Управление образовательными системами

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Управление системами образования – одна из самых актуальных проблем данной сферы, так имеет прямое отношение к качеству и эффективности деятельности образовательных учреждений. История развития национальных систем образования свидетельствует о том, что конкретная организация, формы и методы управления образованием во многом зависят от особенностей политических, экономических и культурных традиций общества, от специфики государственного устройства и права.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Исторический анализ развития образовательной системы в России……….4

2. Перспективы развития образовательной системы в России и проблемы поиска "своего" пути ……………………………………………………………11

а) Проблемы и перспективы развития образования в России………………...11

б) Федеральная программа развития образования…………………………….19
в) Характеристика свойств современного образования в России……………23
3. Управление образованием в России ………………………………...………28

а) Органы управления образованием в Российской Федерации……………...28
б) Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений………………………………………………………………………30
4. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием……………………………………………………………………..37

Литература……………………………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

психология и педагогика 50.docx

— 55.44 Кб (Скачать)

      Государственная аккредитация высшего  учебного заведения осуществляется  на основе аттестации в порядке,  установленном Правительством Российской  Федерации.

      Свидетельство о государственной  аккредитации устанавливает (подтверждает  на очередной срок) статус высшего  учебного заведения, перечень  направлений подготовки (специальностей), которые прошли государственную  аккредитацию и по которым  высшее учебное заведение имеет  право выдавать выпускникам документы  государственного образца о высшем  профессиональном образовании, а  также ступени высшего профессионального  образования и квалификации (степени).

      Высшие учебные заведения могут  получать общественную аккредитацию. Общественной аккредитацией является  признание уровня деятельности  высшего учебного заведения, отвечающего  критериям и требованиям соответствующих  общественных образовательных, профессиональных, научных и промышленных организаций.  Общественная аккредитация не  влечет за собой финансовых  или иных обязательств со стороны  государства.

      Аттестация образовательного учреждения  проводится по его заявлению  государственной аттестационной  службой либо по ее поручению  или по ее доверенности органами  государственной власти, органами  управления образованием и органами  местного самоуправления с привлечением  ведущих

33

 образовательных  учреждений, общественности. Аттестация  проводится один раз в пять  лет, если иное не предусмотрено  законом. Затраты на проведение  аттестации оплачиваются образовательным  учреждением.

      Целью и содержанием аттестации  является установление соответствия  содержания, уровня и качества  подготовки выпускников образовательного  учреждения требованиям государственных  образовательных стандартов. Условием  аттестации образовательного учреждения  являются положительные результаты  итоговой аттестации не менее  чем половины его выпускников  в течение трех последовательных  лет.

      Первая аттестация вновь созданного  образовательного учреждения может  проводиться по его заявлению  после первого выпуска обучавшихся,  но не ранее чем через три  года после получения лицензии  при условии положительных результатов  итоговой аттестации не менее  чем половины его выпускников.

      Первая аттестация вновь создаваемых  образовательных учреждений начального  общего, основного общего и среднего (полного) общего образования  может проводиться поэтапно по  ступеням образования - начальное  общее, основное общее, среднее  (полное) общее.

      Аттестационное заключение государственной  аттестационной службы может  быть обжаловано в суд только  в части процедуры аттестации. Образовательное учреждение вправе  потребовать повторной аттестации  не ранее чем через 12 месяцев  с момента отказа ему в государственной  аккредитации.

      Аттестация дошкольных образовательных  учреждений, образовательных учреждений  для детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей (законных  представителей), специальных (коррекционных)  образовательных учреждений для  обучающихся, воспитанников с  отклонениями в развитии,

34

 учреждений  дополнительного образования, а  также вновь созданных экспериментальных  образовательных учреждений проводится  соответствующим государственным  органом управления образованием  в порядке, предусмотренном типовыми  положениями об этих образовательных  учреждениях.

      Аттестация высшего учебного  заведения проводится государственной  аттестационной службой по заявлению  высшего учебного заведения или  по инициативе федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным  образованием, федеральных органов  исполнительной власти, органов  местного самоуправления, в ведении  которых находится высшее учебное  заведение.

      Целью и содержанием аттестации  высшего учебного заведения является  установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки  выпускников высшего учебного  заведения требованиям государственных  образовательных стандартов высшего  профессионального образования  по направлениям подготовки (специальностям).

      Критерии аттестации, порядок функционирования  государственной аттестационной  службы определяются Правительством  Российской Федерации.

      Образовательное учреждение может  быть лишено государственной  аккредитации по результатам  аттестации.

      Филиалы (отделения) образовательных  учреждений проходят регистрацию  по фактическому адресу, лицензирование, аттестацию и государственную  аккредитацию в общем порядке,  установленном для образовательных  учреждений настоящим Законом.

