Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:36, контрольная работа
Государственная политика в сфере дошкольного образования на Российском уровне будет реализовываться по следующим основным направлениям.
Первое - реструктуризация и развитие сети дошкольных учреждений, создание конкурентной среды. Второе - стимулирование развития частных дошкольных организаций.
Исходя из этого, главная цель образовательной политики в сфере дошкольного образования – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование.
Прогрессивные процессы развития, происходящие в нашем государстве за последние годы, коснулись вопросов дошкольного образования.
Распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 года № 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегическая цель данной Концепции заключается в переводе страны на качественно новый, инновационный уровень развития. При этом особая роль принадлежит повышению гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования, которые обеспечат поддержку образовательного потенциала семей. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 № 1663-р «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации». В данном документе делается акцент не только на доступность дошкольного образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения семей, но и на повышение его качества за счет гибкости и многообразия образовательных программ и форм предоставления образования. Предполагается стимулирование системы образовательных услуг, обеспечивающей поддержку семейного воспитания и в первую очередь для семей с детьми до трех лет.
Государственная политика
в сфере дошкольного
Первое - реструктуризация и развитие сети дошкольных учреждений, создание конкурентной среды. Второе - стимулирование развития частных дошкольных организаций.
Исходя из этого, главная
цель образовательной политики в
сфере дошкольного образования
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в п.5 устанавливает следующие виды дошкольных образовательных учреждений:
детский сад;
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно - эстетического, физического и др.):
- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
- центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Таким образом, в настоящее время установлен закрытый перечень возможных видов дошкольных образовательных учреждений, дифференцирующихся в зависимости от реализуемых направлений деятельности, связанных с нуждаемостью воспитанников в тех или иных услугах (оздоровительных, интеллектуальных, художественно-эстетических, коррекционных и т.д.).
Согласно п.16 положения о дошкольном образовательном учреждении требования, предъявляемые к дошкольному образовательному учреждению, и критерии их отнесения к соответствующему виду, категории, устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
Закон РФ «Об образовании» в статье 12 закрепляет определение образовательного учреждения, под которым понимается учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. В то же время положение о дошкольном образовательном учреждении в п.3 содержит указание на более широкий круг функций дошкольного образовательного учреждения, к числу которых относятся воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 до 7 лет
Для того чтобы организовать эффективную деятельность по удовлетворению образовательных потребностей населения необходимо расширять спектр новых форм дошкольного образования: ликотек, социально-игровых комнат и консультативных пунктов для родителей, в том числе создание частных детских садов. В условиях почти разрушенной ясельной системы наблюдается востребованность семейно-общественного воспитания детей раннего возраста.
Группы социальной помощи - оптимальная форма материальной поддержки малообеспеченной семьи. Цель их организации заключается в привлечении детей из малообеспеченных семей в систему дошкольного образования. Кроме того, эти группы могут посещать дети, в семьях которых сложились временные материальные затруднения в связи с декретным отпуском мамы, службой папы в армии, получением родителями образования в форме дневного обучения.
Консультативные пункты создаются для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих ДОУ.
Основная цель их деятельности состоит в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого - педагогической помощи родителям (законным представителям) в поддержке всестороннего развития личности ребёнка.
На Консультативные пункты возлагаются следующие задачи:
оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка раннего и дошкольного возраста;
проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.
В рамках «Консультативного пункта» можно обсудить широкий круг вопросов:
профилактика дискомфорта детско – родительских отношений;
определение уровня общего развития ребенка, выявление имеющихся пробелов в знаниях, умениях и навыках дошкольников;
подготовка ребенка и родителей к началу посещения дошкольного образовательного учреждения или школы (вопросы адаптации и подготовки);
взаимодействие ребенка с детским коллективом и взрослыми;
организация детского досуга в семье и многое другое.
Ликотека - это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Деятельность Ликотеки основана на гуманистическом подходе к воспитанию и направлена на:
поддержку усилий родителей по развитию личности ребенка;
налаживание эффективного общения ребенка с другими членами семьи;
формирование предпосылок к обучению;
гармонизацию родительско-
Игра - основной метод Ликотеки. Равноправное партнерство специалистов и родителей – главное условие эффективной работы.
Ликотека предназначена для бесплатных занятий с логопедом, дефектологом, психологом. Материальная база ликотек включает в себя специализированные игрушки, книги, аудио-, видеопрограммы, развивающее и игровое оборудование.
Мини-центры - организуются с полным и неполным дневным пребыванием детей.
