Управление образовательными системами

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Управление системами образования – одна из самых актуальных проблем данной сферы, так имеет прямое отношение к качеству и эффективности деятельности образовательных учреждений. История развития национальных систем образования свидетельствует о том, что конкретная организация, формы и методы управления образованием во многом зависят от особенностей политических, экономических и культурных традиций общества, от специфики государственного устройства и права.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Исторический анализ развития образовательной системы в России……….4

2. Перспективы развития образовательной системы в России и проблемы поиска "своего" пути ……………………………………………………………11

а) Проблемы и перспективы развития образования в России………………...11

б) Федеральная программа развития образования…………………………….19
в) Характеристика свойств современного образования в России……………23
3. Управление образованием в России ………………………………...………28

а) Органы управления образованием в Российской Федерации……………...28
б) Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений………………………………………………………………………30
4. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием……………………………………………………………………..37

Литература……………………………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

психология и педагогика 50.docx

— 55.44 Кб (Скачать)

9

 интеграции  научных исследований и учебного  процесса, развития дистанционных  форм обучения, реализация инновационных  и информационных технологий. Однако  ни этот, ни скорректированный  впоследствии (1997-1998 гг.) проект Федеральной  программы развития образования  не был рассмотрен Государственной  Думой и практически не профинансирован.

      В качестве краткого итога  рассмотрения исторического пути  развития и создания системы  образования в России необходимо  отметить, что в 1994-1999 годах проектом  Программы был предусмотрен переход  к сбалансированному развитию  системы образования в новых  политических и социально-экономических  условиях. Основные цели указанного  этапа заключались в определении  и осуществлении комплекса мер,  направленных на сохранение системы  образования, реализации программы  структурно-содержательных преобразований, создании нормативной правовой  базы, механизмов изменений и  развития системы образования.  На этой основе планировалось  осуществить дальнейшее всестороннее  развитие системы образования.  Поставленные цели в полной  мере не были реализованы в  связи с трудностями экономического  и организационного характера. 
 
 
 
 
 
 

10

2. Перспективы развития  образовательной  системы в России  и проблемы поиска "своего" пути.

а) Проблемы и  перспективы развития образования  в России

б) Федеральная  программа развития образования 

в) Характеристика свойств современного образования  в России  

а) Проблемы и  перспективы развития образования  в России

Развитие образования  происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие  оказывают факторы, среди которых  основными являются:

социальная и  экономическая нестабильность в  обществе, острый дефицит финан-совых средств в связи с кризисным положением в экономике;

неполнота нормативной  правовой базы в области образования;

систематическое неисполнение норм законодательства в  области образования.

Неудовлетворительное  финансирование является одной из основных причин возникновения кризисных  ситуаций в системе образования. В целом потребность образовательных  учреждений в финансовых средствах  обеспечивается за счет средств бюджетов всех уровней менее чем на четверть. Сохраняется тенденция сокращения реального объема ассигнований на нужды  образования. В текущих ценах  они сократились примерно в 5 раз, что в сопоставимых ценах составляет более чем двадцатикратное уменьшение. 

11

 В нарушение  законодательства не обеспечивается  защита образовательных учреждений  от штрафов и пеней, начисляемых  независимо от отсутствия или  несвоевременности финансирования  из бюджетов.

      Острейший дефицит финансовых  ресурсов породил опасность потери  лучшего из того, что имелось  и еще имеется в системе  образования Российской Федерации.  Сохраняют угрозу углубления  кризисные тенденции в системе  образования, способные нанести  серьезный ущерб состоянию безопасности  государства.

      Государственные образовательные  учреждения и другие организации  системы образования вследствие  отсутствия бюджетных средств  на оплату отопления, электроснабжения  и других коммунальных услуг  отключаются от систем жизнеобеспечения  в нарушение решений Правительства  Российской Федерации.

      Далеко не все положения законодательства  в области образования нашли  свое отражение в соответствующих  нормативных правовых актах органов  исполнительной власти, что создает  сложности в исполнении указанных  положений. Особой проблемой является  создание действенных механизмов  контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в области образования.

      Одной из проблем обеспечения  деятельности высших учебных  заведений и средних специальных  учебных заведений является усиление  на федеральном уровне координации  деятельности отраслевых систем  высшего и среднего профессионального  образования как в масштабе Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации.

      Поддержание вертикальных связей  между отдельными уровнями управления  образованием осуществляется посредством  договоров и

12

 соглашений  о разграничении предметов ведения  и полномочий. Вместе с тем  практика реализации указанных  договоров и соглашений показывает  необходимость дальнейшего совершенствования  всей системы взаимодействия  государственных и муниципальных  органов управления образованием.

      В последние годы отчетливо  проявляются тенденции ухудшения  социального положения и здоровья  детей. Не последнюю роль в  ухудшении здоровья детей имеет  тяжелая ситуация, в которой оказались  сами образовательные учреждения. Учебно-материальная база образовательных  учреждений приходит в негодность, устаревает. Резко сократились капитальные  вложения, темпы износа зданий  существенно опережают темпы  их реконструкции и нового  строительства. В 2-3 смены работают  около 32% школ, более одной трети  зданий и сооружений системы  образования требуют капитального  ремонта или реконструкции. В  аварийном состоянии находятся  6,5 процента зданий, и только 46,3% школ  имеют все виды удобств. Недостаточными  темпами ведется строительство  объектов системы образования,  практически прекращено строительство  образовательных учреждений в  сельской местности. В ряде  субъектов Российской Федерации  это привело к переполнению  школ.