      Образовательные учреждения могут  получать общественную

35

аккредитацию  в различных российских, иностранных и международных

 общественных  образовательных, научных и промышленных  структурах. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства со стороны государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

36

4. Проблемы создания  государственно-общественной  системы управления  образованием.

Одна из отличительных  особенностей современной системы  образования - переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования.

      В соответствии с Федеральной  программой планируется разработать  механизмы совершенствования взаимодействия  и координации деятельности органов  государственной власти Российской  Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органов местного самоуправления, объединений системы образования  и общественных организаций по  развитию системы образования  как единого комплекса.

Эта задача обусловлена  наличием проблем в управлении образовательной  системой в РФ. К их числу можно  отнести:

разрозненность  совместной деятельности общества, системы  образования и средств массовой информации по созданию и распространению  образовательных, воспитательных, научно-просветительных  программ, передач и других материалов;

несовершенство  форм и недостаточная активизации участия профессиональных объединений и ассоциаций образовательных учреждений, педагогических и научных работников, родителей (законных представителей) и общественных организаций в реализации государственной политики в области образования;

практическое  отсутствие форм и методов развития самоуправления обучающихся;

37

неразвитость  правовых основ взаимоотношений  исполнителей образовательных услуг, обучающихся и их родителей (законных представителей).

Несмотря на наличие проблем, необходимо отметить, что для современного состояния  управления системой образования характерен процесс децентрализации. Он состоит  в том, что федеральные органы разрабатывают стратегические направления  развития, а региональные и местные  органы решают конкретные организационные, финансовые, кадровые, материальные проблемы.

      Наряду с государственными создаются общественные органы управления системой образования. Они состоят из представителей учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Важнейшим признаком общественного характера управления системой образования, кроме создания коллегиальных органов управления, являются разгосударствление (создание негосударственных учебных заведений) и диверсификация (одновременное развитие различных типов учебных заведений) образовательных учреждений. В управлении образованием на современном этапе предполагается гибкое сочетание усилий педагогического сообщества, коллектива учебных заведений, родителей, общественных объединений учащихся и студентов.

      Одним из коллективных органов  управления является совет школы,  деятельность которого определяется  Временным положением о государственных  общественных учебных заведениях  в РФ.

      Общешкольный совет в полном  составе собирается один-два раза  в год и решает стратегические  вопросы: основные направления  развития, пути повышения качества  учебно-воспитательного процесса, определяют  язык обучения и т.п. В течение  года основную работу ведут  комиссии (сектора),

38

 создаваемые  советом школы. Они собираются  раз в четверть, заслушивают ответственных  за определенный участок деятельности, намечают пути реализации принятых  решений. Оперативное руководство  школой ведет президиум совета, в который входят руководители  комиссий и члены администрации.  Такая организация деятельности  совета школы превращает его  в действенный институт управления.

Кроме этого  нового органа государственно-общественного  управления появились и другие:

Попечительский  совет;

Орган разработки стратегического развития школы;

Совет учредителей;

Инновационный совет;

Экспертный совет;

Приемная комиссия (отборочная);

Научно-методический совет;

Совет лицеистов;

Совет гимназистов;

Школьный парламент  и др.

Состав этих органов в разных образовательных  учреждениях неодинаков и масштаб  их деятельности, а также степень  участия членов и органов образовательного учреждения. К целям органов общественного  самоуправления можно отнести реализацию образовательных потребностей и  интересов учащихся, их родителей  и педагогов.

39

А содержанием  деятельности общественных органов  будут:

законотворческая  деятельность (разработка, принятие и  реализация "законов" и локальных  актов, регламентирующих работу школы);

совершенствование образовательного процесса (выявление  резервов улучшения работы школы, выработка  предложений по их реализации, принятие и использование механизмов стимулирования общественной деятельности школьных работников, учащихся и их родителей) и др.;

привлечение в  помощь школе сил и средств  юридических и физических лиц;

гармонизация  и гуманизация взаимоотношений участников образовательного процесса;

представление и защита интересов школы;

соуправленческая деятельность, выявление и обмен мнениями участников образовательного процесса, организация их участия в выработке и принятии управленческих решений.

В числе методов  управленческой деятельности общественных органов управления можно отметить:

общественное  поручение;

общественное  мнение;

просьбу;

предложение;

самоотчет;

позитивное стимулирование;

авансированное  доверие;

40

личный пример;

общественное  поручение;

экспертизу проектов школьных "законов" и локальных  правовых актов и др.

Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством  Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении высшего  профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом  высшего учебного заведения на принципах  сочетания единоначалия и коллегиальности.

Информация о работе Управление образовательными системами