Алгоритм действий:
1) изучить образовательные запросы родителей с целью выбора модели мини-центра, которая будет востребована населением;
2) установить источники финансирования;
3) определить в каком
помещении будет организован
педагогический процесс,
4) продумать и обеспечить
материально-техническое
5) разработать режим работы мини-центра, т.е. решить вопрос о том, когда будет работать та или иная группа;
6) осуществить кадровое
обеспечение работы мини-
7) разработать функциональные обязанности и графики работы педагогов;
8) определить содержание
педагогического процесса в
9) отобрать диагностические методики (методы наблюдений), позволяющие отслеживать эффективность педпроцесса его качество, соответствие государственному стандарту дошкольного воспитания и обучения;
Условия:
построении предметно-
организации педагогического процесса на основе рационального использования помещения и полифункциональной деятельности специалистов;
координации взаимодействия взрослых на основе сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей.
Основными задачами мини-центра являются:
1) обеспечение ранней социализации детей;
2) умственное, нравственное, физическое, эстетическое, эмоциональное,
познавательное развитие детей с учетом индивидуальных особенностей и
возможностей каждого ребенка;
3) предупреждение педагогической
запущенности детей;
детей;
4) организация присмотра, ухода за детьми;
5) своевременная коррекция отклонений в развитии детей;
6) психолого-педагогическое просвещение родителей.
Можно выделить пять видов мини-центров:
адаптационный (для детей от 1 до 3 лет);
развивающий (для детей от 3 до 5 лет);
мини-центры для детей с ограниченными возможностями в возрасте от рождения до 7 (8 лет);
мини-центр вечернего пребывания, выходного и праздничного дня (для детей в возрасте от 1 года до 7 лет);
дошкольные мини-центры на дому.
Центр игровой поддержки ребенка.
Цель - осуществление психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности.
Задачи:
оказание содействия родителям (законным представителям) в социализации детей раннего возраста к условиям ДОУ на основе игровой деятельности;
ознакомление родителей (законных представителей) с современными видами игровых средств и игрового оборудования;
обучение родителей (законных представителей) способам игрового взаимодействия с детьми;
консультирование родителей (законных представителей) по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания.
Служба ранней помощи создается для детей в возрасте от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения. Деятельность Службы основана на межведомственном подходе, включающем методы и технологии медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) и их семьям, находящимся в кризисных ситуациях.
Целью деятельности Службы ранней помощи является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.
Основными задачами Службы ранней помощи являются:
проведение психолого-
оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;
осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);
включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;
определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
Семейные группы раннего и дошкольного образования – целью создания таких групп является поддержка многодетных семей, имеющих троих и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, а также семей, имеющих 1-2 детей от 2 месяцев до 7 лет и ребёнка – инвалида до 18 лет. Воспитателем детей является родитель (законный представитель) многодетной семьи, который имеет возможность трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей
Для организации деятельности семейных групп в штатное расписание ДОУ вводятся дополнительные единицы. Для начала работы структурного подразделения необходимы следующие документы:
приказ муниципальных органов управления образования об открытии «Семейных групп раннего и дошкольного образования»;
приказ руководителя ДОУ об открытии структурного подразделения «Семейных групп раннего и дошкольного образования»;
приказ о назначении на должность воспитателя семейных групп родителя (законного представителя) многодетной семьи;
служебная записка о введении дополнительных штатных единиц;
документы на детей (путевка, медицинская карта, прививочная карта, свидетельство о рождении, паспорт одного из родителей, свидетельство многодетной семьи);
договор между ДОУ и структурным подразделением;
трудовой договор с
документы воспитателя (медицинская книжка, трудовая книжка, документы об образовании, ИНН, пенсионное страховое свидетельство, паспортные данные, желательно удостоверения прохождения курсовой подготовки).
Организация питания в семейных группах, на которое предусматривается финансирование из муниципального бюджета, возлагается на воспитателя. Все продукты, которые он покупает в магазине, должны соответствовать рекомендуемому набору продуктов для питания детей в дошкольном образовательном учреждении. В магазине воспитатель берет чеки на продукты, на которых обязательно должна быть печать и подпись продавца. В конце каждого месяца составляется отчет по питанию детей по установленной форме, к которому подкалываются все чеки. Этот отчет воспитатель приносит в детский сад, где его сначала проверяет диетсестра ДОУ на соответствие купленных продуктов утвержденному перечню, затем отчет утверждает руководитель ДОУ и представляет в бухгалтерию.
Информация о работе Вариативные формы дошкольного образования