      Достижение современного уровня  содержания общего образования,  гуманизация, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры являются наиболее важной проблемой.

      Растет угроза нарушения единства  образовательного пространства  в части обучения русскому  языку как государственному. Увеличиваются  разночтения федеральных и национально-региональных  компонентов стандартов гуманитарных  дисциплин.

13

      Проблемами остаются отсутствие  необходимой преемственности уровней  дошкольного образования и начального  общего образования, а также  начального общего и основного  общего образования, появление  многопредметности в начальной школе. Усугубляются проблемы разрыва преемственности уровней общего образования и высшего профессионального образования. На протяжении ряда лет уменьшается количество выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в высшие учебные заведения без дополнительной подготовки.

      В ряде случаев в нарушение  законодательства взимается плата  за обучение в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях в рамках государственных  образовательных стандартов.

      Финансирование учреждений высшего  профессионального образования  осуществляется с нарушением  федеральных законов. Тенденция  переноса центра тяжести с  бюджета на внебюджетные средства, в том числе и личные, в совокупности  с происходящим расслоением общества  по уровню доходов ведет к  угрозе превращения российской  демократической системы образования  в сословную, элитарную.

      В то же время в недостаточной  мере осуществляется режим экономии, мобилизации внутренних резервов, максимального использования имеющегося  потенциала системы образования.

      Имеет место не регулируемое государством увеличение выпуска вариативных учебников, часто низкого качества, хотя в ряде субъектов Российской Федерации многие школы не обеспечены учебниками по предметам базисного учебного плана.

      Положение с изданием учебников  по предметам федеральных и  национально-региональных компонентов  государственных образовательных

14

 стандартов  становится проблематичным. Не обеспечен  высокий уровень российского  гуманитарного образования. Проблемы  совершенствования содержания учебной  литературы, приведения содержания  учебников истории, обществознания, литературы в соответствие с  уровнем указанных наук и российскими  традициями нравственно-эстетического  и гражданско-патриотического воспитания  обучающихся и воспитанников  являются наиболее актуальными.

      В ряде субъектов Российской  Федерации возникают трудности  с подготовкой и изданием учебников  на языках народов Российской  Федерации.

      Уменьшается количество предприятий  промышленности, осуществляющих производство  различных видов продукции для  системы образования, сокращается  объем их производства, не решена  проблема обеспечения образовательных  учреждений классно-лабораторным  оборудованием, наглядными пособиями,  техническими и информационными  средствами обучения и специализированной  мебелью.

      В целом остается проблемой  кадровое обеспечение образовательных  учреждений. Сохраняется устойчивая  тенденция старения педагогических  работников образовательных учреждений  всех типов и видов, недостаточно  молодых специалистов вследствие  низкого уровня оплаты труда  и социального престижа профессии  педагога, слабой социальной защищенности  педагогических и научно-педагогических  работников образовательных учреждений.

      "Утечка умов" является в  ряде случаев проблемой для  кадрового обеспечения образовательных  учреждений различных уровней  системы образования. В пределах  Программы указанная проблема  становится проблемой сохранения  потенциала педагогических и  научно-педагогических

15

работников образовательных  учреждений, а также научных школ и направлений научно-технической  деятельности высших учебных заведений.

      Ухудшается положение с подготовкой  кадров для образовательных учреждений, расположенных в сельской местности,  в районах Крайнего Севера, на  Дальнем Востоке и в Сибири. Обеспечение прав граждан, проживающих  в сельской местности, на получение  качественного образования является  особенно большой проблемой.

      Увеличение количества негосударственных  образовательных учреждений всех  уровней образования создало  проблему необходимости усиления  государственного и общественного  контроля их деятельности, качества  предлагаемого образования. Особую  озабоченность вызывает значительное  увеличение количества негосударственных  высших учебных заведений, их  филиалов, не имеющих необходимой  учебной базы и профессорско-преподавательских  кадров. Органы управления образованием  в субъектах Российской Федерации  в силу ряда причин слабо  влияют на ситуацию в указанных  образовательных учреждениях. Периодичность  аттестации образовательных учреждений  раз в пять лет не дает  достаточной гарантии обеспечения  качественного образования.

      Уменьшается количество дошкольных  образовательных учреждений и  количество посещающих их детей,  в результате чего более 50% дошкольников не пользуются услугами  первого уровня системы образования.

      Увеличилось число детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей. Возрастает число детей  с ограниченными возможностями  здоровья и детей, нуждающихся  в психолого-педагогической коррекции.  Однако существующее количество  образовательных учреждений для  указанных детей не в состоянии  обеспечить потребность в их содержании и обучении.

16

      Особое беспокойство вызывают  дети, которые по различным причинам  не посещают школы или другие  образовательные учреждения, не  получают образования и количество  которых увеличивается. В критическом  положении находятся образовательные  учреждения дополнительного образования  и обеспечивающие досуг детей  учреждения, сокращается оказание  услуг, связанных с занятиями  научно-техническим творчеством,  туризмом, детским спортом. В ряде  субъектов Российской Федерации  закрываются и перепрофилируются  станции и центры юных техников, юных натуралистов, центры и Дворцы  детского творчества, Дома пионеров  и школьников, ряд других образовательных  учреждений дополнительного образования.  Это связано с проблемой финансирования  дополнительного образования детей.  Большинство образовательных учреждений  дополнительного образования детей,  за исключением образовательных  учреждений системы образования,  осуществляют свою деятельность  на платной основе. Низкий уровень  доходов большинства граждан  значительно снижает доступность  указанного вида образования.

Информация о работе Управление образовательными системами