Вариативные формы дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:36, контрольная работа

Краткое описание

Государственная политика в сфере дошкольного образования на Российском уровне будет реализовываться по следующим основным направлениям.
Первое - реструктуризация и развитие сети дошкольных учреждений, создание конкурентной среды. Второе - стимулирование развития частных дошкольных организаций.
Исходя из этого, главная цель образовательной политики в сфере дошкольного образования – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование.

Файлы: 1 файл

Типы ДОУ на современном этапе.doc

— 100.00 Кб (Скачать)
  1. Типы ДОУ на современном этапе;

Прогрессивные процессы развития, происходящие в нашем государстве  за последние годы, коснулись вопросов дошкольного образования.

Распоряжением Правительства  Российской Федерации 17 ноября 2008 года № 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегическая цель данной Концепции заключается в переводе страны на качественно новый, инновационный уровень развития. При этом особая роль принадлежит повышению гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования, которые обеспечат поддержку образовательного потенциала семей. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 № 1663-р «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации». В данном документе делается акцент не только на доступность дошкольного образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения семей, но и на повышение его качества за счет гибкости и многообразия образовательных программ и форм предоставления образования. Предполагается стимулирование системы образовательных услуг, обеспечивающей поддержку семейного воспитания и в первую очередь для семей с детьми до трех лет.

Государственная политика в сфере дошкольного образования  на Российском уровне будет реализовываться  по следующим основным направлениям.

Первое - реструктуризация и развитие сети дошкольных учреждений, создание конкурентной среды. Второе - стимулирование развития частных дошкольных организаций.

Исходя из этого, главная  цель образовательной политики в  сфере дошкольного образования – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование.

 

Типовое положение о  дошкольном образовательном учреждении в п.5 устанавливает следующие виды дошкольных образовательных учреждений:

детский сад;

- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно - эстетического, физического и др.):

- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

- центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Таким образом, в настоящее  время установлен закрытый перечень возможных видов дошкольных образовательных  учреждений, дифференцирующихся в зависимости от реализуемых направлений деятельности, связанных с нуждаемостью воспитанников в тех или иных услугах (оздоровительных, интеллектуальных, художественно-эстетических, коррекционных и т.д.).

Согласно п.16 положения о дошкольном образовательном учреждении требования, предъявляемые к дошкольному образовательному учреждению, и критерии их отнесения к соответствующему виду, категории, устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

Закон РФ «Об образовании» в статье 12 закрепляет определение образовательного учреждения, под которым понимается учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. В то же время положение о дошкольном образовательном учреждении в п.3 содержит указание на более широкий круг функций дошкольного образовательного учреждения, к числу которых относятся воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 до 7 лет

 

 

 

  1. Вариативные формы дошкольного образования;

 

Для того чтобы организовать эффективную деятельность по удовлетворению образовательных потребностей населения необходимо расширять спектр новых форм дошкольного образования: ликотек, социально-игровых комнат и консультативных пунктов для родителей, в том числе создание частных детских садов. В условиях почти разрушенной ясельной системы наблюдается востребованность семейно-общественного воспитания детей раннего возраста.

 

Группы  социальной помощи - оптимальная форма материальной поддержки малообеспеченной семьи. Цель их организации заключается в привлечении детей из малообеспеченных семей в систему дошкольного образования. Кроме того, эти группы могут посещать дети, в семьях которых сложились временные материальные затруднения в связи с декретным отпуском мамы, службой папы в армии, получением родителями образования в форме дневного обучения.

Консультативные пункты создаются для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих ДОУ.

Основная  цель их деятельности состоит в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого - педагогической помощи родителям (законным представителям) в поддержке всестороннего развития личности ребёнка.

На Консультативные  пункты возлагаются следующие задачи:

оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям, не посещающим образовательные  учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

оказание консультативной  помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка раннего  и дошкольного возраста;

проведение комплексной  профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.

В рамках «Консультативного  пункта» можно обсудить широкий круг вопросов:

профилактика дискомфорта  детско – родительских отношений;

определение уровня общего развития ребенка, выявление имеющихся пробелов в знаниях, умениях и навыках дошкольников;

подготовка ребенка  и родителей к началу посещения  дошкольного образовательного учреждения или школы (вопросы адаптации  и подготовки);

взаимодействие ребенка с детским коллективом и взрослыми;

организация детского досуга в семье и многое другое.

Ликотека - это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Деятельность Ликотеки основана на гуманистическом подходе к воспитанию и направлена на:

поддержку усилий родителей  по развитию личности ребенка;

налаживание эффективного общения ребенка с другими  членами семьи;

формирование предпосылок  к обучению;

гармонизацию родительско-детских  отношений.

Игра - основной метод Ликотеки. Равноправное партнерство специалистов и родителей – главное условие эффективной работы.

Ликотека предназначена  для бесплатных занятий с логопедом, дефектологом, психологом. Материальная база ликотек включает в себя специализированные игрушки, книги, аудио-, видеопрограммы, развивающее и игровое оборудование.

Мини-центры - организуются с полным и неполным дневным пребыванием детей.

