Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:49, курсовая работа
Управление системами образования – одна из самых актуальных проблем данной сферы, так имеет прямое отношение к качеству и эффективности деятельности образовательных учреждений. История развития национальных систем образования свидетельствует о том, что конкретная организация, формы и методы управления образованием во многом зависят от особенностей политических, экономических и культурных традиций общества, от специфики государственного устройства и права.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Исторический анализ развития образовательной системы в России……….4
2. Перспективы развития образовательной системы в России и проблемы поиска "своего" пути ……………………………………………………………11
а) Проблемы и перспективы развития образования в России………………...11
б) Федеральная программа развития образования…………………………….19
в) Характеристика свойств современного образования в России……………23
3. Управление образованием в России ………………………………...………28
а) Органы управления образованием в Российской Федерации……………...28
б) Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений………………………………………………………………………30
4. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием……………………………………………………………………..37
Литература……………………………………………………………………….45
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Исторический
анализ развития
2. Перспективы
развития образовательной
а) Проблемы и перспективы развития образования в России………………...11
б) Федеральная программа развития образования…………………………….19
в) Характеристика свойств современного образования в России……………23
3. Управление
образованием в России ……………………
а) Органы управления образованием в Российской Федерации……………...28
б) Лицензирование,
аттестация и аккредитация образовательных
учреждений……………………………………………………
4. Проблемы создания
государственно-общественной
Литература……………………………………………………
1
Введение.
Управление системами образования – одна из самых актуальных проблем данной сферы, так имеет прямое отношение к качеству и эффективности деятельности образовательных учреждений. История развития национальных систем образования свидетельствует о том, что конкретная организация, формы и методы управления образованием во многом зависят от особенностей политических, экономических и культурных традиций общества, от специфики государственного устройства и права. Несмотря на существующее множество национальных систем образования, в области управления образованием в зависимости от того, как распределены полномочия принимать решения, исторически сформировались две модели: централизованная и децентрализованная.
Централизованная модель управления системой образования предполагает концентрацию прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне управления. Такая централизованная модель управления (с некоторой передачей полномочий от центра местным властям) характерна для Италии, Испании, Греции, Португалии, Люксембурга, Франции и СССР.
Децентрализованная
модель управления образованием предполагает
передачу или делегирование
2
маркетизация. Региональная модель управления характерна для Австрии,
Германии, Бельгии.
Местный контроль в управлении
системой образования
3
1. Исторический анализ развития образовательной системы в России.
С 1991 года образовательная система России стоит на путях эволюционного развития имеющей главной целью - развитие интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны. Основы были заложены в Государственной программе развития образования в России, разрабатываемой с 1992 года.
Концептуальный уровень в
- повысить образовательный
- обеспечить широту и качество
образования, повышающего
Были сформулированы шесть принципов, которыми следовало руководствоваться при движении к намеченным целям:
принцип саморазвития
- децентрализация и
принцип качества - обеспечение качества образовательных программ, путем сочетания в них ценности для общества и личности;
4
принцип разнообразия - обеспечение многообразия типов высшего образования по срокам и уровням подготовки, формам обучения, выдаваемым дипломам, академическим и ученым степеням и званиям;
принцип единства - обеспечение преемственности в необходимой степени интеграции ступеней образования в рамках системы непрерывного образования;
принцип равенства - создание для всех граждан равных возможностей получения любого образования. реализация конституционных прав и свобод в области высшего образования;
принцип эффективности
- удовлетворение потребностей регионов,
республик в
Технологический
уровень Программы также
расширение масштабов образования;
диверсификация
образовательных программ высшей школы,
создание трехуровневой системы
высшего образования, предусматривающей
различные по характеру и объемам
образовательные и
фундаментализация образовательных программ как основы для подготовки специалистов широкого профиля;
построение схемы регионального управления высшего образования и функции каждого ее звена (вуза, региона, федерального центра);
создание механизма оценки вуза путем аттестации и аккредитации на базе
5
государственных образовательных стандартов (ГОС);
кардинальное расширение самостоятельности вуза в академической, хозяйственной и других сферах.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что многие из предложенных новаций были впоследствии закреплены в Законе РФ "Об образовании", вышедшем в июне 1992 г.
Данный документ и
Принятый Закон провозгласил
область образования
Закон декларировал, что под получением
гражданином (обучающимся)
Право на образование является
одним из основных и
Были определены принципы
1) гуманистический характер
2) единство федерального
6
Защита и развитие системой образования национальных культур,
региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования,
адаптивность системы
4) светский характер образования
в государственных и
5) свобода и плюрализм в
6) демократический,
В данном Законе сформулировано понятие система образования. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Центральным структурным
элементом системы образования
являются образовательные учреждения.
Образовательным учреждением
7
Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть:
государственными;
муниципальными;
негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).
В системе образования выделяются следующие типы образовательных учреждений:
1. Дошкольные: ясли, детские сады.
2. Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, гимназии, лицеи и пр.
3. Учреждения начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, университеты, академии) и послевузовского профессионального (аспирантура и докторантура, курсы, институты повышения квалификации и переподготовки) образования.
4. Специальные (коррекционные)
5. Учреждения дополнительного
6. Учреждения для детей-сирот
и детей, оставшихся без
7. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
8
С учетом потребностей
и возможностей личности используются
различные формы получения
В образовательном учреждении:
очные;
очно-заочные (вечерние);
заочные формы.
В форме семейного образования.
Самообразование.
Экстерн.
Вместе с тем,
как свидетельствует
Разработчики отечественной