Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:49, курсовая работа
Управление системами образования – одна из самых актуальных проблем данной сферы, так имеет прямое отношение к качеству и эффективности деятельности образовательных учреждений. История развития национальных систем образования свидетельствует о том, что конкретная организация, формы и методы управления образованием во многом зависят от особенностей политических, экономических и культурных традиций общества, от специфики государственного устройства и права.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Исторический анализ развития образовательной системы в России……….4
2. Перспективы развития образовательной системы в России и проблемы поиска "своего" пути ……………………………………………………………11
а) Проблемы и перспективы развития образования в России………………...11
б) Федеральная программа развития образования…………………………….19
в) Характеристика свойств современного образования в России……………23
3. Управление образованием в России ………………………………...………28
а) Органы управления образованием в Российской Федерации……………...28
б) Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений………………………………………………………………………30
4. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием……………………………………………………………………..37
Литература……………………………………………………………………….45
Государственная аккредитация
Свидетельство о
Высшие учебные заведения
Аттестация образовательного
33
образовательных
учреждений, общественности. Аттестация
проводится один раз в пять
лет, если иное не
Целью и содержанием
Первая аттестация вновь
Первая аттестация вновь
Аттестационное заключение
Аттестация дошкольных
34
учреждений
дополнительного образования,
Аттестация высшего учебного
заведения проводится
Целью и содержанием
Критерии аттестации, порядок функционирования
государственной
Образовательное учреждение
Филиалы (отделения)
Образовательные учреждения
35
аккредитацию в различных российских, иностранных и международных
общественных
образовательных, научных и
36
4. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием.
Одна из отличительных особенностей современной системы образования - переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования.
В соответствии с Федеральной
программой планируется
Эта задача обусловлена наличием проблем в управлении образовательной системой в РФ. К их числу можно отнести:
разрозненность совместной деятельности общества, системы образования и средств массовой информации по созданию и распространению образовательных, воспитательных, научно-просветительных программ, передач и других материалов;
несовершенство форм и недостаточная активизации участия профессиональных объединений и ассоциаций образовательных учреждений, педагогических и научных работников, родителей (законных представителей) и общественных организаций в реализации государственной политики в области образования;
практическое отсутствие форм и методов развития самоуправления обучающихся;
37
неразвитость правовых основ взаимоотношений исполнителей образовательных услуг, обучающихся и их родителей (законных представителей).
Несмотря на наличие проблем, необходимо отметить, что для современного состояния управления системой образования характерен процесс децентрализации. Он состоит в том, что федеральные органы разрабатывают стратегические направления развития, а региональные и местные органы решают конкретные организационные, финансовые, кадровые, материальные проблемы.
Наряду с государственными создаются общественные органы управления системой образования. Они состоят из представителей учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Важнейшим признаком общественного характера управления системой образования, кроме создания коллегиальных органов управления, являются разгосударствление (создание негосударственных учебных заведений) и диверсификация (одновременное развитие различных типов учебных заведений) образовательных учреждений. В управлении образованием на современном этапе предполагается гибкое сочетание усилий педагогического сообщества, коллектива учебных заведений, родителей, общественных объединений учащихся и студентов.
Одним из коллективных органов
управления является совет
Общешкольный совет в полном
составе собирается один-два
38
создаваемые
советом школы. Они собираются
раз в четверть, заслушивают ответственных
за определенный участок
Кроме этого нового органа государственно-общественного управления появились и другие:
Попечительский совет;
Орган разработки стратегического развития школы;
Совет учредителей;
Инновационный совет;
Экспертный совет;
Приемная комиссия (отборочная);
Научно-методический совет;
Совет лицеистов;
Совет гимназистов;
Школьный парламент и др.
Состав этих органов в разных образовательных учреждениях неодинаков и масштаб их деятельности, а также степень участия членов и органов образовательного учреждения. К целям органов общественного самоуправления можно отнести реализацию образовательных потребностей и интересов учащихся, их родителей и педагогов.
39
А содержанием деятельности общественных органов будут:
законотворческая деятельность (разработка, принятие и реализация "законов" и локальных актов, регламентирующих работу школы);
совершенствование образовательного процесса (выявление резервов улучшения работы школы, выработка предложений по их реализации, принятие и использование механизмов стимулирования общественной деятельности школьных работников, учащихся и их родителей) и др.;
привлечение в помощь школе сил и средств юридических и физических лиц;
гармонизация и гуманизация взаимоотношений участников образовательного процесса;
представление и защита интересов школы;
соуправленческая деятельность, выявление и обмен мнениями участников образовательного процесса, организация их участия в выработке и принятии управленческих решений.
В числе методов управленческой деятельности общественных органов управления можно отметить:
общественное поручение;
общественное мнение;
просьбу;
предложение;
самоотчет;
позитивное стимулирование;
авансированное доверие;
40
личный пример;
общественное поручение;
экспертизу проектов школьных "законов" и локальных правовых актов и др.
Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом высшего учебного заведения на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.