Управление образовательными системами

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Управление системами образования – одна из самых актуальных проблем данной сферы, так имеет прямое отношение к качеству и эффективности деятельности образовательных учреждений. История развития национальных систем образования свидетельствует о том, что конкретная организация, формы и методы управления образованием во многом зависят от особенностей политических, экономических и культурных традиций общества, от специфики государственного устройства и права.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Исторический анализ развития образовательной системы в России……….4

2. Перспективы развития образовательной системы в России и проблемы поиска "своего" пути ……………………………………………………………11

а) Проблемы и перспективы развития образования в России………………...11

б) Федеральная программа развития образования…………………………….19
в) Характеристика свойств современного образования в России……………23
3. Управление образованием в России ………………………………...………28

а) Органы управления образованием в Российской Федерации……………...28
б) Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений………………………………………………………………………30
4. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием……………………………………………………………………..37

Литература……………………………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

психология и педагогика 50.docx

— 55.44 Кб (Скачать)

      Диверсификация - это широкое многообразие  учебных заведений, образовательных  программ и органов управления.

      Стандартизация - это ориентация  образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта - набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

      Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, в группе, индивидуально, с помощью компьютера и т.д.) и др.

      Многоуровневость - это организация многоэтапного образовательного

25

 процесса, обеспечивающего  возможность достижения на каждом  этапе образования того уровня  образованности, который соответствует  возможностям и интересам человека. Каждый уровень - это период, который  имеет свои цели, сроки обучения  и свои характерные особенности.  Момент завершения обучения на  каждом этапе является качественной  завершенностью образования. Например, многоуровневая система высшего  образования ориентирована на  три уровня: первый - общее высшее  образование (2 года), второй уровень  - базовое высшее образование  - бакалавриат ( 2 года высшего образования + 2 года), третий уровень - полное высшее образование - магистратура (4 года бакалавриата + 2 года магистратуры).

      Фундаментализация - усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.

      Информатизация образования связана  с широким и все более масштабным  использованием вычислительной  техники и информационных технологий  в процессе обучения человека. Информатизация образования получила  наибольшее распространение во  всем мире именно в последнее  десятилетие - в связи с доступностью  для системы образования и  относительной простотой в использовании  разных видов современной аудио-, видеотехники и компьютеров.

      Индивидуализация - это учет и  развитие индивидуальных особенностей  учащихся и студентов во всех  формах взаимодействия с ними  в процессе обучения и воспитания.

      Непрерывность означает не образование,  полученное раз и навсегда, на

26

 всю жизнь,  а процесс постоянного образования-самообразования  человека в течение всей жизнедеятельности  в связи с быстро меняющимися  условиями жизни в современном  обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

27

3. Управление образованием  в России.

а) Органы управления образованием в Российской Федерации 

б) Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных  учреждений  

а) Органы управления образованием в Российской Федерации

В соответствии с Законом "Об образовании" в  Российской Федерации создаются  и действуют следующие государственные  органы управления образованием:

Федеральные (центральные) государственные органы управления образованием (См. также Положение о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 258)

Федеральные ведомственные  органы управления образованием;

Государственные органы управления образованием субъектов  Российской Федерации.

Государственные органы управления образованием создаются  решением соответствующего органа исполнительной власти по согласованию с соответствующим  законодательным (представительным) органом  государственной власти.

      Местные (муниципальные) органы  управления образованием могут  создаваться по решению соответствующих  органов местного самоуправления.

       Необходимо отметить, что деятельность  органов управления образованием  направлена на обеспечение Федеральной  программы развития

28

 образования,  государственных образовательных  стандартов и функционирования  системы образования на уровне  государственных нормативов.

      К компетенции государственных  органов управления образованием  в обязательном порядке относятся:

      1) разработка и реализация целевых  федеральных и международных  программ в области образования;

      2) разработка государственных образовательных  стандартов и установление эквивалентности  документов об образовании;

      3) государственная аккредитация  образовательных учреждений, содействие  их общественной аккредитации;

      4) установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов и требований к образовательным цензам данных педагогических работников;

      5) формирование структуры системы  образования; разработка перечней  профессий и специальностей, по  которым ведутся профессиональная  подготовка и профессиональное  образование;

      6) прямое финансирование деятельности  учрежденных ими образовательных  учреждений;

      7) создание государственных фондов  стабилизации и развития системы  образования;

      8) разработка государственных нормативов  финансирования образовательных  учреждений, а также материально-технической  обеспеченности и оснащенности  образовательного процесса;

29

      9) прогнозирование развития сети  образовательных учреждений, подготовка  предложений по выделению из  федерального бюджета целевых  субвенций на нужды развития  образования в регионах;

      10) контроль исполнения законодательства  Российской Федерации в области  образования, государственных образовательных  стандартов, бюджетной и финансовой  дисциплины в системе образования.

