Управление образовательными системами

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Управление системами образования – одна из самых актуальных проблем данной сферы, так имеет прямое отношение к качеству и эффективности деятельности образовательных учреждений. История развития национальных систем образования свидетельствует о том, что конкретная организация, формы и методы управления образованием во многом зависят от особенностей политических, экономических и культурных традиций общества, от специфики государственного устройства и права.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Исторический анализ развития образовательной системы в России……….4

2. Перспективы развития образовательной системы в России и проблемы поиска "своего" пути ……………………………………………………………11

а) Проблемы и перспективы развития образования в России………………...11

б) Федеральная программа развития образования…………………………….19
в) Характеристика свойств современного образования в России……………23
3. Управление образованием в России ………………………………...………28

а) Органы управления образованием в Российской Федерации……………...28
б) Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений………………………………………………………………………30
4. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием……………………………………………………………………..37

Литература……………………………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

психология и педагогика 50.docx

— 55.44 Кб (Скачать)

       Важнейшей проблемой является  восстановление единства систем  обучения и воспитания, тем более  что особенностью российской  системы образования всегда являлось  единство обучения и воспитания, достигаемое за счет реализации  в школах программ дополнительного  образования, функционирования детских  и юношеских общественных организаций,  удовлетворяющих естественную тягу  молодых людей к общению, деятельности  по интересам. Судьба подрастающего  поколения в значительной мере  зависит от восстановления и  устойчивого функционирования системы  воспитания, определяющей нравственные  ориентиры, дающей прочную духовную  опору на подлинные, а не  мнимые жизненные ценности, формирующей  гражданственность и патриотизм.

      Актуальной проблемой остается  устранение неодинаковой, вследствие

17

 социально-экономических  условий, мобильности обучающихся  и выравнивание возможностей доступа представителей различных групп населения к качественному образованию всех уровней в выбранных образовательных учреждениях.

      Большая часть трудоспособной  молодежи не обучается в учреждениях  профессионального образования,  что ведет к снижению профессионального  уровня трудовых ресурсов. По  общим показателям доступа молодежи  к профессиональному образованию  и получению такого образования  Россия существенно отстает от  многих стран мира. Более того, в последние годы обозначилась  тенденция снижения уровня образования  всего населения.

      Складывающаяся ситуация ведет  к росту детской безнадзорности, а также преступности среди  молодежи, темпы роста которой  за последние годы увеличились  в 15 раз по сравнению с преступностью  среди взрослых. Более одной трети  преступлений среди молодежи  совершается детьми в возрасте  от 13 до 15 лет.

      Значимость для государства научной деятельности, ведущейся в образовательных учреждениях, предопределена не только непосредственной заинтересованностью в использовании новых научных результатов в тех или иных отраслях экономики, но и тем, что без участия в научно-исследовательской работе субъектов образовательного процесса не может осуществляться подготовка специалистов, а также научно-педагогических работников и повышение их квалификации. Доля ежегодных бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование научной деятельности высших учебных заведений, за последние пять лет сократилась в несколько раз и более чем в 30 раз в сопоставимых ценах по сравнению с 1990 годом. Принцип многоуровневого финансирования (единый заказ-наряд - программы - гранты), разумный при наличии необходимых средств, но

18

 реализуемый  в кризисный для развития экономики  период при значительном

 уменьшении бюджетных ассигнований, отрицательно сказался на социальном статусе научных работников и не отвечает потребностям практики. Научные работники фактически стали членами временных творческих коллективов, финансируемых без учета реально сложившихся научных направлений и школ.

       Все более замкнутый характер  приобретает процесс подготовки  кадров высшей квалификации, который  вследствие отсутствия необходимых  средств вынужденно ограничивается  рамками региональных научных  школ, которые не всегда и не  по всем направлениям могут  обеспечить должный уровень научной  подготовки таких кадров.

      Ухудшается взаимодействие высших  учебных заведений с организациями  промышленности, опытными и экспериментальными  базами, что ведет к снижению  качества учебного процесса, прежде  всего свертыванию энергоемких  лабораторных работ и практической  подготовки будущих специалистов.

б) Федеральная  программа развития образования

Существенно улучшить положение дел в области образования призвана разработанная Федеральная программа развития образования, которая в настоящее время является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования. Данная Федеральная программа развития образования утверждена Федеральным законом, который был принят 10 апреля 2000 года (N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования").

      Федеральная программа развития  образования является организационной  основой государственной политики  Российской Федерации в области

19

 образования  и определяет стратегию приоритетного  развития системы

 образования  и меры ее реализации.

