Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:36, контрольная работа
Государственная политика в сфере дошкольного образования на Российском уровне будет реализовываться по следующим основным направлениям.
Первое - реструктуризация и развитие сети дошкольных учреждений, создание конкурентной среды. Второе - стимулирование развития частных дошкольных организаций.
Исходя из этого, главная цель образовательной политики в сфере дошкольного образования – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование.
Воспитатель структурного подразделения имеет определённые права и обязанности: проводит развивающие занятия с детьми; занимается самообразованием; создает необходимые условия для успешной реализации воспитательно-образовательной программы, имея возможность использовать для этого материалы методического кабинета; принимает активное участие в музыкальных и физкультурных занятиях, в подготовке праздников, развлекательных мероприятий; имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, правилами внутреннего трудового распорядка и Положением о дошкольном учреждении, несет юридическую и административную ответственность за нарушение должностных обязанностей. Преимущество выбора услуг, предоставляемых семейному детскому саду, остается за ДОУ, на базе которого он функционирует.
Частным детским садом принято называть зарегистрированное должным образом дошкольное образовательное учреждение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (Утверждено постановлением Российской Федерации от 12 сентября 2008года № 666), а также санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами для ДОУ (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003 года).
Для организации деятельности
частных детских садов
Следует привести в качестве примера группу кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, созданных в дошкольных образовательных учреждениях и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, не посещающих образовательные учреждения с целью обеспечения их всестороннего развития, формирования у них основ готовности к школьному обучению.
Такого рода группы могут иметь вид «Адаптационной
группы» - для детей в возрасте от 2 месяцев
до 3 лет, создаваемой в целях обеспечения
ранней социализации детей и адаптации
их к поступлению в дошкольные образовательные
учреждения; «Группы развития» - для детей
в возрасте от 3 до 7 лет, создаваемой с
целью всестороннего развития детей, их
социализации в коллективе сверстников
и взрослых; группы «Будущий первоклассник»
- для детей в возрасте 5-6 лет, создаваемой
с целью подготовки детей старшего дошкольного
возраста к школьному обучению: группы
«Для детей, у которых русский язык не
является родным» - для детей в возрасте
от 3 до 7 лет, создаваемой с целью обеспечения
адаптации ребенка в русскоязычной среде,
овладения навыками русской речи, формирования
основ готовности к школьному обучению;
группы «Для детей с отклонениями в развитии»
- для детей в возрасте от 2 до 7 лет, создаваемой
с целью оказания систематической психолого-медико-
При этом, группы кратковременного пребывания функционируют по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей (законных представителей). Группы могут открываться в течение учебного года по мере комплектования.
Возможно предположить, что такого рода система групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста на определенной территории, способна дополнять систему «традиционных» детских садов, закрывая существующие в данной системе проблемы и тем самым повышать эффективность системы дошкольного образования в целом на той или иной территории.
Изложенное позволяет сформулировать следующие предложения относительно создания условий для обеспечения дальнейшего развития сети дошкольных образовательных учреждений:
нормативные правовые акты, (в том числе муниципальные и региональные) должны способствовать широкому развитию различных видов дошкольных образовательных учреждений, позволяющих удовлетворить потребности общества в дошкольном образовании, при соблюдении всех необходимых гарантий;
дошкольные образовательные
учреждения (государственные и
система дошкольных образовательных учреждений нуждается в дополнении ее сопутствующими гибкими системами организации дошкольного образования, могущими принимать вид так называемых групп кратковременного и иного пребывания детей дошкольного возраста при иных учреждениях, что может приобрести особую актуальность в сельской местности. Организация данных групп может осуществляться посредством принятия соответствующих муниципальных и региональных нормативных правовых актов;
необходимым элементом сети дошкольных образовательных учреждений является система информирования родителей, иных заинтересованных лиц по вопросам, связанным с особенностями различных видов учреждений дошкольного образования, а также система организации и координации консультационной и методической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому;
необходимо обеспечить возможности для сохранения и развития сети так называемых «ведомственных детских садов», созданных различного рода организациями для нужд «своих работников»;
необходимо установление норм, исключающих возможность перепрофилирования помещений детских садов под иные объекты, за исключением случаев крайней необходимости1.
Процессы демократизации
в системе образования, его вариативность,
инновационные программы
Анализ сложившейся ситуации показывает, что в настоящий момент существует ряд противоречий:
- между низким уровнем
педагогической культуры и
- между стремлением
родителей к активной
- между правами и
обязанностями родителей и
- между необходимостью
построения работы с семьей
на основе взаимодействия и
сотрудничества и неумением
В то же время в нормативно-правовых документах отражается стратегия развития дошкольного образования. Так в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении указано, что родители являются участниками образовательного процесса наряду с педагогическими работниками. В законе РФ «Об образовании» ст.18 записано, что « родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». В Концепции дошкольного образования обозначены ориентиры на установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, сотрудничество педагога и родителей2.
