Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:49, курсовая работа
Управление системами образования – одна из самых актуальных проблем данной сферы, так имеет прямое отношение к качеству и эффективности деятельности образовательных учреждений. История развития национальных систем образования свидетельствует о том, что конкретная организация, формы и методы управления образованием во многом зависят от особенностей политических, экономических и культурных традиций общества, от специфики государственного устройства и права.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Исторический анализ развития образовательной системы в России……….4
2. Перспективы развития образовательной системы в России и проблемы поиска "своего" пути ……………………………………………………………11
а) Проблемы и перспективы развития образования в России………………...11
б) Федеральная программа развития образования…………………………….19
в) Характеристика свойств современного образования в России……………23
3. Управление образованием в России ………………………………...………28
а) Органы управления образованием в Российской Федерации……………...28
б) Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений………………………………………………………………………30
4. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием……………………………………………………………………..37
Литература……………………………………………………………………….45
Важнейшей проблемой является
восстановление единства
Актуальной проблемой остается устранение неодинаковой, вследствие
17
социально-экономических
условий, мобильности
Большая часть трудоспособной
молодежи не обучается в
Складывающаяся ситуация ведет
к росту детской
Значимость для государства научной деятельности, ведущейся в образовательных учреждениях, предопределена не только непосредственной заинтересованностью в использовании новых научных результатов в тех или иных отраслях экономики, но и тем, что без участия в научно-исследовательской работе субъектов образовательного процесса не может осуществляться подготовка специалистов, а также научно-педагогических работников и повышение их квалификации. Доля ежегодных бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование научной деятельности высших учебных заведений, за последние пять лет сократилась в несколько раз и более чем в 30 раз в сопоставимых ценах по сравнению с 1990 годом. Принцип многоуровневого финансирования (единый заказ-наряд - программы - гранты), разумный при наличии необходимых средств, но
18
реализуемый
в кризисный для развития
уменьшении бюджетных ассигнований, отрицательно сказался на социальном статусе научных работников и не отвечает потребностям практики. Научные работники фактически стали членами временных творческих коллективов, финансируемых без учета реально сложившихся научных направлений и школ.
Все более замкнутый характер
приобретает процесс
Ухудшается взаимодействие
б) Федеральная программа развития образования
Существенно улучшить положение дел в области образования призвана разработанная Федеральная программа развития образования, которая в настоящее время является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования. Данная Федеральная программа развития образования утверждена Федеральным законом, который был принят 10 апреля 2000 года (N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования").
Федеральная программа
19
образования
и определяет стратегию
образования и меры ее реализации.
Основные цели и задачи
Сроки реализации Программы - 2000-2005 годы.
Главная цель Программы - развитие
системы образования в
Основные мероприятия (задания) Федеральной программы:
обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;
создание нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства;
формирование и реализация экономических механизмов развития системы образования;
разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;
20
реализация мер,
обеспечивающих функционирование системы
образования в период формирования
новых социально-экономических
введение и
реализация преемственных государственных
образовательных стандартов и соответствующих
им примерных образовательных
разработка содержания образования, соответствующего современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;
развитие, разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;
развитие научно-
совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
обеспечение контроля качества образования;
развитие системы подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений и научно-педагогических работников;
совершенствование
системы государственной
разработка комплекса мер по государственной и социальной поддержке работников системы образования и всех категорий обучающихся и воспитанников;
выполнение комплекса приоритетных фундаментальных, прикладных
21
исследований и разработок по проблемам образования, реализация
инновационных проектов и программ;
разработка концепции и создание условий для введения новой структуры общего образования на основе проведения полномасштабного педагогического эксперимента;
совершенствование системы непрерывного образования;
организация подготовки и издания учебной, научной и методической литературы;
организация централизованного обеспечения фондов библиотек системы образования за счет средств бюджетов всех уровней;
организация производства учебного и научного оборудования, приборов и средств обучения различного назначения;
развитие материально-
развитие полноправного
партнерства российской системы
образования с системами
участие в формировании единого образовательного пространства государств - участников Содружества Независимых Государств.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются сохранение и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства.
Программа реализуется в 2000-
22
Этапы реализации Программы:
1) 2000-2001 годы - намечено осуществить
комплекс мер по сохранению
и поддержанию системы
2) 2002-2005 годы - предполагается перейти к устойчивому эволюционному развитию системы образования, удовлетворяющей интересам и потребностям личности, общества и государства.
Важнейшим моментом созданной
системы образования является
установление в Российской
в) Характеристика свойств современного образования в России
Современное образование
будет развиваться по разным направлениям,
и оно характеризуется
гуманизация;
гуманитаризация;
23
дифференциация;
диверсификация;
стандартизация;
многовариантность;
многоуровневость;
фундаментализация;
компьютеризация;
информатизация;
индивидуализация;
непрерывность.
Гуманизация образования - это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.
Гуманитаризация - это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.
Дифференциация - это ориентация образовательных учреждений на
24
достижения
учащихся или студентов при
учете, удовлетворении и