      Основные цели и задачи Программы  развиваются соответствующими региональными  программами, которые учитывают  национально-культурные, социально-экономические,  экологические, культурные, демографические  и другие особенности конкретного  региона и направлены на решение  вопросов, отнесенных законодательством  Российской Федерации в области  образования к ведению субъектов  Российской Федерации.

      Сроки реализации Программы - 2000-2005 годы.

      Главная цель Программы - развитие  системы образования в интересах  формирования гармонично развитой, социально активной, творческой  личности и в качестве одного  из факторов экономического и  социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.

Основные мероприятия (задания) Федеральной программы:

обеспечение условий  для реализации равных прав граждан  на образование всех уровней и  ступеней;

создание нормативной  правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и  развитие системы образования в  интересах личности, общества и государства;

формирование  и реализация экономических механизмов развития системы образования;

разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения  системы образования;

20

реализация мер, обеспечивающих функционирование системы  образования в период формирования новых социально-экономических условий  жизни общества;

введение и  реализация преемственных государственных  образовательных стандартов и соответствующих  им примерных образовательных программ различных уровней и направлений  образования;

разработка содержания образования, соответствующего современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;

развитие, разработка и реализация информационных образовательных  технологий и методов обучения, в  том числе дистанционных;

развитие научно-исследовательской  и научно-технической деятельности организаций системы образования, интеграция науки и образования;

совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных  учреждений;

обеспечение контроля качества образования;

развитие системы  подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений и научно-педагогических работников;

совершенствование системы государственной аттестации научных и научно-педагогических работников и деятельности Высшей аттестационной комиссии Министерства образования  Российской Федерации;

разработка комплекса  мер по государственной и социальной поддержке работников системы образования  и всех категорий обучающихся  и воспитанников;

выполнение комплекса  приоритетных фундаментальных, прикладных

21

 исследований  и разработок по проблемам  образования, реализация

 инновационных  проектов и программ;

разработка концепции  и создание условий для введения новой структуры общего образования  на основе проведения полномасштабного педагогического эксперимента;

совершенствование системы непрерывного образования;

организация подготовки и издания учебной, научной и  методической литературы;

организация централизованного  обеспечения фондов библиотек системы образования за счет средств бюджетов всех уровней;

организация производства учебного и научного оборудования, приборов и средств обучения различного назначения;

развитие материально-технической  базы, энергосберегающих технологий;

развитие полноправного  партнерства российской системы  образования с системами образования  иностранных государств;

участие в формировании единого образовательного пространства государств - участников Содружества  Независимых Государств.

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются сохранение и развитие системы образования  в интересах личности, общества и  государства.

      Программа реализуется в 2000-2005 годах и предусматривает обеспечение  нормального функционирования и  устойчивого развития системы  образования. 

22

      Этапы реализации Программы:

      1) 2000-2001 годы - намечено осуществить  комплекс мер по сохранению  и поддержанию системы образования  и подготовить условия для  ее последующего развития. Важнейшими  направлениями реализации Программы  в указанные годы являются  предотвращение кризисных процессов  в системе образования, принятие  неотложных мер по нормализации  работы образовательных учреждений  независимо от их форм, типов  и видов, системы образования  в целом, совершенствование нормативной  правовой и статистической базы  в области образования, реструктуризация  системы подготовки специалистов;

      2) 2002-2005 годы - предполагается перейти  к устойчивому эволюционному  развитию системы образования,  удовлетворяющей интересам и  потребностям личности, общества  и государства. 

       Важнейшим моментом созданной  системы образования является  установление в Российской Федерации  государственного образовательного  стандарта, включающего федеральный  и национально-региональный компоненты. Эта двухкомпонентная система  создала благоприятные условия  не только для сохранения единого  образовательного пространства  России и эквивалентности дипломов, но и для учета национальных  особенностей в образовательных  программах.

в) Характеристика свойств современного образования  в России

Современное образование  будет развиваться по разным направлениям, и оно характеризуется следующими свойствами:

гуманизация;

гуманитаризация;

23

дифференциация;

диверсификация;

стандартизация;

многовариантность;

многоуровневость;

фундаментализация;

компьютеризация;

информатизация;

индивидуализация;

непрерывность.

Гуманизация образования - это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

      Гуманитаризация - это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.

      Дифференциация - это ориентация  образовательных учреждений на

24

 достижения  учащихся или студентов при  учете, удовлетворении и развитии  интересов, склонностей и способностей  всех участников образовательного  процесса. Дифференциация может  воплощаться на практике разными  способами, например, через группировку  учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин  на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений  на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т.д.

Информация о работе Управление образовательными системами