      Законом определяется, что органам  управления образованием подконтрольны  подведомственные им образовательные  учреждения. В случае нарушения  образовательным учреждением законодательства  Российской Федерации в области  образования и (или) своего  устава государственные органы  управления образованием вправе  своим предписанием приостановить  в этой части деятельность  образовательного учреждения до  решения суда.

б) Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательных  учреждений

Органы управления образованием осуществляют процессы лицензирования, аккредитации и аттестации образовательных  учреждений.

      Право на ведение образовательной  деятельности и льготы, установленные  законодательством Российской Федерации,  возникают у образовательного  учреждения с момента выдачи  ему лицензии (разрешения).

      Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, на основании заключения экспертной комиссии. Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям религиозных организаций (объединений) выдаются по представлению руководства

30

 соответствующей  конфессии.

      Экспертная комиссия создается  государственным органом управления  образованием или органом местного  самоуправления, наделенным соответствующими  полномочиями законодательством  субъекта Российской Федерации,  по заявлению учредителя и  проводит свою работу в месячный  срок. В экспертную комиссию на  паритетных началах входят представители  государственного органа управления  образованием, соответствующего органа  местного самоуправления и (или)  местного (муниципального) органа управления  образованием, действующих образовательных  учреждений, общественности.

      Предметом и содержанием экспертизы  является установление соответствия  условий осуществления образовательного  процесса, предлагаемых образовательным  учреждением, государственным и  местным требованиям в части  строительных норм и правил, санитарных  и гигиенических норм, охраны  здоровья обучающихся, воспитанников  и работников образовательных  учреждений, оборудования учебных  помещений, оснащенности учебного  процесса, образовательного ценза  педагогических работников и  укомплектованности штатов. Содержание, организация и методики образовательного  процесса предметом экспертизы  не являются.

      Требования экспертизы не могут  превышать среднестатистических  показателей для территории, на  которой зарегистрировано образовательное  учреждение. Затраты на проведение  экспертизы оплачиваются учредителем.  В лицензии, выдаваемой образовательному  учреждению, фиксируются контрольные  нормативы, предельная численность  контингента обучающихся, воспитанников  и срок действия этой лицензии. 

31

      Отрицательное заключение по  результатам экспертизы и основанный  на нем отказ в выдаче лицензии  образовательному учреждению могут  быть обжалованы учредителем  в суде.

      Контроль за соблюдением образовательным учреждением независимо от его организационно-правовой формы предусмотренных лицензией условий обеспечивает государственный орган управления образованием или орган местного самоуправления, выдавший лицензию. В случае нарушения этих условий лицензия подлежит изъятию.

      Возобновление лицензии осуществляется  в том же порядке, что и  ее получение.

      Права образовательного учреждения  на выдачу своим выпускникам  документа государственного образца  о соответствующем уровне образования,  на пользование печатью с изображением  Государственного герба Российской  Федерации, а также право общеобразовательного  учреждения на включение в  схему централизованного государственного  финансирования возникают с момента  их государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством  о государственной аккредитации.

      Свидетельство о государственной  аккредитации образовательного  учреждения подтверждает его  государственный статус, уровень  реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества  подготовки выпускников требованиям  государственных образовательных  стандартов, а также право на  выдачу выпускникам документов  государственного образца о соответствующем  уровне образования.

      Свидетельство о государственной  аккредитации, выдаваемое дошкольным  образовательным учреждениям и  учреждениям дополнительного образования  детей, подтверждает государственный  статус соответствующего образовательного  учреждения, уровень реализуемых  им

32

 образовательных  программ, категорию этого образовательного  учреждения.

      Государственная аккредитация образовательных  учреждений проводится федеральными  и ведомственными государственными  органами управления образованием  или по их доверенности иными  государственными органами управления  образованием на основании заявления  образовательного учреждения и  заключения по его аттестации.

Информация о работе Управление образовательными системами