Алгоритм действий:

1) изучить образовательные  запросы родителей с целью  выбора модели мини-центра, которая будет востребована населением;

2) установить источники  финансирования;

3) определить в каком  помещении будет организован  педагогический процесс, определить, где будет располагаться мини-центр  (в  детском саду, или другом  образовательном учреждении);

4) продумать и обеспечить  материально-техническое оснащение  педагогического процесса;

5) разработать режим  работы мини-центра, т.е. решить  вопрос о том, когда будет  работать та или иная группа;

6) осуществить кадровое  обеспечение работы мини-центра;

7) разработать функциональные обязанности и графики работы педагогов;

8) определить содержание  педагогического процесса в мини-центре, разработать сетку занятий, продумать  методы работы, в том числе  и нерегламентированной деятельности;

9) отобрать диагностические методики (методы наблюдений), позволяющие отслеживать эффективность педпроцесса его качество, соответствие государственному стандарту дошкольного воспитания и обучения;

Условия:

построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей и развитие способностей каждого ребенка, и реализацию творческого потенциала педагогов;

организации педагогического  процесса на основе рационального использования  помещения и полифункциональной деятельности специалистов;

координации взаимодействия взрослых на основе сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей.

Основными задачами мини-центра являются:

1) обеспечение ранней  социализации детей;

2) умственное, нравственное, физическое, эстетическое, эмоциональное, 

познавательное развитие детей с учетом индивидуальных особенностей и

возможностей каждого  ребенка;

3) предупреждение педагогической  запущенности детей; сохранение  здоровья   

детей;

4) организация присмотра,  ухода за детьми;

5) своевременная коррекция  отклонений в развитии детей; 

6) психолого-педагогическое просвещение родителей.

Можно выделить пять видов мини-центров:

адаптационный (для детей  от 1 до 3 лет);

развивающий (для детей  от 3 до 5 лет);

мини-центры для детей  с ограниченными возможностями  в возрасте от рождения до 7 (8 лет);

мини-центр вечернего пребывания, выходного и праздничного дня (для детей в возрасте от 1 года до 7 лет);

дошкольные мини-центры на дому.

Центр игровой поддержки ребенка. 

Цель - осуществление психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности.

Задачи:

оказание содействия родителям (законным представителям) в  социализации детей раннего возраста к условиям ДОУ на основе игровой  деятельности;

ознакомление родителей (законных представителей) с современными видами игровых средств и игрового оборудования;

обучение родителей (законных представителей) способам игрового взаимодействия с детьми;

консультирование родителей (законных представителей) по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания.

Служба  ранней помощи создается для детей в возрасте от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения. Деятельность Службы основана на межведомственном подходе, включающем методы и технологии медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) и их семьям, находящимся в кризисных ситуациях.

Целью деятельности Службы ранней помощи является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Основными задачами Службы ранней помощи являются:

проведение психолого-педагогического  обследования детей с нарушениями  развития (риском нарушения) и их семей;

оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями  развития (риском нарушения);

включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;

определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Семейные  группы раннего и дошкольного образования – целью создания таких групп является поддержка многодетных семей, имеющих троих и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, а также семей, имеющих 1-2 детей от 2 месяцев до 7 лет и ребёнка – инвалида до 18 лет. Воспитателем детей является родитель (законный представитель) многодетной семьи, который имеет возможность трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей

Для организации деятельности семейных групп в штатное расписание ДОУ  вводятся дополнительные единицы. Для  начала работы структурного подразделения  необходимы следующие документы:

приказ муниципальных органов управления образования об открытии «Семейных групп раннего и дошкольного образования»;

приказ руководителя ДОУ об открытии структурного подразделения «Семейных  групп раннего и дошкольного  образования»;

приказ о назначении на должность  воспитателя семейных групп родителя (законного представителя) многодетной семьи;

служебная записка о введении дополнительных штатных единиц;

документы на детей (путевка, медицинская  карта, прививочная карта, свидетельство  о рождении, паспорт одного из родителей, свидетельство многодетной семьи);

договор между ДОУ и структурным  подразделением;

трудовой договор с воспитателем семейного детского сада;

документы воспитателя (медицинская  книжка, трудовая книжка, документы  об образовании, ИНН, пенсионное страховое свидетельство, паспортные данные, желательно удостоверения прохождения курсовой подготовки).

Организация питания в семейных группах, на которое предусматривается  финансирование из муниципального бюджета, возлагается на воспитателя. Все  продукты, которые он покупает в магазине, должны соответствовать рекомендуемому набору продуктов для питания детей в дошкольном образовательном учреждении. В магазине воспитатель берет чеки на продукты, на которых обязательно должна быть печать и подпись продавца. В конце каждого месяца составляется отчет по питанию детей по установленной форме, к которому подкалываются все чеки. Этот отчет воспитатель приносит в детский сад, где его сначала проверяет диетсестра ДОУ на соответствие купленных продуктов утвержденному перечню, затем отчет утверждает руководитель ДОУ и представляет в бухгалтерию.

Информация о работе Вариативные формы дошкольного образования