотя, по сути, нонскулинг – это не система обучения, а просто провозглашение безделья ребенка, выражающегося в любой форме (будь то просмотр телевизора, игра в приставку или целый день, проведенный на прогулке) как особого стиля обучения. ДескулингНазвание этой системы обучения происходит от английского «deschooling» («school» - школа и приставка «de» в значении «рас-»). Если перевести понятие «дескулинг» дословно – получится что-то вроде «расшкольнизация», то есть «распрограммирование» от опыта школьного обучения после ухода из школы. Исходя из этого, становится ясно, что по системе дескулинга могут обучаться только те дети, которые уже побывали в школе и отучились там какое-то время. Дескулинг же больше подразумевает именно психологические изменения – когда ребенок постепенно освобождается от формального школьного мышления и понимает, что ему интересно и чем он хочет заниматься на самом деле. Таким образом, дескулинг – это форма адаптации к нормальному окружающему миру, не стесненному школьными формальностями. Такая система обучения описывалась различными педагогами-приверженцами свободного обучения. Школа дома (School-at-home)Такая система обучения известна также как традиционный подход (The Traditional Approach) или структурированный подход (The Structured Approach). В принципе, система «Школа дома» довольно близка к традиционной школьной системе – она может использовать такие же учебники, что и в обычной школе, следуют определенной программе обучения, а ученикам также задаются домашние задания. Единственное отличие – обучение проходит дома. Классическая система обученияКлассическая система обучения берет свое название в средневековой западной культуре и культуре Древней Греции. Особенность такой системы обучения в том, что она предусматривает разделение образовательной программы на две ступени (так же, как и в Древней Греции): начальную, когда преподаются грамматика, логика и риторика, и следующую, когда преподаются арифметика, музыка, геометрия и астрономия. Unit study («изучение части»)Такая альтернативная система обучения подразумевает изучение школьных предметов в связи с одной темой. Например, тема «Франция»: история – история Франции; география – географическое положение Франции и ее климатические особенности; изобразительное искусство – картины французских художников и других художников, изображающих Францию; литература – французская литература (Гюго, Дюма и т.д.) и отечественные писатели, чьи произведения связаны с Французской культурой (Толстой «Война и мир»); русский язык – написать диктант по какому-нибудь тексту из изучаемых на уроках литературы. Система обучения по методике МонтессориЭта альтернативная система обучения основана на естественном развитии ребенка и наблюдении за ним в естественных условиях. Главная цель этого метода, выраженная во фразе: «Помоги мне сделать это самому», – подтолкнуть ребенка к самообучению, саморазвитию, самоконтролю. Таким образом, учитель не дает готовые решения, а лишь направляет самостоятельные действия ребенка. В обучающих пособиях, написанных по методике Монтессори, предусмотрена возможность самоконтроля для ученика. Кроме того, группы, в которых происходит обучение по методике Монтессори, предусматривают наличие разновозрастных детей – чтобы старшие помогали младшим. Система обучения Шарлоты МейсонШарлота Мейсон, которую часто называли «основательницей движения за домашнее обучение», работала в Англии на рубеже 19-20 веков. Главным в образовании она считала не подготовку к сдаче экзаменов и поступлению в престижный вуз, а саму атмосферу реальной жизни, стимулирующую естественное развитие ребенка. Система обучения Шарлоты Мейсон предполагала помощь детям в определении своего места в мире и того, чем они должны заниматься. Но начиная с 20-х годов 20 века, популярность этой системы обучения плавно сошла на нет, так как в обществе появились совершенно другие идеи, способствующие, прежде всего, подготовке квалифицированных рабочих – и, следовательно, и влекущих за собой большее количество проверочных экзаменов. Вальфдорская система обученияЭта система обучения предусматривает, прежде всего, предоставление обучающемуся возможностей для развития в собственном темпе, а также стимуляцию фантазии ребенка. Все учебные пособия не имеют готовых форм, напротив, они максимально приближены к натуральности – и даже создаются, в большинстве своем, из натуральных материалов – для дополнительной стимуляции фантазии ребенка. Осуществление развития детей в собственном темпе происходит с учетом их психофизиологических особенностей: например, когда у детей формируется представление о том, что такое государственность (в 6 классе), целесообразно начать изучение истории Римской империи. А когда ребенок входит в стадию полового созревания (7 класс) – можно начать изучение периода Средневековья – с ярко выраженной мужественностью рыцарей и женственностью дам. Наибольшее внимание уделяется духовному и творческому развитию детей. На всех этапах обучения материал, который проходится в течение дня, делится на три части: духовную (преобладает активное мышление), душевную (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практическая (направленная на развитие творческого мышления – занятия рисованием, лепкой, шитьем и т.д.). Кроме того, все занятия в течение дня подчинены одной тематике – например, если сегодня изучают какой-то математический материал – все остальные занятия должны быть направлены на то, чтобы «увидеть» его. Также приветствуется театрализованное обыгрывание изучаемых тем – например, проведение турниров и экскурсии в башни замков и крепостей во время изучения эпохи рыцарей. Зонтичная система обученияШкол, созданных по системе зонтичного обучения, различны. Одни предлагают определенный учебный план, обязательно включающий в себя занятия спортом и прохождение производственных практик, а также стандартную проверку знаний. Другие школы соблюдают только минимальные государственные требования и разрешают родителям детей самим выбирать тот учебный план, который им хочется. Кроме того, в зонтичной системе обучения встречаются как школы с определенным религиозным уклоном, так и светские. В США работа школ зонтичной системы обучения регулируется законами штатов. Многие штаты требуют от таких школ той же системы отчетности, что и от обычных. Зачастую школы зонтичной системы обучения действуют на законных основаниях в качестве независимых школ. В некоторых штатах школы, работающие по зонтичной системе обучения, имеют собственную программу и собственные временные рамки занятий. В других штатах учащиеся таких школ обучаются в соответствии с обычным учебным годом и предусматривается составление годовых отчетов, где фиксируется количество учебного времени, график проведенных занятий и график посещаемости уроков учениками. Возможно, система альтернативного обучения не являет собой ничего плохого. И, скорее всего, пока официальная школа будет сдерживать естественные желания детей учиться через игру или другие увлекательные занятия, система альтернативного образования будет процветать. Квинтэссенция несовершенства системы образования, появившейся еще в эпоху Просвещения, как нельзя лучше прослеживается в словах известного литературного персонажа Гека Финна: «Я не позволю, чтобы хождение в школу помешало моему образованию». И пока никаких изменений не предвидится, альтернативные школы будут появляться. Но есть единственный минус таких школ – прежде всего, для наших детей – это отсутствие у них лицензии на осуществление образования (по крайней мере, в нашей стране) и отсутствие какой бы то ни было юридической силы у аттестатов, выдаваемых ими. |