Несмотря на то, что работа с родителями проводилась в системе, использовались разные формы работы с семьёй, такие как беседы, анкетирование, родительские собрания, конкурсы, праздники и др., желаемого эффекта это не принесло. В среднем только 42% родителей проявляют заинтересованность к развитию и воспитанию своего ребёнка и являются активными участниками жизни детского сада.
Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ требует иных линий отношений, направленных на признание приоритета семейного воспитания. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Под «включением родителей» в деятельность дошкольного учреждения мы понимаем активное участие родителей в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и дальнейшее развитие.
Критериями эффективности работы по включению родителей в деятельность дошкольного учреждения являются:
повышение уровня педагогической культуры родителей;
посещение родителями мероприятий, проводимых в ДОУ;
владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
участие родителей в планировании образовательного процесса3.
Новизна нашего опыта заключается:
1. В разработке блоков
методической работы с педагоги
2. В оригинальности применения ранее известных и использование новых методов и приёмов работы с педагогами.
Методическая работа с коллективом по включению родителей в педагогический процесс состоит из 4 блоков:
1 блок – мотивационный, направлен на осознание воспитателями собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников.
Задачи:
- формирование у педагогов
осознанного отношения к
- осознание ими собственных
ошибок и трудностей в
- формирование установки
на доверительное,
- развитие готовности
каждого педагога к
- развитие таких качеств личности как выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение.
В работе с педагогами используются такие формы работы как анкетирование («Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями»), тестовые опросы воспитателей по методике Е.П. Арнаутовой, практикум общения педагогов с родителями, дискуссии по организации общения педагогов с родителями ( «Общение с родителями: и сложно и легко», «Кодекс общения педагогов с родителями»)
2 блок – когнитивный, включает в себя формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о семье, её воспитательном потенциале, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.
В работе с педагогами используются следующие формы: лекции( «Воспитательный потенциал семьи», «Типичные трудности и ошибки семейного воспитания», «Формы работы с семьёй»), дискуссии ( «Семейное и общественное воспитание: единство и различие»)4
3 блок – практический, включает в себя работу, направленную на овладение воспитателями практическими умениями и навыками.
Задачи:
- развитие у педагогов
умения применять методы
- развитие умения
- развитие умения, ориентироваться в информации, отбирать из неё необходимое для собственной работы с родителями;
- развитие умения осуществлять
индивидуальный подход к
- формирование навыков
организации традиционных и
- формирование коммуникативных умений и навыков.
В работе с педагогами используются следующие формы работы: семинары-практикумы («Методы исследования семейного воспитания», «Приглашение к общению»), деловые игры («родительское собрание», «педагогический брифинг»), круглые столы
(«Наглядные формы
работы с семьёй: формальность
или эффективное средство
4 блок – контрольный, направлен на выявление положительной динамики работы через анкетирование, опросы, отзывы родителей.
В методическом кабинете оформлены материалы по следующим направлениям:
- содержание семейного
воспитания и вопросы
- рекомендации воспитателям относительно содержания, форм, методов работы с родителями;
- систематизация материала
по формам общения с
- повышение педагогического умения педагогов (самообразование, передовой опыт).
Организация методической работы с коллективом ДОУ по включению родителей в педагогический процесс способствовала:
во-первых, повышению уровня педагогической культуры родителей;
во-вторых, активному участию родителей в жизни дошкольного учреждения и повышению интереса к развитию и воспитанию своих детей (до 83 %);
в-третьих, овладению родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей;
в-четвертых, изменению позиции родителей по отношению к деятельности детского сада5.
Кроме того, проводимая работа обеспечила рост профессионального мастерства педагогов.
Разработанные нами:
анкеты для родителей и педагогов;
методические материалы
по организации общения с
нетрадиционные формы работы с родителями и педагогами;
памятки воспитателям по работе с семьей;
Положение о Родительском комитете детского сада
Могут быть использованы старшими воспитателями, заместителями заведующего ДОУ по оказанию методической помощи педагогам в организации взаимодействия с семьями воспитанников; в работе методических объединений, занимающихся данной проблемой, а так же педагогами дошкольных учреждений6.
Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России, а вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность всех участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.
Информация о работе Вариативные формы дошкольного образования